Сделай Сам Свою Работу на 5

Конвенция ООН, как основа защиты прав ребенка





Конвенция о правах ребенка-особый документ, входящий в состав основных документов в мире, определяющий права и свободы человека. Права ребенка включают в себя право на защиту от насилия, эксплуатацию и лишений. Это право не зависит от состояния рассудка и умственных способностей ребенка.

Считается, что в ХХ веке возникло принципиально иное отношение к детям, которые достойны лучших условий, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства. Первый международный акт о защите детства был создан Лигой Наций, который призывал мужчин и женщин всего мира создать условия, обеспечивающие нормальное, духовное и физическое здоровье ребенка. Права детей в данном документе рассматривались как меры, которые необходимо было принять в отношении рабства и торговли детей, детского труда и проституции несовершеннолетних.

Сразу после окончания Второй Мировой Войны Генеральная Ассамблея ООН создает детский фонд (ЮНИСЕФ), который в настоящее время является главным механизмом международной помощи детям. В принятой ООН Всеобщей декларации прав человека отмечается особая помощь и забота детям.



В 1959 году ООН приняла Декларацию о правах ребенка. В ней провозглашены социальные и правовые принципы касающихся защиты и благополучия детей на национальных и международных уровнях. Декларация призвала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы, а так же стремиться к их соблюдению. Эта Декларация предусматривала наиболее важные имеющие принципиальный характер правила. Одно из них-равенство прав всех без исключения детей, без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка. Так же Декларация включала права ребенка как гражданина-первоочередная помощь и защита от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Поскольку положение детей продолжалось ухудшаться, то потребовалось принятие нового документа, в котором помимо декларированных прав детей фиксировались, на основе юридических норм, меры защиты этих прав, имеющие обязательную силу для тех государств, которые присоединились к соглашению.



После многолетней подготовки в 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, что означало признание международным сообществом особых прав детей в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, где определены права детей на особую защиту и помощь от преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы.

В настоящее время более 180 стран ратифицировало Конвенцию.

Основные положения Конвенции состоят из обеспечения прав детей, выживание, развитие и защита.

На основании положений Конвенции государство должно принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры для обеспечения защиты, помощи и заботы от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствие заботы или небрежного обращения, грубого обращения, сексуальную эксплуатацию, включая сексуальные злоупотребления и совращения. Так согласно международному документу государство должно осуществлять защиту от эксплуатации и выполнения любой работы, которая может предоставлять опасность для здоровья ребенка или служить препятствием в получении образования, либо наносить ущерб здоровью, физическому, умственному и социальному развитию. В данном случае ООН относит к эксплуатации использование детей в проституции, порнографии и порнографических материалах, а так же в другой незаконной практике, включая склонение или принуждения ребенка к любой сексуальной деятельности. Следовательно, ребенок имеет право на защиту не только от сексуальной эксплуатации, но и на защиту от сексуальных посягательств и сексуального совращения.



Кроме того, Конвенция ООН призывает стран-участников принимать меры борьбы с незаконным перемещением и невозвращением из-за границы, похищения, торговли и контрабанды детей, что в значительной степени должно оградить детей от секс-траффика.

Предусматривается ответственность родителей, законных опекунов и других лиц, заботящихся о ребенке за неправомерные действия по отношению к ребенку.

В случае необходимости меры защиты включают: социальные программы, цель которых предоставление необходимой поддержки ребенку ставшему жертвой сексуальных злоупотреблений; различные формы предупреждения и выявление преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы в отношении несовершеннолетнего; передача, расследование и возбуждение судебной процедуры. В последующем государство принимает все необходимые меры для содействия физическому и психологическому восстановлении и социальной реинтеграции ребенка. Такое восстановление и реинтеграции должны осуществляться в условиях обеспечивающих здоровье, самоуважение ребенка.

Поскольку Конвенция-правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права, подчеркивая высшее требование и спрос за выполнением государствами провозглашенных прав, считает необходимым, чтобы каждое государство привело свое национальное законодательство в соответствии с этим международным актом. Определяя права детей по различным аспектам, она устанавливает и правовые нормы ответственности государства, вводит специальный механизм контроля Комитет ООН по правам ребенка и наделяет его высокими полномочиями. В связи с этим возникает необходимость введения института Уполномоченного по правам ребенка как механизма осуществляющий независимый контроль за соблюдением права детей на защиту от насилия и эксплуатации. В России, на основании плана действий по улучшению положения детей в РФ на 2000-2002 годы, рассматриваются предложения о целесообразности введения института уполномоченного по правам ребенка РФ.

Институт Уполномоченного по правам ребенка-структура, наделенная полномочиями для оказания ребенку помощи в восстановлении его нарушенных прав, имеет тенденцию во всех странах мира.

Необходимость введения Уполномоченного по правам ребенка связана со следующими причинами. Во-первых, дети в силу своего возраста и связанных с ними особенностей психического, физического и интеллектуального развития, в силу своей ограниченной дееспособности не могут в большинстве случаев самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов. От их лица действуют законные представители ребенка. В случае нарушения ими прав ребенка и в случаях, когда они не отстаивают нарушенные права ребенка, ребенок остается беззащитным (в соответствии с установленной процедурой обращения к Уполномоченному по правам человека ребенок не может объективно реализовать свое право на обращение за защитой). Во-вторых, от благополучия и нормального развития детей зависит будущее страны, дети уязвимы и зависимы от мира взрослых, поэтому нуждаются в особой защите. В-третьих, Конвенция ООН о правах ребенка является одним из основных актов, регулирующих права человека в мире одновременно со Всемирной декларацией прав человека. У детей в силу возраста, ограниченной дееспособности есть особые права, которые закреплены в Конвенции по правам ребенка и эти права нуждаются в особой защите, и особых механизмах ее осуществления.

В заключительных рекомендациях Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения периодического доклада РФ о выполнении Конвенции о правах ребенка содержится требование независимого контроля за положением детей и становления института Уполномоченного по правам ребенка.

Совместно с ЮНИСЕФ и Минтрудом РФ в 1998 году начата реализация проекта по отработке модели деятельности Уполномоченного по правам ребенка на региональном уровне. Так, в Москве принят первый в России закон об Уполномоченном о правах ребенка, введен пост Уполномоченного по правам ребенка в Чеченской Республике, заинтересованность в последующем введении Уполномоченного по правам ребенка проявляют другие субъекты РФ муниципальные образования, неправительственные организации. На сегодняшний день действуют девять Уполномоченных по правам ребенка на уровне муниципальных образований, в рамках органов исполнительной власти субъектов РФ и Уполномоченные-на общественных началах.

К деятельности Уполномоченного по правам ребенка относится:

1) право беспрепятственного доступа к детям, в том числе в детских учреждениях независимо от ведомственной принадлежности, с целью выявления нарушения их прав;

2) рассмотрение жалоб на действие или бездействие административных органов и должностных лиц;

3) право Уполномоченного на обращение в различные органы власти и управления для устранения выявленных нарушений прав детей совместно с обязанностью этих органов к незамедлительной реакции на обращения Уполномоченного и реализация мер к устранению нарушения прав детей или конкретного ребенка;

4) предоставление возможности детям обратиться к Уполномоченному, что способствует наиболее полному учету интересов и потребностей детей;

5) пропаганда идей Конвенции о правах ребенка, информирование детей и взрослых о правах детей;

6) подготовка предложений по улучшению положения в сфере соблюдения прав детей.

Вместе с тем возникаю проблемы для реализации института Уполномоченного по правам ребенка. Во-первых, институт Уполномоченного по правам ребенка существует пока в режиме эксперимента на основе распоряжений и постановлений администраций регионов, что явилось препятствием для выполнения Уполномоченными своих функций. Следовательно, возникает необходимость следующего этапа введения института Уполномоченного по правам ребенка. Во-вторых, это отсутствие гарантий независимости, слабое финансирование, которая сдерживает развитие деятельности Уполномоченного по правам ребенка. В этой связи усилия регионов в деле ведения на своей территории должностей Уполномоченных по правам ребенка должны быть подкреплены законодательно.

Не смотря на то что, Россия располагает разветвленной сложившейся структурой органов, имеющих право контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка, реальное положение дел свидетельствует о недостаточности и неэффективности этого контроля. В этой связи институт Уполномоченного должен занять свое место в сложившейся системе-в сферах, неохваченных контролем или служить стимулятором для повышения качества и эффективности такого контроля в интересах детей. К тому же контроль, осуществляемый Уполномоченным по правам ребенка, который не входит в структуру и не зависит от органов исполнительной власти, должен сыграть позитивную роль в усилении защиты прав и законных интересов ребенка, оказывать помощь исполнительной власти в совершенствовании ее работы и деятельности подведомственных ей учреждений и должностных лиц.

Права ребенка, прежде всего, это право на защиту от половых посягательств на личную свободу, половую неприкосновенность и нравственное развитие. Согласно Конвенции меры борьбы с половыми преступлениями против несовершеннолетних должны включать реабилитационные программы для жертв половых преступлений, уголовную ответственность. Поскольку ребенок в силу своего возраста не может самостоятельно обращаться за защитой своих прав и является наиболее зависимым от взрослых, назревает необходимость введения независимого механизма контроля за соблюдением этих прав. Таким механизмом является Уполномоченный по правам ребенка

 

 

Вопрос 2. Совокупность социальных, экономических и культурных прав и свобод ребенка имеет своей целью охрану его здоровья, удовлетворение материальных, социальных и нравственных потребностей, обеспечивающих развитие личности и ее достойное существование.
Согласно ст. 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Более подробно предпринимательскую деятельность несовершеннолетних регламентирует ГК РФ. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, не обладающие полной дееспособностью, вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь с согласия родителей, усыновителей или попечителей; до 18 лет несовершеннолетние могут заниматься предпринимательской деятельностью в случае вступления в брак или приобретения полной дееспособности в результате эмансипации.
Ст. 35 Конституции гарантирует право частной собственности, владения, пользования и распоряжения собственным имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Возможностью иметь имущество в собственности ребенок обладает с момента рождения, право на распоряжение имуществом возникает у него по мере взросления и приобретения дееспособности.
Согласно ст. 36 Конституции ребенок вправе иметь в частной собственности землю. Ст. 37 Конституции провозглашает, что труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
Несовершеннолетний вправе заниматься трудовой деятельностью при определенных условиях, регламентированных Трудовым кодексом РФ.
Ст. 38 Конституции особо выделяет государственную функцию по защите материнства, детства и семьи.
Социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, гарантируется государством (ст. 39 Конституции).
Важную социальную значимость для ребенка имеет право на жилище (ст. 40 Конституции), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции), на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции).
Для развития личности ребенка решающую роль играет образование, гарантированное каждому ст. 43 Конституции, а также общедоступность и бесплатность образования. Отход от принципов общедоступности и бесплатности образования всегда будет являться шагом назад в социальной государственной политике. «Если, по-вашему, образование обходится слишком дорого, испробуйте Невежество», - утверждает американский профессор права Дерек Бок.
Право на участие в культурной жизни общества (ст. 44 Конституции) включает в себя возможность пользования учреждений культуры и доступ к культурным ценностям. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.
Усвоение с детства особенностей культуры народа и государства, в котором ребенок родился и развивается, имеет первостепенное значение для его патриотического воспитания и становления как гражданина.
Конституционно-правовой статус ребенка следует относить к общему правовому статусу, присущему любому гражданину нашего государства.
Юридическими гарантиями обеспечения гражданских прав и свобод несовершеннолетних является Конституция РФ и иные законодательные акты, соответствующие ей.
Согласно ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Правовые механизмы предупреждения нарушений конституционных прав и свобод несовершеннолетних предусмотрены в нормах Конституции РФ. В ст. 45 установлено, что государственная защита прав и свобод человека в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. На органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений возложена обязанность соблюдения Конституции РФ и ее законов (ч. 2 ст. 15 Конституции).
В правовом государстве наиболее эффективным способом защиты прав и свобод является судебная защита. Такая защита гарантирована каждому гражданину ст. 46 Конституции РФ. В данной статье предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Кроме того, каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Особенностями защиты прав и законных интересов ребенка является возложение подобной защиты на родителей (лиц, их заменяющих), а в случаях, предусмотренных СК РФ, на органы опеки и попечительства, прокурора и суд (ч. 1 ст. 56 СК РФ).
В случае нарушения прав ребенка его родителями (лицами, их заменяющими) ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой прав в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд.
Должностные лица, организации и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни и здоровья ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка (ч. 3 ст. 56 СК РФ).
Международные стандарты в области прав и свобод ребенка и Конституция РФ в целом определяют направления правовой защиты детства и семьи во всех сферах общественной жизни, однако реальная ситуация с защитой прав детей в России еще далеко не идеальна. Проблемы принятия качественных законов в этой области и их эффективного исполнения еще ждут своего решения

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.