Сделай Сам Свою Работу на 5

Международное право в области занятости





Лекция ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБ ЗАНЯТОСТИ

 

Как уже говорилось, безработица является серьезной проблемой, которая вызывает многие негативные последствия для всего населения. Уже в сороковых годах 20 столетия международное сообщество в своих документах рассматривало безработицу как результат плохого функционирования экономической системы. Поэтому государство, призванное про водить социальную политику, обязано реализовывать систему целенаправленных мероприятий по регулированию отношений между различными социальными группами населения в части повышения общественного благосостояния, улучшения качества и уровня жизни, рационального использования трудового потенциала и на этой основе - роста эффективности функционирования экономики страны (Социально-трудовая сфера: Словарь ключевых терминов и понятий / / Сост. Н. А. Волгин, Л. А. Костин, Ю. Г. Одегов. М.: Изд-во РАГС, 1996, с. 82). Одним из таких регуляторов и выступает государственная служба занятости населения.

 

Вопросы для рассмотрения

 

6.1. История возникновения служб занятости

6.2. Организация и регулирование занятости населения



6.3. Уровни решения проблем занятости

6.4. Российский рынок рекрутерских услуг

 

6.1. История возникновения служб занятости

 

Международное право в области занятости

 

Для более ясного представления сути такой организации, как служба занятости, необходимо, прежде всего, выяснить причины ее возникновения и развития, определить ее место в экономической и социальной структуре государства в определенном историческом контексте.

Приступим к рассмотрению вопроса возникновения служб занятости со знакомства с нормативными актами Международной организации труда (в дальнейшем МОТ), отражающими законы и основные идеи тех времен в данной области. Эта старейшая международная организация, возникшая в 1919 г., за десятилетия своего существования не только создала развернутую концепцию социального партнерства, но и по существу стала высшим звеном регуляции трудовых отношений на мировом рынке труда. Одной из важнейших функций МОТ является осуществление нормотворческой деятельности в области трудовых отношений. За годы своего существования она приняла большое число нормативных документов, которые в сумме составляют нечто вроде Международного кодекса труда: это свод 181 конвенции и 188 рекомендаций МОТ. В кодексе дана развернутая правовая основа социального партнерства в виде конкретных правовых норм, содержащихся в специальных юридических актах - конвенциях и рекомендациях МОТ В них заложены основные правовые нормы, определяющие правовой статус всех субъектов социального партнерства. Правовой аспект Международного кодекса труда может быть вкратце сведен к следующим моментам:



·признание права профсоюзов на законодательную инициативу и равноправие социальных партнеров;

· существование в государствах - членах МОТ арбитражных органов по разрешению социально - трудовых конфликтов;

·создание в государствах - членах МОТ условий для обеспечения независимости социальных партнеров друг от друга, автономности их функций;

·в действиях социальных партнеров отсутствует императив политических амбиций и идеологических установок.

Конвенции МОТ касаются таких вопросов, как свобода объединений, право на коллективные переговоры, содействие коллективным переговорам, коллективные договоры и соглашения, примирение и арбитраж, консультации и сотрудничество между органами государственной власти и организациями трудящихся и предпринимателей на отраслевом и национальном уровнях.

К первым нормативным документам в данной области относится конвенция

№ 2 и рекомендация № 1 по вопросам безработицы, принятые на первой сессии Международной конфедерации труда в 1919 году. В то время безработица еще не воспринималась как следствие рыночной экономической системы (экономические системы стран Европы испытывали периодическое негативное влияние циклов, состоящих попеременно то из подъема, то из спада производства).



Целью этих нормативных актов является сведение до минимума последствий безработицы, а не внедрение новых идей, что было связано со стремлением защитить личность, а не с желанием предложить новые модели управления экономикой.

В принятых документах предлагается два основных способа облегчения последствий безработицы:

1) трудовое посредничество;

2) страхование на случай безработицы.

Конвенция допускала наличие бесплатных и частных контор по трудовому посредничеству при условии, что они подчиняются государственному законодательству и что их деятельность согласовывается с деятельностью государственных контор. Однако необходимо заметить, что в 1919 году идея платных контор трудового посредничества вызывала негативное отношение у авторов нормативных актов, а рекомендация 1919 г., составленная на основе стремления к социальной справедливости, выступает вообще за запрещение платного трудового посредничества. Здесь же обсуждается вопрос о страховании на случай потери работы. Рекомендация указывает на создание систем страхования или выплат субсидий уже существующим системам. Конвенция же, напротив, не стремится заходить так далеко, поэтому в ней указывается только необходимость защищать права работника, имеющего страховку, на случай безработицы, с того момента, когда он принимает решение работать в другой стране.

По мере того, как совершенствуется законодательство, нормативные акты, всеобщие конвенции, гарантирующие минимальную зарплату и нормальные условия труда, и усиливается система контроля труда, участие работников и нанимателей сводится лишь к контролю политики и управления государственной службой. Очевидно также, что паритетное представительство, предусмотренное этой конвенцией, в большей степени способствует осознанию государствами своей ответственности в области занятости. Сегодня можно говорить о прогрессивности нормативных актов 1919 года. Эти акты (как, впрочем, и большинство тех, которые были приняты в эти годы) дают толчок экономичному развитию социальных требований в большинстве стран, где законодательство и практическая деятельность не подчиняются положениям международных нормативных актов.

В нормативных актах, принятых МОТ С 1920 года и до начала второй мировой войны, в основном развивается идея помощи, оказываемой индивидуально каждому безработному. Это Рекомендация №11 о безработице в сельском хозяйстве, принятая в 1921 году. Указывая на гибельные последствия безработицы в этой важной сфере деятельности, она выступает за освоение новых земель, использование высокопроизводительной техники, поиск возможной временной занятости, а также за создание сельскохозяйственных кооперативов.

Под влиянием великой экономической депрессии конференция МОТ приняла в 1934 году два других нормативных акта о безработице: Конвенцию № 44 и Рекомендацию N 44, которые выступают за принятие систем страхования, будь оно обязательным или нет. В этих документах указаны различия между разными формами страхования и помощи. В них установлены разграничения между пособием (полученным от выплат взносов), компенсацией (например, оплата за участие в спасательных работах), дополнительной помощью (тем, кто не имеет или больше не имеет права на компенсацию) и социальной помощью неимущим. Конвенция определяет категории трудящихся, имеющих право на помощь, уточняет условия, необходимые для получения прав на пособие (выплата взносов, обязательные профессиональные стажировки и т. д.), а также определяет причины, по которым его можно лишиться (необоснованный отказ от предлагаемого места, ошибки, допущенные работником, компенсации, полученные по истечении срока контракта, отъезд за границу и пр.), приводит сроки и систему выплат пособий и, наконец, регламентирует возможную систему разрешения спорных вопросов. Однако, принятые нормативные акты не достаточно точно указывают на механизмы, призванные управлять системой страхования и помощи. Они не учитывают существовавших в это время систем страхования, управляемых непосредственно профсоюзными организациями.

в 1935 году, в связи с оказавшейся особенно опасной для общественного спокойствия в период великого экономического кризиса ситуацией с безработицей среди молодежи, МОТ приняла Рекомендацию № 45. Это был ряд практических и эффективных мер, которые долгое время будут пользоваться успехом, и большинство из них найдут отражение в дальнейших нормативных документах. Речь идет в основном о внимании, которое законодатели издавна уделяют вопросам занятости молодежи.

Нормативные акты, приняты е МОТ после второй мировой войны, позволили более широко взглянуть на проблему занятости, не забывая при этом о правах человека. Некоторые из них рассматривают проблему занятости (а значит, косвенно и проблемы, связанные со службами найма) в комплексе с защитой прав человека.

Среди этих актов можно упомянуть Конвенцию № 111 1958 г. О дискриминации (занятость и профессия); Рекомендацию № 123 1965 о занятости женщин, имеющих семью; Конвенцию № 138 и Рекомендацию № 146 1973 г. о минимальном возрасте приема на работу.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.