Сделай Сам Свою Работу на 5

Назначение уголовного судопроизводства. Принципы. 1 глава





ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие уголовного процесса. Типы (формы) уголовного процесса.

 

Уголовный процесс представляет собой деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по расследованию и рассмотрению уголовных дел, основанную на принципах уголовного судопроизводства и регламентированную уголовно-процессуальным законом. Именно эта деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда, направленная на защиту граждан и общества от преступных посягательств, составляет содержание уголовного процесса. Свойства уголовно-процессуальной деятельности:

а) представляет собой разновидность государственной деятельности;
б) может осуществляться только определенными субъектами – специально на то уполномоченными государственными органами и должностными лицами. Граждане и общественные объединения могут участвовать в ней и активно влиять на ее ход;
в) протекает в определенной, четко установленной законом форме;
г) имеет свои задачи.

Назначением уголовного процесса в соответствии со ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.



Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечает назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Таким образом, уголовный процесс – это вид государственной деятельности, основанной на принципах уголовного судопроизводства и регламентированной уголовно-процессуальным законом, которая осуществляется в определенной законом форме компетентными государственными органами и должностными лицами при участии граждан и общественных объединений и направлена на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения и осуждения.



Уголовный процесс иначе называют уголовным судопроизводством. Этим понятием охватывается вся деятельность по делу, последовательно осуществляемая органами дознания, следователем, прокурором и судом.

Задачи уголовного процесса

Закон определяет, что задачами уголовного судопроизводства является быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Быстро и полно раскрыть преступление - значит в сроки, максимально приближенные ко времени обнаружения признаков преступления и возбуждения уголовного дела, установить фактические обстоятельства, входящие в предмет доказывания, все эпизоды преступной деятельности и всех лиц, причастных к преступлению; а изобличить виновного - значит доказать, что инкриминируемое (вменяемое в вину) преступление совершено именно этим лицом или лицами и никем другим.

При производстве по уголовному делу применяется как уголовно-процессуальный, так и уголовный закон (например, при квалификации преступления, назначении наказания по приговору суда).

В некоторых, специально указанных в законе случаях, производство по уголовному делу ведется, подчиняясь исключительно одной задаче - реабилитации невиновного, т.е. признания предъявленного обвинения необоснованным, а гражданина - невиновным в совершении преступления и восстановления таким образом его доброго имени. Так, согласно п. 8 ст. 5 УПК РСФСР, уголовное дело в отношении умершего подлежит прекращению, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего.



В научном обиходе категория задачи уголовного судопроизводства иногда связывается с целью этой деятельности. Это оправданно, хотя и законодатель понятием цели не пользуется. По своему содержанию категории цели и задачи действительно взаимосвязаны как в семантическом, так и в философском плане. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить, иначе говоря, ожидаемые результаты, на достижение которых направлены действия. А под задачей понимается цель, достижение которой желательно к определенному моменту времени. Исходя из принятого в философии деления целей на ближайшие и перспективные, можно сказать и так: задача-это ближайшая цель, а цель - это более отдаленная задача.

Производство по каждому конкретному уголовному делу направлено на то, чтобы быстро и полно раскрыть преступление и правильно применить закон. Это - ближайшая цель, или, что одно и то же, задача уголовного процесса. Достижение этой ближайшей цели обеспечивает продвижение к другим, более отдаленным: быстрое и полное раскрытие преступления и правильное применение уголовного и уголовно-процессуального закона позволяют каждого совершившего преступление подвергнуть справедливому наказанию и не допустить, чтобы невиновный был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

 

 

2. Назначение уголовного судопроизводства. Нравственные ос-новы уголовного судопроизводства.

 

Назначение уголовного судопроизводства. Принципы.

Уголовный процесс (уголовное судопроизводство) - деятельность органа дознания, следователя, прокурора и суда по возбуждению, расследованию и разрешению уголовного дела; деятельность соответствующих органов и их правоотношения; регламентированный нормами права порядок возбуждения, расследования и разрешения уголовного дела; надлежащая правовая процедура возбуждения, расследования и разрешения уголовного дела и т.п. В соответствии со ст. 6 УПК, находящейся без достаточных оснований в главе, устанавливающей принципы уголовного процесса, уголовное судопроизводство имеет своим назначением:1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, пострадавших (потерпевших) от преступлений;2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. При этом уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.Отказ от закрепления в уголовно-процессуальном законе задач уголовного судопроизводства представляется ошибочным решением разработчиков его проекта, так как термин "назначение" по своему содержанию ближе к термину "цель".Думается, что задачами отечественного уголовного процесса являются:1) охрана прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;2) своевременное, полное и быстрое раскрытие подготавливаемых исовершенных преступлений;3) изобличение лиц, виновных в совершении преступлений, и реабилитация невиновных;4) правильное применение в уголовном процессе Конституции РФ, всех общепризнанных принципов и норм международного права, договоров РФ с иностранными государствами, норм отечественного законодательства и подзаконных актов;5) воспитательно-предупредительное воздействие на участников уголовного судопроизводства и других лиц, обладающих криминогенно-виктимогенным комплексом.С учетом сформулированных задач и назначения (целей) уголовного судопроизводства вряд ли справедливы суждения некоторых авторов о том, что новый уголовно-процессуальный закон "отвергает репрессивную направленность процессуальной деятельности", поскольку репрессивный характер уголовного процесса никто не может по объективным причинам ни "отвергнуть", ни отменить, ни ликвидировать.Значение уголовно-процессуального законодательства определяется его местом в системе российского права и неразрывной, глобальной связью с материальным - уголовным правом. Во-первых, уголовно-процессуальное право представляет собой механизм принудительного разрешения предполагаемого уголовно-правового отношения между государством и лицом, совершившим деяние с признаками состава преступления. Во-вторых, нормы уголовно-процессуального законодательства определяют рациональные (или оптимальные) формы и способы реализации требований норм уголовного закона, что предопределяет достаточно противоречивый процесс унификации и дифференциации форм уголовного судопроизводства. В-третьих, уголовный закон без уголовно-процессуального закона бессилен, а уголовно-процессуальный закон без уголовного закона беспредметен и бесцелен, на что справедливо указывают многие авторы.

 

3. Источники уголовно-процессуального права. Уголовно-процессуальный закон. Значение постановлений, определений Кон-ституционного Суда РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, решений Европейского суда по правам человека.

 

1. Источники уголовно-процессуального права. Правовая природа решений Конституционного Суда РФ и их значение в правовом регулировании уголовно-процессуальной деятельности. Источники уголовно–процессуального права – внешняя форма выражения уголовно-процессуальных норм. Согласно п. о ст. 71 Конституции РФ уголовно-процессуальное законодательство относиться к исключительному ведению РФ. В зависимости от нарастания юридической силы можно выделить следующие источники уголовно- процессуального права. 1) Конституция РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ ее нормы имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации; 2) международные договоры. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах, международные договоры РФ с другими государствами являются составной частью ее правовой системы. В развитие этих конституционных положений ст. 1 УПК установила, что:а) порядок уголовного судопроизводства на территории России устанавливается уголовно-процессуальным законом, основанным на Конституции РФ;б) предусмотренный законом порядок уголовного судопроизводства является обязательным для судов, органов прокуратуры и органов предварительного расследования, а также иных участников уголовного процесса; в) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее законодательства, регулирующего производство по уголовному делу.Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо под угрозой применения международных санкций.Под общепризнанной нормой международного права необходимо понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.Международный договор - международное соглашение, заключенное Россией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от конкретного его наименования.В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ в нашем государстве не применяются нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Поэтому суды не вправе принимать свои решения, основанные на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, законные интересы и обязанности человека и гражданина.3) Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Кодекс представляет собой систематизированное собрание уголовно-процессуальных законов. Он содержит подавляющее большинство уголовно-процессуальных норм, подлежащих применению в сфере уголовного судопроизводства; 4) иные законы, содержащие уголовно-процессуальные нормы. Иные законы - законодательные акты, содержащие нормы уголовно-процессуального характера.Официальная уголовно-процессуальная доктрина формальными источниками уголовно-процессуального права признает лишь законодательные акты. В принципе мы полностью поддерживаем эту позицию. Однако такой подход в настоящее время не соответствует современным социально-правовым реалиям. В связи с этим к ним следует относить и другие акты или явления правового характера. Среди них необходимо выделить следующие: 1) решения Конституционного Суда РФ. Решения Конституционного Суда РФ не создают новых правовых норм. Однако признание ими неконституционности нормы уголовно-процессуального закона влечет за собой прекращение ее действия, изменение по существу содержания этой нормы и применение непосредственно конституционных положений в сфере уголовного процесса;2) подзаконные акты министерств, ведомств, департаментов и служб, постановления Пленума Верховного Суда РФ. Отдельные авторы считают, что эти акты не являются источниками права. Другие специалисты отрицательно относятся к такому подходу, полагая, что он носит формальный характер. Автор настоящего учебника считает, что исполнительная власть и судебная не должны заниматься правотворчеством. Однако думается, что постановления Пленума Верховного Суда РФ, приказы и инструкции Генерального прокурора РФ, Министра внутренних дел РФ, Директора ФСБ России и т.д., содержащие новые правила поведения в сфере уголовного судопроизводства, следует относить к источникам уголовно-процессуального права. Эти суждения подтверждаются появлением после принятия нового уголовно-процессуального закона подзаконных актов, содержащих важные уголовно-процессуальные положения. Среди них, в частности, и решения руководителей правоохранительных органов, в которых регулируются вопросы приема, регистрации, учета и разрешения заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях;3) правительственные акты - источники уголовно-процессуального права в соответствии с официально действующим законодательством. В частности, ст. 82 УПК установила, что условия хранения, учета и передачи отдельных категорий вещественных доказательств определяются Правительством РФ; Решения Конституционного Суда РФ. В связи с жалобами граждан и запросами депутатов Государственной Думы, судей Конституционный Суд РФ в своих постановлениях и определениях дал важные для применения УПК разъяснения, касающиеся полномочий суда в уголовном судопроизводстве, обеспечения права подозреваемого, обвиняемого на защиту, прав потерпевшего на доступ к правосудию. Некоторые нормы УПК были признаны не соответствующими Конституции РФ. В законотворческой и правоприменительной деятельности важное значение имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ по вопросам, возникающим в судебной практике.

 

 

4. Стадии уголовного процесса.

 

Производство по делу проходит определенные эта–пы (части), именуемые стадиями уголовного процес–са. Стадии – это взаимосвязанные, но относительно самостоятельные части процесса. Стадии чередуются, сменяют одна другую в строгой последовательности, определяемой уголовно-процессуальным законом. Совокупность стадий образует систему уголовного процесса. Выделяют следующие стадии.
1. Возбуждение уголовного дела– первона–чальная стадия процесса, в которой уполномоченные должностные лица при наличии к тому повода и осно–вания решают вопрос о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела или передаче сообщения о преступлении по подследственности. Только после возбуждения уголовного дела возмож–но производство следственных действий, мер процес–суального пресечения (за исключениями, носящими неотложный характер).
2. Предварительное расследование(дознание и предварительное следствие). На данной стадии со–бираются, закрепляются, проверяются и оценивают–ся доказательства, чтобы установить наличие или от–сутствие события преступления, лиц, виновных в его совершении, характер и размер ущерба, причиненно–го преступлением, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
3. Подготовка дела к судебному заседанию.На этой стадии процесса судья единолично, знако–мясь с делом, выясняет, имеются ли в деле факти–ческие и юридические основания для рассмотрения его в судебном заседании, и в случае наличия таких оснований производит необходимые подготовитель–ные действия к судебному заседанию или назначает предварительное слушание.
4. Судебное заседание.В данной стадии в усло–виях гласности, непосредственности, непрерывности происходит рассмотрение и разрешение дела по су–ществу. Судебное разбирательство завершается по–становлением оправдательного или обвинительного приговора. В судебном заседании рассматривается и решается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера.
5. Производство в суде второй инстанции.Производство в суде второй инстанции происходит в порядке апелляционного и кассационного обжало–вания судебных решений, не вступивших в законную силу. Апелляционное производство предусмотрено ис–ключительно для пересмотра приговоров или иных ре–шений мирового судьи.
6. Исполнение приговора.Данная стадия вклю–чает в себя обращение к исполнению вступивших в за–конную силу приговора, определения, постановления суда и производство по рассмотрению и разрешению судом вопросов, связанных с исполнением приговора.
7. Производство в надзорной инстанциивклю–чает в себя пересмотр приговоров и иных определе–ний суда, вступивших в законную силу.
8. Возобновление производства по уголов–ному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.При наличии данных обстоятельств возможна отмена приговора суда и возобновление производства по уголовному делу.
Каждой стадии процесса свойственны: 1) непосред–ственные задачи; 2) определенный круг участвующих в ней органов и лиц; 3) процессуальная форма; 4) спе–цифический характер уголовно-процессуальных отно–шений, возникающих между субъектами в процессе производства по делу; 5) итоговый процессуальный акт (решение), завершающий цикл процессуальных действий и влекущий переход дела на следующую стадию.

 

5. Уголовно-процессуальная форма и уголовно-процессуальные гарантии. Единство и дифференциация уголовно-процессуальной формы.

 

Вся уголовно-процессуальная деятельность суда, прокурора, следователя и дознавателя по расследо–ванию и судебному рассмотрению уголовного дела производится в процессуальной форме,преду–смотренной УПК. Уголовно-процессуальная форма – это законодательно закрепленный порядок(процеду–ра) производства по уголовным делам: последова–тельность стадий и условий перехода дела из одной стадии в другую; условия, характеризующие производ–ство в конкретной стадии; основания, условия и по–рядок производства следственных и судебных дей–ствий; содержание и форма решений, которые могут быть вынесены.
Принято различать формы отдельного действия (например, допроса, обыска, предъявления для опо–знания), отдельной стадии уголовного судопроизвод–ства (например, возбуждение уголовного дела) и все–го уголовного процесса.
Соблюдение требования УПК к форме проведения процессуальных действий является обязательным как для государственных органов (суда, прокурора, сле–дователя, дознания), так и для граждан (потерпевших, обвиняемых, свидетелей и др.). Тем самым законо–датель стремится обеспечить наиболее эффективное и единообразное совершение определенных след–ственных и судебных действий при строгом соблюде–нии законности и прав граждан. На необходимость соблюдения уголовно-процессуальной формы обра–щает внимание Конституция РФ, когда указывает на недопустимость использования доказательств, полу–ченных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50). Процессуальная форма включает и некото–рые правила, имеющие чисто ритуальный характер.
Это, например, регламент судебного заседания (ст. 257 УПК). Однако и эти правила имеют существен–ное значение. Так, правило о том, что присутствую–щие в зале судебного заседания, не исключая соста–ва суда, выслушивают приговор стоя, продиктовано уважением к суду и его решению, выносимому от име–ни государства.
От процессуальной формы необходимо отличать уголовно-процессуальные функции.Ими приня–то считать главные направления уголовно-процес–суальной деятельности, осуществляемые субъекта–ми уголовного процесса. Не существует единого мнения о количестве таких функций, хотя всеми при–знается существование функций обвинения (уголов–ного преследования), защиты, разрешения дела. Функции находятся во взаимосвязи (например, рас–следование и разрешение дела). Реализуются функ–ции по-разному: одновременно или последовательно (обвинение и защита).
Процессуально-правовые гарантии– это со–держащиеся в нормах права правовые средства, обеспечивающие всем субъектам уголовно-процес–суальной деятельности возможность выполнять обя–занности и использовать предоставленные права.
Поскольку одной из сторон процессуально-право–вого отношения всегда является государственный орган или должностное лицо, наделенное властными полномочиями, особое значение в уголовном процес–се приобретают процессуальные гарантии личности, охрана ее законных прав и интересов, обеспечение права на судебную защиту. Реальное обеспечение права личности, в первую очередь обвиняемого, яв–ляется критерием оценки демократизма, гуманизма уголовного процесса. Основу гарантий прав лично–сти в сфере уголовного процесса составляют закреп–ленные и обеспечиваемые Конституцией права и сво–боды человека и гражданина.

 

 

6. Уголовно-процессуальные функции (понятие, виды, споры в литературе).

 

7. Уголовно-процессуальные отношения (понятие, специфика).

 

8. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Аналогия уголовно-процессуального закона.

 

Уголовно-процессуальный закон– это норма–тивный акт, принятый высшим органом государствен–ной власти, регулирующий порядок возбуждения, рас–следования, рассмотрения и разрешения уголовных дел, деятельность участников уголовного судопроиз–водства и складывающиеся в сфере этой деятельно–сти общественные отношения.
1. Производство по уголовным делам на террито–рии РФ независимо от места совершения преступле–ния во всех случаях ведется в соответствии с УПК, если международным договором РФ не установлено иное (ч. 1 ст. 2 УПК).
2. Производство по уголовным делам о преступле–ниях, совершенных на воздушном, морском или реч–ном судне (корабле), находящемся вне пределов Российской Федерации под флагом или с опознава–тельным знаком Российской Федерации, если судно приписано к порту в Российской Федерации, осу–ществляется в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством РФ (ч. 2 ст. 2 УПК

3. При производстве по уголовному делу применя–ется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процес–суального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено УПК (ст. 4 УПК).
В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут приме–няться законы, если они не опубликованы официаль–но. Порядок официального опубликования определен ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Фе–деральные конституционные, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом РФ. Международные договоры, ратифицированные Феде–ральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами о их ратификации. Офи–циальным опубликованием считается первая публи–кация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательст–ва РФ». Действие закона прекращается в случаях, когда: а) вступил в силу новый закон, который фактиче–ски исключает действие прежнего; б) закон отменен.
Уголовно-процессуальный закон не имеет обрат–ной силы.
4. Производство по уголовным делам о преступле–ниях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории РФ, ведется по правилам УПК. В случае совершения преступле–ния на территории РФ иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, вопрос о его выдаче для уголовного преследования или осу–ществления уголовного преследования в иностранном государстве решается по правилам международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизвод–ства (ст. 458 УПК).
5. Процессуальные действия в отношении лиц, об–ладающих дипломатической неприкосновенностью, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министер–ство иностранных дел РФ. Конкретные условия про–изводства следственных действий в отношении лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом и приви–легиями, а также в помещениях и на территории част–ных и дипломатических резиденций регулируются международными договорами.

 

9. Понятие, признаки, значение и система основных начал (принципов) уголовного процесса.

Принципыроссийского уголовного процесса – это закрепленные в правовых нормах общие руково–дящие положения, выражающие демократическую природу и основные черты российского уголовного процесса.
Критерии принциповуголовного процесса сле–дующие.
1. Положение, составляющее принцип, всегда за–креплено в законе, т.е. является правовым.
2. Принцип – это не любое, а основное, отражаю–щее сущность уголовного процесса правило. Дея–тельность органа предварительного расследования, прокурора или суда, в процессе осуществления кото–рой нарушаются принципы уголовного процесса, не может быть признана уголовно-процессуальной.
3. Несоблюдение требований одного принципа уго–ловного процесса неминуемо нарушает положения какого-либо иного принципа той же отрасли права.
4. Принципы уголовного процесса всегда отража–ют его демократизм.
Принципы уголовного судопроизводства не могут произвольно определяться законодателем, они отра–жают тип государства и соответствующее ему право, уровень развития теоретической мысли, судебной практики, правосознания общества.
Принципы уголовного судопроизводства являются нормами руководящего значения, т.е. подлежат непо–средственному применению и являются обязательны–ми к исполнению всеми участниками уголовного судо–производства наряду с конкретными правилами. Обязательность принципов уголовного процесса гаран–тируется их закреплением в Конституции РФ. В случае возникновения неясностей применительно к содержа–нию той или иной нормы уголовно-процессуального закона она должна толковаться правоприменителем в контексте смысла, придаваемого ей соответствую–щим принципом уголовного судопроизводства.
Несмотря на определенность самого понятия прин–ципа уголовного процесса, вопрос о системе принци–пов на протяжении десятилетий является одним из самых спорных. Тем более что УПК РСФСР 1960 г. специально данному вопросу вообще внимания не уделял. Поэтому длительное время он считался сугу–бо теоретическим и остродискуссионным. Убедитель–ного решения проблемы не получилось и в УПК РФ, где принципам уголовного судопроизводства отводит–ся отдельная глава. Многие авторы неодинаково формулируют принципы, и, соответственно, позиции ученых отличаются друг от друга также по числу прин–ципов, составляющих систему.
По месту закрепления принципы уголовного про–цесса подразделяются на конституционные и некон–ституционные, по назначению – на судоустроитель-ные и судопроизводственные, а также на действующие во всех стадиях процесса и действующие в отдель–ных стадиях. Существует мнение, что исходя из того, что все принципы одинаково значимы для надлежа–щего осуществления уголовного судопроизводства, классификация принципов по различным основаниям нецелесообразна.
УПК выделяет следующие принципы: законность; осуществление правосудия только судом; уважение чести и достоинства личности; неприкосновенность личности; охрана прав и свобод человека и гражда–нина; неприкосновенность жилища; тайна перепис–ки, телефонных и иных переговоров; презумпция не–виновности; состязательность сторон; обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту; сво–бода оценки доказательств; язык уголовного судопро–изводства; право на обжалование процессуальных действий и решений.

 

 

10. Принцип законности. Принцип публичности.

 

Под законностьюпонимается неуклонное соблю–дение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных нормативных ак–тов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, должностными ли–цами, гражданами. Основные положения этого прин–ципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, а при–менительно к уголовному процессу – также в других статьях Конституции (ст. 49, 120, 123 и т.д.), в УПК РФ (ст. 7) и в других нормах уголовно-процессуального права.
Законность при производстве по уголовному делу согласно ст. 7 УПК РФ выражается в том, что: 1 )суд, прокурор,следователь, орган дознания и до–знаватель не вправе применять федеральный за–кон, противоречащий УПК РФ;
2) суд,установив в ходе производства по уголовному делу несоответствие федерального закона или ино–го нормативного правового акта УПК РФ, принима–ет решение в соответствии с последним;
3) нарушение норм УПК РФ судом, прокурором, сле–дователем, органом дознания или дознавателем в ходе уголовного судопроизводства влечет за со–бой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств;
4) определения суда, постановления судьи, прокуро–ра, следователя, дознавателя должны быть закон–ными, обоснованными и мотивированными. Принцип законности охватывает собой все начала уголовного судопроизводства, является общим по отношению ко всем остальным принципам уголовно–го процесса, которые представляют собой различные выражения принципа законности. Поэтому законность можно назвать принципом принципов, а все осталь–ные принципы – принципами реализации законности в уголовном судопроизводстве.
Принцип осуществления правосудия только су–дом, сформулированный в ст. 18 Конституции РФ, получил свое развитие в ст. 49 Конституции РФ, ст. 8 УПК РФ, раскрывающей саму суть уголовного пра–восудия: никто не может быть признан ви–новным в совершении преступления и под–вергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном законом.
Принцип осуществления правосудия только судом предусматривает исключительное право суда осу–ществлять правосудие и не допускает переложения данной функции на какой-либо иной орган государ–ства. Исключительное право суда осуществлять пра–восудие исходит из того, что деятельность суда про–текает в особом правовом порядке. Рассмотрение уголовного дела при осуществлении правосудия про–исходит в форме открытого, устного судебного заседа–ния. Процедура судебного заседания предполагает непосредственное исследование всех доказательств, собранных по уголовному делу: допросы свидетелей, осмотр вещественных доказательств, оглашение до–кументов и т.д.
Подсудимый согласно п. 3 ст. 8 УПК не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено. Постановление приговора незаконным со–ставом суда, т.е. вопреки установленной ст. 31 УПК РФ общей и ст. 32 УПК РФ территориальной подсудно–сти, или незаконным составом коллегии присяжных заседателей согласно ч. 2 ст. 381 УПК РФ является нарушением уголовно-процессуального закона и в лю–бом случае служит основанием отмены или измене–ния судебного решения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.