Появляется стремление к философствованию.
Ответы по психологии.
Вопрос.Закономерности психолого-педагогической работы с неуспевающими школьниками.
Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций.
Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения,
Причины могут быть мотивационными, когнитивными, связанными со здоровьем.
основные причины школьной неуспеваемости:
1. она может быть связана с индивидуальными особенностями детей, куда включаются и физиологические (общая слабость здоровья, болезни нервной системы и т. д.), и психологические (особенности познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и т. д.) причины;
2. немаловажное значение имеют социально-бытовые причины, такие как неблагополучные условия жизни, материальная обеспеченность родителей, отсутствие домашнего режима и т. д.;
3. ещё одну группу составляют педагогические причины, в которые включают недостатки преподавания отдельных предметов, неправильный перевод в следующий класс, пробелы в знаниях за предыдущие годы.
Особенности личности неуспевающего шк. как недисциплинированность, безответственность, слабая воля, отсутствие трудолюбия, отмечаемые как причины неуспеваемости, составляют условия и для возникновения отставания. Все эти черты связаны в известной мере с возрастными особенностями. Невыполнение самостоятельной, работы отказ отвечать на вопросы учителя, отвлечения на уроке могут быть вызваны недисциплинированностью, безответственным отношением к делу. Слабая воля, отсутствие трудолюбия вызывают такие элементы отставания, как стремление избежать трудностей, пассивность при столкновении с ними. Эти же особенности личности школьников могут стать причиной небрежного выполнения работы, и в частности того, что ученик не использует известные ему способы самоконтроля. Этому может способствовать и характерная для данного возраста некоторая переоценка своих возможностей, неумение здраво оценить трудности предпринятой работы. Настроившись на быстрое и легкое завершение работы, не предвидя затруднений, ученик сравнительно легко отказывается от усилий, как только встречает трудности. Терпения и выдержки еще недостаточно.
Деление неуспевающих школьников на типы можно осуществить в зависимости от характера соотношения двух основных групп свойств личности школьников: Особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью. Направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.
На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников:
Типы неуспевающих школьников.
Первый тип неуспевающих – ученики, низкое качество мыслительной деятельности которых сочетается с положительным отношением к учебе.
Второй тип – школьники, у которых высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе.
К третьему типу неуспевающих относятся дети, у которых низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе.
Работа по преодолению неуспеваемости связана с выявлением причины (выявляет школьный психолог)
Определить причину неуспеваемости учащегося через:
- анкетирование;
- беседу с психологом;
- беседу с социальным педагогом;
- посещение квартиры, где проживает ребенок, для выяснения социальных условий;
- беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку.
2. Вести контроль за:
- посещением неуспевающего учащегося у психолога (если такая помощь необходима);
- успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю предметнику;
3. Уведомлять еженедельно родителей и курирующего завуча о результатах успеваемости учащегося.
4. Разработать вместе с ребенком индивидуальный план его учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти.
Вопрос. Когнитивное (познавательное) развитие в подростковом и юношеском возрасте
Когнитивное развитие - развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика, речь. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже. Именно благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем мире и о себе.
Развитие мышления в подростковом возрасте.
с 11 лет приблизительно до 15 длится период формальных операций — развивается абстрактное мышление.
Развивается абстрактно-логическое мышление. Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.
Проявляется самокритичность и склонность к самоанализу
Появляется стремление к философствованию.
Благодаря абстрактному мышлению развивается способность формировать гипотезы и рассуждать о них (Гипотетико-дедуктивныйспособ рассуждения), выводить из гипотезы какие-то следствия.
Развитие познавательной активности
Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
В старшем школьном возрасте устанавливается прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников наблюдается и обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, старшие школьники начинают интересоваться теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессий. Выбор профессии способствует изменению отношения к учебной деятельности. Старшего школьника волнуют такие вопросы: «Может ли человек проявлять интерес к той области деятельности, к которой он не способен?»; «Как можно определить способности к той или иной деятельности?» Такого рода вопросы говорят о том, что в старшем школьном возрасте учащиеся, выбирая свой жизненный путь, не идут прямо по линии своих непосредственных интересов, а стремятся решить проблему выбора, взвешивая все факторы и, главным образом, учитывая свои способности. Они рассматривают выбор профессии как своего рода вывод из анализа потребностей и имеющихся склонностей и способностей, из сопоставления этих своих особенностей с требованиями, которые предъявляет к человеку профессия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|