Сделай Сам Свою Работу на 5

Образовательные технологии





ТЕМА 1. Философские основания науки

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Проблема познаваемости в философии. Предмет философии науки. Особенности научного познания. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей. Научное и обыденное знание.

 

ТЕМА 2. Развитие философии науки: от античности к современности

Научные знания античной эпохи: Фалес, Демокрит. Античная логика и математика. Пифагор и его вклад в развитие математики.

Академия Платона. Учение Платона об идеях. Вклад Платона в развитие теоретической мысли. Лицей Аристотеля. Физика и метафизика Аристотеля. Значение творчества Аристотеля для развития научного знания.

Развитие логических норм научного мышления в средневековых университетах. Организация образования в средние века.

Эпоха Возрождения и ее роль в развитии теоретической мысли. Титаны Возрождения. Трактат М. Монтеня «Опыты».

Предпосылки развития европейской науки нового времени. Философия эмпиризма. Ф. Бэкон и его последователи. Рационализм Р. Декарта. «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» И. Канта. Роль науки в новоевропейской культуре.



Философская система Гегеля. Метод Гегеля. Законы диалектики. Категории философии как универсальные инструменты постижения действительности. Вклад Гегеля в развитие научного знания.

К. Маркс и его влияние на развитие теоретической мысли. Идея общественно-экономической формации. Маркс о предметно-практической сущности человека. Роль практики в процессе познания.

Позитивистская традиция в философии науки. «Курс позитивной философии» О. Конта. Г. Спенсер и его идеи. Роль позитивизма в развитии философии науки.

Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. «Логика научного исследования» К. Поппера. Теория фальсификации. «Структура научных революций» Т. Куна. Парадигма. Научная революция. Принцип верификации. Г. Башляр: три научные эпохи. Интергуманизм Башляра. «Логические исследования» Э. Гуссерля. Трансцендентальная феноменология Гуссерля. Познание как саморазмышление познающего о самом себе и своей познавательной деятельности. Эпохе. Идеация.



 

ТЕМА 3. Особенности научного познания

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Методы познания.

Наука как производство знаний. Наука как деятельность. Историческая изменчивость научной деятельности. Функции науки. Наука как производительная сила общества. Интернет и компьютерные технологии в науке.

Специфика научного познания. Исследование законов развития мира. Перспективы развития науки. Объект и субъект научной деятельности. Рост знания и ценность научной новизны.

ТЕМА 4. Уровни научного исследования

Понятие эмпирического и теоретического в науке. Эмпирические и идеальные объекты. Средства и методы исследования действительности.

Структура эмпирического исследования. Наблюдение и эксперимент. Познавательные процедуры. Эмпирические факты. Систематические и случайные наблюдения. Объект, предмет и цель исследования. Истолкование факта.

Структура теоретического исследования. Частные, общие и всеобщие законы. Модель и способы ее конструирования. Практическая функция моделирования.

 

ТЕМА 5. Место и роль науки в решении современных проблем

Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Сциентизм и антисциентизм. Научная рациональность и проблема диалога культур. Интернационализация образования. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.



Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Новые этические проблемы науки в начале ХХI столетия. Роль науки в преодолении современных глобальных проблем. Экологическая этика и ее философские основания.

Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Международная интеграция как необходимое условие реализации потенциала науки.

 

 

Образовательные технологии

 

Изучение дисциплины «История и философия науки» предполагает реализацию компетентностного подхода и предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Также большое внимание при изучении дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, нацеленной на приобретение знаний, умений и навыков. Аудиторные лекции проводятся непосредственно преподавателем дисциплины с использованием технических средств (интернет). При чтении лекций используются объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемного изложения учебной информации (монологической, диалогической). Студентам рекомендуется записывать основные тезисы лекции (вести конспект лекции), также рекомендуется задавать преподавателю вопросы по теме лекции.

Семинарские занятия проводятся с использованием технических средств (интернет). Проведение семинарских занятий преследует достижение следующих задач:

- углубление знаний по соответствующей теме дисциплины;

- развитие навыка поиска и работы с информацией,

- развитие навыков аналитического мышления,

- развитие навыка формулирования собственных идей.

В учебном процессе используются следующие методы:

- проблемная ситуация;

- работа в команде;

- эвристическая беседа и др.

Приемы:

- связь с современностью;

- рассмотрение вопроса с разных сторон;

- использование средств наглядности и технических возможностей.

 

 

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

 

Самостоятельная работа является важнейшим элементом в системе обучения студента, поскольку способствует самоорганизации, развитию навыка управления временем и самостоятельного решения задач. Основными формами самостоятельной работы студентов являются: подготовка к семинарским занятиям, составление конспекта, подготовка к выступлению на семинаре, подготовка доклада (презентации).

Подготовка к семинарским занятиям. Данный тип самостоятельной работы предполагает изучение литературы по проблемам истории и философии науки. Освоение литературы происходит согласно сформулированным к семинарским занятиям вопросам, которые являются своего рода ориентирами при отборе главного, наиболее существенного.

Составление конспекта. Конспект представляет собой сжатое изложение основных идей, изложенных в учебной литературе. Задачей, стоящей перед студентом при написании конспекта, является формулирование собственных идей на основе прочитанного. Цитирование уместно лишь тогда, когда нужно привести слова автора, например, когда дается определение, приводятся цифры или факты, предлагается аргументация положений. Объем конспекта – 3-4 страницы. Таким образом, должен быть подготовлен каждый вопрос семинарского занятия.

Подготовка к выступлению на семинаре. Выступление должно быть по существу затронутых вопросов. При этом важно ссылаться на источники и литературу, из которых заимствовался материал. Желательно прокомментировать заимствованное из прочитанной литературы, раскрыть его сильные и слабые стороны. Ответ должен быть емким и не превышать пяти минут. В заключении важно обобщить сказанное, используя речевые клише.

Подготовка доклада. Выступление с докладом на семинаре – одна из форм, давно и успешно апробированных преподавательской практикой. Она позволяет одновременно решить целый комплекс задач: прежде всего она позволяет студенту основательно изучить интересующий его вопрос; затем предоставляет возможность изложить материал в компактном и доступном виде; далее – привнести в текст полемическую заостренность; наконец, приобрести необходимые навыки презентации.

Доклад должен быть рассчитан на 10 минут выступления. Он должен содержать в себе три основные части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении необходимо обосновать актуальность и важность рассматриваемого вопроса. При этом нужно не забыть об ярких, запоминающихся примерах, фактах, цифрах, которые помогут заинтересовать публику, привлечь внимание слушателей. В основной части следует раскрыть тему доклада. Важным является сопровождение рассматриваемых положений своими комментариями. В заключении следует сделать краткие выводы.

Подготовка презентации. Доклад может быть подготовлен в форме презентации.

Вначале нужно подготовить текст выступления, который включает в себя три части: введение, основную часть и заключение. Во введение обосновывается актуальность темы, рассматривается степень ее разработанности, формулируется цель и задачи исследования, определяется теоретическая и практическая значимость работы. В основной части раскрывается содержательная сторона темы. В заключении делаются выводы. Текст должен составлять 4 страницы.

После того, как текст готов, следует выделить в нем наиболее важные положения. Именно они должны составить содержательную сторону слайдов. На техническом уровне это обеспечивает программа Power Point. Желательно, чтобы на слайде не было больше 1-2 предложений. Схемы, таблицы приветствуются. Но они должны быть компактными, удобными для восприятия. На заключительном слайде нужно указать информационный ресурс, который был использован при подготовке презентации. 10-12 слайдов – это хорошая презентация.

6. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплине «История и философия науки»

 

ФОС по дисциплине включает в себя перечень компетенций выпускников образовательной программы с указанием результатов обучения (знаний, умений, владений), характеризующих этапы их формирования, описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания, критерии и процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), характеризующих этапы формирования компетенций, типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов обучения, характеризующих этапы формирования компетенций и (или) для итогового контроля сформированности компетенции, а так же методические материалы, определяющие процедуры оценивания.

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины* Код контролируемой компетенции Наименование оценочного средства
Тема 1. Философские основания науки. ОК-1   - работа в Интернете с философскими терминами и определениями; - работа в мини-группах: обсуждение вопросов истории и философии науки.  
Тема 2. Развитие философии науки: от античности до современности. ОК-1   - работа в Интернете с философскими терминами и определениями; - выступление с докладами (презентациями).  
Тема 3. Особенности научного познания. ОК-1 ОК-3   - работа в Интернете с философскими терминами и определениями; - выступление с докладами (презентациями); - работа в мини-группах: обсуждение вопросов истории и философии науки.
Тема 4. Уровни научного исследования. ОК-1 ОК-3 - работа в Интернете с философскими терминами и определениями; - выступление с докладами (презентациями); - работа в мини-группах: обсуждение вопросов истории и философии науки.
Тема 5. Место и роль науки в решении современных проблем. ОК-1 ОК-3 - работа в Интернете с философскими терминами и определениями; - выступление с докладами (презентациями); - работа в мини-группах: обсуждение вопросов истории и философии науки; - экзамен.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.