|
Основы теории спроса и предложения
Важнейшая составляющая микроэкономики – теория спроса и предложения. Спрос – это не просто желание купить, а платёжеспособнаяпотребностьпокупателя-потребителя. Рыночный спрос на товар А – это сумма величины спроса, предъявляемого каждым потребителем товара А при разных его ценах. Объём спроса может и не совпадать с реально купленным количеством товара (например, при дефиците).
На объём спроса на товар А влияет прежде всего такой фактор, как цена этого товара. Причём, как правило, здесь отражается обратная зависимость, то есть чем больше цена, тем меньше объём спроса. Это и есть закон спроса. На графике (где на вертикальной оси цена, а на горизонтальной – объём спрашиваемого товара) он отражается в виде кривой спроса, которая представляет собой ниспадающую линию, имеющую отрицательный наклон.
Здесь обратная зависимость цены товара А и объёма спроса на него вызвана следующими факторами. Во-первых, снижение цены товара А увеличивает число покупателей его. Во-вторых, такое снижение цены товара А расширяет покупательную способность потребителей. В-третьих, насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы товара. Следовательно, покупатели в такой ситуации готовы приобретать дополнительную единицу товара А только по более низким ценам (представьте, например, себя как покупателя, когда Вам предлагают ещё одну куртку, а у Вас уже есть, положим, несколько подобных курток).
Кривая спроса отражает весь набор соотношений цены товара А и объёма спроса на него. А вот отдельная точка на этой кривой отражает не спрос в целом, а определённую величину спроса при соответствующей цене.
Из закона спроса бывают исключения. Например, парадокс Гиффена – по фамилии английского экономиста, который заметил, что во время голода в Ирландии в середине ХIХ века при росте цены на картофель увеличился объём спроса на него, поскольку сократилось потребление других, более качественных продуктов.
Но иногда ошибочно указывают как на исключение из закона спроса – на эффект Веблена (по фамилии американского экономиста, первым описавшим это явление), связанный с престижным спросом, то есть готовностью определённой части общества приобретать предметы роскоши даже при значительном повышении цен на них ради демонстрации принадлежности к разряду «избранных», «крутых».
Кроме цены товара А, на объём спроса на него влияют и следующие неценовые факторы:
1) средний доход домохозяйств,
2) вкусы потребителей, мода,
3) цены взаимосвязанных товаров – заменителей и взаимодополняющих,
4) распределение дохода между домохозяйствами,
5) количество покупателей,
6) инфляционные ожидания.
Как же проявляется влияние указанных факторов? Например, при увеличении среднего дохода домохозяйств потребители предъявят больше, чем раньше, спроса на товар А прикаждой цене. Таким образом, вся кривая спроса сместится вправо и вверх.
Подобный результат будет и в том случае, если товар А станет модным: изменение вкусов покупателей вызовет повышение спроса на него при каждойцене и опять-таки сдвиг всей кривой спроса вправо-вверх.
Аналогичная картина будет при росте цены на товар Б, заменителя товара А (например, сливочное масло – маргарин). Ведь тогда товар А станет относительно дешевле товара Б. Следовательно, покупатели захотят приобрести больше товара А при каждой цене. А увеличение спроса на товар А сдвинет всю кривую спроса вправо-вверх.
Другое дело – со взаимодополняющими товарами (например, автомобиль – бензин). Здесь, наоборот, снижение цены товара Б повлечёт увеличение объёма спроса на товар А. И в этом случае опять вся кривая спроса сдвинется вправо-вверх.
Наконец, инфляционные ожидания повышения цены на товар А, как и цен на все или большинство товаров, подстёгивают ажиотажный спрос. А это тоже сдвинет кривую спроса вправо-вверх. Таким образом, если при изменении цены товара А изменяется объём спроса и происходит смещение из одной точки в другую на той же самой кривой спроса, то при изменении неценовых факторов изменяется сам спрос и сдвигается вся кривая спроса, так как спрос здесь изменяется при каждойцене на товар А.
Если спрос является характеристикой потребления товаров и услуг, то предложение – характеристикой их производства. То есть предложение определяет количество товаров или услуг, которое будет произведено фирмами и представлено на продажу. Объём предложения товара А, как и объём спроса на него, может отличаться от реально проданного количества товара (например, при излишке товара).
На объём предложения товара А, как и на объём спроса на этот товар, тоже влияет несколько факторов. Частично тех же самых, а частично и других. В совокупность тех и других факторов входят следующие:
1) цена самого товара А,
2) цены ресурсов, используемых в производстве товара А,
3) уровень технологии,
4) цели фирмы,
5) величины налогов и субсидий,
6) цены на иные товары,
7) ожидания,
8) количество производителей товара.
Таким образом, в алгебраическом выражении объём предложения товара А оказывается функцией всех этих переменных.
При исследовании объёма производства товара А надо поочерёдно рассмотреть влияние на него каждого из факторов, при этом условно принимая остальные неизменными (условно, потому что в действительности они вовсе не являются неизменными).
Повышение цены товара А при прочих равных условиях приводит к возрастанию объёма предложения данного товара. В этом и заключается закон предложения. Здесь прямая зависимость, поскольку для производителя товара А его цена определяет выручку (произведение цены единицы товара А и количества проданных единиц), которую фирма получит в результате продажи указанного товара. Следовательно, именно повышение цены товара А подталкивает производителей расширять его производство.
Каждая точка на графике кривой предложения (на вертикальной оси снова цена товара А, а на горизонтальной – объём предложения его) отражает конкретное соотношение цены товара А и объёма предложения его. А вся кривая отражает полный набор возможных соотношений цены товара А и объёма предложения его при прочих равных условиях. Таким образом, кривая предложения выступает графическим отображением функции предложения. В отличие от кривой спроса, она имеет восходящий характер, положительный наклон, поскольку отражает прямо пропорциональную зависимость объёма предложения товара А от его цены. Здесь изменение объёма предложения товара А под влиянием изменений его цены выражается в перемещении из одной точки в другую на одной и той же кривой предложения.
А вот если изменяется какой-то неценовой фактор при фиксированной цене, то происходит сдвиг всей кривой предложения вправо-вниз или влево-вверх. Например, если вырастут цены на ресурсы для изготовления товара А, то есть фирме больше придётся платить за труд, землю, сырьё, энергоносители, - то меньше окажется прибыль фирмы-производителя, а значит, и желания предлагать товар А на продажу. Следовательно, кривая предложения сдвинется влево. И, наоборот, уменьшение цен на ресурсы стимулирует увеличение объёма предложения товара А. И кривая предложения теперь сдвинется вправо.
Аналогичное влияние окажет повышение уровня технологии производства товара А. Ведь технологические новшества, как правило, сокращают затраты на ресурсы, а значит, вызывают рост объёма предложения товара А.
Подобным образом влияет на объём предложения товара А и такой фактор, как цели фирм. Главная цель фирм – максимизация прибыли. А если, например, фирма поставила цель – не загрязнять окружающую среду при производстве товара А, то у неё вырастут дополнительные издержки на экологичную технологию, а значит, снизится прибыль. Следовательно, такая цель сократит объём предложения товара А и сдвинет всю кривую предложения влево.
Так же заметно на объём предложения влияют налоги и субсидии. Например, увеличение налогов сокращает объём предложения товара А, поскольку сокращается при этом прибыль фирм. И, наоборот, предоставление государством субсидий предпринимателям и фирмам вызывает увеличение объёма предложения товара А и сдвиг кривой предложения вправо.
Важный фактор, влияющий на объём предложения товара А, - цены на другие, особенно взаимосвязанные товары. Например, в 1970-е годы резко возросли мировые цены на нефть, а это вызвало увеличение предложения угля на мировом рынке.
Следующий фактор, который влияет на изменение объёма предложения товара А, - это инфляционные ожидания. В нормальной смешанной экономике с нормальным рыночным механизмом этот фактор вызывает рост объёма предложения товара А.
И наконец, такой фактор, как количество производителей товара А: чем их больше, тем больше и объём предложения товара А.
Установление равновесной цены конкурентного рынка происходит под влиянием изменения как спроса, так и предложения. Цена всегда представлена в денежном выражении и является своеобразным компромиссом покупателей и производителей товаров. Равновесная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое хотят приобрести покупатели, соответствует тому их количеству, которое производители и продавцы предлагают на рынке. Ситуация равновесия спроса и предложения показана на расположенном ниже рисунке:
| | |
Равновесная цена – это точка пересечения кривых спроса и предложения (Е) (equilibrium point). Она соответствует определенному уровню цены (Ре), отмеченной на оси ординат, по которой продается определенное количество товаров (Qe), отмеченное на оси абсцисс. Как показано на рисунке, любой излишек товара на рынке (выше точки Е) оказывает «понижающее» давление на его равновесную цену. И наоборот, наличие дефицита (ниже точки Е) будет оказывать «повышающее» давление на цену недостающего товара до тех пор, пока не установится равновесная цена.
Рыночное равновесие на любом конкурентном рынке может иметь место лишь относительно некоторого фиксированного момента времени. В каждый последующий момент равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной цены. Однако данное равновесие всегда остается таким состоянием конкурентного рынка, при котором Qd = Qs. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение рыночные силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит, когда Qd > Qs, или излишек товарного предложения, когда Qd < Qs.
Важной категорией в теории спроса и предложения и в целом в микроэкономике выступаетэластичность спроса и предложения.
Эластичность – реакция спроса или предложения на изменение рыночной цены или дохода потребителя. В наиболее общем виде эластичность спроса по цене можно определить, как процентное изменение количества покупок товара к процентному изменению его цены:
,
где EР – эластичность спроса по цене; dQd – процентное изменение спроса, %; dР – процентное изменение цены, %.
Этот показатель весьма важен для предпринимателя-продавца. Почему? Потому что главная цель бизнесмена – максимизация прибыли, то есть разности между выручкой и издержками на производство и реализацию товара. Торговая выручка определяется как произведение рыночной цены товаров на общее количество их продаж по этой цене. Естественно, что показатель торговой выручки напрямую зависит от степени эластичности спроса.
Например, если при однопроцентном снижении цены товара количество его продаж возрастает более чем на один процент, то имеет место эластичный спрос. А это позволяет увеличить товарооборот и торговую выручку. Если же однопроцентное снижение цены вызывает увеличение продаж также на один процент, то имеет место единичная эластичность спроса, ускоряющая товарооборот, но не приносящая роста торговой выручки. На практике может иметь место и неэластичный спрос, когда при однопроцентном снижении цены количество продаж не достигает даже однопроцентного увеличения. В таком случае и не ускоряется товарооборот, и вызывается снижение торговой выручки. И если, например, торговец поваренной солью захочет увеличить объём продаж, а значит, и выручку путём снижения цены, то его постигнет разочарование. А именно: покупатели, несмотря на снижение цены, не увеличат объёмы покупок. В чем же дело? Ведь продавец действовал с учётом закона спроса: меньше цена – больше объём спроса. Но он не учёл, что соль – товар неэластичного спроса по цене.
Итак, абзацем раньше Вы убедились, что продавцу-предпринимателю далеко не безразлична эластичность спроса по цене. Поэтому в экономике с рыночным механизмом сложилась практика, когда любая уважающая себя фирма производит расчёты коэффициента эластичности своего товара по цене и учитывает их результаты в своей практической деятельности. Но вот я провёл собеседования с руководителями и специалистами маркетинговых служб многих ярославских предприятий ещё до наступления сегодняшней экономической катастрофы и столкнулся с парадоксом по отношению к «азбуке» учебниковых аксиом о значимости показатели эластичности спроса по цене для предпринимателя. А именно: маркетологи предприятий, реализующих свою продукцию не только на отечественном, но и на зарубежных рынках, подтвердили, что они действительно рассчитывают коэффициенты эластичности своей продукции, но только применительно к экспортным операциям. И ни один из них не делает таких расчётов применительно к операциям на внутреннем, российском рынке.
Почему? Ведь не объяснишь же такое игнорирование «учебниковой азбуки» маркетологами в случае внутренних операций просто ленью или некомпетентностью: для экспортных-то операций у этих же специалистов хватает и трудолюбия, и компетентности. А дело в том, что они «кожей чувствуют» ту истинную реальность, не совпадающую с пропагандистскими декларациями многих чиновников и журналистов, которая заключается в некотором наличии рынка и рыночного механизма на Западе и в полном их отсутствии у нас в России. А раз нет рыночного механизма, есть только диктат монополиста, то и незачем искусственно рассчитывать ненужный коэффициент эластичности спроса по цене.
Что же касается ситуации нормального функционирования рыночного механизма, то при ней фирме, предпринимателю важно знать и учитывать факторы, влияющие на эластичность спроса товара по цене. Какие же это факторы? Во-первых, наличие у данного товара заменителей. Причём чем больше заменителей у этого товара, тем выше эластичность спроса на него. Почему? Потому что даже небольшое снижение цены на такой товар приведёт к тому, что покупатели предпочтут его заменителям.
Вторым фактором, влияющим на эластичность спроса товара по цене, выступает удельный вес расходов на данный товар в бюджете домохозяйств. Чем выше этот удельный вес, тем выше эластичность спроса на такой товар. То есть рынок, например, ответит ощутимым ростом объёма спроса при снижении цен на мебель и слабо среагирует на снижение цен на карандаши.
Следующий, третий фактор заключается в том, что предметы первой необходимости имеют обычно невысокую эластичность спроса, так как не располагают близкими заменителями. Многие товары первой необходимости являются неэластичными. А вот спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью.
В качестве четвёртого фактора можно назвать длительность периода: в краткосрочных периодах эластичность спроса ниже, чем в более длительных, так как в более длительном периоде фирмы, предприниматели могут наладить выпуск более широкого ассортимента товаров-заменителей.
Пятый фактор – изменение цены: для большинства товаров с ростом их цен эластичность спроса повышается, так как повышение цены при неизменном объёме спроса означает расширение объёма предложения соответствующего товара. А появление на рынке дополнительных более дешёвых единиц данного товара вытеснит товары-заменители. В результате эластичность спроса на этот товар понизится.
Наконец, шестым фактором можно назвать изменение спроса: повышение объёма спроса при неизменном объёме предложения в большинстве случаев приводит к снижению эластичности спроса, поскольку данный товар в таком случае начнёт вытеснять с рынка конкурирующие товары-заменители. Таковы основные факторы, влияющие на эластичность спроса на товар по цене.
Другой показатель эластичности, интересующий теорию спроса и предложения и в целом микроэкономическую теорию – это эластичность спроса по доходу. Ведь объём спроса – это функция не только цены, а многих неизвестных. Значит, теоретически можно определить эластичность спроса по любому из факторов, влияющих на спрос. Но на практике, кроме ценовой эластичности, обычно рассчитывается фирмами только эластичность спроса по доходу, так как сложны количественные оценки других факторов (например, моды).
Эластичность спроса по доходу показывает реакцию потребителя на изменения в его доходах при неизменности цен. Если этот показатель больше единицы, то данный товар считается эластичным по доходу. И, соответственно, наоборот: если этот показатель меньше единицы, то данный товар считается неэластичным по доходу.
В связи с этим в микроэкономике различают, во-первых, нормальные товары (normal goods) и, во-вторых, inferior goods. По второй группе привожу только английское название, так как считаю неудачными существующие в учебниках переводы (как низкокачественные или малокачественные товары), которые, на мой взгляд, не отражают главной экономической особенности таких товаров: сокращения объёма спроса на них при повышении дохода потребителей, хотя и при нормальном для данного товара качестве. Например, маргарин может быть достаточно качественным, каким «подобает» быть маргарину, но при росте дохода покупателей, последние предпочтут сливочное масло.
Конечно, большинство товаров относится к первой группе – нормальным товарам, для которых значение эластичности спроса по доходу положительно, то есть увеличение дохода покупателей приводит к росту объёма спроса на такие товары. А вот inferior goods отличаются сокращением объёма спроса при увеличении дохода.
Для чего фирме, предпринимателю нужно знать значение эластичности спроса по доходу? Чтобы прогнозировать потребительский спрос, что, как известно, очень важно для решения главной задачи – максимизации прибыли. Например, при увеличении дохода потребителей заметно повысится объём спроса на эластичные по доходу товары, незначительно – на неэластичные, а вот потребление inferior goods и вовсе сократится.
Поэтому фирме важно знать, что на эластичность спроса по доходу влияет важность данного товара в потреблении: чем товар жизненно необходимее для потребителя, тем эластичность спроса по доходу ниже. То есть на товары первой необходимости объём спроса примерно одинаковый и у бедных, и у богатых. Совсем другая ситуация с предметами роскоши: их потребление растёт с ростом доходов. А вот inferior goods потребляют только низкооплачиваемые, с ростом доходов спрос на эти товары сокращается.
Следующее важное понятие теории спроса и предложения - перекрестная эластичность. Она характеризует чувствительность спроса на один товар при изменении цен на другой:
,
где EК – перекрестная эластичность; – процентное изменение спроса на один товар, %; – процентное изменение цены на другой товар, %.
Понятие перекрёстной эластичности применяется, во-первых, для товаров-заменителей, а во-вторых, для взаимодополняющих товаров. При этом для товаров-заменителей (например, сливочное масло – маргарин) изменения цены одного из них и объёма спроса на второй происходят однонаправленно. То есть снижение цены на первый товар вызывает снижение объёма спроса на его заменитель и наоборот. Таким образом, для товаров-заменителей значения перекрёстной эластичности всегда положительны.
А вот для взаимодополняющих товаров (например, автомобиль – бензин) изменения цены первого и объёма спроса на второй происходят в обратных направлениях. Следовательно, здесь значения перекрёстной эластичности всегда отрицательны.
Интересно, я думаю, отметить, что расчёты перекрёстной эластичности ведут на Западе не только фирмы. Например, в США данным показателем весьма интересуются государственные антимонопольные органы. Так, если фирма производит товар А, имеющий заменитель Б, то монополизация этой фирмой отрасли вызовет снижение, а то и прекращение производства конкурирующего товара Б, что и является сигналом для контролирующего органа.
И, наконец, важным компонентом теории спроса и предложения выступает такая интересующая фирму и предпринимателей категория, как эластичность предложения. Как Вы уже видели, на изменение объёма предложения влияет несколько факторов. А значит, по каждому из них теоретически можно рассчитывать показатель эластичности предложения. Но практически фирмы западных стран рассчитывают только ценовую эластичность предложения.
Указанный показатель измеряется как относительное изменение количества предлагаемых товаров и их цен. Эластичное предложение – это ситуация так называемого мгновенного равновесия, когда 1%-ное увеличение цены товаров вызывает увеличение выпуска товаров более чем на 1 % под влиянием кратковременно возросшего спроса, а не производственных причин. Для большинства товаров эластичность предложения – всегда положительная величина, поскольку кривая предложения имеет восходящий характер, то есть увеличению цены соответствует рост объёма предложения. А если показатель эластичности предложения равно бесконечности, то предложение абсолютно по цене, то есть достаточно ничтожного изменения цены, чтобы объём предложения резко возрос или резко уменьшился.
Единичная эластичность возникает, когда повышение цены на 1 % вызывает рост выпуска товаров также на 1 %. При неэластичном предложении 1 % повышение цен вызывает рост выпуска менее чем на 1 %, показывая, что спрос уже приспособился к возросшей цене, которая сохранится на длительную перспективу, определяя масштабы капиталовложений в производство товаров данного вида. А если значение показателя эластичности предложения равно нулю, то предложение данного товара абсолютно неэластично по цене, то есть объём предложения никак не реагирует на изменения цены. На графике абсолютно неэластичному предложению соответствует вертикальная кривая предложения, а абсолютно эластичному – горизонтальная.
Разумеется, фирме, предпринимателю очень важно знать, какие факторы влияют на эластичность предложения. Среди этих факторов на первое место следует поставить время. Почему? Потому что прежде чем предложение полностью приспособится к новому уровню цены, нужно время для расширения производства. В связи с этим Альфред Маршалл ещё в 1890 году в работе «Принципы политической экономии» описал ситуации мгновенного, краткосрочного и длительного равновесия.
В ситуации мгновенного равновесия спрос на товар внезапно возрос. Но предложение этого товара сразу возрасти не может. В результате наблюдается только повышение цены. Здесь кривая предложения – вертикальная линия, а сдвиг кривой увеличивает цену равновесия.
В ситуации же краткосрочного равновесия предложение несколько увеличивается и кривая предложения в таком случае становится наклонной. Почему? Потому что хотя число предприятий на рынке данного товара ещё не изменилось, но имеющиеся производственные мощности на них стали использоваться более интенсивно (например, увеличен коэффициент сменности).
Наконец, в ситуации длительного равновесия предложение полностью приспосабливается к изменившейся цене. Поскольку высокие цены заставили создать новые мощности, в отрасль пришли новые капиталы, предприниматели, фирмы. В результате вырос объём предложения на данный товар. Таким образом, эластичность предложения растёт по мере увеличения рассматриваемого периода времени.
Другой, кроме времени, фактор, влияющий на эластичность предложения – издержки производства.Если издержки велики, то эластичность предложения будет мала. А значит, производство каждой дополнительной единицы товара потребует таких затрат, что предприниматели согласятся на увеличение выпуска лишь при значительном росте цены.
Эластичность спроса и предложения имеет большое значение в микроэкономическом анализе и хозяйственной практике. Потому что знание её позволяет, во-первых, определять размеры производства отдельных товаров и услуг, во-вторых, изучать поведение потребителей, в-третьих, планировать ценовую политику фирмы, в-четвёртых, формировать стратегию фирм в краткосрочном и долгосрочном периоде для максимизации прибыли и минимизации убытков, в-пятых, прогнозировать изменения в расходах потребителей и в доходах производителей в связи с изменением цен на товары и услуги.
Таковы основные положения микроэкономической теории спроса и предложения. Конечно, в российской практике, особенно в условиях развернувшегося с 2008 года кризиса, мы можем наблюдать сплошь и рядом отступления от этой теории. Так, в материале «Цены в России растут вопреки логике» авторы справедливо отмечают,(06.08.2009 10:47 | Ведомости) авторы справедливо отмечают, что российская экономика продолжает удивлять: промышленное производство обвалилось, спрос рухнул, предложение денег в экономике почти на нуле, но цены все равно растут. По данным Росстата, потребительская корзина, например, в июле 2009 года подорожала на 0,6%. Тогда как даже в докризисном июле 2008 г. инфляция была меньше (0,5%). А ведь по всем экономическим законам в период кризиса ценам положено снижаться. Так и происходит в других странах: к примеру, в США за 12 месяцев от начала кризиса потребительская корзина подешевела на 1,4%.
В России же вдобавок к экономическому спаду на снижение цен должна была бы работать еще и девальвация рубля. Но нет — за первую половину 2009 года цены, например, на плодоовощную продукцию (которая главным образом производится внутри страны) в долларах выросли на 22% против 17% годом ранее. Вопреки всякой логике, ускорился рост цен на фрукты и овощи, хотя в июле они обычно снижаются благодаря появлению на рынке нового урожая. Дорожают коммунальные услуги, электроснабжение, транспорт, сезонные услуги туризма. А рост цен на одежду, обувь и электротовары за первые семь месяцев 2009 года вообще превысил соответствующие темпы предыдущего года в 1,2-3 раза. Почему бизнесмены продолжают повышать цены, а потребители — безропотно платить? Почему падение спроса не приводит к снижению цен, как во всем мире?
Дело в том, считают авторы приводимого материала, что в отличие от своих зарубежных коллег отечественные предприниматели оказались морально не готовы поступиться собственной маржей. Производители и торговцы продолжают заботиться о поддержании рентабельности даже ценой сворачивания производства и продаж. Снижение цены воспринимается как поражение и признак слабости. Даже те, кто получил фору по издержкам благодаря девальвации, стремятся урвать побольше, повысив цены на свою продукцию. Так, например, поступили отечественные производители продовольствия, которые подгоняли цены под подорожавший из-за девальвации импорт. Интересно, восклицают авторы, сколько экономических кризисов еще должно случиться в стране и сколько поколений предпринимателей смениться, чтобы в разгар лета у нас не дорожали лук и картошка? Возможно авторы и правы, но тут, думаю, не вся правда: представляется, что дело не только в субъективно-психологических свойствах российских продавцов, а в объективной ситуации отсутствия реальных, как Вы видели в примерах с расчётом эластичности, рыночных отношений.
Такой вывод о монополизме, антирыночности российской экономики подтверждают многие эксперты. Так, директор Департамента стратегического анализа компании ФБК И. Николаев, выступая на страницах газеты «Комсомольская правда» во второй половине августа 2009 года, резонно заметил: «Реакция на кризис у нас и на Западе разная. У них оборот розничной торговли упал на 2-3%, у нас больше, чем на 6%. Они при падении продаж срочно снижают цены – чтобы не потерять покупателей навсегда. У нас же менеджеры посчитали: снизились продажи – упали доходы, значит, надо эти доходы компенсировать за счёт роста цен. По принципу «всё равно купят – никуда не денутся». Перечисляя причины такого поведения, эксперт прежде всего называет недостаток конкуренции, то есть важнейшей составляющей рыночного механизма: вроде бы и разные торговые сети у нас есть, а на локальных ранках конкуренции почти не видно – как дети лейтенанта Шмидта, поделили страну, у каждой свой регион. К тому же у нас быстро растут тарифы на услуги естественных монополий, что увеличивает издержки. Потому и отступления от теории спроса и предложения.
Логическим её продолжением выступает теория потребительского поведения, основы которой излагаются в следующей лекционной теме.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|