Социально-экономические методы управления персоналом
Директор по персоналу, практический журнал по управлению человеческими ресурсами
Как организовать управление социальным развитием организации? По каким показателям выявить социальную эффективность компании? Какие социально-психологические методу управления персоналом использовать? Ответы на эти и другие вопросы ищите в статье.
Из этой статьи вы узнаете:
- как осуществляется управление социальным развитием персонала;
- какие есть социально психологические аспекты управления персоналом;
- какие социальные методы управления персоналом применять.
Управление социальным развитием персонала: для чего необходимо?
Управление социальным развитием персонала является составной частью процесса социального управления и развития персонала. Представляет собой узкое направление по развитию социальных навыков работников (например, взаимодействие с клиентами), необходимых для эффективной работы.
Для понимания этих процессов остановимся подробнее на ключевом процессе – социального управления и развития персонала.
Это понятие включает следующее:
- признание важности создания команды сотрудников-единомышленников, когда интересы работников взаимосвязаны с интересами компании;
- личные успехи руководителя предопределены эффективностью и результативностью совместной работы всех сотрудников;
- саморазвитие работника – это составляющая и условие социального развития компании.
Управление социальным развитием персонала: какие задачи призвано решать?
Задачи социального управления и развития сотрудников одной организации:
- кадровое планирование, анализ и оптимизация организационной структуры, повышение качества персонала;
- расширение полномочий исполнителей и совершенствование форм контроля их деятельности;
- развитие социального партнерства и создание атмосферы доверия на фирме;
- повышение социальной защиты работников, расширение прав и функций профсоюзов;
- совершенствование механизмов планирования карьеры и создания условий для сохранения наиболее ценных работников;
- улучшение условий труда и развитие системы стимулирования и трудовой мотивации;
- формирование корпоративной культуры инновационного типа
Управление персоналом социальной организации: как организовать?
В исследованиях последних лет ученые указывают на то, что как в государственных, так и в коммерческих организациях управление персоналом становится организованным, системным, продуманным процессом. Если рассматривать управление персоналом в социальных организациях (имеются в виду учреждения социальной защиты населения, например, Служба социальной помощи), то оно, как правило, реализуется руководителем учреждения. Отдельного структурного подразделения в виде службы персонала в муниципальных организациях нет. Такие подразделения (департаменты или отделы) представлены в региональных и федеральных учреждениях (министерствах, ведомствах и тому подобном). Также как и в коммерческих организациях, департамент кадровой политики какого-либо социального ведомства призван решать следующие задачи:
- соблюдение норм трудового законодательства и создание благоприятных условий для трудовой деятельности работников;
- разработка и внедрение системы справедливого вознаграждения за труд;
- организация социальной защиты и поддержки сотрудников в сложных жизненных ситуациях;
- формирование здорового микроклимата в коллективе и другое.
Социально-психологические аспекты управления персоналом
Социально-психологические аспекты управления персоналом представлены следующим:
- ориентация на гуманистические основы (вера в возможности человека, его потенциал, создание условий для саморазвития и другое);
- применение методов социально-психологической диагностики персонала (психологическое тестирование, анкетирование, шкалирование и другое);
- применение методов социологии в управлении персоналом (опросы, интервью и другое);
- психоконсультирование и психокоррекция (например, в отношении первых лиц компании) и другое.
Как правило, в крупных организациях для реализации перечисленных направлений создаются социально-психологические службы в структуре департамента управления персоналом.
Социально-психологические методы управления персоналом
Остановимся подробнее на функциях и методах работы социально-психологической службы предприятия. Функции:
- создание условий для изучения и коррекции негативных факторов, влияющих на производственные, социальные, межличностные отношения в компании;
- управление конфликтами, возникающими в процессе работы между сотрудниками, подразделениями и сотрудниками.
- формирование корпоративной культуры, позитивных внутренних коммуникаций;
- социально-психологическое сопровождение корпоративного управления, подготовка руководителей и менеджеров к взаимодействию с партнерами, клиентами и так далее;
- проведение социально-психологических и маркетинговых исследований персонала в организации и на рынке труда.
Для этого используются следующие социально-психологические методы управления персоналом (в широкой трактовке этого понятия):
1.Социальные (социологические) методы управления персоналом применяют, чтобы определить место и назначение работника в коллективе. А также чтобы выяснить, кто в группе является неформальным лидером и какая ему требуется поддержка. Кроме того, подобные методы помогают стимулировать персонал работать эффективно, обеспечивают результативные коммуникации и предупреждают развитие межличностных конфликтов в группе. Это следующие методы:
- социальное планирование (помогает формировать здоровые социальные отношения, определять необходимые социальные нормативы на основе прогнозных планов о темпах развития компании);
- социологические исследования (позволяют своевременно диагностировать конфликты, межличностные проблемы, определить их природу и пути преодоления);
- воздействия на мотивацию человека (через общественную мораль, в процессе партнерства, соревнования);
- управление конфликтами (анализ причин, выявление мотивации конфликтующих сторон и другое).
2. Собственно социально-психологические методы управления персоналом (в узкой трактовке этого понятия) направлены на решение проблем конкретной личности и, как правило, имеют свое индивидуальное выражение. Это методы:
- социально-психологической диагностики (помогают выявить скрытые внутренние проблемы человека, трудности его взаимодействия с группой);
- психокоррекции (нацелены на устранение или минимизацию внутренних проблем, противоречий работника);
- психоконсультирования и другое.
Примеры психологических тестов есть в разделе статьи «Образцы документов».
Социальная эффективность управления персоналом
Социальная эффективность управления персоналом – это один из критериев оценки эффективности управления персоналом (наряду с экономической и организационной эффективностью). Критерий предполагает:
- что ожидания работников реализованы, а потребности удовлетворены;
- что сотрудники мотивированы на эффективный труд и получает за это справедливое вознаграждение;
- что в рабочих группах присутствует здоровый социально-психологический климат.
Рассмотрим показатели для определения социальной эффективности управления персоналом:
- социально-психологический климат в рабочей группе;
- влияние социальных программ компании на результативность работы персонала и компании в целом;
- степень удовлетворенности сотрудников своей работой и кадровой политикой компании;
- средние затраты на корпоративные мероприятия в расчете на одного сотрудника.
Социально-экономические методы управления персоналом
Социально-экономические методы управления персоналом предполагают косвенное влияние управленческого воздействия. Подобные методы способствуют материальному стимулированию производственных коллективов и отдельных сотрудников. Реализуются, например, в виде оплаты труда, зависимости оплаты труда от достигнутых предприятием экономических показателей и тому подобное. Другие экономические методы управления персоналом – планирование, хозяйственный расчет, участие персонала в получении прибыли путем покупки ценных бумаг организации и другое.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|