Современный сервис: проблемы и перспективы. Особенности развития в эпоху формирования постиндустриального общества.
Лекция 1.
СФЕРА УСЛУГ. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ
Социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности.
Социальный – общественный; Социализация - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта — трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств.
Сервис– это оказание услуг. Услуга – это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой, и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.
Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.
Таким образом, общественный характер присущ всему движению; как само общество производит человека как человека, так и он производит общество.
Деятельность - способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром.
Понятием деятельности охватываются разные формы человеческой активности (экономическая, политическая, культурная деятельность) и сферы функционирования общества. С помощью этого понятия даются характеристики различных аспектов и качеств бытия людей (деятельность физическая и умственная, внешняя и „внутренняя", творческая и разрушительная и т. д.).
Таким образом, проводится разграничение истолкования деятельности как одного из аспектов, уровней или объектов социального бытия и понимания ее как принципа созидания и исследования специфических процессов, качеств и форм этого бытия. В первом случае деятельность подлежит описанию наряду с другими проявлениями человеческого бытия, во втором она оказывается инструментом, обнаруживающим и воспроизводящим связи социального процесса.
Предшествующие десятилетия в истории нашего общества можно представить как время, когда была сделана попытка строить деятельность общества без учета самореализации человеческих индивидов. Результаты этой попытки оказались не только малоэффективными, но и разрушительными, поскольку закрепили отчуждение предметных, социальных и личностных аспектов деятельности. В теории этоотчуждение выражалось различными концепциями связи производства и человеческого фактора, практики и бытия людей, труда и личной жизни, по сути разрывавшими деятельность и личностную самореализацию людей.
Следует заметить, в западной философии аналогичные представления развивалисьфункционализмом, сводившим поведение людей к выполнению заданных функций,и структурализмом, полагавшим, что любая человеческая активность „вписывается” в заранее заданные структуры и лишь оживляет их действие.
...Из множества утилитарных жизненных позиций непрерывно складывается суммарно-общественный порядок, пронизанный принципом взаимной пригодности для использования, порядок, построенный по логике сделки, по логике извлечения заранее требуемого утилитарного эффекта, по логике эксплуатации каждым всех и всеми каждого.
«Предмет, как бытие для человека, как предметное бытие человека есть в то же время наличное бытие человека для другого человека, его человеческое отношение к другому человеку, общественное отношение человека к человеку». К.Маркс.
Сервис – работа по оказанию услуг для удовлетворения чьей-либо потребности; комплекс услуг, связанных со сбытом и эксплуатацией продукции. Сервис представляет собой систему, позволяющую покупателю выбрать для себя оптимальный вариант приобретения и потребления товара, а также выгодно его эксплуатировать в течение определенного срока, диктуемого интересами потребителя.
В результате – СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - предметное бытие человека по удовлетворению потребностей человека или осуществление заданных функций для другого человека, его человеческое отношение к другому человеку в наиболее выраженной форме.
По числу людей, занятых в сфере сервиса, и размерам вклада в национальный доход сервисные направления деятельности в развитых странах не только вышли на уровень материального производства, но и превзошли его.
Так, например, в середине 90-х годов в США в сервисе было занято 84 млн. человек или 70% от всей численности рабочих, их доля в ВВП равна 72%. В Японии соответственно 37 млн. человек (60%), а их доля в ВВП - 61%. В Германии в части услуг, сопоставимых с системой бытового и жилищно-коммунального обслуживания населения в России, занято около 21 млн. человек или 60% от всей численности работающих. На 1 тыс. жителей Германии приходилось 258 работников сервиса, в США - 340, в Японии - 310.
В России во всех видах сервиса (сопоставимого с другими странами и в эти же годы) было занято 26 млн. человек или 38% от численности работающих. При этом значительная часть работников - 5,3 млн. человек или 20%, было занято на транспорте, в связи и в других видах производственного сервиса, что нетипично для стран Запада.
В сферу сервиса включаются разнообразные виды деятельности, которые в целом определяют качество жизни и уровень духовных ценностей общества. Общепринято определять сферу сервиса в широком смысле этого понятия, относя к ней виды деятельности по оказанию услуг, направленных как на обеспечение функционирования производственной и социальной сферы в целом, так и непосредственно на нужды домашнего хозяйства, семьи и личности.
Сервис – это обслуживание населения или предоставление ему услуг. Существо сервиса составляет сфера услуг с ее наиболее развитым компонентом - сферой обслуживания.
Из изложенного следует двойственный характер услуг, что нашло отражение в этимологии слова "услуга". Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, слово "услуга" имеет 2 значения:
• действие, приносящее пользу другому;
• хозяйственные удобства, предоставляемые кому-нибудь.
Первое значение характеризует нравственное начало услуг, второе - производственную сторону услуг.
Из истории сервиса
Сравнительно со странами Запада сфера услуг в нашей хозяйственной практике относительно поздно стала дифференцироваться как самостоятельная область предпринимательства.
Вопрос. Какой период истории нашего государства свидетельствует о начале появления сервисной деятельности?
Формирование самостоятельного статуса в экономике задерживалось в силу неразвитости рыночных отношений, невысокого уровня жизни граждан России, а также нетребовательности людей в повседневной практике, идеалов скромного, если не аскетического существования, что вело к широкой практике семейного самообслуживания.
Оказание общественных услуг рассматривалось как разновидность непроизводительного труда, что превращало сферу услуг во второстепенный объект научно-теоретического анализа в отличие от промышленного и сельскохозяйственного производства. В структуре нашей экономики сфера услуг выступала в качестве периферийной составной части, развитие которой финансировалось по остаточному принципу. Это заметно тормозило процессы её обновления, определяло наличие в ней ограниченного числа направлений и форм обслуживания.
Модернизационные преобразования советского периода были направлены на внедрение единых для страны форм общественной собственности, однотипной организации трудовой деятельности, сходных условий быта и отдыха людей. В стране проводилась плановая экономическая, социальная и культурная политика, связанная с централизованным перераспределением ресурсов между разными регионами и социальными слоями, а также между общественным производством, с одной стороны, и обслуживанием населения, с другой. Сферы услуг и быта являлись теми областями практики, в которые общественные ресурсы выделялись в последнюю очередь.
Однако эти области не остались совершенно незатронутыми научно-техническим прогрессом. В советском обществе были созданы предпосылки для формирования и распространения современных форм сервиса и многих качеств современного быта. Уже в 70-х годах статистические данные свидетельствовали о повышении уровня жизни больших групп населения. Происходило более равномерное распределение важнейших материальных благ: заработной платы, доходов из других источников, обеспеченности жилищем и других потребительских услуг, в том числе культурных (образования, повышения профессиональной квалификации, массовой информации).
Постепенно на территории страны сложилась единая социокультурная инфраструктура, включающая сеть информационных, научных и образовательных центров. В крупных, средних, малых городах действовала инфраструктура культурного обслуживания с разветвлённой сетью театров, кинотеатров, концертных залов, музеев, клубов. У разных групп населения и у представителей разных этносов, региональных сообществ вырабатывались общие признаки образа жизни, единые ценностные и смысловые регуляторы деятельности.
Но жизненный стандарт и качество обслуживания широких слоёв советского общества в то время едва ли можно было считать удовлетворительным: их уровень имел тенденцию к понижению или обесцениванию. Так, запросы среднеобеспеченной семьи росли быстрее, чем возможности удовлетворить их в рамках господствовавшей системы обслуживания. Кроме того, действующая система обслуживания была негибкой, она предоставляла крайне усреднённый набор услуг, с трудом удовлетворяющий и половину реальных потребностей населения. Многое для распространения современных услуг делали комплексные центры по бытовому обслуживанию, созданные в крупных городах. Но и они не могли развивать широкий диапазон современных форм обслуживания и предоставляли стандартный набор услуг, качество которых далеко не всегда удовлетворяло потребителей.
Преобразования второй половины 80-х годов позволили перевести ряд организаций сферы бытовых услуг, культурные и спортивные учреждения на полный хозрасчёт и самофинансирование в рамках системы государственного предпринимательства. Перед советским обществом и стояла задача умножения разного рода услуг с целью удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей. Но социально-экономическое понимание услуг оставалось крайне узким. Это противоречило повышению роли сервиса в мировой практике. Всё же, несмотря на слабую теоретическую основу, советская экономическая мысль смогла выработать ряд адекватных представлений об общественных и индивидуальных потребностях, о способах их удовлетворения.
Современный сервис: проблемы и перспективы. Особенности развития в эпоху формирования постиндустриального общества.
В постсоветский период наша научная мысль, навёрстывая упущенное, начинает анализировать сервисную деятельность с широких теоретических позиций. Ситуация в области научных исследований сервиса стала улучшаться. Появились концептуальные разработки, раскрывающие природу сервисной деятельности, а также анализирующие её отдельные аспекты, направления и разновидности.
Но, не смотря на все это, в России все еще наблюдалось значительное несоответствие уровня и пакета услуг, предлагаемых потребителю, международным требованиям и стандартам.
Для нынешнего периода возрождения российского предпринимательства, когда оно начинает воссоздавать свой потенциал развития практически с нуля, характерны серьёзные диспропорции, экономические издержки и социальные деформации, которые, впрочем, заключают в себе немало объективных закономерностей, свойственных ранней стадии развития услуг в других регионах мира. Освоение новых подходов к анализу сервисной деятельности происходит в нашей стране пока недостаточно результативно. Этому в определённой степени способствует и низкая профессиональная подготовка работников сферы обслуживания.
Во многих странах мира сервисный бизнес нередко исполнял роль своеобразного мотора экономического развития и повышения эффективности общественного благосостояния. Однако в нашей стране подобные механизмы только активно готовят почву для преодоления общественного кризиса, не изменяя пока общей ситуации.
В современной России насущной задачей социальной политики является адаптация социальной сферы к рыночным условиям хозяйствования. Сфера услуг продолжает оставаться в экономическом и организационном плане во многом нефункциональной по отношению к целому ряду общественных потребностей. Все же в настоящее время произошло изменение взглядов на культуру сервиса по сравнению с доперестроечным периодом экономики (см. табл. 1). Многие новые виды сервиса генерируют услуги высокодоходного характера, т. е. нацеленные преимущественно на небольшую часть обеспеченных и очень обеспеченных людей. В то же время частный капитал не склонен осваивать малорентабельные сервисные производства, необходимые обществу и регионам страны.
За последние 10-15 лет отечественный сервис освоил множество разновидностей услуг, с которыми общество советского периода впрямую не сталкивалось. Это: консалтинг, инжиниринг, лизинг, психологическое и семейное консультирование, культурно – валеологические услуги, игровой и шоу-бизнес и др.
Таблица 1.
№
| Критерии
| 1960-1990 гг. (советский период)
| 1990- далее гг. (российский период)
|
| Требования к качеству услуг
| Высокие, определяемые административно-партийным аппаратом
| Высокие, определяе-мые конкурентным рыночным механизмом
|
| Личные доходы работников сервиса
| Низкие
| Высокие
|
| Стоимость услуг в сфере сервиса
| Низкая
| Высокая
|
| Отношение к клиентам
| «Берите, что дают»; «Другого нет, и не будет»
| «Клиент-король»; «Мы вернем вам деньги по первому требованию»; «Спе-циально для вас»
|
| Культура взаимоотношений
| Формальное уважение
| Реальное уважение
|
| Типы услуг
| Специализированные, массовые «от и до»
| Специализированные в универсальном на-боре по желанию клиента
|
| Система оказания услуг
| Специализированные фирмы типа «Дома быта»
| Универсальные на-боры по принципу «всё, всегда и везде для вас»
|
| Система подготовки кадров
| Формальная: «Что бы ни делать, лишь бы ничего не делать»
| Активная, направлен-ная на воспитание предпринимательских качеств, - «учиться, занимаясь бизнесом»
|
| Итоговый результат
| Мало услуг, по большой очереди; сфера работает, прежде всего, на интересы своих работников
| Много разнообраз-ных, индивидуальных услуг; сфера работает в интересах клиента
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|