Сделай Сам Свою Работу на 5

С.А. Казачков «Дирижёр хора – артист и педагог»





Тема 1. Введение.

Хороведение» – предмет, цели, задачи, содержание курса. Цели и задачи музыкального воспитания и образования.

«Хороведение» представляет собой научно-исследовательское направление в музыковедении. Как учебная дисциплина в системе дирижёрско-хорового образования Хороведение обобщает и систематизирует знания о хоровом исполнительстве, хоровом творчестве, о хоре как исполнительском коллективе, о закономерностях его создания, формирования элементов хоровой звучности, становления исполнительской культуры творческого коллектива, о методах и отдельных приёмах работы с хором и т.д.

Хороведение формулирует основные цели и задачи, принципы, направления, формы деятельности хорового коллектива

Учебная дисциплина «Хороведение» имеет интегрирующий характер курса, фокусирующий межпредметные связи по гуманитарным, музыкально-теоретическим и специальным циклам. Практическая направленность учебной дисциплины направлена на решение исполнительских задач, формирование культуры коллективного творчества.

 

 

Тема 2.

ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ТРУДОВ ПО ВОПРОСАМ ХОРОВЕДЕНИЯ.



Теоретические основы хороведения заложены в трудах выдающихся русских, советских хормейстеров, педагогов, учёных.

П.Г. Чеснокова «Хор и управление им»

П.Г. Чесноков первым из хормейстеров – практиков взялся за создание учебного пособия по методике работы с хором, заложив основы отечественной теории хороведения, опираясь на глубокое знание природы хорового искусства и личный опыт руководства хором, глубокие знания им традиции русского хорового пения а cappellа. На создание книги ушло 17 лет жизни, Ккнига была издана в 1940 г. Цель её создания: оставить молодым свой практический опыт и знания, которые помогут облегчить и направить их труд по правильному пути. По словам К.Б. Птици книга стала «своеобразной энциклопедией хоровой работы».

Первая часть книги – «Хороведение» анализирует условия, необходимые для организации хорового коллектива, научно обосновывает теорию достижения чистоты хоровой интонации, принципы соотношения певческих голосов в формировании хоровой звучности.



Вторая часть – «Хороуправление» излагает систему работы дирижёра с хором, основанную на личном опыте П.Г.Чеснокова.

Чесноков впервые описал участки регистров хоровых пртий; предложил пометы-стрелки, визуально уточняющие качество интонирования ступеней в мажоре и миноре; определил нормы организации хорового коллектива и фазы репетиционной работы.

Книга Чеснокова стала основополагающим теоретическим трудом для многих поколений хоровых музыкантов на родине и за рубежом. Однако, она вызвала не затихающие и по сей день споры, критику, целый поток творческих размышлений и теоретических работ, стремящихся к установлению истины.

 

А.А. Егоров «Основы хорового письма» и «Теория работы с хором»

В отличие от П.Г. Чеснокова, А.Егоров, создавая свои теоретические труды, основывался на петербургских вокально-хоровых традициях.

Если первая из названных книг рассматривает теоретические законы и правила создания хоровой звучности, т.к. написана для композиторов, то вторая - «Теория работы с хором» - вобрав в себя содержание первой, раскрывает все стороны организации хорового процесса. В книге автор, опираясь на собственный опыт, рассматривает проблемы работы со смешанным хором.

Интересно, что автор, опираясь на традиции Придворной певческой капеллы, где к детскому и взрослому пению предъявлялись единые профессиональные требования, не выделяет специфических особенностей в работе с детскими голосами.

 

Г.А. Дмитревский «Хороведение и управление хором»

Один из организаторов высшего дирижёрско-хорового образования в СССР (в Москве – совместно с А.В.Александровым, Н.М. Данилиным, П.Г. Чесноковым).



Будучи сам человеком невероятной работоспособности, душевной тонкости, аккуратности и дисциплины, в своём учебнике «Хороведение и управление хором» он уделил личности дирижёра особое значение: «…Дирижёр должен быть точным, исполнительным, требовательным в первую очередь себе и затем уже к исполнителям». Целая глава в книге посвящена подготовительной работе руководителя хора над партитурой хорового произведения: изучение партитуры, разучивание музыкального произведения с хором.

Г.А. Дмитревский в совершенстве владел великолепной системой преподавания сольфеджио, а развитию у дирижёров гармонического слуха он придавал огромное значение. Этот опыт обобщён в главе «Хоровой строй».

В своей педагогической и хоровой работе Дмитревский разрабатывал проблему хорового ансамбля. Его понимание этого явления отразились в главе «Ансамбль хора», в том числе, им внесены новые формулировки.

 

В.Л. Живов «Теория хорового исполнительства»

Книга явилась результатом обобщения опыта, накопленного в процессе педагогической, исследовательской, исполнительской деятельности автора с профессиональными и любительскими коллективами в течение 40-ка лет.

В книге рассматриваются основы теории хорового исполнительства, методы и приёмы работы дирижёра над хоровым произведением.

Особое внимание уделяется проблеме становления исполнительского замысла и его реализации в публичном исполнении на эстраде, проблемам интерпретации музыки различных стилей.

С.А. Казачков «Дирижёр хора – артист и педагог»

С.А. Казачков – основатель казанской школы хорового дирижирования на основе своего богатого педагогического и исполнительского опыта рассматривает проблемы художественно-исполнительского, научного и методического характера в сложной системе образования, обучения и воспитания хорового дирижёра.

Он не только раскрывает технологию дирижирования, подробно останавливается на вопросах хоровой звучности и вокальной техники хора, на строе и ансамбле, полестиличности современной дирижёрской техники, но один из первых глубоко излагает этико-эстетические принципы работы дирижёра.

 

Тема 3. ХОР КАК ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВ.

Определения понятия «хор»

Каждый из названных выше и многие музыканты-хормейстеры, пытаясь обобщить свой опыт и знания в области хорового исполнительства, дали определение понятия «хор». Каждый при этом стремился к универсальности определения этого сложного, сиюминутно меняющегося, обладающего бесконечно разнообразными техническими и художественными возможностями музыкального инструмента. Познакомимся с некоторыми из них.

 

Классическим можно считать определение, данное хору П.Г.Чесноковым в знаменитой работе «Хор и управление им»: «Хор – это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчётливо выработанные нюансы».

А.А.Егоров говорит: «Хор a cappella – это своеобразный вокальный оркестр, который на основе синтеза музыки и слова передаёт своими богатыми вокальными красками идейно-художественные образы музыкального произведения»

 

В.И.Краснощёков делает свой вывод: «Как музыкально-исполнительский «инструмент» хор представляет собой ансамбль вокальных унисонов».

 

К.К.Пигров: «Хор – это организованный коллектив певцов – творческий коллектив, основная цель исполнительской деятельности которого – идейно-художественное и эстетическое воспитание народных масс».

 

Платон – древнегреческий философ - «Хор» - греческое «hora» - «единственное в мире ограниченное пространство, изначально предназначенное для данного народа, бога, рода людей и вещей, где они могут рождаться и развиваться сообразно своей природе; стоит им переступить границу, и они перестанут быть самими собой».

 

С.А.Казачков – профессор Казанской консерватории в своей книге «От урока к концерту» дает хору такое определение: «Хор является художественно эстетическим прообразом народа, олицетворяя его склад и характер, выражая его духовные интересы и чаяния. На сцене греческого театра, в римских катакомбах, в обрядах и хороводах древних славян, в хорах эпохи Возрождения, в хоровой музыке барокко и классицизма, в шедеврах русской духовной и оперной музыки, в песнях революции, в лучших произведениях выдающихся советских мастеров звучит чистый и неподкупный голос народа, его мудрость, совесть и страсть, его высокие стремления и порывы, мечты о счастье, мире и справедливости, осуждение зла и насилия».

Композитор В.Гаврилин называет хор «самым братским и спасительным из всех искусств».

 

Народный артист СССР, профессор, художественный руководитель Московского камерного хора Владимир Николаевич Минин: «Роль подлинного хорового искусства огромна в силу его доступности и нравственно-этической высоты. Это очень хорошо понимали наши предки, рассматривая хор (с момента зарождения профессионального хорового искусства на Руси) как один из инструментов духовного совершенствования нации. Издревле на Руси хоровая музыка несла в себе определённые философско-этические идеи. Важно то, что наши предки выражали их не в виде абстрактных догм, а в форме высокохудожественной, порой притчевой...»

 

 

Художественно-исполнительские направления в хоровом пение

Рассмотрим два направления хорового исполнительства: народное и академическое. Народные хоры продолжают и развивают богатые певческие традиции той местности, где они существуют. Они изучают местный фольклор, его отличительные мелодические, гармонические, ритмические, фонетические и стилистические особенности.

Жанровые признаки русского народного хора:

· использование натурального голосового регистра;

· Использование речевой артикуляции;

· распев как основа многоголосия;

· подголосочность;

· сочетание пения с народной пантомимой, танцами;

· распетые в народном хоре песни не имеют устойчивого количества голосов.

Оно зависит от мастерства импровизаторов, распевающих песню на голоса и

от исполнительских традиций.

· диапазоны народных хоров различны и зависят от региональных песенных

традиций;

· не регламентируется количество мужских и женских голосов. Так в хорах

казаков преобладают мужские голоса, в хорах русского севера традиционно

больше женщин;

· На эстраде народный хор поёт без дирижёра. Хормейстер подбирает

репертуар, организует распевание песни на голоса. Успех при этом зависит

от знания национальных, местных песенных традиций, народной

хореографии, пантомимы, вкуса, таланта хормейстера.

 

Жанровые признаки академического хора:

· использование прикрытого, ровного на всём диапазоне звука;

· исполнение авторской музыки различных эпох, жанров, обработки народных песен;

· Выступление на эстраде с дирижёром.

 

 

Формы организации хоровой деятельности и формы вокальной организации хора

 

Широкое распространение получили следующие формы вокальной организации хоровой деятельности:

Хоровой кружок – его участники часто музыкально неграмотны, цель занятий в кружке – общение, приобщение к хоровой культуре, поют «на слух»; хормейстер в таком хоре выполняет функцию организатора, педагога, вокалиста, просветителя;

Академический самодеятельный хор – этот коллектив отличается большими возможностями художественного воздействия на слушателя. Они обладает богатым репертуаром; поёт по хоровым партитурам; формы занятий: индивидуальные, групповые, по хоровым партиям (S, А, Т, В); с коллективом работают: дирижёр, хормейстер, педагог-вокалист, концертмейстер. Такие хоры ведут интенсивную концертную деятельность, требующую больших материальных затрат и солидной материальной базы. Возможности таких коллективов приближаются к профессиональным.

Профессиональные хоры имеют высшую (по Чеснокову - «сложную») форму вокальной организации, когда хоровые партии формируются из сочетания лёгких, прозрачных, гибких, эластичных, густых, тембристых, насыщенных голосов). Подключая или выключая те или иные голоса, хормейстер добивается самых разнообразных тембровых красок, эффектов.

Капелла – концертный профессиональный или самодеятельный коллектив среднего или большого состава высокой квалификации. Термин «капелла» пришёл из средневековья – сначала так называлось место, церковный предел в католическом соборе, где располагались певчие церковного хора. Затем так стали называть хор, поющий как в капелле, то есть, не в народной, а в академической манере. Значительно позже это название закрепилось за хором, поющим без аккомпанемента.

Капеллой традиционно называют также большой ансамбль инструменталистов, капелла бандуристов, например. Ещё один пример: Государственная симфоническая капелла под управлением В. Полянского – исполнительский коллектив, объединяющий симфонический оркестр и хор.

Ансамбль песни и танца – исполнительский коллектив, состоящий из хоровой, хореографической группы и, часто, оркестра.

Хор оперного театра – профессиональный академический хор, принимающий участие в постановке оперных спектаклей. Артисты хора должны уметь красиво, естественно и пластично двигаться по сцене, иметь актёрские способности.

Церковный хор.(Дать характеристику самостоятельно)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.