Сделай Сам Свою Работу на 5

Тренинг «Уверенность в себе»





 

Выполнила: Микулик Вероника Сергеевна,

20 группа факультета психологии

 

 

Минск 2015

 

Пояснительная записка

Личностный рост – это осознанное решение просто стать самим собой, обрести подлинную внутреннюю свободу. Помешать в этом могут привычки, лень, страх. Помогут страстное желание, готовность рисковать, терпение и последовательность.

Почему важен личностный рост: Самое главное – это изначально признание уникальности и самоценности человеческой личности, и осознание ценности своего существования, принятие ответственности за совершенные поступки, решение проблемы аутентичности, как желаемый результат тренинга, и, соответственно, показатель личностного роста.

Цель тренинга: самопознание и терапия, самоисследование, самосовершенствование, личностный и профессиональный рост, познание своего не выявленного потенциала.

Продолжительность тренингового занятия: 1,5 – 3 ч.

Методы групповой работы:

Задачи:

  1. открыть и осознать свои взгляды и привычки;
  2. создать новые вдохновляющие интерпретации;
  3. жить радостно, ярко, воплощая в жизнь свои самые заветные мечты.

 



Возраст: старшие школьники, студенты учебных заведений.

Состав участников: 15-20 человек.

 

 

Содержание тренинговой программы

«Уверенность в себе»

 

Занятие 1

Назначение занятия: Выработать достаточный уровень сплоченности в группе, начать преодолевать некую неуверенность в себе каждого из участников

Содержание занятия: упражнения на сплоченность группы, для погружения в себя и тем самым улучшения самопознания и самосовершенствования

Материалы для занятия: лист ватмана, цветные фломастеры

 

Ход занятия:

v Процедура 1: Информирование участников группы о своеобразии тренинга, как групповой формы работы

Назначение: Повысить осведомленность участников группы о целях и задачах тренинга

v Процедура 2: Введение основных правил и норм.

Назначение: Создание атмосферы психологической безопасности в рамках жизни группы

Основные правила:

1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.



2. Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

3. Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

4. Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

5. Недопустимость перехода «на личности». Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.

6. «Обратная связь».Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.

 

v Процедура 3: Упражнение 1: «Я сильный – Я слабый»

 

[Источник: Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»). 105 с.]

 

Назначение: помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного, способствовать развитию уверенности в себе через ролевое проигрывание.



Инструкция: Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротив друга. Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку. Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё сверху. Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь повторяем тоже самое, но первый участник в паре говорит «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.

Вопросы рефлексии:

1. Когда вам было легче удержать руку: в первом или во втором случае?

2. Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения?

3. Какое влияние оказывали произносимые Вами фразы «Я сильный», «Я слабый» на выполнение задания?

 

v Процедура 4: Упражнение 2 : «Рисунок Я»

[Источник: Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»). 105 с.]

Назначение: расширить представление о себе, самопознание.

Инструкция: Можете рисовать всё, что хочется. Это может быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, остросюжетная ситуация, нечто в стиле ребуса, в общем всё, что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, объясняете, сравниваете себя, своё жизненное состояние, свою натуру

Когда рисунки выполнены, ведущий их собирает и перетасовывает в случайном порядке. Ведущий предлагает каждому участнику по очереди выбрать из стопки рисунок и демонстрируя его группе, просит участника поделиться впечатлениями, что за человек мог его нарисовать. Чей-то комментарий ограничивается одним словом, кто-то делится более подробными догадками. Это не самое важное. Главное – способствовать тому, что бы высказались все, включая и авторов рисунков. Автору предлагается высказаться, что называется, для маскировки.

Вопросы рефлексии:

1. Поделись впечатлениями, какой человек мог нарисовать данный рисунок.

2. Какими качествами обладает этот человек?

3. Это уверенный в себе человек или наоборот?

4. Когда высказывались по поводу вашего рисунка, какие чувства вы переживали?

5. Всё ли высказанное об этом рисунке совпадает с Вашими качествами?

 

v Процедура 5: Шеринг. Интеграция полученного опыта

1. Вопросы рефлексии всего тренинга: 1. Изменилось ли ваше представление о себе? 2.Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?

 

 

Занятие 2

Назначение занятия: Укрепить сплоченность в группе, закрепить навыки по достижению сплоченности ив группе, закрепить навыки по достижению уверенности в себе высказываться при других

Содержание занятия: упражнения на сплоченность группы, для погружения в себя и тем самым улучшения самопознания и самосовершенствования

Материалы для занятия: лист ватмана, цветные фломастеры, музыкальный проигрыватель

 

Ход занятия

 

v Процедура 1: Диагностики психоэмоционального состояния участников тренинга.

Рефлексия предыдущего тренинга.

 

v Процедура 2: Упражнение «Стирка»

Назначение: развитие уверенности в своих телодвижениях; преодоление боязни выступать перед аудиторией.

Материалы: музыкальный проигрыватель, музыка диско (темп умеренный).

Инструкция:

1. Стираем бельё (исходное положение – ноги в 6-й позиции, руки внизу, перед собой, сжаты в кулаки): движения руками вверх – вниз, ноги выполняют пружинку.

2. Отжимаем бельё (исходное положение – ноги слегка расставлены, руки сжаты в кулаки): поворот корпуса вправо, вес тела на правую ногу, круговые движения руками – отжим; поворот корпуса влево, вес тела на левую ногу, круговые движения руками – отжим. Повторить движения ещё раз.

3. Вешаем бельё (исходное положение – полуприсест, руки вдоль корпуса): движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх вправо; движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх влево.

4. Прикрепляем бельё (исходное положение ноги в 6-й позиции, руки на поясе): держа левую руку на поясе, поднимаем левую руку вверх накрест; держа левую руку на поясе, поднимаем правую руку вверх накрест.

5. Обмахиваемся (жарко): движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом вправо; движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом влево.

6. Вытираем пот со лба (исходное положение ноги по 6-й позиции, руки произвольные): по очереди левой и правой руками проводим по лбу.

7. Вытираем ноги и заходим в дом (исходное положение – ноги по 6-й позиции, руки на поясе): движения ногами, как будто их вытирают об пол; два шага вперед.

 

 

v Процедура 3:Упражнение «Я – звезда»

[Источник: Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»). 105 с.]

 

Назначение: отработка навыков уверенного поведения.

Материалы: не требуются.

Инструкция: Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимой для него и в то же время известной присутствующим звезды (Алла Пугачёва, президент Украины, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу или показывает какой-либо жест, характеризующий его звезду). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

Вопросы рефлексии:

1. Сложно ли Вам было выбрать для себя роль значимой и известной звезды?

2. Что схожего между Вами и выбранной звездой?

3. Какие чувства возникли у вас в ходе презентации?

4. Вы старались показать выбранную Вами звезду так, чтобы было понятно другим?

5. Где было легче, показывать или отгадывать?

 

 

v Процедура 4: Ролевая игра "Соблазнение"

Назначение: позволить в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Инструкция: Двое желающих принимают на себя роли подружек, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей нет дома. Задача одной - уговорить другую выпить вместе с ней спиртное, используя для этого всевозможные аргументы. Другая должна во что бы то ни стало отказаться. Продолжительность такого взаимодействия 15 минут. По окончании остальные участники дают "обратную связь" той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что было неубедительно.

В другом варианте этого же упражнения уговаривающей стороной может быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними имеется взаимная симпатия.

Вопросы рефлексии:

1. Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

2. Что внутри вас помогало вам отказаться?

 

v Процедура 5: Упражнение «Без ложной скромности»

Назначение: В этой игре у людей могут развивать в себе умение вести позитивный внутренний разговор о самом себе. В процессе игры они могут понять какими качествами и способностями они хотели бы обладать.

Материалы: Большой лист бумаги (размера A3 или больше) и восковые мелки.

Инструкция: Я хотела бы, чтобы вы сейчас подумали о трех вещах, которым вы хотели научиться или которые хотели бы делать лучше, чем сейчас. Выбрав эти три вещи, представьте себе, что вы уже умеете делать их. Сформулируйте это в утвердительной форме. Например: «Я отлично пробегаю стометровку», «Я пишу интересные сочинения», «Я очень хорошо плаваю»...

Теперь возьмите лист бумаги и запишите эти три фразы большими-большими буквами. Возьмите восковые мелки и украсьте буквы, которыми написаны эти предложения. Если захочется, можете взять каждую фразу в красивую рамку.

Пройдите по рядам, пока дети рисуют. Расскажите им что-нибудь о важности добрых слов о себе. О том, как такие слова могут помочь им стать старательнее и добиваться больших успехов. Помогите подросткам, которые ничего не написали, потому что у них есть какие-то комплексы, связанные с этой темой. Поправьте, если кто-то написал о себе что-то негативное. Поговорите также о том, что часто люди придерживаются установки, запрещающей «набивать себе цену», заставляющей их быть скромными. Подчеркните, что с помощью позитивных слов о себе мы подготавливаем наш будущий успех и что эти фразы могут помочь нам делать сложные вещи.

По завершении упражнения попросите каждого подростка показать свой маленький плакат классу и громко зачитать то, что на нем написано. Очень полезно организовать этот процесс так, чтобы ребенок при этом прохаживался по классу, обращаясь к конкретным детям, и каждую новую фразу говорил новому ученику.

Попросите подростков в конце урока забрать свои плакаты домой и повесить их дома на стену. Чем чаще они будут смотреть на них, тем легче им будет добиться того, чтобы эти слова стали правдой.

Вопросы рефлексии: Чья похвала нравится вам больше всего? Говорите ли вы сами что-то хорошее о себе? Что, например?

 

v Процедура 6: Шеринг. Интеграция полученного опыта

Вопросы всего тренингова занятия: С чем вы уходите? Какое ваше физическое и эмоциональное состояние сейчас?

 

Занятие 3

Назначение занятия: Укрепить сплоченность в группе, закрепить навыки по достижению сплоченности ив группе, закрепить навыки по достижению уверенности в себе высказываться при других, образовать состояние сплоченной группы, отрефлексировать, какие изменения произошли в процессе тренинга, осознание себя членом группы.

Содержание занятия: упражнения на сплоченность группы, для погружения в себя и тем самым улучшения самопознания и самосовершенствования

 

Ход занятия:

v Процедура 1: Диагностики психоэмоционального состояния участников тренинга.

Рефлексия предыдущего тренинга.

v Процедура 2: Упражнение «Заверши фразу»

Цель: выявить имеющиеся представления по обсуждаемой теме; проанализировать опыт взаимодействия с социальным окружением.

Инструкция: Педагог предлагает студентам завершить ряд фраз, касающихся темы или содержания, атмосферы, организации взаимодействия.

Педагог может предложить студентам завершить следующие фразы:

- «Думаю, что настоящий друг…»;

- «Студенты, с которыми я учусь…»;

- «Моими сильными сторонами взаимодействия являются…»;

- «В процессе взаимодействия с людьми…»;

- «По отношению человека к человеку можно судить о…» и т.д.

Метод реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой педагог может обращаться к двум – трем студентам. Желательно, чтобы каждый завершил хотя бы одну фразу.

Процедура 3: Упражнение:«Дополнительное рисование»

Цель: выявить склонность к неуверенности.

Материалы: цветные мелки, карандаши или фломастеры, бумага А4.

Инструкция: Рисунок посылается по кругу. Один из участников начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавлять и так по кругу.

Рисунок может выполняться цветными мелками, фломастерами, карандашами... Рисунок выполняется на одном альбомном листе т.к. тема является повышение уверенности. С каждым последующим дополнением места будет уменьшаться, что может смутить не уверенного человека, т.к. он будет «нарушать» рисунок другого.

При анализе полученного рисунка художественный уровень его выполнения не учитывается. Речь идет прежде всего о чувствах испытуемых субъектом при дополнении чужого рисунка, дефицита места где можно нарисовать что то свое, боязнь испортить уже нарисованное.

Вопросы рефлексии:

1. Дополнили ли вы рисунок?

2. Если нет то почему?

3. Это именно то что вы хотели бы добавить?

4. Если нет то почему?

5. Что именно Вы изобразили?

 

Процедура 4: Упражнение «Пожелания по кругу»

Цель: поднять общий эмоциональный настрой и акцентировать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: не требуются.

Ведущий предлагает членам группы пожелать своему соседу что-нибудь.

 

Процедура 5: Шеринг. Интеграция полученного опыта

Вопросы рефлексии ко всему тренингу:

1. Изменилось ли ваше представление о себе?

2. Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?

3. Что нового вы узнали о себе?

4. Какие выводы вы сделали для себя?

 

 

Список литературы

1. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»). 105 с.

2. Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Психологический тренинг развития Я-концепции. – Ялта, 2006. – С. 80. 11 с.

3. Психомоторика: практикум. Навчальний посібник. – К.: Р59 Главник, 2006. – 144с. – (серія «Психол. Інструментарій»). 55-56 с.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.