Предназначение и задачи гражданской обороны
ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА
Лечебный факультет
Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности
и медицины катастроф
профессор, д.м.н., чл.-корр. РАН
И.М.Чиж
«___ »____________2015 г.
|
Тема № ___Система гражданской обороны
и основные направления ее деятельности
ЛЕКЦИЯ
для студентов лечебного факультета
Обсуждена на заседании кафедры
«__ »______________201_ г.
Протокол №____
|
Москва 2015
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
| Учебные вопросы
| Время (мин)
|
| Введение.
|
| 1.
| Организационная структура, задачи и управление мероприятиями гражданской обороны.
|
| 2.
| Основные направления деятельности, осуществляемые в целях решения задач гражданской обороны.
|
| 3.
| Организационная структура и управление мероприятиями гражданской обороны в рамках объектового звена.
|
| 4.
| Перспективы интеграции гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
|
|
| Заключение.
|
| Всего:
|
|
Литература
ОСНОВНАЯ
- Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / И.М. Чиж, С.Н. Русанов, Н.В. Третьяков и др. // Под ред. чл.-корр. РАН, проф. И.М. Чижа. - М.: Издательство Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, 2014. - 210 с.
- Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник для бакалавров. /С.В. Белов. М.: Издательство Юрайт, 2013. – 682 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Методические рекомендации по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. – М.: Издательство Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, 2013. – 100 с.: ил.
2. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
3. Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
4. Федеральный закон РФ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
5. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».
6. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
7. Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1256 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
8. Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации».
9. (ГОСТ Р 22.3 03-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Госстандарт России).
10. Приказ МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения».
11. Приказ МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».
Технические средства обучения
1. Мультимедийный проектор
2. Компьютер (программное обеспечение Microsoft Power Point 2010)
ВВЕДЕНИЕ
Впервые необходимость организации защиты крупных промышленных городов возникла в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.), когда применение боевой авиации, способной наносить бомбовые удары по населенным пунктам противника, могло привести к дезорганизации тыла и массовым потерям мирного населения. Родоначальником гражданской обороны была местная противовоздушная оборона (МПВО), созданная в 1932 г., когда Совет Народных Комиссаров утвердил Положение о Местной противовоздушной обороне. Ее первым серьезным испытанием стала Великая Отечественная война, во время которой подразделения МПВО обезвредили 40 тыс. зажигательных бомб, потушили 2700 пожаров, ликвидировали более 3 тыс. крупных аварий. В те годы впервые в нашей истории была организована система защиты населения в военное время, которая позволила сохранить жизни тысячам мирных граждан. В послевоенное время, в связи с появлением оружия массового поражения, МПВО была подчинена Министерству Обороны СССР (1960 г.), а в 1961 г. была реорганизована в Гражданскую оборону СССР и с 1994 г. вошла в состав Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).
Система гражданской обороны России имеет статус и свое представительство в международных организациях.
Справочно: в 1931 г. французский хирург Жорж Сан-Пол основал в Париже Ассоциацию «Женевских зон», которая впоследствии переросла в Международную организацию гражданской обороны. С французского языка термин «Protectioncivil» («Женевские зоны») был переведен русскими специалистами как «гражданская оборона» или «гражданская защита». Под «Женевскими зонами» понимались нейтральные зоны или открытые города, где в период войны могло найти убежище гражданское население. В 1958 г. международная ассоциация «Женевских зон» трансформируется в Международную организацию гражданской обороны. Сейчас организация включает в себя 50 стран мира, и еще свыше 20 являются наблюдателями. Российская Федерация входит в ее члены с 1993 г. Представляет нашу страну МЧС России. 1 марта 1972 г. вступил в силу Устав Международной организации гражданской обороны (МОГО) в качестве межправительственной организации. Резолюцией, принятой 18 декабря 1990 г., 9-я сессия Генеральной Ассамблеи МОГО постановила ежегодно отмечать 1 марта, как Всемирный день гражданской обороны.
Организационная структура, задачи и управление мероприятиями гражданской обороны
Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Мероприятия по гражданской обороне – организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, – территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Требования в области гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне - формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Предназначение и задачи гражданской обороны
Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны.
Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Так, например, для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных средств и медицинской техники.
Принятый в 1998 году Федеральный закон Российской Федерации № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определил основные ее задачи:
- обучение населения в области гражданской обороны;
- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обеспечение, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- срочное захоронение трупов в военное время;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Структура и органы управления гражданской обороны. Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.
Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях субъектов РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению Российской Федерации.
Производственный принцип состоит в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.
Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
За руководство ГО в субъектах РФ, автономных образованиях, краях, областях, городах отвечают соответствующие руководители органов исполнительной власти. Руководство ГО в министерстве, ведомстве, учреждении (ВУЗе), предприятии (объекте), независимо от форм собственности, осуществляют их руководители.
Гражданская оборона, организованная на предприятиях, учреждениях и в организациях в целях заблаговременной подготовки их к задачам военного времени, в настоящее время, в основном, переориентированы на решение задач мирного времени.
В Российской Федерации непосредственное управление ГО возложено на МЧС России. Принятые министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан.
Силы гражданской обороны – это спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.
Деятельность спасательных воинских формирований МЧС России осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России», штатная численность военнослужащих МЧС России составляет 7230 человек военнослужащих и 17220 человек гражданского персонала. В состав спасательных воинских формирований МЧС России входят 8 спасательных центров регионального подчинения и 2 спасательных центра центрального подчинения.
В состав спасательных воинских формирований дополнительно включены подразделения доставки гуманитарных грузов и пожарные подразделения, увеличена численность инженерно-технических и кинологических подразделений за счет сокращения численности управленческого аппарата.
В соответствии с Приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» важной составляющей сил гражданской обороны являются нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ). Они создаются на потенциально опасных производственных объектах, а также на объектах, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
НАСФ оснащены специальной техникой, имуществом для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей и предназначены для выполнения основного объема аварийно-спасательных и других неотложных работ при проведении мероприятий гражданской обороны. Эти формирования могут иметь разную специализацию: спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и др.
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Система гражданской обороны. Систему гражданской обороны составляют:
- органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
- силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
- фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
- системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.
Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики или здравоохранения (предприятие, завод, медицинская или фармацевтическая организация и т.д.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|