Оптимизация бюджетных расходов
АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАМММА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
События 2014 года стали немаловажными для России, особенно для ее экономики. Падение цен на энергоносители, кризис на Украине, который вызвал ряд санкций по отношению к России, привели к ухудшению экономической обстановке внутри страны. Девальвация рубля, падение ВВП и повышенная инфляция можно назвать основными экономическими итогами 2014 года.
Для выхода из экономического кризиса или хотя бы его смягчения, в конце января 2015 года Правительство РФ представило антикризисный план, который должен обеспечить финансовую и социальную стабильность России в 2015-2016 годах. Постепенно будут реализовываться меры, направленные на активизацию структурных изменений в российской экономике, стабилизацию работы системообразующих организаций в ключевых отраслях и достижение сбалансированности рынка труда, снижение инфляции и смягчение последствий роста цен на социально значимые товары и услуги для семей с низким уровнем доходов, достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе.
Антикризисный план рассчитан на 2015-2016 годы. Он состоит из четырех частей — "Активизация экономического роста" (которая включает стабилизационные меры, меры по импортозамещению и поддержке несырьевого экспорта, снижение издержек бизнеса, поддержку малого и среднего предпринимательства), "Поддержка отраслей экономики", в том числе сельского хозяйства, жилищного строительства и ЖКХ, промышленности и ТЭК, транспорта.
Кроме того, в план вошли блоки "Обеспечение социальной стабильности"(это прежде всего содействие изменению структуры занятости, социальная поддержка граждан, меры в сфере здравоохранения, обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения) и "Мониторинг и контроль ситуации в экономике и социальной сфере". Всего в плане 60 пунктов.
Общий объем антикризисного фонда составляет примерно 2,312 триллионов рублей.
В целом, документ предусматривает семь основных направлений:
· развитие малого и среднего бизнеса
· поддержка импортозамещения
· привлечение инвестиций
· оптимизация бюджетных расходов
· поддержка социально незащищенных категорий граждан
· снятие напряженности на рынке труда
· обеспечение стабильности банковской системы
Рассмотрим их поподробнее и назовем некоторые особенно важные меры антикризисного Плана.
Поддержка малого и среднего бизнеса
Одна из немногих сфер, которая нашла свое отражение в плане и при этом содержит четкие, понятные показатели. Практически все запланированные мероприятия касаются снижения налоговой нагрузки на эту категорию предпринимателей.
Во-первых планируется расширить круг предприятий, которые относятся к категории малых и средних, за счет двукратного увеличения предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг). Для микропредприятий они вырастут с 60 млн до 120 млн руб., для малых предприятий – с 400 млн до 800 млн руб., а для средних предприятий – с 1 млрд до 2 млрд руб. Соответственно, после реализации этой меры на государственную поддержку сможет претендовать более широкий круг организаций и индивидуальных предпринимателей.
Во-вторых, принятый в конце 2014 года закон о двухлетних налоговых каникулах планируется распространить на всех впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, оказывающих производственные и бытовые услуги. Окончательное решение о введении такой налоговой льготы на своей территории принимает регион.
Помимо этого, правительство намерено существенно расширить полномочия регионов по предоставлению налоговых преференций малому и среднему бизнесу. Главный минус в том, что на регионы не будут обязаны применять такие послабления, а лишь приобретут право это сделать, причем воспользуются им далеко не все. При таком подходе поддержка малого бизнеса по стране окажется неравномерной и будет во многом зависеть от того, насколько предпринимателям "повезло" с регионом.
Так или иначе, планируется, что субъекты РФ получат право снижать ставки по УСН(Упрощенной системе налогообложения) с объектом налогообложения "доходы" с 6% до 1%, а также максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (с 1 млн до 500 тыс. руб.), и ставки ЕНВД(Единого налога на вменённый доход) для отдельных видов деятельности (с 15% до 7,5%.).
Не обойдет вниманием правительство и вопросы государственного контроля и надзора за малыми предприятиями. Так, планируется сократить количество оснований, по которым ФАС(Федеральная антимонопольная служба) России вправе осуществлять внеплановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства без согласования с прокуратурой. Наряду с этим, на них не будут распространятся некоторые запреты, предусмотренные антимонопольным законодательством – запрет на злоупотребление доминирующим положением, заключение несущественных антиконкурентных соглашений.
Поддержка импортозамещения и экспорта
Несмотря на то, что на тему импортозамещения в начале 2015 года говорилось очень много на самом высоком уровне, а проведение данной политики преподносится как основной плюс введенных в отношении России санкций, в плане, к сожалению, на эту тему не сказано ничего конкретного.
Правительство намерено утвердить отраслевые программы импортозамещения, установить особенности планирования и осуществления закупок импортного оборудования, работ, услуг за рубежом и требования к ним. Российским поставщикам и производителям планируется передать некие ресурсы и технологии, необходимые для начала производства (какие именно и в каком объеме – не уточняется). Также будет усовершенствована система государственных гарантий в целях поддержки экспорта. Экспортеров либо освободят от обязанности представлять документ, подтверждающий отсутствие в отношении товара запретов и ограничения, либо максимальное упростят его получение.
Наряду с этим, промышленным предприятиям, реализующим проекты импортозамещения, планируется предоставить субсидии из федерального бюджета на общую сумму 20 млрд руб. Целевое назначение таких выплат – компенсация части затрат на уплату процентов по кредитам, взятым в российских банках.
Привлечение инвестиций
Достаточно большой блок плана затрагивает вопросы, связанные с государственным и муниципальным заказом, посредством которого также будет оказываться поддержка отечественным предприятиям. По мнению Сергея Катырина, заказы государственных органов и госкомпаний в условиях кризиса – это один из серьезнейших источников финансирования, в том числе и для малого бизнеса.
Правительство РФ намерено прописать случаи и порядок предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) по госконтрактам и их списания. В отношении договоров, срок которых истекает в этом году, появятся механизм пересмотра сроков их исполнения, цен и количества товаров, работ, услуг (п. 9 Плана).
Кроме того, заказчики смогут устанавливать авансовые платежи по отдельным договорам о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг – до 80% суммы договора (для оборонного заказа – до 100%) (п. 11 Плана). Раньше же в основном размер аванса был ограничен 30% от суммы договора (п. 22 постановления Правительства РФ от 23 декабря 2013 г. № 1213). Также предусматривается создание механизма заключения долгосрочных госконтрактов при условии создания и развития поставщиком производства на территории России (п. 15 Плана).
Оптимизация бюджетных расходов
В течение следующих трёх лет, по Плану, госрасходы должны сокращаться как минимум на 5% в год с тем, чтобы к 2017 году достичь сбалансированности бюджета. Обеспечить их сокращение предполагается в первую очередь за счёт исключения неэффективных затрат. Например, будут урезаны расходы на функционирование органов государственной власти, в частности в документе говорится об «уменьшении расходов на оплату услуг повышенной комфортности. Однако, сокращения не коснутся социальных обязательств, обороноспособности страны, поддержки сельского хозяйства и исполнения международных обязательств России.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|