Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы выбора поставщика. Пример расчета рейтинга поставщика.





Методы выбора поставщика.

1. Балльный метод - определяется наиболее значащие критерии для оценки поставщиков. Выбирается определенная система баллов и величина оценки. Определяется значимость критериев в долях единицы.

Для каждого поставщика составляется таблица:

Критерий выбора поставщика Удельный вес критерий Оценка значения критерия (по 10-балльной шкале) Произведение удельного веса на оценку
Надежность поставок 0,3 2,1
Цена 0,25 1,5
Качество товара 0,15 1,2
Условия платежа 0,15 0,6
Возможность внеплановых поставок 0,1 0,7
Финансовое состояния поставщика 0,05 0,2
Итого 6,3

Сводная таблица

Критерии Поставщики Значимость
           

2. Определяется показатель идеального поставщика, и каждый из поставщиков сравнивается с идеалом.

3. Расстановка приоритетов - по результатам работы поставщиков производится их фактическая оценка. Для этого:

1) выбираются наиболее важные критерии оценки;

2) выбирается метод измерения деятельности поставщика;

3) определяется относительная важность каждого параметра и принимается метод оценки результатов.



Пример: в оценке поставщика качество продукции представляет первостепенную важность. Также принимаются важными качество обслуживания и цена. Важность 1-го параметра - 50%, других - по 25%. Вырабатывается система очков, которая помогает количественно оценить деятельность поставщика по каждому параметру.

Количество продукции принимается за 100 очков, из которых вычитается количество очков, показывающих продукцию, от которой нам пришлось отказаться.

Обслуживание - за каждую просроченную поставку вычитается 5 очков. Цена - выбирается самая низкая из назначенных цен как % отношение к действительно уплаченной цене (95 - самая низкая, а заплатили 100). Исходя из этих данных:

Качество 50% (100-12)= 44,0
Обслуживание 25% (100-5*5)=18,75
Цена 25% (95/100)= 23,75
Итого 86,5 очков

4. Ведение переговоров. В результате должен быть достигнут выигрыш как для поставщика, так и для покупателя. Отношения поставщика и потребителя складываются на основе партнерства.



Хороший поставщик - доставляет товар вовремя, обеспечивает надежность и качество, стабильность, выполняет обещания, держит покупателя в курсе дела.

Хороший потребитель - заказывает вовремя, обеспечивает постоянный спрос, платит аккуратно, точно определяет спецификацию, доверяет поставщику и строит свои отношения на взаимопонимании.

5. Соглашение. В результате осуществляется подписание контракта или договор поставки - соглашение, по которому одно юр. лицо (поставщик) обязуется передать в определенный срок другому юр. лицу (потребителю) в собственность продукцию обусловленного ассортимента и качества в требуемом количестве, а потребитель - оплатить продукцию. При несоблюдении условий договора предприятие-поставщик должен оплатить неустойку.

6. Управление взаимоотношениями. Осуществляется контроль за поставками. В некоторых случаях, чтобы поставки были выполнены вовремя, осуществляется экспидирование поставки

Главный показателем поставок является надежность снабжения:

P=1-Pотказа (Pотказа - вероятность отказа в удовлетворении заявки).

Одноканальная система (на 1 комплектующую - 1 поставщик). Надежность снабжения:

В других случаях - алгоритм определения надежности поставок:

1) Сопоставление даты поставки плановой и фактической.

2) Определение времени опоздания.

3) Сопоставляется объем поставки плановый и фактический. Выявляются случаи недопоставки продукции.

4) Определяется объем недопоставки продукции ∆Q =Qфактич - Qплан.

5) Определяется условное опоздание в случае недопоставки tопозд = ∆Q/q. (∆Q - величина недопоставки, q - средний дневной расход).



6) Определяется общая величина опозданий Tоп= tоп1+ tоп2+…+tопn

7) Определяется количество случаев отказа.

8) Определяется наработка на отказ То=(Т - Топ)/n где Т - общее число дней в периоде.

9) Определяется интенсивность отказов p =1/Топ.

10) Определяется коэффициент готовности поставок Кгп=(Т-Топ)/Т

11) Надежность снабжения Р=Кгп*е, где е — коэффициент надежности поставок (чем коэффициент выше, тем поставки надежнее).

 

 

Как выбрать поставщика

 

Какие критерии используют закупщики вашей компании при выборе поставщика? Часто единственным фактором они считают цену товара. Правильно ли это? Задумывались ли вы о том, насколько объективны ваши сотрудники в своих решениях? Не работают ли они на откатах? Контролировать этот процесс можно лишь на основе четкого и понятного алгоритма, в котором нужно разобраться самостоятельно. Иначе у вас никогда не будет полной уверенности, что поставщики выбираются в интересах всей компании, а не отдельных ее представителей

 

См. Метод Анализа Иерархий (МАИ), применяемый при выборе поставщиков, перевозчиков, различных схем товародвижения, участков под склад и т. д. в формате .xls

 

Очевидно, что разные посредники могут предложить различные условия поставки. Многие закупщики считают, что цена дистрибьютора всегда выше, чем у производителя, а дилер назначает большую стоимость, чем дистрибьютор. Теоретически это так, но для вашей компании может быть совсем по-другому. Подумайте, какой оборот у производителя, дистрибьютора или дилера. А какой оборот по этому товару у вашей компании? Дистрибьюторы, закупая у производителя огромное количество товара, получают такие скидки, что могут предложить вашей компании цены даже ниже, чем производитель. Производителю невыгодно иметь дело с мелкими клиентами, поскольку объем их закупок составляет десятые или даже сотые доли процента от его продаж. Естественно, в данном случае не может быть и речи об эксклюзивном отношении к вашей компании.

 

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ

Итак, цена не единственный и зачастую не главный фактор при выборе поставщика. В вашей компании должны быть разработаны конкретные требования к поставщикам, тогда у закупщиков будет меньше шансов совершить ошибку.

Крупные фирмы чаще всего опираются на список хорошо известных, заслуживающих доверия поставщиков. Но когда необходимо наладить новые связи, приходится изучать рынок. Критерии выбора поставщика приведены в соответствующей врезке.

 

ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

В логистике для оценки и выбора поставщиков используются преимущественно два метода: балльный метод и метод попарных сравнений. Их отличие в сложности и степени субъективности оценки.

В основе балльного метода (см. таблицу 1) лежит оценка каждого поставщика по балльной шкале. Весомость каждого фактора определяется менеджером, выбирающим поставщика.

 

Таблица 1. Выбор поставщика балльным методом

Наименование фактора Весомость фактора Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Поставщик 4 Поставщик 5
Фактор 1 0,4
Фактор 2 0,05
Фактор 3 0,1
Фактор 4 0,1
Фактор 5 0,15
Фактор 6 0,2
Рейтинг 2,15 2,4 2,9 3,4 4,15

 

Рейтинг поставщика рассчитывается как общая сумма произведений оценки поставщика по каждому фактору на весомость этого фактора. Так, в нашем примере расчет по первому поставщику выглядит следующим образом:

Рейтинг поставщика 1 = (1 х 0,40) + (2 х 0,05) + (3 x 0,10) + (4 x 0,10) + (5 x 0,15) + (1 x 0,20) = 2,15.

Минусом данного метода является высокая степень субъективности оценки, особенно в определении весомости фактора. Этот недостаток можно в значительной степени исправить, используя метод попарных сравнений. У него существует множество модификаций, мы выделим две.

 

Критерии выбора поставщика Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании следующих основных критериев: цена продукции; качество продукции; опыт работы компании на рынке; качество обслуживания покупателей; надежность поставок, в том числе соблюдение графика поставок; географическое расположение поставщика; финансовая стабильность и финансовые условия; конкурентные преимущества, а также лидерство на рынке конкретной продукции; соответствие поставок логистической стратегии компании; уровень затрат на доставку и хранение товара; возможность длительного партнерства в бизнесе; готовность к поставке; гибкость поставки; информационная готовность; имидж поставщика; упаковка продукции; дополнительные услуги; порядок удовлетворения рекламаций и др.

 

Первый вариант можно назвать «лучше-хуже». В его основе лежит система оценок «0,8» и «1,2». Если один поставщик лучше другого по оцениваемому фактору, то первый получает оценку «1,2», второй – «0,8» (см. таблицу 2). Подобным образом оценивается и весомость факторов. Основным недостатком данной модификации метода попарных сравнений является то, что система оценок не позволяет при необходимости указать, насколько один поставщик или фактор лучше или важнее в конкретной ситуации.

 

Таблица 2. Выбор поставщика методом попарных сравнений

. Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Поставщик 4 Поставщик 5
Поставщик 1 1,2 0,8 1,2 0,8
Поставщик 2 0,8 0,8 0,8 0,8
Поставщик 3 1,2 1,2 1,2 1,2
Поставщик 4 0,8 1,2 0,8 0,8
Поставщик 5 1,2 1,2 0,8 1,2

 

Сравнение поставщика с другими делается по строкам (не по столбцам). Например, из таблицы видно, что поставщик 1 лучше по определенному критерию, чем поставщики 2 и 4, но хуже, чем поставщики 3 и 5. По диагонали матрицы смежности мы имеем оценку «1», поскольку поставщики оцениваются относительно самих себя. В результате обработки полученной матрицы мы определяем рейтинг поставщика.

Однако подробнее мы остановимся на другой модификации, которая называется методом анализа иерархий (МАИ). Это более рациональная методика выбора поставщиков.

 

СУТЬ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ (МАИ)

Этот метод получает все большее распространение в логистике, когда речь идет о выборе поставщиков, перевозчиков, различных схем товародвижения, участков под склад и т. д. При его использовании принятие решения основано на оценке обширной, далеко не всегда однозначной информации.

Метод предполагает постоянное сравнение двух факторов на основе некоторой шкалы предпочтений (см. таблицу 3).

 

Таблица 3. Шкала относительной важности МАИ

Оценка Определение Пояснение
Факторы равнозначны Факторы вносят одинаковый вклад в достижение цели
Незначительное предпочтение Опыт и суждения дают незначительное предпочтение одному фактору перед другим
Существенное предпочтение Опыт и суждения дают существенное предпочтение одному фактору перед другим
Очевидное предпочтение Предпочтение одного фактора другому выражено очень ярко
Абсолютное предпочтение Свидетельство в пользу предпочтения одного фактора другому в высшей степени убедительно
2, 4, 6, 8 Промежуточные значения между соседними значениями шкалы Ситуация, когда необходимо компромиссное решение

 

Если фактору i при сравнении с j присваивается одно из приведенных выше значений, то фактору j по сравнению с i присваивается обратное значение (1/значение). Если над диагональю находится целое значение, то под диагональю – его обратное значение. То есть если у одного фактора оценка 9 («абсолютное предпочтение»), то у другого 1/9 или 0,11 («фактор незначительный») и т. д.

В основе шкалы метода лежит способность человека производить количественные разграничения между пятью определениями: 1) равный; 2) слабый; 3) сильный; 4) очень сильный; 5) абсолютный.

Если требуется большая точность, между перечисленными определениями можно принять компромиссные.

Естественно, понять суть метода без примера невозможно, поэтому разберем конкретную ситуацию.

 

ПРИМЕР МАИ

Необходимо выбрать одного поставщика из четырех на основе следующих факторов:

цена товара (руб.);

партионность (шт.);

место расположения поставщика (км);

сбой поставок (кол-во);

сроки поставок (мес.);

транспортные расходы на всю партию (руб.).

Исходные данные представлены в таблице 4.

 

Таблица 4. Исходное значение факторов

  Цена товара, руб. Партионность, шт. Место расположения поставщика, км Сбой поставок, кол-во Сроки поставок, мес. Транспортные расходы, руб.
Поставщик 1 Точно в срок
Поставщик 2
Поставщик 3
Поставщик 3 Точно в срок

 

Примем во внимание следующие соотношения доминирующих факторов:

Фактор цены товара имеет:

абсолютное предпочтение перед фактором партионности;

очевидное предпочтение перед фактором места расположения;

предпочтение, компромиссное между существенным и очевидным, перед фактором сбоя поставок;

существенное предпочтение перед фактором срока поставок;

предпочтение, компромиссное между незначительным и существенным, перед фактором транспортных расходов.

Фактор места расположения поставщика имеет незначительное предпочтение перед фактором партионности.

Фактор сбоя поставок имеет предпочтение, компромиссное между незначительным и равнозначным, перед фактором партионности.

Фактор срока поставок имеет существенное предпочтение перед фактором партионности.

Фактор транспортных расходов имеет очевидное предпочтение перед фактором партионности.

Фактор места расположения имеет существенное предпочтение перед фактором сбоя поставок.

Фактор срока поставок имеет предпочтение, компромиссное между незначительным и равнозначным, перед фактором места расположения.

Фактор транспортных расходов имеет предпочтение, компромиссное между незначительным и существенным, перед фактором места расположения.

Фактор срока поставок имеет предпочтение, компромиссное между незначительным и существенным, перед фактором сбоя поставок.

Фактор транспортных расходов имеет предпочтение, компромиссное между незначительным и существенным, перед фактором сбоя поставок.

Фактор транспортных расходов имеет предпочтение, компромиссное между незначительным и равнозначным, перед фактором срока поставок.

Сначала оценим весомость факторов (см. таблицу 5).

 

Таблица 5. Оценка весомости факторов

Факторы Цена товара Партионность Место расположения Сбой поставок Сроки поставок Транспортные расходы Произведение Степень 1/6 Вес фактора
Цена товара 4,43 0,48
Партионность 0,11 0,33 0,5 0,2 0,14 0,28 0,03
Место расположения 0,14 0,5 0,25 0,27 0,8 0,09
Сбой поставок 0,17 0,2 0,25 0,25 0,4 0,04
Сроки поставок 0,2 0,5 1,26 0,14
Транспортные расходы 0,25 1,96 0,21
. 1,87 14,53 20,5 8,95 6,14 . 9,13

 

После попарной оценки факторов рассчитывается произведение значений их оценки по строкам, а затем из полученного значения извлекается корень той степени, какое количество факторов оценивается. Весомость фактора определяется делением значения, полученного извлечением корня, на сумму этих значений по всем факторам. В результате сумма весомости всех факторов должна быть равна единице.

Для контроля правильности сравнения факторов рассчитывается показатель согласованности (ПС) как сумма произведений суммы значений оценки фактора в строке и в столбце по каждому фактору. Затем рассчитывается индекс согласованности (ИС) как частное от деления разности ПС и количества факторов на разность количества факторов и единицы.

Далее рассчитывается отношение согласованности (ОС) как частное от деления ИС на случайный индекс (СИ). ОС должно быть меньше 0,1, в противном случае необходимо проверить правильность оценки факторов. СИ зависит от количества факторов и выбирается из таблицы 6.

 

Таблица 6. Значения случайного индекса

Количество факторов
Случайный индекс 0,58 0,9 1,12 1,24 1,32 1,41 1,45 1,49

 

Например, для оценки значимости факторов показатели примут следующие значения:

ПС = 1,87 x 0,48 + 27 x 0,03 + 14,53 x 0,09 + 20,50 x 0,04 + 8,95 x 0,14 + 6,14 x 0,21 = 6,48;

ИС = (6,48 – 6)/(6 – 1) = 0,1;

ОС = 0,1/1,24 = 0,08.

Вывод: так как ОС < 0,1, то оценки не имеют значительных противоречий и могут быть приняты для дальнейших расчетов.

Рассчитываем оценку поставщика по каждому фактору (см. таблицы 7, 8, 9, 10, 11, 12), используя данные таблицы 4. Это делается точно так же, как при оценке весомости факторов. То есть рассчитывается произведение значений оценки поставщиков по строкам, а затем из полученного значения извлекается корень той степени, какое количество поставщиков оценивается.

 

Таблица 7. Сравнение поставщиков по фактору цены товара*

Цена товара
Поставщики Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Поставщик 4 Произведение Степень 1/4 Оценка
Поставщик 1 0,33 1,93 0,3009
Поставщик 2 0,17 0,14 0,07 0,52 0,0804
Поставщик 3 3,71 0,5767 Лучший поставщик
Поставщик 4 0,14 0,33 0,11 0,01 0,27 0,042
. 4,31 14,33 1,59 . 6,43
* Результат расчетов: ПС = 4,20; ИС = 0,07; ОС = 0,08.

Таблица 8. Сравнение поставщиков по фактору партионности**

Партионность
Поставщики Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Поставщик 4 Произведение Степень 1/4 Оценка
Поставщик 1 0,2 0,1631
Поставщик 2 3,87 0,6317 Лучший поставщик
Поставщик 3 0,2 0,11 0,2 0,004 0,26 0,0421
Поставщик 4 0,2 0,1631
. 7,2 1,51 7,2 . 6,13
** Результат расчетов: ПС = 4,15; ИС = 0,05; ОС = 0,05

Таблица 9. Сравнение поставщиков по фактору места расположения*

Место расположения
Поставщики Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Поставщик 4 Произведение Степень 1/4 Оценка
Поставщик 1 0,25 0,17 0,17 0,64 0,1014
Поставщик 2 0,25 1,57 0,2485
Поставщик 3 0,25 0,17 0,11 0,005 0,26 0,0414
Поставщик 4 3,83 0,6087 Лучший поставщик
. 11,25 5,42 1,53 . 6,3
* Результат расчетов: ПС = 4,25; ИС = 0,08; ОС = 0,09.

Таблица 10. Сравнение поставщиков по фактору сбоя поставок**

Сбой поставок
Поставщики Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Поставщик 4 Произведение Степень 1/4 Оценка
Поставщик 1 0,2 0,11 0,11 0,002 0,22 0,0367
Поставщик 2 0,2 0,2 0,2 0,67 0,1101
Поставщик 3 2,59 0,4266 Лучший поставщик
Поставщик 4 2,59 0,4266 Лучший поставщик
. 11,2 2,31 2,31 . 6,07
** Результат расчетов: ПС = 4,09; ИС = 0,03; ОС = 0,03.

Таблица 11. Сравнение поставщиков по фактору сроков поставок***

Сроки поставок
Поставщики Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Поставщик 4 Произведение Степень 1/4 Оценка
Поставщик 1 2,59 0,4266 Лучший поставщик
Поставщик 2 0,2 0,2 0,2 0,67 0,1101
Поставщик 3 0,11 0,2 0,11 0,002 0,22 0,0367
Поставщик 4 2,59 0,4266 Лучший поставщик
. 2,31 11,2 2,31 . 6,07
*** Результат расчетов: ПС = 4,09; ИС = 0,03; ОС = 0,03.

Таблица 12. Сравнение поставщиков по фактору транспортных расходов****

Транспортные расходы
Поставщики Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Поставщик 4 Произведение Степень 1/4 Оценка
Поставщик 1 0,25 0,14 0,11 0,004 0,25 0,0404
Поставщик 2 0,25 0,17 0,17 0,64 0,103
Поставщик 3 0,33 9,33 1,75 0,2817
Поставщик 4 3,57 0,5749 Лучший поставщик
. 11,25 4,39 1,61 . 6,21
**** Результат расчетов: ПС = 4,17; ИС = 0,06; ОС = 0,06.

 

Оценка поставщика определяется делением значения, полученного извлечением корня, на сумму этих значений по всем поставщикам. В результате сумма оценок всех поставщиков должна быть равна единице.

И также для контроля правильности сравнения факторов рассчитывается показатель согласованности (ПС) как сумма произведений суммы значений оценки поставщика в строке и в столбце по каждому поставщику.

Затем рассчитывается индекс согласованности (ИС) как частное от деления разности ПС и количества поставщиков на разность количества поставщиков и единицы.

Далее рассчитывается отношение согласованности (ОС) как частное от деления ИС на случайный индекс (СИ). ОС должно быть меньше 0,1, в противном случае необходимо проверить правильность оценки поставщиков. Случайный индекс зависит от количества факторов и выбирается из таблицы 6.

Для того чтобы принять окончательное решение по выбору поставщика, необходимо значение векторов приоритета из всех таблиц по каждому фактору перенести в итоговую таблицу и рассчитать глобальный приоритет. Он определяется как сумма произведений весомости фактора на вектор приоритета критерия по каждому поставщику (см. таблицу 13).

 

Таблица 13. Расчет глобального приоритета

Факторы   Оценка поставщика Вес оценки
Весомость фактора Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Поставщик 4 Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Поставщик 4
Цена товара 0,48 0,3009 0,0804 0,5767 0,042 0,1459 0,039 0,2797 0,0203 Главный фактор
Партионность 0,03 0,1631 0,6317 0,0421 0,1631 0,0051 0,0197 0,0013 0,0051
Место расположения 0,09 0,1014 0,2485 0,0414 0,6087 0,0089 0,0218 0,0036 0,0535
Сбой поставок 0,04 0,0367 0,1101 0,4266 0,4266 0,0016 0,0048 0,0187 0,0187
Сроки поставок 0,14 0,4266 0,1101 0,0367 0,4266 0,0588 0,0152 0,0051 0,0588
Транспортные расходы 0,21 0,0404 0,103 0,2817 0,5749 0,0087 0,022 0,0603 0,1231
Рейтинг поставщика . . . . . 0,229 0,123 0,369 Лучший поставщик 0,28

 

Таким образом, наибольший рейтинг получил поставщик 3. Как видно из итоговой таблицы, он набрал наибольшее количество баллов преимущественно из-за низкой цены товара, а фактор цены является в условии этой задачи основным.

В каждом конкретном случае весомость факторов может пересматриваться, и вместе с ней будет меняться итоговый рейтинг поставщиков.

Основными достоинствами данной модели являются возможность глубокой оценки и проверки ее правильности

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.