Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и принципы административного процесса





Любая юридическая деятельность независимо от осуществляющего ее вида государственного органа характеризуется определенным порядком, устанавливаемым правовыми предписаниями. Например, порядок производства по уголовному делу, порядок принятия нормативных актов, порядок награждения государственными наградами и т.д.

Устанавливаемый порядок содержит программу юридической де­ятельности. Нарушение по­рядка ее осуществления представляет собой правонарушение и может повлечь за собой признание юридически ничтожными результатов такой деятельности.

Так, вынесение постановления о назначении административного наказания с нарушением установленных сроков давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) влечет за собой отмену данного постановления.

В науке не существует единого подхода к определению юридического процесса. Обобщая различные взгляды ученых можно выявить следующие характерные черты юридического процесса:

1. это сознательная, целенаправленная деятельность;

2. это властная деятельность, с помощью которой решения органов публичной власти облекаются в предусмотренную законом юридическую форму.



Форма же представляет собой правовую конструкцию нормативного упорядочивания деятель­ности и соответствующих документов. Форма включает в себя требования к действиям участников процесса, на­правленным на достижение конкретного результата, которые обеспечиваются соответствующими санкциями.

Правовая форма, выступая одной из гарантий точного и неуклонного применения, соблюдения и исполнения юридичес­ких норм, присуща любой юридически значимой деятельности.

3. это динамическое понятие, означающее достаточно сложную деятельность соответствующих органов публичной власти, посредством которой реализуются их многочисленные функции. Различие задач и содержания деятельности государственных органов предопределяет разнообразие процессуальных форм реализации данной деятельности, ее стадий и этапов.

4. это деятельность исключительно юридическая, как по содержанию, так и по своей цели и результатам. Назначением любого вида процесса выступает обеспечение надлежащей реализации материальных норм российского права и достижение юридического результата, решение юридического дела;



5. процесс регулируется правовыми (процедурными и процессуальными) нормами, а его результаты закрепляются в соответствующих пра­вовых актах — официальных документах;

6. это деятельность, непосредственно связанная с необходимо­стью использования методов и средств юридической техники.

Таким образом, административный процесс как разно­видность социального процесса - это урегулированная процедурными и процессуальными нормами властная юридиче­ская деятельность субъектов публичной власти, обеспечивающая достижение предусмотренного материально-правовыми нормами юридического результата, с помощью которой решения органов публичной власти облекаются в предусмотренную законом юридическую форму.

Принципы административного процесса - это основопола­гающие идеи, исходные начала, определяющие сущность, общую направленность, назначение и порядок осуще­ствления деятельности органами и должностными лицами публичной власти по разрешению индивидуальных юридических дел.

К принципам административного процесса относятся как общие принципы государственного управления, так и специфические принципы, характерные исключительно для административного процесса.

Принцип законности и справедливости административного процесса заключается в том, что при рассмотрении и разрешении дел обеспечивается соблюдение положений, предусмотренных административно-процессуальным законодательством, точное и соответствующее обстоятельствам административного дела правильное толкование и применение законов и иных нормативных правовых актов. Принцип законности состоит также в охране прав и законных интересов участников административного процесса. В случае нарушения своих прав и законных интересов участник административного процесса может обжаловать незаконные действия в судебном или административном порядке.



Принцип доступности, открытости и гласности процесса административного процесса состоит в публичности и открытости процесса. Так, например, при рассмотрении обращениягосударственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения (ст. 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). Исключением являются случаи, когда это противоречит интересам охраны государственной или иной охраняемой законом тайны, в административном деле имеются сведения конфиденциального характера, гласное обсуждение которых может помешать правильному разбирательству административного дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн и нарушение прав и законных интересов гражданина.

Принцип ведения дела на национальном языке означает, что процесс ведется на русском языке или на государственном языке республики которая входит в состав Российской Федерации. Лица, не владеющие языком, на котором ведется процесс, могут давать пояснения, подавать жалобы и т.п. на родном языке или свободно выбранном языке общения, пользоваться услугами переводчика;

Презумпция достоверности выражается в том, что представленные заявителями сведения о фактических обстоятельствах рассматриваемого дела считаются достоверными и подлинными до того случая, пока обратное не будет доказано административным органом;

Принцип равенства всех перед законом и органом, разрешающим дело заключается в том, что каждый гражданин независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а каждая организация - независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств равны перед законом и органом рассматривающим (разрешающим) конкретное дело (спор).

Принцип беспристрастности и обоснованности рассмотрения иразрешения дела заключается в том, что лицо рассматривающее дело обязано обосновывать свое решение только проверенными сведениями и фактами.

Принцип запрета злоупотребления правом состоит в том, что рассматривающее дело должностное лицо должно реализовывать правовые нормы только в строгом ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с их главной целью и предназначением, избегая произвольного применения.

Принцип быстроты и экономичности процесса состоит в обеспечении оптимальной организации процесса, при которой должна, с одной стороны, обеспечиваться быстрота процесса, но, с другой стороны, это не должно наносить ущерб итоговому результату рассмотрения (разрешения) дела. В законодательстве во многих случаях установлены процессуальные сроки, в течение которых должны быть совершены определенные действия уполномоченными субъектами. Так, например, дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения (ст. 41.1 Закона о защите конкуренции).

Принцип обеспечения безопасности личности, общества и государства в административном процессе вытекает из конституционного положения, рассматривающего человека, его права и свободы высшей ценностью и обязывающего государство их признавать, соблюдать и защищать (ст. 2 Конституции РФ). Корреспондирует данному положению ст. 18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации», обязывающая гражданского служащего руководствоваться тем, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина должны определять смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности».

Принцип самостоятельности принятия решения при рассмотрении (разрешении) административного дела (спора) заключается в том, что вышестоящий орган публичной власти или должностное лицо при отсутствии законных оснований не должны вмешиваться в процесс принятия правомерных решений нижестоящих органов (должностных лиц).

Принцип ответственности должностных лиц за надлежащее ведение процесса выражается в возможности привлечения государственного служащего к различным видам юридической ответственности - дисциплинарной, уголовной, административной и др. Также принцип возложения бремени доказывания на орган публичной власти (в административном судопроизводстве).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.