Сделай Сам Свою Работу на 5

Проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды.





Актуальность. Введение новых изменений в системе школьного образования определяют ряд новых функций педагога-психолога образовательного учреждения. Прежде всего, это качество результатов образования универсальных учебных действий. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создание системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности педагога - психолога.

В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

 

Безопасная образовательная среда выступает как эффективное межличностное взаимодействие, способствующее развитию психологически здоровой личности. Человек может быть здоровым только в определенных условиях. Таким условием является безопасная образовательная среда.

Образовательная среда – это совокупность разнообразных (духовных и материальных) средств, способствующих развитию индивидуальности обучающихся. В процессе решения образовательных задач.



Образовательная среда, создающая комфортные условия для развития учащихся, повышения их мотивации к обучению, достижению ими высоких образовательных результатов – важное условие успеха любой школы.

Школьная жизнь должна максимально способствовать развитию способностей ребенка с учетом его индивидуальности. Все дети имеют разные возможности, здоровье, интересы, потребности, интеллектуальные способности и особенности восприятия окружающего мира. Одним важно услышать, другим – увидеть, а третьим необходимо попробовать сделать что-либо самим. Кому-то необходима частая смена деятельности, кто-то сосредоточен на выполнении задания в течении продолжительного времени. Поэтому очень важно создать в начальной школе условия для полноценного развития и обучения каждого ребенка . Учителя начальной школы помогают детям обрести уверенность повысить самооценку, утвердиться в возможностях. Ученики стремятся овладеть теми умениями, которые помогут им в личностном росте, а в дальнейшем – и в жизненном самоопределении.



А проектирование такой мотивационной образовательной среды – дело непростое. Более того, чаще всего это процесс, который растягивается не на один год. Хотя некоторые принципы можно и нужно определить с самого начала.

Проектирование безопасной образовательной среды школы, прежде всего, должно исходить из принципов:

Первый принцип - защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса. Через развитие и реализацию его индивидуальных потенций, устранение психологического насилия между участниками. Незащищенный должен получить ресурс, психологическую возможность, чтобы быть равноправным.

Второй принципопора на развивающее образование,главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия

Третий принциппомощь в социально–психологической умелости. Под социально–психологической умелостью понимаем набор умений, дающий возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого и способствующее саморазвитию личности, исключающее психологическое насилие.

Образовательное пространство школы:

 

Работа педагогического коллектива над эстетическим оформлением школы (озеленение школы, оформление информационных стендов, в вестибюле школы).



 

Образовательное пространство школы должно включать в себя два контрастных пространства: учебное и игровое. Кабинет: оснащение (мебель, дидактический материал.) Оснащение кабинета питьевой водой, уголки для отдыха. Использование электронных образовательных ресурсов, использование мультимедийного проектора позволяет расширить исследовательское поле обучающихся.

Библиотека.

Актовый зал (традиционное место публичного предъявления результатов в различных видах деятельности).

Спортивный зал

Реакреация (место отдыха, место проведения подвижных игр)

Образовательная среда – это и образовательная программа. Образовательный процесс в школе организован в соответствии с современными требованиями к обучению. Администрация и педагогический коллектив школы стремятся создать условия для развития способностей каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Особенно это актуально в период перехода на обучение по новым образовательным стандартам.

В учебном процессе учителя используют разнообразные технологии, позволяющие развивать мотивацию учащихся . Однако в процессе создания образовательной среды чрезвычайно важно определить тот круг технологий , которые , с одной стороны, позволят развивать личностные ресурсы каждого ребенка, а с другой стороны – отразят специфику самой школы. ее уникальные образовательные возможности.

Под пристальным вниманием педагогов находится и организация внеучебной деятельности, направленной на расширение образовательного пространства учащихся. Внеучебная деятельность школьников только тогда будет активно влиять на развитие их образовательной мотивации и образовательного потенциала, если она тесно связана с ведущей деятельностью школьника – учебно-познавательной. (Сотрудничество с другими обр. учреждениями). Правильно организовать жизнь детей в начальной школе – значит создать такую образовательную среду, которая будет способствовать личностному, социальному, познавательному и коммуникативному развитию любого ребенка, независимо от его способностей.

Приоритетные направления и содержание деятельности психологического сопровождения.

1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностикаиндивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей развития УУД, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка. .
3. Консультирование(индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению; информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
4. Развивающая работа(индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
6. Психологическое просвещении детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

7. Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.

 

Работа с обучающимися.

- Профилактическая работа с обучающимися с целью формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.

- Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных учащихся, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.

- Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.

- Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).

- Профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении учащихся к социально-профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся, проведение групповых занятий по профориентации учащихся (тренинги, деловые игры).

- Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.

- Сопровождение учащихся с ОВЗ. Работа по созданию образовательной траектории, подбору оптимальной модели инклюзии, созданию ситуации успешности (совместно с другими приглашенными специалистами).

При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения, профориентация учащихся среднего звена.

 

Приоритетные направления работы:

u обеспечение прав ребенка на качественное, доступное образование, способствующее личностному развитию обучающихся с учетом их склонностей, особенностей, интересов;

u развитие системы обеспечения качества образования, совершенствования содержания и технологий преподавания в образовательном процессе, позволяющей достигать оптимальных результатов образовательного процесса;

u дальнейшее совершенствование воспитательно-образовательной среды, способствующей интеллектуальному, духовному, нравственному, физическому развитию ребенка, социализации его в обществе;

u формирование культуры здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, вовлечение большего числа обучающихся в спортивно-массовые мероприятия;

u обеспечение условий безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса в школе.

 

Литература.

1.Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Под ред. В. В.Рубцова, М.2010

2. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова. М.: «Просвещение» 2011.

3. Фридман Л. М. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. – 2001. - №1. – с.97-107.

Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба, М,2008

4. Ясюкова, JI. А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / Л. А. Ясюкова. СПб, 2003.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.