|
Методы регулирования экономической жизни
Виды ценных бумаг
Наименование
| Характеристика
| Акция
| ценная бумага, свидетельствующая о праве на долю собственности в капитале компании, получении дохода (дивиденда), а также на участие в управлении организацией. Бывают обыкновенные и привилегированные (ограничивают право владельца на участие в управлении, но приносят постоянные дивиденды)
| Вексель
| строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводный вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определённую денежную сумму
| Облигация
| эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт
| Чек
| ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной в нём суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путём выставления чеков, чекодержателем — лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя
| Инфляция — обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества.
Основные источники инфляции:
– необоснованное повышение номинальной заработной платы (например, под давлением профсоюзов); – увеличение цен на сырьё и энергию (нарушается механизм предложения); – увеличение налогов. Инфляция спроса– равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Возникает при полной занятости, когда растёт объём заработной платы, появляется избыточный совокупный спрос, который толкает цены вверх. Для преодоления необходимо вмешательство государства. Инфляция предложения (издержек) – увеличение издержек производства (вследствие роста заработной платы и за счёт роста цен на сырьё и энергию) вызывает рост цен на товары и услуги. Снижение предложения ведёт к сокращению производства и занятости, т.е. к спаду и дальнейшему сокращению расходов и постепенному выходу из кризиса. Стагфляция — инфляция, сопровождаемая застоем производства, высоким уровнем безработицы и одновременным повышением уровня цен.
Виды инфляции
По характеру протекания: – открытая – отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги; – скрытая (подавленная) – возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения. В зависимости от темпа роста цен: – умеренная (ползучая) – цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно (до 10% в год); – галопирующая – быстрый рост цен (примерно 100—150% в год); – гиперинфляция – сверхвысокий рост цен (до 1000% в год). По степени расхождения роста цен по различным товарным группам: – сбалансированная – цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными; – несбалансированная – цены различных товаров по отношению друг к другу постоянно меняются.
Последствия инфляции
| Для сферы производства: снижение занятости, обесценение всего фонда накопления; обесценение кредитов; рост высоких процентных ставок, падение уровня производства
| При распределении доходов: увеличение доходов должников, снижение доходов их кредиторов , снижение уровня жизни населения с фиксированными доходами, которые обесцениваются; сокращение текущего потребления; снижение покупательной способности денежной единицы
| Для денежной массы: деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения, что ведёт к финансовому краху
| Для экономических отношений: дезорганизация продавца и покупателя в вопросах цен, обесценивание денег, распространение бартера; снижение кредитной активности
|
НО! Умеренная инфляция полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования
| Виды антиинфляционной политики:
– адаптационные меры (приспособление к инфляции) – индексация доходов, контроль за уровнем цен; – ликвидационные (антиинфляционные) меры – активное снижение инфляции посредством экономического спада и роста безработицы; – денежная реформа — это полное или частичное изменение денежной системы страны:
- дефляция – сокращение денежной массы путём изъятия из обращения избыточных денежных знаков;
- деноминация – укрупнение денежной единицы путём обмена в определённой пропорции старых денежных знаков на новые;
- девальвация – уменьшение золотого содержания денежной единицы (при золотом стандарте) или снижение её обменного курса по отношению к иностранным валютам;
- ревальвация – повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства, т.е. процесс, противоположный девальвации;
- нуллификация – объявление старых обесценившихся денежных знаков недействительными либо организация их обмена по очень низкому курсу.
Роль государства в экономике
Методы регулирования экономической жизни
Правовые методы – законодательная деятельность с целью упорядочить взаимоотношения участников экономических отношений: антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса. Финансово-экономические методы – налоги, денежная политика, установление Центральным банком ставки рефинансирования, таможенные пошлины на импортные товары. Экономическое программирование – перспективное планирование развития экономики. Налоговая политика — это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учётом компромисса интересов государства и налогоплательщиков. Налог — это обязательный безвозмездный платёж физических и юридических лиц государству. Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан. Базовым нормативно-правовым актом в сфере налогообложения является Налоговый кодекс РФ. Сбор – это обязательный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц, как условие совершения государством юридических действий, включая предоставление определённых прав и выдачу лицензий. Объектами налогообложения являются: операции по реализации товаров, работ, услуг, имущество, прибыль; доход; стоимость определённых товаров, передача собственности (дарение, продажа, наследование); операции с ценными бумагами и другие виды деятельности. Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика налогообложения. Исчисляется налогоплательщиками по итогам каждого налогового периода. Налоговая ставка – величина налога, приходящаяся на единицу налогообложения (рубль дохода, гектар земли): – твёрдая ставка – устанавливается в абсолютной форме на единицу налогообложения, независимо от дохода; – пропорциональная ставка – устанавливается как фиксированный процент с дохода независимо от его размера; – регрессивная ставка – налог тем выше, чем ниже доход; – прогрессивная ставка – налог тем выше, чем выше доход. Налогоплательщики: – физические лица – работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определённый доход; – юридические лица – хозяйствующие субъекты.
Налоги
| Прямые – обязательные платежи, взимаемые государством с непосредственных получателей доходов или владельцев имущества (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, на финансовые операции)
| Косвенные – устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт)
| Принципы налогообложения:
– принцип справедливости: налоги должны быть равными для каждого уровня дохода; – принцип определённости и точности налогов: размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщикам; – принцип удобства взимания налогов для налогоплательщиков: каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения; – принцип экономичности (эффективности) – необходимость соблюдения условий, при которых разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим; тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений; – принцип обязательности – неизбежность осуществления платежа.
Функции налогов:
– фискальная – пополнение государственного бюджета; – распределительная – перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе; – стимулирующая – применения льготного налогообложения для развития малого бизнеса, научно-технического прогресса и т.д.; – социально-воспитательная – сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путём установления на них повышенных налогов; – контрольно-учётная – осуществление учёта доходов граждан, предприятий и организаций.
Уровни налогов
| федеральные
| региональные
| местные
| налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенная пошлина, подоходный налог
| налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду
| налог на имущество физических лиц, земельный налог, курортный налог, налог на рекламу
| Направления совершенствования налоговой системы в России:
– уменьшение налогового бремени для тех, кто инвестирует в развитие новых технологий; – изменение структуры налоговых поступлений за счёт поэтапного увеличения доли физических лиц (доходов и имущества), а так- же рентных платежей за землю и природные ресурсы; – сокращение налоговых льгот; – расширение налогооблагаемой базы за счёт борьбы с теневой экономикой. Государственный бюджет— это финансовый план, смета доходов и расходов государства на определённый период времени (обычно на 1 год), составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России принимается в виде закона Государственной думой и Советом Федерации Федерального собрания РФ). По окончании финансового года Правительство РФ составляет отчёт об исполнении бюджета.
Государственный бюджет
| доходная часть
| расходная часть
| Источники:
- налоги;
- государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
- эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;
- займы у международных организаций
| Структура:
- социальные нужды (не менее 50% всех расходов);
- оборона страны (примерно 20%);
- обслуживание государственного долга;
- предоставление дотаций предприятиям;
- развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.)
| Бюджетная политика – определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам – оптимальное состояние бюджета. Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов. Профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов. Источники покрытия бюджетного дефицита: – государственные займы: внутренние займы (государственные облигации) и внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций – направлены против спадов частных инвестиций и потребления, а значит, и против сокращения занятости; – денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства – возникает угроза инфляции, для стабилизации сокращаются бюджетные расходы. Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета: • долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов; • фаза экономического цикла в стране; • текущая политика государства. Государственный долг— это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты. Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга.
Государственный долг
| Внутренний – долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте.
| Внешний – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и др., выраженная в иностранной валюте
| Рыночные – долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций
| Нерыночные – возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг)
| | | | Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (процентов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на первоначальных условиях. Мировой рынок — это совокупность рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда. Международное разделение труда (МРТ) — это устойчивое производство товаров и услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчёте на международный рынок. Международные экономические отношения — это комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.
Формы международных экономических отношений:
– международная торговля товарами и услугами; – валютно-кредитные отношения; – движение капиталов и зарубежных инвестиций; – миграция рабочей силы; – межотраслевая кооперация производства; – обмен в области науки и техники. Международная торговля развивается на основе международного разделения труда и международной специализации. Экспорт – продажа товаров и услуг за границу для их реализации на мировом рынке. Импорт – закупка и ввоз товаров и услуг для продажи их на внутреннем рынке. Сальдо торгового баланса — разница между экспортом и импортом за определённый период.
Виды внешнеторговой политики государства:
– протекционизм – политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов; – умеренная торговая политика – предполагает сочетание элементов свободной торговли и протекционизма; – свободная торговля (фритредерство)– политика государства, ориентированная на свободное развитие международной торговли. Цель государственного регулирования: реализация национальных экономических интересов, защита и льготный режим для отечественного производителя.
Методы государственного регулирования внешней торговли:
– тарифные: таможенные тарифы на импорт, экспортный тариф, таможенные союзы; – нетарифные: установление квот, установление стандартов на ту или иную продукцию, эмбарго (наложение ареста, запрещение).
Глобализация мирового экономического пространства способствует повышению открытости национальных экономических систем и построению международных экономических отношений на основе многосторонних соглашений. Экономическая интеграция — процесс создания региональных хозяйственных комплексов на основе межгосударственного регулирования внешней торговли и движения факторов производства. Международная валютно-финансовая система — это закреплённая международными договорами форма организации валютно-финансовых отношений, функционирующих самостоятельно или обслуживающих международное движение товаров и факторов производства. Международный валютный рынок – сфера экономических отношений, где осуществляются операции по покупке и продаже золота, иностранной валюты и платёжных документов в иностранной валюте, а также срочные финансовые сделки. Международный финансовый рынок – рынок кратко-, средне- и долгосрочных кредитов, инвестиций, ценных бумаг, вкладов и т. п., функционирующий на международном уровне. Деятельность регулируют международные валютно-кредитные организации: Международный валютный фонд (МВФ); Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|