Сделай Сам Свою Работу на 5

Взаимоотношения духа и тела.





Философия Ницше.

Ницше принято считать декадентом, т.е. представителем, причем ярчайшим, того направления в культуре конца XIX в., которое отмечено индивидуалистическим пессимизмом, аморальностью, эстетизацией кризисных явлений. Ницше считают также нигилистом

Воля и разум в философии Ф.Ницше

Философия это стремление к системе, к дисциплине, к упорядоченности бытия. Именно это преобладает в немецкой классической философии от Канта до Гегеля.

Ницше принимает основную мысль Шопенгауэра, что воля - основа мира. Уже в первой своей работе «Рождение трагедии из духа музыки» он развивает ряд идей, которые противоречили устоявшимся представлениям. Книга была встречена враждебно.

Почти все труды Ницше «Человеческое, слишком человеческое» «По ту сторону добра и зла» «Так говорил Заратустра» трудно издаются, практически не раскупаются, их никто не читает. «Меня поймут после европейской войны», предсказывал Ницше.

С точки зрения профессиональной философии Ницше не совсем философ. Он философ поэт. Его философия воплощена не в логике и строгой системе, а в художественных образах. Ницше пытается снова соединить философию и поэзию, чтобы сбросить с нее покрывало академизма и профессорской учености, делающее философию для многих недоступной. В середине XIX века в Германии все еще господствует философия Гегеля, которая является «философией духа». Мир для нее различные стадии воплощения познающего себя разума. Мир разумен, в его основе абсолютный дух. Это философский идеализм, которому противостояла материалистическая философия.



Философия Ницше -попытка преодолеть односторонность идеализма и материализма. Мир не дух и не материя, в его основе активная жизненная сила- воля. Она не разумна, не рациональна, представляет собой слепую, стихийную активность. Страсть, необузданность, отвага, мужество, сила занимают в этом мире достойное место, рассматриваются как изначальные свойства жизни. Все, что их сдерживает и подавляет, есть признак слабости и болезни. Естественно, мораль, религия, разум то, что больше всего ценила прежняя философия, попадают в разряд антиценностей. В философии Ницше разум из мирового упорядочивающего начала превращается в жалкий человеческий интеллект, возомнивший себя способным управлять мировой стихией.



Ницше подвергает резкой критике всю прежнюю философию. Разум только обосновывает, оправдывает намерения воли. Надо раскрыть скрытые, глубинные мотивы, направляющие работу разума.

Ницше поставил проблему взаимосвязи сознания и подсознания. Именно подсознание, глубинные жизненные стремления, по его мнению, определяют содержание сознания.

Глубинная жизненная сила -стремление к господству, воля к власти. Именно она заставляет философов создавать определенные идеи и навязывать их миру. Но философы об этом не подозревают. Они считают себя открывателями вечных истин. Философы обманываются и обманывают других, не понимая истинного смысла того, что говорят. Философ видимость принимает за реальность. Ницше лишает дух центрального, господствующего положения и делает его игрушкой воли.

Теперь не разум правит миром, миром никто не правит. Он есть воля, темная слепая сила. Прежняя философия считала, что человек может и должен подчинить волю разуму и морали. Надо отбросить эти иллюзии. Мораль определяется волей, а не наоборот.

Воля к власти, к господству - основа жизни. Она определяет мир ваших желаний истрастей, наших инстинктов. Мышление есть только взаимоотношение этих инстинктов. Ницше предлагает распространить этот принцип на весь мир, в том числе на неорганическую природу. Материальный мир можно представить как более примитивную форму проявления воли, как род жизни инстинктов, в которой все органические функции еще неразвиты. Мир, рассматриваемый изнутри, был бы «волей к власти» и ничем, кроме власти.



«Волевая» интерпретация Ницше природы человека и социального вообще отчасти корениться в невероятно популярной тогда теории эволюции. Люди не равны по природе: вот из какой точки надо исходить. Они не равны индивидуально даже в самых чистых расах, законодатель никогда не должен упускать этого из виду». Подобные суждения были сочувственно восприняты немецким мыслителем.

Сверхчеловек и «переоценка ценностей»

В целом мировоззрение Ф.Ницше определяют как аристократический анархизм. В его философия можно выделить две основные идеи: 1) идею - «сверхчеловека»; 2) идею «переоценки всех ценностей.

Идея «сверхчеловека» - попытка создать культурно-нравственный идеал совершенного человека, достигаемый в перспективе реального будущего. Ницше находит воплощение своего идеала в таких исторических личностях, как Александр Великий, Цезарь, Август, Наполеон. Но это исключения из правил, случайность. По мнению Ницше, сверхчеловек новый, более высокий биологический вид, превосходящий Homo sapiens. Он должен быть создан путем усовершенствования, строгого, отбора и сознательного воспитания новой породы людей. Ницше не биолог и не политик. Поэтому его сверхчеловек это скорее художественный образ, поэтическая метафора. Сверхчеловек должен соединить в себе: сильную волю, страсть, гордость, жизнерадостность, чувственность, себялюбие, инстинкт войны и завоевание и, в то же время, творчество, созидание нового, умение раздавать и дарить жертвовать собой. Это как бы соединение в одном лице мудрого философа и завоевателя-аристократа.

Идеал сверхчеловека противопоставляется современному человеку, массовому индивиду, которого Ницше характеризовал крайне отрицательно, как самого ничтожного, т.к. современный человек не может презирать самого себя. Он самодоволен и жалок, заботится о своем здоровье, не переутомляется, уважает равенство, когда нет ни бедных, ни богатых, ибо то и другое слишком хлопотно. Все считают себя умными, считают, что знают все. У них есть свое удовольствие для дня и свое удовольствие для ночи, но здоровье выше всего.

Ницше своей идеей сверхчеловека стремится придать новый импульс развитию человека и общества. Наиболее честные и свободные возненавидят свою слабость и объявят ей жестокую войну. Это и будет движением к сверхчеловеку человеку будущего.Сверхчеловек должен стать целью, движение к которой направляется презрением человека к самому себе.

Но путь к сверхчеловеку предполагает разрушение всех прежних ценностей представлений о добре и зле. Христианство Ницше считает моралью рабов, восставших против всего благородного и аристократического. Оно стремится смирить человеческое сердце, стремится разрушить сильных, разбить их дух, использовать слабости, превратить их гордую уверенность в беспокойство и тревогу.

Ницше говорит, что страданием и бессилием созданы все потусторонние миры. Бог не явился из потустороннего мира, он был создан человеком, притом лишь бедной частью человека, его Я.

Взаимоотношения духа и тела.

«Знающий говорит: я тело, только тело, и ничто больше; а душа есть только слово для чего-то в теле». Тело это большой разум. За мыслями и чувствами стоит более могущественный повелитель, неведомый мудрец. В теле он живет; он и есть тело. У духа нет собственных желаний, он может хотеть только того, чего хочет тело. Нет никакого независимого от тела духа. Есть только тело хотящее, стремящееся, чувствующее боль или радость, видящее, слышащее, думающее. Оно думает для того, чтобы удовлетворять свои желания. Нет творений духа. Творит тело. Слабое и больное тело создает соответствующую мораль и религию. Они необходимы для защиты от сильных. Сильное и мужественное тело не думает о морали и религии. Оно сражается и побеждает. Оно жаждет господства и власти.

Уже было оказано о том, что главная цель Ницше - переоценка всех ценностей. С кем сражается Ницше? Он выбрал себе достойных противников. Это Будда, Платон, Иисус и их последователи. Общим для них, по мнению Ницше, является отвращение, презрение жизни, ко всему земному. Для Будды мир есть поток вечного становления, изменения, движения. Отсутствие покоя есть беспокойство, тождественное страданию. Избавиться от страдания можно одним способом остановить поток, успокоитьдвижение; Успокоив свое сознание, человекдостигает нирваны.

Будда, Платон, Иисус и их последователи враги нового духа. Это достойные враги. К ним подобает относиться с ненавистью и уважением. Ненависть к ним вызвана тем, что они пытались заковать жизнь в оковы. А что в жизни самое ценное? Сильная воля, стремящаяся к господству, самопреодолению, изменению, творчеству. Это неразрывно связано с разрушением, злостью и кровью. Будда и Иисус устанавливают господство слабых над сильными, больных над здоровыми, что противоречит самой жизни, где должны торжествовать сила и здоровье.

Человек должен стать сильным или умереть. Здоровое тело и сильная воля источник радости. Они порождают свободный дух, для которого не существует внешних запретов, внешней морали. Для него нет Бога, он сам становится для себя Богом. Новый человек сочетание силы и благородства. В нем тело и дух не находятся в борьбе и противоречии. Это сочетание высокого духа и здорового, сильного тела. Для сильного тела главная радость- радость борьбы и побед. То же для сильного духа. Именно избыток силы, здоровья, творческой мощи и радости главный источник жизненных проявлений для нового, совершенного человека.

Ницше соглашается с тем, что мир есть процесс становления, вечный поток изменений. Нет ничего бессмертного, вечного, неизменного. Но это не значит, что жизнь обесценилась. Для здорового и сильного тела не нужен внешний источник радости. Оно само для себя радость и высшее проявление жизни.

Ницше действительно переоценивает ценности. Он, естественно, отбрасывает то, что считает благом толпы: мелкие жизненные удовольствия, добытые хитростью, расчетом и обманом. Он отбрасывает также ценности, созданные мудрыми. Они либо создавали ложное представление о потустороннем, о Боге и бессмертной душе, унижая и обесценивая жизнь, либо просто считали жизнь злом и страданием.

Что же такое новые ценности, что утверждает Ницше?

Во-первых, он говорит о том, что не может быть всеобщего блага, блага для всех. Ценится то, что редко встречается. Люди изначально не равны, поэтому благо у каждого свое.

Во-вторых, это новый человек. Новый человек - это здоровое, сильное, прекрасное тело и свободный дух. Он творец и созидатель нового, разрушитель старого. Жизнь есть творчество, созидание, но, одновременно, разрушение, зло и страдание. В ней есть все: благо и зло. Тем она и прекрасна.

Ницше был первым мыслителем, ощутившим и воплотившим в своих книгах безмерный кризис западного мира: религии, философии, морали, права, политики, социальной жизни, науки, искусства прежде всего идеи непрерывного прогресса (выношенной Ф.Бэконом, Декартом, Тюрго, Кондорсе, Гегелем и другими философами).

Мировое значение Ницше как мыслителя определяется именно тем, что он первым среди европейских философов указал и поставил «роковые» вопросы нигилизма. Катастрофическое предчувствие истории двух ближайших столетий (XX и XXI веков) как возрастания нигилизма во всемирном масштабе, тотальной переоценки всех ценностей, беспримерного изменения ментальности человечества заставляло философа призывать к трезвости и мудрости.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.