Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос Стадии возрастного развития человека по теориям и воззрениям З. Фрейда и Э. Эриксона.





Стадии возрастного развития, выделенные З. Фрейдом, являются сутью психоаналитической концепции периодизации возрастного развития индивида. Периодизация возрастного развития в психоанализе основана на интерпретации сущности личностной и возрастной динамики сексуальности. Разделение периодов жизни человека на этапы, в психоанализе связывается с последовательно активизирующимися зонами, в которых находит свое удовлетворение сексуальная энергия - либидо. При этом, З. Фрейд считал, что при "нормальном" развитии каждый человек проходит определенные стадии развития либидо именно в выделенной им последовательности. Наиболее широкое распространение на Западе и мировое признание получила также и теория стадий возрастного развития Э. Эриксона. Э. Эриксон развил теорию З. Фрейда, выделил и обосновал социальный аспект развития людей, как основной культурно-личностный критерий периодизации возрастного развития. В основание возрастной периодизации им были положены процессы психофизического созревания человека, процессы социализации личности и процессы развития индивидуальной сознательности ("развитие сознательного Я"). Э. Эриксон придавал большое значение наличию или отсутствию родительской любви, как фактору положительного психологического развития личности, особенно в младенческом, раннем и дошкольном возрасте ребенка.



Сравнительную совокупность взглядов З. Фрейда и Э. Эриксона на возрастное развитие людей мы отражаем в таблице № 1.Таблица № 1. Взгляды З. Фрейда и Э. Эриксона на возрастное развитие людей.

№ ста-дии СТАДИЯ (этап, фаза развития) ПО З. ФРЕЙДУ – ВЫДЕЛЕНИЕ ЭРОГЕННОЙ ЗОНЫ ПО Э. ЭРИКСОНУ - ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ (амбивалентных) ПЕРЕЖИВАНИЙ (чувств)
I 0 - 1/1,5: младенчество оральная стадия - сосание, кусание, захват предмета ртом, удержание предмета ртом доверие/недоверие к окружению, к среде (к людям, к миру вокруг)
II 1/1,5 – 3: раннее детство анальная стадия - интерес к физическим отправлениям организма (к потребностям выделения) индивидуально обусловленная выработка автономии Я, появление сомнения, стыда, формирование уверенности/неуверенности в себе
III 3 - 6/7: дошкольное детство познавательный интерес к своим гениталиям и гениталиям других инициативность/чувство вины, развитие, или ослабление, укрепление или размывание потребности в родительской любви
IV 6/7 - 10/11: младший школьный возраст латентная стадия - нет ярко выраженной эрогенной направленности, зарождение сексуальности достижение/неполноценность, преимущественное формирование мотивации на достижения или мотивации на избегание неудач
V 10/11 - 15/16: подростковый возраст латентная стадия развития либидо, с проявлениями общетелесной сексуальности в общении с окружающими кризис личности, диффузия личностной идентичности, психологическое (мотивационное) осмысление индивидуальных жизненных приоритетов, формирование социальной (деятельностной) личностной направленности
VI 15/16 - 20/21: юность, 20/21 - 29/30: молодость генитальная стадия, - наступление половой зрелости, формирование индивидуальной эрогенности интимность/изоляция, нахождение своего места в мире, формирование и развитие социальной зрелости, становление профессиональной направленности, культурологический (мировоззренческий) кризис личности, переосмысление жизненных целей
VII 29/30 - 40/42: взрослость, 40/42 - 53/55: зрелость не дает характеристик данных возрастов в своей концепции творчество/застой, качественное развитие или угасание креативности, профессиональное развитие, занятие места в обществе, культурно-религиозное становление и развитие
VIII 53/55 - 63/65: пожилой возраст, 63/65 - 73/75: старость, 73/75 - 83/85: преклонный (дряхлый) возраст в своей концепции не дает характеристик для данных возрастов интеграция/разочарование, приобретение нового социального статуса, или потеря своего "социального Я". Для женщин - уход в семью, творчество и рукоделие, для мужчин - политическая жизнь, наука, развлечения возраст

 





10. Периодизация в трудах … Выготский называл проблему возрастной периодизации развития "центральной для всей детской психологии" и "ключом ко всем вопросам практики".

Периодизация психического развития — выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития. Научно обоснованная периодизация должна отражать внутренние закономерности самого процесса развития (Л.С. Выготский) и отвечать следующим требованиям: 1) описывать качественное своеобразие каждого периода развития и его отличия от других периодов; 2) определять структурную связь между психическими процессами и функциями в рамках одного периода; 3) устанавливать инвариантную (всеобщую, остающуюся неизменной) последовательность стадий развития; 4) периодизация должна иметь такую структуру, где каждый последующий период основан на предшествующем, включает и развивает его достижения. В отечественной психологии принципы периодизации были разработаны Л.С. Выготским, исходя из представления о диалектическом социально детерминированном (обусловленном) характере психического развития в онтогенезе (развитие индивида на протяжении его жизни). Единицей анализа онтогенетического развития и основанием для выделения периодов развития, согласно Л.С. Выготскому, является психологический возраст. Соответственно, устанавливаются два критерия построения периодизации: 1) структурный — возрастные новообразования, тот "новый тип строения личности и ее деятельности, которые возникают на данной возрастной стадии впервые и которые определяют сознание ребенка и его отношение к среде... и весь ход его развития в данный период"; 2) динамический — динамика перехода от одного периода к другому ( может быть резкой, критической и медленной, постепенной, литической). Каждый психологический возраст, по Выготскому, характеризуется складывающейся к началу каждого возрастного периода социальной ситуацией развития. Социальная ситуация развития - это особое сочетание внутренних и внешних условий, которое характерно только для данного возрастного этапа и оно определяет весь ход развития (Выготский). С. с. р. ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи развития, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте Кроме того, психологический возраст характеризуется новообразованиями. Возрастные новообразования - это результаты, продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития. Психологические новообразования представляют собой новый тип строения личности ребенка, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Выготский различал центральные и побочные новообразования, изменения в структуре сознания и личности. Таким образом, структура психологического возраста включает: 1) социальную ситуацию развития, определяющую "образ жизни ребенка, или его социальное бытие", в процессе которого развиваются 2) новообразования в сфере сознания и личности. Л.С. Выготский различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические. В стабильных возрастах развитие совершается внутри характерной социальной ситуации развития, медленно, эволюционно, такими небольшими шажками, что эффект развития становится вполне очевиден только в виде скачкообразно появляющегося новообразования. В другие, критические периоды, напротив, развитие совершается бурно, стремительно. Характерно резкое обострение кризиса в середине кульминационная точка, или апогей, по которой и удобно датировать кризис. Кризисы, по мнению Выготского, имеют не только негативное, но и собственное позитивное значение. Отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляет основное содержание кризисного периода. Кризисы, сочетающие в себе разрушительные и созидательные тенденции, это норма онтогенеза.

структура психолог возраста вкл в себя: 1 соц стадию развития определяющую 2 образ жизни ребенка или его социальное бытие, в процессе которого развиваются 3 новообразования в сфере сознания и личности.

новая структура сознания неизбежно означает, по мнению Выготского, и новый характер восприятия внешней действительности и деятельности в ней.Возникшие в данный период новообр изменяют соц ситуацию развития, ребенок начинает требовать другой системы отношений со взрослыми, по другому смотрит на мир и сам с помощью взрослых меняет свои отношения с ними. по другому-накопившиеся за время новообразования постепенно приходят в противоречие со старой соц ситуацией развития, ведут к ее слому и построению новых отношений, откр новые возможности для развития ребенка в след возрастном периоде. в этом состоит динамика развития возраста.
Выготский различал два типа возраст периодов, сменяющих друг друга: стабильные (литические) (развитие внутри характерной соц ситуации развития, медленно, эволюционно), критические(развитие совершается бурн, стремительно)
периодизация выстроенная Выготским
-кризис новороденности, - младенчество(2мес-1год), - кризис 1 года, - ранее детство (1-3года),-кризис 3хлет, -дошкольный возраст(3-7лет), -кризис 7 лет, -школьный возраст (8-12 лет), -кризис 13 лет, -пубертатный возраст (14-17 лет), -кризис 17 лет

Сущность кризиса

Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Эти нормативы обозначаются также как задачи возрастного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития – периодов жизненных трансформаций и переломных моментов, которые сопровождаются психологическим стрессом и трудностями. Форма, длительность и острота кризиса может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий.Кризисы развития могут отмечаться значительным психическим дискомфортом, иногда даже ставящим под угрозу выживание организма.
По Э. Эриксону кризис есть потенциальный выбор, который осуществляется в процессе онтогенеза между благоприятным и неблагоприятным направлением развития.Г. Крайг рассматривает критические периоды как периоды, в течение которых должны происходить специфические типы развития.
В отечественной психологии термин «кризисы возрастные» введен Л.С. Выготским и определен как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов.
структура кризиса

Три типа процессов, из которых складывается критический период в развитии, сле­дующие:

- нарастающие стабилизационные процессы, закреп­ляющие прежние приобретения организма, делаю­щие их все более фундаментальными, все более ста­бильными;

- процессы действительно критические, совершенно но­вые; очень быстро, бурно растущие изменения;

- процессы, приводящие к оформлению зарождающих­ся элементов, которые являются основой для дальнейшей творческой деятельности растущего челове­ка.
Выготский ввел деление кризисного периода на предкритическую, собственно критическую и посткритическую фазы.

Виды и признаки кризисов по Эльконину:Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.

Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений».

Кризис 7 лет. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание.Происходят глубокие изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний.

Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.

Кризис 30 лет. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Кризис ухода на пенсию. Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.

Способы психолого-педагогической помощи человеку в кризисе:Суть коррекционной работы в период возрастного кризиса заключается не в преодолении симптомов кризиса, а в амплификации его положительного эффекта, использовании периода кризиса для решения задачи развития.Течение критического периода является успешным, если в результате происходит разрешение кризиса, т.е. взрослый выходит из него с помощью новых, более продуктивных способов взаимодействия с ребенком.Выбор типа коррекционной работы зависит от возраста ребенка, места протекания кризиса (семья, школа), позиции взрослого (родитель, воспитатель, учитель). Эти характеристики внутренне зависимы: кризисы новорожденности, одного года, трех лет, как правило, протекают в семье, соответственно взрослый, к которому обращен кризис, - родитель. Кризис семи лет, подростковый кризис и кризис семнадцати лет проходят и в школе, и дома, ребенок "адресуется" и к родителям, и к учителям. Воспитатели детского сада в наименьшей степени встречаются с трудновоспитуемостью детей вследствие критического синдрома, но им часто приходится согласовывать свои действия с родителями, поскольку ребенок много времени проводит вне дома. Поэтому тип коррекционной работы выбирается в целом в зависимости от возраста ребенка, но место и позиция взрослого определяют особенности коррекции.

В процессе выбора методов коррекции необходимо учитывать индивидуальные особенности личности ребенка, особенности стиля семейного воспитания. Для их изучения можно использовать методы наблюдения, беседы, метод экспертных оценок, психологические тесты и опросники.

Необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными.

 

 

12.Понятие социальной ситуации развития и ее роль в возрастном кризисе. Виды социальных ситуаций развития. Понятие возрастного новообразования, его место в онтогенезе.

Социальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским.

Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет:

1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. Леонтьев);

2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия.

Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития (см. Развитие психики) ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно, к новой Социальной ситуацией развития. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями, разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.