Сделай Сам Свою Работу на 5

Греческая натурфилософия как способ объяснения мира.





Древней Греции мы обязаны первой в истории человечества формой существования естествознания, так называемой натурфилософии (от лат. natura – природа) или философии природы. В Древней Греции возникают первые научные сообщества (милетская школа, платоновская академия, пифагорейцы и др.) и в отличии от ряда древних цивилизаций (Египта, Вавилона, Ассирии) именно там обнаруживаются признаки науки. При этом древнегреческие мыслители были, как правило, одновременно и философами, и учеными-естествоиспытателями. Их достижения в математике, механике, астрономии навечно вошли в историю науки. Это был доклассический этап в развитии естествознания. Натурфилософия характеризовалась чисто умозрительным истолкованием природного мира, рассматриваемого в его целостности. Господство натурфилософии обусловило такие особенности древнегреческой науки, как абстрактность и отвлеченность от конкретных фактов. Каждый ученый, который одновременно являлся и философом, стремился представить все мироздание в целом, нимало не беспокоясь об отсутствии достаточного фактического материала о явлениях природы. Считалось, что философии – в ее натурфилософской форме – отведена роль «науки наук», ибо она является вместилищем всех человеческих знаний об окружающем мире, а естественные науки являются лишь ее составными частями.



Характерной чертой древнегреческой натурфилософии является космоцентризм. Понятие космоса имело для древних греков существенно иной, отличный от нынешнего понимания смысл. Само слово «космос» первоначально означало «порядок» и применялось к обозначению воинского строя или государственного устройства. Вместе с тем уже в VI-V вв. до н. э. появляется понимание космоса как вселенной, как окружающего человека мира, как природы. При этом космос представлялся древним грекам как своеобразная проекция живой природы или человеческого общества. Это означало, что образ космоса, сложившийся у древних мыслителей, наделялся либо качествами, присущими живым существам (например, рассмотрение космоса в качестве огромного человекоподобного организма), либо социальными качествами, отражавшими социальные отношения тогдашнего общества. Человек выступает как часть всеобщего космического целого.



Первый этап развития древнегреческой натурфилософии начинается с VI в. до н. э.

К этому времени завершилось формирование древнегреческих городов-государств, в которых широкое развитие получили торговля, ремесленное производство, культурная жизнь. Среди них выделяется Милет – главный город Ионийской колонии в Малой Азии, расположенный на побережье Эгейского моря. Сформировавшаяся там Милетская школа натурфилософии оставила глубокий след в истории античной культуры.

В рамках древнегреческой натурфилософии появилась мысль о том, что все предметы окружающего мира состоят из простейших начал («стихий»). К таковым чаще всего относили огонь, воду, воздух и землю. При этом утвердилась также точка зрения, что существует лишь одно-единственное первоначало, из которого все возникло и все состоит.

Древнегреческий философ Гераклит Эфесский (544-483 гг. до н.э.) предлагал, например, в качестве такого первоначала огонь. «Этот космос, – писал он, – единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру погасающим».

Подобным образом понимали основу мироздания и представители вышеупомянутой милетской школы. Ее основатель Фалес Милетский (ок. 625-547 гг. до н. э.) полагал, что началом всего существующего является вода. «Все возникает из воды и, в конце концов, обращается в воду», – учил он.

Ученик Фалеса Анаксимен (ок. 585-524 гг. до н .э.) признавал за основу всего воздух, обладающий способностью разрежаться и уплотняться. Различной степенью его разрежения и уплотнения он объяснял возникновение всех тел окружающего мира. Разрежаясь, воздух становится огнем окружающего мира, сгущаясь – облаками, водой и землей. Движение воздуха, порождающее многообразный мир, происходит вечно.



Другой ученик Фалеса Анаксимандр (610-546 гг. до н. э.) пошел несколько иным путем. Первоосновой мироздания он считал качественно неопределенное мифическое первовещество, которому он дал наименование «апейрон» (в переводе – беспредельное, неопределенное). Анаксимандр полагал, что «апейрон» первоначально представлял собой неопределенную туманную массу, находившуюся в постоянном круговом вращении, из которой в конце концов произошло все многообразие мира.

Особое место в науке древней Греции занимал Пифагор (582-500 гг. до н. э). Важной отличительной чертой миропонимания Пифагора было учение о числе как основе вселенной. «Самое мудрое в мире – число», – учил он. Считая, что мир состоит из пяти элементов (земли, огня, воздуха, воды и эфира), Пифагор увязал их с пятью видами правильных многогранников с тем или иным числом граней.

Ученики и последователи Пифагора (пифагорейцы) рассматривали всю вселенную как гармонию чисел и их отношений, приписывали определенным числам особые, мистические свойства, полагали, что, владея всеми вещами, числа могут определять и духовные, в частности, нравственные качества.

Второй этап развития древнегреческой натурфилософии охватывающий V-IV вв. до н. э. В этот период возникает новое направление – атомистика, выдающимся представителем которой был Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.). Он считал, что вся вселенная состоит из мельчайших материальных частиц – атомов и незаполненного пространства – пустоты. Атомы вечны, а потому и вся вселенная, из них состоящая, существует вечно. Атомы находятся в постоянном движении, изменяют свое положение в пространстве.

Одним из величайших ученых и философов античности был Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Он уделял особое внимание именно экспериментальному познанию действительности.

Исходя из своих представлений об отраслях знания, он впервые попытался дать классификацию наук. С точки зрения Аристотеля, следует различать науки: теоретические (где познание ведется ради него самого), практические (дающие руководящие идеи для поведения человека) и творческие (где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного). В истории науки Аристотель известен также как автор космологического учения. Космология (учение о вселенной) Аристотеля – геоцентрическое воззрение: Земля, имеющая форму шара, неподвижно пребывает в центре вселенной. Аристотель разделял мир на две области: область Земли и область Неба. Область Земли имеет в своей основе четыре элемента: землю, воду, воздух и огонь. Область Неба имеет в своей основе пятый элемент – эфир, из которого состоят небесные тела.

Третий (эллинистический) этап в древнегреческой натурфилософии простирается примерно с 330 по 30 гг. до н. э.

Одним из крупнейших ученых-математиков рассматриваемого периода был Евклид, живший в III в. до н. э. в Александрии. В своем труде «Начала» он привел в систему все математические достижения того времени. Созданный Евклидом метод аксиом лег в основу геометрии, носящей по сей день его имя.

Характерной чертой истории эллинистского периода древнегреческой натурфилософии, так же как и ее предыдущего периода, являются идеи атомистики. Последние получили свое развитие в учении Эпикура (324-270 гг. до н. э.). Эпикур разделял точку зрения Демокрита, согласно которой мир состоит из атомов и пустоты, а все существующее во вселенной возникает в результате соединения атомов в различных комбинациях. Вместе с тем он внес поправки: атомы не могут превышать известной величины, число их форм ограничено, атомы обладают тяжестью и т. д.

Эллинистский период в древнегреческой науке характеризовался также и немалыми достижениями в области механики. Первоклассным ученым-математиком и механиком этого периода был Архимед (287-212 гг. до н. э.). Он решил ряд задач по вычислению площадей поверхностей и объемов, определил значение числа π (представляющего собой отношение длины окружности к своему диаметру). Архимед ввел понятие центра тяжести и разработал методы его определения для различных тел, дал математический вывод законов рычага.

Наука Византии.

Возникшее среди простолюдинов, христианство сравнительно быстро овладело умами образованных передовых государственных деятелей. Константин Великий издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, по которому христиане получили возможность открыто исповедовать свою веру. Отказавшись от язычества, император перенес столицу из Рима в Византию. Вскоре, в 325 г. Римская империи была разделена на две части: западную и восточную, со столицами Римом и Византией. Каждой частью бывшей единой империи правил свой император. Позже Византия была переименована в честь Константина Великого в Константинополь. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г. н. э., когда войсками германского племени скиров был свергнут последний ее император Ромул Августул. Восточная Римская империя – Византия существовала еще около тысячи лет. Христианская церковь уже к III в. представляла собой централизованную систему с верховным управлением и являлась мощной и влиятельной политической организацией, ставшей со времен Константина оплотом государственной власти. Церкви и монастыри обеспечивали необходимый уровень грамотности и образования. Чтение и переписывание ученых книг было обязательным занятием в монастырях. Там создавались значительные по объему монастырские библиотеки, сохранявшие научное наследие. Монастыри обменивались рукописными книгами, ученые монахи не только комментировали тексты древних рукописей, но и обобщали знания, собирали воедино труды ученых различных научных школ и направлений. Религиозное воспитание предполагало высокую нравственность, формирование идеалов добра и справедливости.

Византия существовала как христианская империя, единственно способная сохранить наследие античности. Константинополь был последней крепостью цивилизации. В библиотеках его монастырей хранились поэмы Гомера, труды Аристотеля.

В середине IX в. под началом епископа Льва (нач. IX в. – 869 г.), прозванного Математиком, в Магнавском дворце была открыта высшая школа. В Магнавской школе собирались хранившиеся в монастырях старинные книги. Монах Фотий составил сборник с пересказами и комментариями 280 античных рукописей. За свою ученость Фотий был удостоен сана патриарха, а император Василий поручил ему воспитание сына.

Лев Математик в своих трудах по механике и математике впервые использовал буквы как математические символы, подойдя тем самым вплотную к основанию алгебры.

Математические знания использовались византийцами на практике, в частности при постройке выдающегося сооружения – храма Св. Софии в Константинополе. Архитектура храма, его мозаика свидетельствуют о расцвете искусств и совершенстве техники Византии в VI в.

Обширные торговые связи Византии достигали Китая, Индии, Цейлона. Любознательные византийские путешественники добывали знания по географии, зоологии, истории мало известных в Европе стран. К таким исследователям относится Косма Индиковлефт – автор «Христианской топографии» (VI в.).

В области космологии наибольшее влияние имела птолемеевская система мира, хотя были попытки возвращения к более ранним представлениям о плоской форме Земли.

Химические познания использовались в ремесленном производстве, в фармакологии.

В целом же о научных и технических достижениях Византии мы знаем очень мало. Это объясняется теми разгромами, грабежами, истреблением памятников науки и культуры, которые стали следствием нашествия внешних врагов Византии.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.