Сделай Сам Свою Работу на 5

VII. Схема обследования больного.





МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ

 

 

Утверждено на заседании кафедры педиатрии протокол № 9 от «30» августа 2010 Заведующая кафедрой доцент Зарянкина А.И.

 

 

Т Е М А: «ВРОЖДЕННЫЕ ПОРОКИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ»

 

Учебно-методическая разработка

для субординаторов-педиатров лечебного факультета

 

 

Автор: доцент Ивкина С.С.

 

 

Гомель, 2010

Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия (умение и знание). III. Базисные разделы. IV. Рекомендуемая литература. V. Вопросы для самоподготовки. VI. Графическая структура темы занятия. VII. Схема обследования больного. VIII. Самостоятельная работа студентов. IX. Тестовый контроль.

 

I. Актуальность темы

Пороки развития занимают существенное место среди хронических заболеваний органов дыхания у детей. Пороки развития – следствие нарушения эмбрионального формирования бронхолегочных структур. В большинстве случаев уже в детстве пороки развития органов дыхания служат источником рецидивирующего или хронического воспаления или существенно нарушают функцию дыхания.



II. Цель занятия

Научить студентов правильно интерпретировать клинические инструментальные и лабораторные данные при врожденных пороках развития бронхолегочной системы и на основании этих данных выставить клинический диагноз, определить тактику лечения.

Студенты должны знать:

· внутриутробное развитие бронхолегочной системы у детей;

· изменения органов дыхания при рождении;

· этапы диагностики пороков развития трахеи, бронхов, легких;

· основные принципы лечения детей с врожденными пороками развития.

 

Студенты должны уметь:

· объективно оценить состояние органов дыхания и выявить основные симптомы поражения;

· определить группу нозология для проведения дифференциального диагноза;

· построить план обследования (клинический, лабораторно-инструментальный);



· определить дальнейшую тактику ведения больного.

III. Разделы, изученные ранее и необходимые

Для данного занятия (базисные знания).

1. Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей.

2. Патофизиологические механизмы основных патологических синдромов (гипертермия, цианоз, дыхательная недостаточность).

 

Литература:

1. Анатомия человека / Под ред. С.С. Михайлова. - М.: Медицина, 1984. - 704с.

2. Физиология человека / Под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1985. - 560с.

3. Патофизиология. Курс лекций / Под ред. П.Ф. Литвицкого. - М.: Медицина, 1995. - 752с.

4. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. - М.: Медицина, 1985. - 432с.

5. Усов И.Н. Здоровый ребенок. - Мн.: Медицина, 1994. - 446с.

6. Сушко Е.П. Пропедевтика детских болезней. - Мн: Вышэйшая школа, 1996. - 448с.

7. Гусель В.А., Маркова И.В. Справочник педиатра по клинической фармакологии. - Л.: Медицина, 1989. - 316с.

 

IV. Рекомендуемая литература по теме занятия:

I. Основная:

1. Детские болезни / Под ред. Л.А.Исаевой. – М.: Медицина, 1996. – 626с.

2. Шабалов Н.П. Детские болезни. – СПб.: Питер, 2005. – Т.1-2.

3. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – М.: Меди-цина, 1986. – 432с.

4. Практические навыки педиатра / Под ред. М.В. Чичко. – Мн.: Книжный Дом, 2005. – 848с.

5. Поликлиническая педиатрия / Под ред. Е.П.Сушко. – Мн.: Вышэйшая школа, 2000. – 301с.

6. Согласованное национальное руководство по диагностике, лечению, профилактике и реабилитации бронхиальной астмы: Пересмотр 2006г. - Мн.: Доктор Дизайн, 2006. - 76с.

II. Дополнительная:

1. Болезни органов дыхания у детей / Под ред. С.В. Рачинского, В.К.Таточенко. - М.: Медицина, 1985.



2. Руководство по пульмонологии детского возраста / Под ред. Ю.Ф. Домбровской. - М.: Медицина, 1978. - 524с.

3. Статьи в периодических изданиях, посвященные бронхиальной астме.

 

V. Вопросы для самоподготовки:

 

а) по базисным знаниям:

1. Перечислите анатомо-физиологические особенности дыхательных путей.

2. Что такое дыхательная недостаточность и какие степени дыхательной недостаточности Вы знаете?

3. Каков основной механизм очищения бронхов?

4. Что такое мукоцилиарный клиренс?

5. Назовите основные факторы защиты дыхательной системы у детей.

6. Особенности исследования внешнего дыхания у детей.

б) по данной теме:

1. Классификация пороков развития трахеи, бронхов, легких и легочных сосудов.

2. Агенезия, аплазия, гипоплазия легких.

3. Пороки развития стенки трахеи и бронхов. Синдром Мунье-Куна.

4. Трахеобронхомаляция.

5. Кисты легких. Секвестрация легких.

6. Синдром Картагенера.

7. Пороки развития легочных сосудов.

Темы УИРС:

1. Физиология внешнего дыхания у детей.

2. Патофизиологические механизмы дыхательной недостаточности при болезнях органов дыхания у детей.

3. Синдром Вильямса-Кемпбелла.

 

Дидактические средства для организации

самостоятельной работы студентов:

1. Тематические больные.

2. Фонендоскопы.

3. Банк заданий для самостоятельной работы.

4. Рентгенологические снимки.

 

VI. Графическая структура темы занятия

1. Классификация пороков развития

трахеи, бронхов, легких и легочных сосудов

1. Пороки развития, связанные с недоразвитием бронхолегочных структур: агенезия, аплазия, гипоплазия легких.

2. Пороки развития стенки трахеи и бронхов.

А. Распространенные пороки развития стенки трахеи и бронхов:

· трахеобронхомегалия (синдром Мунье-Куна);

· трахеобронхомаляция;

· синдром Вильямса-Кемпбелла;

· бронхомаляция;

· бронхиолоэктатическая эмфизема.

Б. Ограниченные пороки развития стенки трахеи и бронхов:

· врожденные стенозы трахеи;

· врожденная лобарная эмфизема;

· дивертикулы трахеи и бронхов;

· трахео-бронхопищеводные свищи.

3. Кисты легких.

4. Секвестрация легкого.

5. Синдром Картагенера.

6. Пороки развития легочных сосудов:

· агенезия и гипоплазия легочной артерии и ее ветвей;

· артериовенозные аневризмы и свищи;

· аномальное впадение легочных вен (транспозиция легочных вен).

ВРЕМЕННЫЕ ПРОТОКОЛЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ

См. «Отраслевые стандарты обследования и лечения детей с заболеваниями органов дыхания в амбулаторно-поликлинических и стацио-нарных условиях» (стр.17).

 

VII. Схема обследования больного.

Жалобы. Больные предъявляют жалобы на кашель, чувство стеснения или дискомфорта в грудной клетке, затрудненное дыхание, наличием хрипов.

При сборе анамнеза жизни выясняют наследственность, характер течения беременности, частоту респираторных заболеваний.

При сборе анамнеза заболевания необходимо обратить внимание на начало болезни, физическое и психомоторное развитие ребенка.

Сбор анамнеза заболевания проводится по общепринятой схеме и включает получение информации от родителей, а также из медицинской документации.

При осмотре больного необходимо оценить общее состояние и самочувствие больного. Обратить внимание на выраженность интоксикационного и обструктивного синдромов (частоты дыхания, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания, интенсивность свистящего дыхания, вздутие грудной клетки, характер дыхания в легких, наличие стигм дисэмбриогенеза, наличие деформации грудной клетки).

Дать оценку лабораторным и инструментальным методам исследования:

- клиническому анализу крови и мочи;

- биохимическому анализу крови (общий белок и фракции, К+, Na, Са, Р, СРБ, сиаловые кислоты);

- исследованию функции внешнего дыхания (спирометрия, пневмотахометрия);

- рентгенологическому исследованию органов грудной клетки.

 

VIII. Самостоятельная работа студентов

Задание № 1. Обследуйте вновь поступившего больного. Для этого:

а) соберите анамнез, обратите особое внимание на динамику развития заболевания;

б) обследуйте больного, установите ведущий клинический синдром;

в) сформулируйте предварительный диагноз на основании анамнеза и объективных данных;

г) составьте план обследования и лечения, обоснуйте свои назначения.

Задание № 2. Проведите анализ истории болезни стационарного больного. Для этого:

а) проанализируйте правильность предварительного и окончательного клинического диагноза;

б) оцените предложенную терапию и внесите свои предложения;

в) оцените объем предложенного обследования и внести свои коррективы.

Задание № 3. Составьте алгоритм распознавания болезни по предложенной схеме:

Этапы диагностики Признаки, теоретически возможные при данной нозологической форме (работа с учебником) Признаки болезни, выявленные у Вашего больного.
Жалобы Анамнез заболевания Анамнез жизни Объективный осмотр Лабораторные исследования Инструментальные исследования    

IX. Тестовый контроль

1. Что из нижеперечисленных клинических признаков характерно для экксудативного плеврита?

1. Боль при наклоне в одну сторону

2. Смещение органов средостения в больную сторону

3. Коробочный звук при перкуссии

4. Везикулярное дыхание при аускультации

2. Для какого заболевания характерен синдром "неподвижных ресничек"?

1. Синдром Марфана

2. Синдром Хаммена-Рича

3. Затяжная пневмония

4. Синдром Мунье-Куна

5. Синдром Картагенера

3. Кашлевой рефлекс стимулируют с помощью нижеперечисленного, кроме:

1. Вибрационного массажа

2. Раздражения глотки катетером при отсасывании слизи

3. Изменения положения тела

4. Аппарата "Икар-2"

5. Непрерывного туалета носа

4. К факторам, способствующим развитию пневмонии у новорожденных детей, относятся нижеперечисленные, кроме:

1. Пневмопатии

2. Недоношенности

3. Токсикоза первой половины беременности

4. Гриппа перед родами

5. Заболеваниями, с которыми необходимо дефференцировать идиопатический гемосидероз легких, являются все нижеперечисленные, кроме:

1. Пневмонии

2. Муковисцидоз, легочной формы

3. Гематогенно-диссеминированного или фиброзно-кавернозного туберкулеза

4. Порока сердца с обогащением малого круга кровообращения

5. Синдром Гудпасчера

6. У ребенка одышка, свистящие хрипы. На каком уровне поражены в этом случае бронхи?

1. Крупные

2. Средние

3. Мелкие

7. Какой из перечисленных препаратов стимулирует образование сурфактанта?

1. Мукосольвин

2. Мукодин

3. Солутан

4. Бромгексин

8. Инактивация сурфактанта способствует развитию:

1. Отека легких

2. Бронхиальной астмы

3. Эмфиземы легких

4. Гипертензии в малом круге кровообращения

5. Ателектаза легочной ткани

9. На основании какого исследования можно наиболее правильно диагностировать дыхательную недостаточность?

1. Анамнеза

2. Физикального обследования больного

3. Рентгенологического исследования грудной клетки

4. Спирографического исследования

5. Исследования газов артериальной крови (КЩС)

10. Какое из утверждений о сурфактанте правильно?

1. Относится к гликопротеидам

2. Предупреждает слипание альвеол

3. Обнаруживается в большом количестве в крупных бронхах

 

Ответы: 1 – 1; 2 – 5; 3 – 5; 4 – 3; 5 – 1; 6 – 3; 7 – 4; 8 – 5; 9 – 5; 10 – 2.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.