Сделай Сам Свою Работу на 5

Педагогические технологии: понятие, классификация, история развития.





1. Технология обучения: сущность, содержательная характеристика и структура

Появлению в педагогике термина «технология» способствовало бурно развитие научно-технического прогресса в различных областях теоретической и практической деятельности человека, а также желание педагогов добиваться в своей профессиональной работе гарантированных результатов.

Вокруг понятия «технология обучения» ведутся серьезные научные дискуссии, не позволяющие дать однозначного определения. Так, за последние 5-10 лет содержание понятия «технология» изменилось: дл современных подходов характерен более конкретный взгляд на предмет. Любая технология предполагает предварительное определение диагностической цели и ее достижение в процессе педагогической деятельности. С этой точки зрения с обучением ситуация предельно ясна: для обучения можно определить диагностическую цель. В качестве таковой, например, может выступать требуемый объем учебного материала, который необходим студенту при подготовке к профессиональной деятельности. Достижение подобной цели легко поддается итоговому контролю.



Совсем поиному обстоит дело с воспитанием.

1. Постановка диагностической цели в этом случае невозможна. Человек — слишком многофакторная система, обладающая целым рядом как психологических, психофизиологических, так и личностных особенностей. Ни детально описать их, ни выстроить педагогические процессы, которые смогли бы сформировать их на необходимом уровне, ни тем более объединить и предусмотреть все возможные случаи наложения процессов и искажения результатов педагогика на сегодняшнем уровне своего развития не в состоянии.

2. Любая технология предполагает гарантированное достижение поставленных целей, но на сегодняшний день отсутствуют выявленные критерии воспитанности человека, следовательно, при отсутствии таких критериев говорить о возможности достижения гарантированных педагогических результатов не приходится.

3. Рассматривая образование как сферу, объединяющую в себе обучение и воспитание, можно сделать вывод о некорректности применения термина «образовательная технология» или «технология образования». Точно такой же вывод можно сделать и по поводу широко применяемого сочетания «педагогическая технология». Дело в том, что понятие «педагогическая» подразумевает уже не два процесса, как в «образовании» (обучение и воспитание), а три: обучение, воспитание и развитие. Процесс развития еще более сложен и менее изучен в современной педагогике, чем воспитание. Таким образом, понятие «педагогическая технология» также является неправомерным. Отсюда можно сделать вывод о том, что дефиниция «технология обучения» в современной педагогике является до сих пор не сформировавшейся.



Вместе с тем понятие «технология» прочно вошло в общественное познание во второй половине XX века. Его регулятивное воздействие заключается в том, что оно побуждает исследователей и практиков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в области образования:

♦ находить основания результативности процесса;

♦ мобилизовать лучшие достижения науки и опыта, чтобы гарантировать получение требуемого результата; ♦ строить деятельность на интенсивной, т.е. максимально научной, а не на экстенсивной основе, ведущей к неоправданным затратам сил, времени и ресурсов;

♦ уделять большое внимание прогнозированию и проектированию деятельности с целью сокращения количества процедур ее возможного корректирования

♦ использовать новейшие информационные средства в процессе их развития, максимально автоматизировать рутинные операции.

Обобщая, можно сделать вывод, что технология — не дань моде, а стиль современного научно-практического мышления. Она отражает направленность прикладных исследований (в том числе педагогических).



Технология (как процесс) характеризуется тремя признаками:

♦ разделением процесса на взаимосвязанные этапы;

♦ координированным и поэтапным выполнением действий, направленных на достижение искомого результата (поставленной цели);

♦ однозначностью выполнения включенных в технологию процедур и операций.

Сфера педагогической деятельности не может быть охарактеризована четким предметным определением, однозначным набором функций, отделенностью собственно профессиональных действий от спонтанного общения, переживания. Операциональная сторона педагогической деятельности не монет быть отделена от ее личностно-субъективных параметров, рациональная регуляция — от эмоциональной. Субъективность, отсроченность, вариативность результата не позволяет обеспечить такой же уровень его предсказуемости и гарантированности, как в промышленных областях

Из российских педагогов наибольший вклад в разработку проблеме технологии обучения внесли В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур, М.В. Кларин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, С.А. Смирнов и другие. Из зарубежным исследователей следует отметить Л. Андерсона, Дж. Блока, Б. Блума, Т. Гилберта, Р. Мейджера и других.

Большинство исследователей сходится на том, что технология обучения связана с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом гарантированного достижения дидактических целей. Это положение является ключевым, так как именно в определении наиболее рациональных способов гарантированного достижения поставленных целей и заключается основной смысл технологизации учебного процесса. Таким образом, технологический подход к обучению предполагает проектирование учебного процесса с целью гарантированного достижения дидактических целей исходя из за- данных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).

В качестве второго ключевого положения, позволяющего раскрыть сущность технологического подхода к учебному процессу, целесообразно рас- сматривать применение педагогом соответствующих средств обучения. Средства производства играют в технологии доминирующую роль. В любой технологии обучения большая нагрузка по реализации дидактических функций отводится применяемым преподавателем средствам.

Основными характеристиками технологии обучения исследователи называют ее системность, научность, интегративность, воспроизводимость, эффективность, качество и мотивированность обучения, новизну, алгоритмичность, информационность, возможность тиражирования, переноса в новые условия.

Технология обучения — это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем это имеет место при традиционных моделях обучения.

Технология обучения может рассматриваться как упорядоченная совокупность педагогических действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата обучения в изменяющихся условиях образовательного процесса.

Понятие «методика обучения». Причем в большинстве случаев авторы почему-то пытаются противопоставить их друг другу. Попытаемся ответить на вопрос: в чем различие между методикой и технологией обучения, не идет ли подмена одного понятия другим? Во-первых, основным их различием является то, что методика позволяет ответить на вопрос: Каким путем можно достичь требуемых результатов в обучении, а технология — на вопрос: Как сделать это гарантированно? Во-вторых, технология обучения носит ярко выраженный персонифицированный! характер и по своей сути очень близка к понятию «авторская методика! обучения». Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения, как правило, безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то технология обучения предполагает присовокупление к ней личности преподавателя во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая дидактическая задача может быть эффективно решена с помощью технологии, спроектированной и реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

Технология обучения — это не что иное, как более высокая стадия раз- вития методики, когда наряду с ее персонификацией производится детальная разработка основных составляющих: целеобразования, прогнозирования, вы- бора оптимальных форм, методов и средств обучения, организации взаимодействия участников учебного процесса, оценки, контроля и коррекции знаний, навыков и умений обучающихся с целью гарантированного достижения дидактических целей. Таким образом, любая методика обучения может быть доведена до уровня технологии.

В качестве критериев деятельности преподавателя на технологическом уровне могут быть выдвинуты следующие:

♦ наличие четко и диагностично заданной цели, т.е. корректно измеряемого представления понятий, операций, деятельности обучающихся как ожидаемого результата обучения, способов диагностики достижения этой цели;

♦ представление изучаемого содержания в виде системы познавательных и практических задач, ориентировочной основы и способов их решения;

♦ наличие достаточно жесткой последовательности, логики, определенных этапов усвоения темы (материала, набора профессиональные функций и т.п.);

♦ указание способов взаимодействия участников учебного процессе на каждом этапе (преподавателями обучающихся, обучающихся друг с другом);

♦ использование преподавателем оптимальных (с точки зрения результативности учебного процесса) средств обучения;

♦мотивационное обеспечение деятельности преподавателя и обучающихся, основанное на реализации их личностных и профессиональным функций в этом процессе (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл);

♦ указание границ правилосообразной (алгоритмической) и творческой деятельности преподавателя, допустимого отступления от единообразных правил.

Технология обучения (как процесс) — последовательность (не обязательно строго упорядоченная) педагогических процедур, операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения и способствует целостному развитию личности обучающегося. Под технологией обучения следует понимать последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение дидактических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Технология обучения (как результат) — научный проект (описание, модель) дидактического процесса, воспроизведение которого гарантирует успех педагогических действий. К наиболее существенным признакам можно отнести диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, алгоритмичность проектируемость, управляемость, корректируемость и визуализацию. Кратко раскроем их содержание.

Технология обучения реализует три основные функции:

1. Описательная функция. Раскрывает существенные аспекты практической реализации учебного процесса.

2. Объяснительная функция. Позволяет выяснить эффективность различных компонентов обучения (например, эффективность различных методов) и определить оптимальные их комбинации.

3. Проектировочная функция. Осуществляется при описании учебного процесса на всех уровнях, включая уровень педагогической реализации.

С.А. Смирнов предлагает классифицировать технологии обучения в соответствии с используемыми средствами обучения и уровнями реализации содержания образования. Автором рассматриваются уровень учебного занятия, уровень учебного предмета и уровень всего обучения (по всем предметам и на протяжении всех лет обучения в вузе) и предлагается разделить технологии обучения также на три уровня:

♦ технология занятия или завершенного цикла занятий;

♦ технология предмета;

♦ технология полного обучения.

Г. К. Селевко предлагает свой взгляд на классификацию технологий обучения. В частности, он по сущностным и инструментально значимым свойствам выделяет следующие классы технологий:

♦ по уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные);

♦ по научной концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, гештальттехнологии, интериоризаторские и развивающие;

♦ по ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, навыков и умений), операционные (формирование способов умственных действий), эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений), технологии саморазвития (формирование само- управляющих механизмов личности), эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы);

♦ по организационным формам — классно-урочные и альтернативные, академические и клубные, индивидуальные и групповые, коллективный способ обучения и дифференцированное обучение;

♦ по преобладающему (доминирующему) методу: догматические (репродуктивные), объяснительно-иллюстративные, диалогические, игровые, проблемные (поисковые), программированное обучение, развивающее обучение, саморазвивающее обучение, информационные (компьютерные) и творческие;

♦ по направлению модернизации существующей традиционной системы обучения — на основе гуманизации и демократизации отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся, на основе эффективности и организации управления, на основе методического и дидактического реконструирования материала, альтернативные, природосообразные, целостные технологии авторских школ;

♦ по категории обучающихся: продвинутого образования, компенсирующие, виктимологические, массовая технология, технологии работы с трудными обучающимися, технологии работы с одаренными обучающимися.

Наряду с названными широкое применение в высшей школе получили классификации технологий обучения соответствии с дидактическими теориями, на которых они базируются. Так, например, по этому критерию Д.В. Чернилевский выделяет технологии проблемного, концентрированного, модульного, развивающего, дифференцированного, контекстного и игрового обучения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.