Сделай Сам Свою Работу на 5

Игра «Как зовут маму, папу и детеныша (детенышей)?»





Формирование словообразования осуществляется последовательно -

параллельно в три этапа:

 

I этап – закрепление словообразования наиболее продуктивных моделей;

II этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей;

III этап – уточнение значения и звучания непродуктивных словообразований.

 

Содержание I этапа логопедической работы.

 

Существительные Прилагательные Глаголы
Образование уменьшитель- но-ласкательных существи- тельных с суффиксами К, ИК, ИЧК, ЧИК. Образование притяжатель- ных прилагательных с суф- фиксом ИН. 1. Дифференциация совер- шенного и несовершенного вида. 2. Дифференциация воз- вратных и невозвратных глаголов.

 

 

Содержание II этапа логопедической работы.

 

Существительные Прилагательные Глаголы
1. Образование уменьши- тельно-ласкательных су- ществительных с суффикса- ми ОНЬК, ЕНЬК, ЫШЕК, ЫШК. 2. Образование существи- тельных с суффиксами НИЦ (сахарница), ИН (виногра- дина). Образование притяжатель- ных прилагательных с суф- фиксом И без чередова- ния (коровий, лисий). 2. Образование относитель- ных прилагательных с суф- фиксами ЯНН, АН, ЕНН, Н. 3. Образование качествен- ных прилагательных с суф- фиксом ОВАТ. 1. Образование глаголов с приставками В – ВЫ, НА – ВЫ. 2. Образование глаголов пространственного значе- ния с приставкой ПРИ.

 



 

Содержание III этапа логопедической работы.

 

Существительные Прилагательные Глаголы
Образование названий про- фессий женского рода. 1. Образование притяжа- тельных прилагательных с суффиксом И с чередова- нием (волчий, собачий, медвежий). 2. Образование относитель- ных прилагательных с суф- фиксами Н, ЯНН, ЕНН, АН, АТ. 3. Образование уменьши- тельно-ласкательных прила- гательных с суффиксом ЕНЬК. 4. Образование прилага- тельных с суффиксами ЮЩ, ЧИВ. Образование глаголов про- странственного значения с приставками С, У, ПО, ПОД, ОТ, ПЕРЕ, ЗА, ДО.

 

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

А. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.

1. В процессе коррекционно-логопедической работы сначала закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом -ик- (с существительными мужского рода).



Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:

а) без изменения звуковой структуры корня производного слова:

дом – домик, куст – кустик,

 

б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне:

таз – тазик, гвоздь – гвоздик,

2. В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса -чик- (с существительными мужского рода).

Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:

а) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов:

стул – стульчик, костюм – костюмчик,

б) с изменением звуковой структуры производного слова:

рукав – рукавчик.

3. Словообразование с использованием суффикса -к- производится в следующей последовательности:

а) словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова:

лапа – лапка, яблоня – яблонька, лошадь – лошадка,

б) словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования):

шуба – шубка, капля – капелька,

в) словообразование существительных среднего рода от основ на ц (с изменением звуковой структуры основы слова):

крыльцо – крылечко, кольцо – колечко.

4. Словообразование существительных с использованием суффиксов -очк-, -ечк- проводится в следующей последовательности:

а) словообразование ласкательных собственных имен мужского и женского рода на -а, -я.

Аня – Анечка, Ваня – Ванечка,



б) словообразование неодушевленных существительных женского рода:

лента – ленточка, тумба – тумбочка,

5. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -ичк-:

вода – водичка, сестра – сестричка,

6. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -оньк-, -еньк- проводится в следующей последовательности:

а) словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а, -я:

Маша – Машенька, Петя – Петенька;

б) словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова:

береза – березонька, дядя – дяденька,

в) словообразование с изменением звуковой структуры корня слова:

рука – рученька, дорога – дороженька,

7. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов -ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-, -ц-:

а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом -ушк-:

дед – дедушка, голова – головушка,

б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом -ышк-:

перо – перышко, стекло – стеклышко,

в) словообразование с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц-:

- суффикс –иц- в существительных женского рода:

лужа – лужица, земля – землица,

- суффикс –ец- в существительных мужского и среднего рода:

мороз – морозец, хлеб – хлебец,

- суффикс –ц- в существительных женского и среднего рода:

пыль – пыльца; мыло – мыльце, дерево – деревцо, одеяло – одеяльце;

Б. Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением

вместилища (посуды).

1. На начальном этапе работы закрепляется словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова:

суп – супница, салат – салатница,

сахар – сахарница, конфеты – конфетница.

2. В дальнейшем закрепляется словообразование существительных с суффиксом -ниц- в случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков корня:

хлеб – хлебница, пепел – пепельница,

селедка – селедочница, чернила – чернильница.

В. Образование существительных с помощью суффикса -инк-.

1. На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня:

бусы – бусинка, дождь – дождинка,

2. В дальнейшем проводится работа над словообразовательными формами с чередованием звуков в корне слов:

горох – горошинка, снег – снежинка,

Г. Образование названий детенышей животных и птиц.

В процессе коррекционно-логопедической работы необходимо учитывать различную сложность этой модели словообразования. В связи с этим закрепление названий детенышей животных и птиц проводится в следующей последовательности.

1. Словообразование без изменения звуковой структуры корня слова:

гусь – гусенок – гусята, тигр – тигренок – тигрята,

еж – ежонок – ежата, слон – слоненок – слонята,

2. Словообразование с чередованием звуков в корне слов:

волк – волчонок – волчата, медведь – медвежонок – медвежата,

орел – орленок – орлята, белка – бельчонок – бельчата,

3. Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова:

овца – ягненок – ягнята, собака – щенок – щенята,

лошадь – жеребенок – жеребята, свинья – поросенок – поросята,

Д. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, совершающих действие («совершителей действий»).

В коррекционно-логопедической работе по закреплению данной словообразовательной модели у дошкольников с ОНР используются только продуктивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и появляется довольно поздно в онтогенезе.

Формирование данной словообразовательной модели проводится в следующей последовательности:

1. Словообразование существительных мужского рода:

- с суффиксом –щик-

барабанщик, кладовщик, часовщик,

угольщик, танцовщик, сварщик,

стекольщик, дрессировщик, носильщик,

- с суффиксом –чик-

летчик, переводчик, грузчик,

водопроводчик, переплетчик, разведчик.

2. Словообразование существительных, обозначающих лиц женского пола с суффиксами –ниц-, –иц-:

художник – художница, учитель – учительница,

работник – работница, писатель – писательница,

проводник – проводница, певец – певица.

 

Примерные задания и игровые упражнения

По закреплению словообразования существительных

Игра «Назови ласково».

Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куклы тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

 

 

Игра «Что для чего?»

Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице).

После называния предмета дети кладут его в ту посуду, в которой он хранится.

Далее логопед предлагает детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть.При этом логопед подчеркивает голосом(интонирует)суффикс –ниц-.

В заключение проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах.

- Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница)

- Как называется посуда, в которую кладут селедку? (Селедочница)

- Как называется сосуд, в который раньше наливали чернила? (Чернильница)

- Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница)

 

Игра «Как зовут маму, папу и детеныша (детенышей)?»

На доске картинка по сказке «Три медведя».

- Какую сказку вам напоминает эта картинка? (Сказку «Три медведя»)

- Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа – медведь Михаил Иванович, мама – медведица Настасья Петровна, детеныш – медвежонок Мишутка). Правильно, три медведя – это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному.

Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (детенышей) животных:

Лис – лиса – лисенок, заяц – зайчиха – зайчонок, волк – волчица – волчонок, еж – ежиха – ежонок, лев – львица – львенок, тигр – тигрица – тигренок.

- А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык – корова – теленок, пес – собака – щенок, кролик – крольчиха – крольчонок, кот – кошка – котенок).

 

Игра «Два брата ИК и ИЩ».

- Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ – большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.)

У ИКА был носик, а у ИЩА?..

В дальнейшем закрепляется дифференциация слов: ротик – ротище, лобик – лобище, глазик – глазище, ручки – ручищи, ножки – ножищи.

Делается вывод: если в слове слышится ик – это значит, что предмет маленький, а если ищ – значит предмет большой.

А сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ик или ищ. Например, я буду говорить маленький стол, а вы будете отвечать: столик. Я буду говорить большой дом, а вы будете отвечать: домище.

Предлагается следующий речевой материал: большой комар (комарище), маленький куст (кустик), большие усы (усищи), большой куст (кустище), маленький ковер (коврик), большая изба (избища), маленький винт (винтик), большой помидор (помидорище).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.