Сделай Сам Свою Работу на 5

Система образования Древнего Рима





В Риме, который во многом заимствовал традиции греческой культуры, уровень начального образования также был очень низок. Состоятельные граждане старались не отдавать своих детей в элементарные школы, а воспитывали и обучали дома, затем дети сразу поступали в грамматическую школу. Остальные римляне посылали детей на форумы, которые были местом общественных сборищ римлян. Там располагались элементарные школы, которые получили название ludi (от лат. ludus — игра, спорт или уклонение от работы) или тривиальные (от лат. truvium — перекресток), за то, что располагались прямо на улицах, перекрестках дорог, в лавках, в мастерских ремесленников.

Это были всесословные школы, посещать которые имели право и мальчики и девочки с семилетнего возраста. Обучение в тривиальных школах было непродолжительным — около двух лет. В этих учебных заведениях дети осваивали простейшие навыки чтения, письма, счета. Преподавание носило индивидуальный характер, широко использовались как поощрения, так и физические наказания учеников.

 

Грамматическая школа в Риме была частным учебным учреждением повышенного типа, куда поступали дети в возрасте 12 — 16 лет. Преподаватели грамматических школ по своим знаниям, влиянию и материальному положению стояли выше учителей начальных школ и даже вошли в историю литературы и родственных с ней наук. В III в. до н. э. это Ливий Андроник, в III — II вв. до н. э. — Квинт Энний, в I в. до н.э. — Люций Стилон и Марк Варрон.



Программы обучения в грамматических школах включали такие предметы, как латынь и греческий язык, основы римского права, грамматика, риторика. Обучение в этих учебных заведениях было индивидуальным, хотя некоторые источники указывают на попытки распределения учеников на отдельные группы — прообразы классов. В отличие от аналогичных греческих школ в школах Рима из образовательных программ были исключены все «изящные науки»: музыка, пение, танцы, спорт, так как считалось, что эти предметы «побуждают больше мечтать, нежели действовать». Это было связано с чисто прагматическим идеалом воспитания и образования в Древнем Риме, который опирался на понятие пользы, так как получение образования использовалось для того, чтобы обеспечить себе удачную военную или политическую карьеру, активное участие в общественной и государственной жизни.



 

В связи с подобным характером воспитательно-образовательной системы в Римской империи в начале нашей эры был сформирован устойчивый школьный канон, определивший содержание образования, формы и методы его организации. Школьные предметы представляли собой свободные искусства, которые сле довало отличать от «механических искусств», подготавливавших к ремесленной деятельности и не признававшихся римской знатью. Первоначально в эту схему Марк Варрон включил девять дисциплин: риторику, диалектику, грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, а также медицину (тесным образом связанную с гимнастикой) и архитектуру (сказалось стремление развить эстетику быта). Однако позднее эта схема была сокращена, а школьный курс семи свободных искусств стал двухчастным и подразделялся на тривиум и квадриум. В тривиум входили такие науки, как риторика, диалектика, грамматика, а в квадриум — арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Данная структура была предложена известным римским ученым и философом Боэцием и стала канонической.

Практическая направленность римской образовательной системы привела также к созданию риторских (ораторских) школ по образцу греческих. Эти учебные заведения вели целенаправленную подготовку общественных деятелей, политиков, ораторов. Учителя в риторских школах, как правило, были состоятельными людьми, которые играли значительную роль в политике, иногда занимая высокие государственные посты. Наиболее известным создателем государственных школ ораторов был Марк Фабий Квинтиллиан, открывший одно из самых популярных учебных заведений в Риме.



 

Программы обучения в риторских школах были достаточно обширны и включали такие дисциплины: основы ораторского искусства, греческая и римская литература, основы математики и геометрии, астрономия, юриспруденция, философия. Особое внимание уделялось внешним эффектам публичного выступления, его форме, а не содержанию. Считалось необходимым постоянно совершенствовать свои умения в выступлениях перед публикой, навыки подражания лучшим образцам, накапливать необходимый практический опыт.

Практическая направленность системы римского обучения привела также к тому, что, для того чтобы сберечь время, отводимое на образовательный процесс, и оптимизировать саму учебную деятельность, именно римские педагоги поставили вопрос о создании первых учебников и кратких руководств к преподаванию. В качестве подобных пособий выступали авторские философские и риторские трактаты, посвященные проблемам ораторского искусства, нравоучению, правоведению, военному делу, сельскому хозяйству, медицине и другим научным направлениям, получившим развитие в римской культуре. Одновременно в этот исторический период были предприняты попытки составления первых энциклопедий, которые должны были представлять собой своеобразный свод сведений об искусствах и науках. Таким образом, тенденция облегчения и совершенствования процесса обучения привела к необходимости создания учебной литературы в помощь как самим педагогам, так и учащимся.

 

Для детей высшей римской знати — нобилитета — в Риме существовали также своеобразные образовательные центры — коллегии юношества, которые были созданы для целенаправленного формирования римской правящей элиты. На последнем этапе своего обучения юноши совершали путешествия в основные центры эллинистической культуры и просвещения — в Афины, Пергам, Александрию. Для организации военной подготовки молодежи в Риме существовали военные формирования — легионы и школы всадников.

В целом воспитательно-образовательная система Древнего Рима полностью соответствовала политическому устройству империи и отвечала социальному заказу общества с разраставшейся бюрократической государственной сферой. По своей дидактической направленности она во многом была сориентирована на имевшиеся образцы греческого обучения и лишь усовершенствовала их, обращаясь в первую очередь к социальной значимости получаемых знаний, умений и навыков. Поэтому необходимо было преподавать учебные дисциплины исходя из их практической жизненной ценности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в эпоху Античности дидактические традиции были очень несовершенны и связаны с «калькированным» повторением того материала, который предлагался собственно учителями. Особой самостоятельности и активности ученики практически не проявляли, отсутствовала сама направленность на развитие этих качеств у учащихся. Считалось, что процесс обучения закладывает лишь основы развития личности, которые затем могут быть реализованы в деятельности уже взрослого человека.

Дидактические теории эпохи Античности

Значительный вклад в развитие дидактики внесли известные греческие философы, которые в соответствии со своими философскими концепциями предлагали и особые способы обучения подрастающего поколения.

Пифагор (род. в 570 г. до н.э.)

Пифагор (род. в 570 г. до н.э.) имел огромное влияние на систему греческого обучения благодаря созданному им «пифагорейскому союзу», или «братству», которое представляло собой своеобразное закрытое тайное общество, выполнявшее в том числе и педагогические функции. Основанная Пифагором школа, по мысли ее создателя, должна была строить свою деятельность на гармонии мышления, чувств и желаний и представлять собой большое семейство со строгим распорядком жизни. Для своих учеников и последователей Пифагор использовал «акроаматический» способ общения и научения, который определялся строгим распорядком жизни школы и полным подчинением своему руководителю и одновременно наставнику. Ученики молча слушали его поучения, воздерживаясь от каких-либо вопросов или комментариев. Как правило, все эти поучения были изложены в форме изречений (афоризмов), которые ученики должны были понять, усвоить и использовать в реальной жизни.

Рассматривая содержательную сторону образования, Пифагор выбирал для обучения те предметы, которые были связаны с понятиями меры, гармонии и которые можно было изложить в виде различных чисел, формул, знаков. Вообще все формы и меры вещей были сведены к цифрам и их символическому значению, что способствовало порядку и дисциплине как в учении, так и в бытовой жизни. В связи с этим огромное воспитательное и образовательное значение, по мнению Пифагора, имели такие учебные предметы, как музыка, математика, геометрия, медицина и философия. Именно они и составляли своеобразную программу «пифагорейского братства».

 

Для гармонизации жизни своих учеников и последователей Пифагор в своем союзе ввел жесткий распорядок дня — режим, которому должны были подчиняться все члены сообщества. Взаимное обучение и общежитие настраивали учеников на строгое подчинение своему учителю и следование его образцу как в мыслях, так и в поступках и делах. Подобную систему обучения пытались использовать многие последователи и ученики Пифагора, но не всем это удавалось, так как не все имели такой статус и пользовались таким авторитетом, как Пифагор. Поэтому вскоре после его смерти союз практически распался и система обучения стала основой для деятельности закрытых обществ (монастырских общин), нищенствующих христианских орденов в эпоху Средневековья, элитарных закрытых учебных заведений других исторических периодов.

Совершенно иной была воспитательная и дидактическая концепция другого известного философа этого периода — Сократа (470/69-399 гг. до н.э.). Он сформировал более свободный метод обучения, ориентирующийся не на подчинение, а на самостоятельный поиск истины в беседе и общении с учителем. Этот метод получил название «эвристическая, или сократовская, беседа».

Для того чтобы развивать внутреннюю природу личности, Сократ предложил путь постоянного образования, воспитания и развития. Признавая наличие у детей определенных природных способностей, он считал необходимым развивать их на пользу как самим ученикам, так и всему обществу.

 

Каждый свободный гражданин должен был пройти две образовательные ступени:

основную — изучение основ этики и поведения в соответствии с общественными законами;

дополнительную — изучение специальных жизненно-практических вопросов, необходимых для реализации себя в профессиональной деятельности.

 

Для повышения эффективности всей образовательной работы Сократ предложил строить педагогический процесс на полной добровольности как со стороны воспитанника, так и воспитателя — ребенок должен понимать, «что для него полезно... что он может и чего не может». При этом педагогическая деятельность рассматривалась Сократом по аналогии с повивальным искусством — майевтикой. Как искусство родовспоможения позволяет родиться на свет человеку, так и майевтика в форме свободной дискуссии, обсуждения насущных проблем позволяет рождаться истине, которую выводят сами ученики. Мастерство учителя, помогающее воспитаннику познавать окружающий мир, Сократ сравнивал со вторым рождением ребенка.

Особенность проведения подобного спора состояла в постановке учителем продуманных и логически выверенных вопросов, отвечая на которые ученик приходит к подлинной истине. Сократом была предложена определенная логика подобных диалогов, которая заключалась в последовательном обсуждении избранной темы.

 

При этом выделялись следующие ступени диалога:

ирония — первая часть беседы, которая заключалась в том, чтобы ученик осознал и увидел проблему, увлекся ее изучением. Этот этап, по выражению Сократа, был аналогичен действию слабительного, но не на желудок, а на разум и чувства, отрицал расхожие догмы и подвергал сомнению обыденные представления;

собственно майевтика — вторая часть беседы, т. е. признание тех положений, которые являются подлинно истинными и построенными на критическом осмыслении различных точек зрения и подходов.

 

Именно «сократовская беседа» стала одним из самых свободных и ориентирующихся на самостоятельность и активность самого ученика методов непосредственного общения с педагогом и научения в целом, который получил свое дальнейшее развитие на различных этапах становления дидактики как теории обучения.

Своеобразные подходы к проблеме обучения были выработаны и в теоретических концепциях ученика и последователя Сократа — Платона и ученика Платона — Аристотеля.

Платон (429—348гг. до н.э.). В философской концепции Платона весь окружающий мир разделен на две составляющие — мир вещей и мир идей. В идеальном мире, где расположены души или идеи вещей, т.е. совершенные образцы, которые становятся прообразами реальных предметов, формируются основы мира вещей. Души людей, которые вселяются в телесную оболочку в реальном мире, имеют три составляющие части: разумную, волевую, или страстную, чувственную, или вожделеющую.

По мнению Платона, душа постоянна, неизменна, бессмертна и является хранительницей человеческой нравственности, так как связана с этическими категориями или добродетелями — мудростью, мужеством и умеренностью. При этом волевая и чувственная части души должны подчиняться разуму, что позволяет человеку сделать свое поведение нравственным и соответствующим общим этическим нормам.

Именно благодаря душе человек воспринимает знания, связанные с окружающим миром. По мнению Платона, обучение происходит на основе процесса «припоминания» душой тех сведений, которые она получила в мире идей. Поэтому особую значимость при обучении имел такой психический процесс, как память, которую Платон считал «отпечатком перстня на воске».

 

Говоря об основных педагогических методах и приемах, Платон особое место отводил игре, которая представляет собой наиболее естественный вид деятельности и охотно выбирается группой сверстников во время свободного времяпрепровождения. Именно в играх дети могли просто и естественно получить необходимые знания и навыки — делить между собой плоды, считать игрушки, знакомиться с устройством оружия, движением войск, хозяйством и т.д. Игры позволяли также определить и поддержать в детях их склонности к определенной деятельности.

В процессе игрового обучения особое внимание следовало уделять целенаправленному наблюдению за детьми и развитию их интереса к познанию, целенаправленному изложению какого-либо информационного материала, освоению различных практических умений и навыков, образованию характера и приобщению к полисным традициям. Кроме этого, в играх закреплялись правила общежития и общения с людьми, которые становились нормой жизни в мире взрослых. Наряду с играми Платон придавал большое значение и собственно обучению. Причем особое внимание он уделял таким дисциплинам, как гимнастика, способствовавшая физическому развитию и совершенствованию человеческого тела, музыка, которая у древних греков была тесно связана как с гимнастикой, так и со словом, риторика и философия. Именно эти предметы составляли основу образовательной программы предлагаемой им идеальной системы государственных учебных заведений.

Аристотель (384 —322 гг. до н.э.).

Философия Аристотеля подразделялась на три основные части:

теоретическую (умозрительную), цель которой — знание ради знания;

практическую, цель которой — знание ради деятельности;

пойетическую (творческую), цель которой — знание ради творчества.

 

Каждая из этих частей связана с определенной социальной сферой и рассматривается в целом ряде философских трактатов.

Дидактика не выделялась Аристотелем в отдельную науку. Однако идея обучения рассматривалась им достаточно широко — как динамическая трансляция человеческой культуры посредством законодательного подтверждения и передачи знаний, культурных ценностей, норм и правил поведения новым поколениям специально подготовленными воспитателями.

Всесторонне изучив особенности психического развития человека, Аристотель пришел к выводу о важности развития не только эмоциональной, чувственной, но и разумной сферы. При этом он обращал внимание на то, что интеллект эволюционирует в тесной связи с различными психическими процессами, в том числе и восприятием. Поэтому неоднократной критике он подвергал вербальные способы обучения, которые получили наибольшее распространение в афинских учебных заведениях, доказывая необходимость практически рассматривать и исследовать внешний мир, обобщать свой опыт и на основе соответствующих ассоциаций и элементов анализа формулировать понятия различного уровня обобщения.

Аристотель тщательно продумал и логически обосновал программу образования в учебном заведении, которая состояла из четырех основных блоков: пропедевтического (подготовительного), куда входили обучение письму, чтению, грамматика, арифметика, гимнастика, рисование, музыка, элементарные знания логики, навыки логического мышления; основного, предполагавшего получение реальных знаний о материальном мире, окружающем человека, куда входили науки о природе, история, астрономия, математика, метафизика, философия; практического, определявшего освоение нравственных норм и законов, существующих в семье и полисе; творческого, который предполагал освоение знаний, умений и навыков, способствующих практической профессиональной и творческой деятельности, куда входили риторика, поэтика и т.д.

 

Марк Фабий Квинтилиан (35 — ок. 96 гг. до н.э.) — известный римский оратор, адвокат и педагог, основатель первой в Риме государственной ораторской школы, обобщивший свой педагогический опытов, сочинении «Наставление оратора», состоящем из 12 книг. Давая характеристику этому произведению, можно сказать, что в нем педагогические идеи автора впервые были выстроены в связную и стройную систему. Это было связано с тем, что Квинтилиан в своем трактате рассматривал вопрос о воспитании настоящего оратора, который должен быть гармонично развитой личностью, обладающей всеми лучшими человеческими качествами и добродетелями.

При этом Квинтилиан был сторонником домашнего классического воспитания, так как, по его мнению, присутствие детей в неблагопристойных местах может оказать негативное влияние на их нравственность. Он считал, что родители должны быть полностью ответственными за воспитание собственного ребенка и соответствующим образом его организовывать. В соответствии с практической направленностью римской образовательной системы Квинтилиан предлагал начинать воспитание и обучение ребенка не с момента поступления в школу, а с момента рождения и выстраивать их в соответствии с «постепенностью детского развития». При этом у детей необходимо развивать в первую очередь память и речь, которые являются основой полноценного и эффективного обучения. По мнению Квинтилиана, основным методом обучения должен быть индуктивный путь освоения знаний — от простого к сложному с использованием разнообразных мнемонических приемов.

 

Римский философ предполагал, что ребенку до 7 лет необходимо овладеть двумя языками — сначала греческим, потом латынью. Причем изучение греческого не должно преобладать над изучением родного языка, так как это могло нанести вред общему развитию ребенка. По мнению Квинтилиана, обучение должно начинаться как можно раньше и в первую очередь в форме игры, которая позволяет ребенку естественно осваивать необходимые сведения.

Однако Квинтилиан не отрицал и общественное воспитание, подчеркивая только, что оно должно дополнять домашнее на более поздних возрастных этапах и основываться на позитивном воздействии на ребенка истинных педагогов и применении принципа агонистики, т. е. соревновательности между учениками. По мнению Квинтилиана, именно в школе закладываются основы человеческого общежития и нравственности. Квинтилиан был сторонником общедоступного для всех римских граждан воспитания и школьного образования.

В программу первоначального школьного обучения Квинтилиан включал целый ряд предметов, среди которых особое место занимали занятия грамматикой и стилем, мораль, начала математики и музыка. Обширность образовательной программы, по мнению автора, была связана с тем, что искусство оратора требует знания многих дисциплин.

 

Одновременно Квинтилиан выделял в процессе обучения три последовательные стадии:

• подражание,

• теоретическое наставление,

• упражнение.

 

В качестве основных дидактических приемов организации образовательного процесса Квинтилиан рекомендовал читать литературные произведения с заведомыми просчетами в стиле и ошибками в грамматике, которые должны исправлять ученики, использовать «топологические приемы», связанные с развитием точной памяти, заучивание наизусть специально подобранных образцов, предлагал укреплять дружеские связи между учениками, а также развивать их самостоятельность и самолюбие в процессе учебных соревнований.

В целом, согласно учению Квинтилиана, в каждом ребенке заложена определенная «понятливость», под которой он понимал способность к обучению, нуждающуюся лишь в развитии при определенной помощи со стороны родителей и педагогов и прилежании со стороны самих детей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.