Сделай Сам Свою Работу на 5

Примерный перечень услуг ранней помощи





№№ п/п Название услуги в индивидуальной программе ранней помощи в Российской Федерации Описание услуги Примечание
1.Услуги на этапе выявления ребенка, нуждающегося в ранней помощи и направления в программу ранней помощи
1.1. Выявление детей целевой группы (детей младенческого и раннего возраста (от рождения до 3лет) с ограничениями жизнедеятельности, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей групп риска Осуществляется учреждениями системы здравоохранения (включая консультации, учреждения родовспоможения), организациями системы образования (дошкольные образовательные организации, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогические комиссии), организациями системы социальной защиты (социальные службы, организации по защите ребенка), службами опеки и попечительства. В соответствии с базовыми перечнями услуг здравоохранения, образования, социального обслуживания
21.2. Направление в программу ранней помощи и информирование о ребенке Осуществляется учреждениями системы здравоохранения (включая консультации, учреждения родовспоможения), организациями системы образования (дошкольные образовательные организации, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогические комиссии), организациями системы социальной защиты (социальные службы, организации по защите ребенка), а также по обращению родителей (законных представителей). Информирование о ребенке организаций программы ранней помощи или служб, отвечающих за предоставление ранней помощи ребенку и семье.   Предполагается наличие организаций, предоставляющих услуги ранней помощи, разработка протоколов направления в программу ранней помощи. Для организации этой работы предлагается разработать критерии включения в программу ранней помощи. Предлагается рассматривать как новую услугу. Предполагается разработка механизмов администрирования региональной программы ранней помощи и создание региональной базы данных Предлагается разработать информационно-методические материалы, содержащие информацию по выявлению признаков отставания в развитии детей от 0 до 3 лет (оценочные шкалы, критерии признаков отставания в развитии и пр).
2.Услуги на этапе вхождения ребенка и семьи в целевую группу получателей ранней помощи
32.1. Координация получения услуг по программе ранней помощи Информирование родителей (законных представителей) о программе ранней помощи и других региональных ресурсах Установление нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи. После выявления и направления в программу ранней помощи ребенка специалист-координатор является ответственными за информирование о получении возможных услуг ранней помощи для дальнейшей разработки индивидуального плана работы с семьей и ребенком Информирование о других ресурсах помощи в регионе по данному конкретному случаю Предлагается рассматривать как новую услугу, или возможно как новую функцию в системе социальной защиты. В настоящее время: Статьей 7, Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» есть услуга по социальному сопровождению, на первом этапе считаем возможным ее использование при организации межведомственной координации. Предлагается проработать вопрос подготовки такого специалиста-координатора программы ранней помощи
2.2. Обследование (оценка) развития ребенка и среды для последующего составления индивидуальной программыранней помощи и сопровождения ребенка и семьи Углубленная оценка функционирования ребенка в контексте имеющихся нарушений и факторов окружающей среды. Проводится междисциплинарной группой экспертов при условии письменного согласия родителей. Рекомендуемый состав экспертов такой группы утверждается нормативным актом. Выявление потребностей, ресурсов и приоритетов семьи, негативных факторов, влияющих на развитие ребенка, а также запросов, необходимых по мнению семьи. Наличие таких нарушений, как генетические синдромы или аномалии, врожденные инфекции, различные неврологические заболевания, фетальный алкогольный синдром иные инвалидизирующие факторы являются показанием для включения их в программу ранней помощи. По итогам оценки, при участии родителей, составляется индивидуальный план ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи.     Результатом оценки является заключение, включающее медицинский диагноз и психолого-педагогическое заключение. Для организации этой работы предлагается разработать критерии включения в программу ранней помощи. Также для последующей оценки проведенной работы предлагается разработать, критерии эффективности полученных услуг и критерии завершения индивидуального плана ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи, выхода из программы ранней помощи. Перечень состояний и нарушений, при которых ребенок всегда включается в программу ранней помощи также предлагается утвердить нормативным актом.  
2.3. Разработка индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи Индивидуальная программа ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи, разработанная на основе углубленной оценки функционирования ребенка и семьи, является основой взаимодействия специалистов и семьи и позволяет планировать и финансировать услуги. Основополагающий принцип формирования этой программы - это семейно-центрированность. Программа содержит данные о потребностях ребенка и семьи, включая информацию об уровне развития ребенка в различных областях. В ней также указаны конкретные мероприятия, необходимые для удовлетворения выявленных потребностей, а также данные о сотрудниках, принимающих участие в реализации программы. Индивидуальная программа разрабатывается ведущим специалистом (куратором случая) на основе заключений всех специалистов после детальной оценки уровня развития ребенка и потребностей семьи Компетенция ведущего специалиста (куратора случая) максимально соответствует потребностям ребенка и семьи для координации выполнения индивидуальнойпрограммы. По согласованию с семьей определяется место проведение мероприятий (встречи в учреждении и/или визиты домой), частота и длительность встреч, виды и методы работы, предполагаемая длительность программы. Утверждаются процедуры, критерии и периодичность оценки достигнутых результатов Предлагается для организации этой работы подготовить и утвердить методики разработки индивидуальной программы ранней помощи, привлечения к исполнению плана необходимых специалистов и пр.
3.Услуги на этапе реализация индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи
3.1.   Сопровождение реализации индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения семьи Ведущий специалист (куратор случая) отвечает за разработку индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи, пересмотр программы и координацию взаимодействия специалистов по реализации этой программы, а также сопровождение перехода ребенка из программы ранней помощи в другие программы сопровождения ребенка и семьи. Предлагается разработать стандарт услуги и порядок ее оказания  
63.2. Консультирование и обучение членов семьи Консультирование семьи по вопросам ранней помощи, возможностям и перспективам организации жизни семьи, имеющей ребенка с особенностями развития. Обучение (тренинги) членов семьи навыкам ухода, коммуникации, обучения и воспитания ребенка исходя из особенностей его развития. Обучение и консультирование родителей и членов семьи по развитию, формированию психического здоровья и адаптации ребенка.   Предлагается разработать методические материалы, стандарты и программы обучения родителей и членов семьи, а также программы подготовки специалистов по работе с семьей в программе ранней помощи.
63.3. Социально-психологические услуги Психологическая помощь ребенку и семье Социально-психологическое консультирование по вопросам внутрисемейных отношений, представлений, взаимодействия и отношений родителей и членов семьи между собой и с ребенком. Оценка психического функционирования и здоровья ребенка. Поддержка взаимодействия и формирования адаптивных отношений ребенка и родителей (близких взрослых). Проведение игровой психотерапии эмоционально-поведенческих расстройств у ребенка. Предлагается дополнительно проработать вопрос о подготовке психологов по этому направлению.
63.4. Формирование и развитие социально-бытовых навыков ребенка Поддержка приобретения ребенком навыков, необходимых для игры и других видов деятельности в повседневной жизни, в том числе с использованием вспомогательных устройств и приспособлений, включая содействие формированию навыков самостоятельного приема пищи и питья, других навыков самообслуживания. Создание среды, которая соответствует потребностям ребенка. Оценка деятельности ребенка в домашней и семейной среде.Индивидуальные и семейные консультации и акции, направленные на развитие социальных навыков. Обучение и консультирование членов семьи по вопросам поддержки деятельности ребенка в естественных ситуациях Предлагается рассматривать как новую услугу
63.5. Формирование и развитие речи, навыков общения Выявление, направление и предоставление услуг по развитию навыков общения ребенка, включая устную речь, дополнительную и альтернативную коммуникацию. Обучение и консультирование членов семьи по вопросам поддержки развития речи и навыков общения у ребенка. Предлагается рассматривать как новую услугу
3.6 Развитие двигательной активности Оценка подвижности моторного развития ребенка и организация формирования и развития навыков двигательной активности развитие двигательных навыков у ребенка. Обучение и консультирование членов семьи по вопросам поддержки моторного развития подвижности ребенка в естественных ситуациях   Предлагается рассматривать как новую услугу. Предлагается проработать вопрос о подготовке и компетенциях специалиста по двигательной активности, необходимости методического обеспечения его работы в программе ранней помощи.
63.7. Использование вспомогательных технологий и оборудования Рекомендации по подбору и помощь в обеспечении специальным оборудованием и материалами, в том числе адаптивными вспомогательными устройствами для детей специального использования детьми с задержками развития или инвалидностью. Обучение и консультирование членов семьи по вопросам использования вспомогательных технологий   Предлагается рассматривать как новую услугу.Предлагается проработать вопрос о подготовке и компетенциях специалиста по вспомогательным технологиям и оборудованию
63.8. Поддержка развития детей с нарушениями слуха Тестирование слуха ребенка, направление на слухопротезирование и получение смежных услуг. Сурдопедагогическая и сурдологопедическая дефектологическая помощь ребенку. Обучение и консультирование членов семьи по развитию ребенка и общению с ребенком с нарушением слуха   Предлагается проработать вопрос о подготовке и компетенциях специалиста по поддержке развития детей с нарушениями слуха
  63.9. Поддержка развития детей с нарушениями зрения Оценка зрения, направление на другие услуги, необходимые для развития зрительных функций, общения, ориентации и мобильности и т.д. Тифлопедагогическая помощь ребенку. Обучение и консультирование членов семьи по развитию ребенка и общению с ребенком с нарушением зрения Предлагается проработать вопрос о подготовке и компетенциях специалиста по поддержке развития детей с нарушениями зрения
    63.10. Поддержка развития ребенка Поддержка развития ребенка по основным областям (физическое развитие, включая развитие подвижности, слуховых и зрительных функций; познавательное развитие, общение, социальное взаимодействие, развитие адаптивных навыков, включая самообслуживание) включает: содействие формированию позитивных отношений с ребенком, выявление естественных ситуаций, в которых может быть реализована развивающая программа, работа с ребенком и другими членами семьи, информирование членов семьи, нормальном развитии ребенка, обучение родителей организации развивающей среды для ребенка, консультирование других людей, вовлеченных в воспитание и поддержку развития ребенка - по инициативе родителей, мониторинг развития, внесение изменений в индивидуальный план сопровождения ребенка и семьи, координация реализации плана с другими специалистами и другие. Предлагается рассматривать как новую комплексную услугу, которая может включать другие услуги поддержке развития и адаптации ребенка. Предлагается разработать профстандарт специалиста по ранней помощи.  
63.11. Социально-педагогические услуги, направленные на формирование у детей позитивных интересов, в том числе в сфере досуга Привлечение к различным социальным мероприятиям: музыкальные встречи, игровые группы, празднование и пр.  
63.12. Медицинские услуги по уходу за ребенком Медицинские услуги при оказании паллиативной помощи в домашних условиях. Обучение законных представителей ребенка уходу за ребенком (уход за катетерами, трахеостомой, кормление через зонд, перевязки и т.п., уход за ребенком, находящимся на ИВЛ в домашних условиях). Подбор специального оборудования, обучение и консультирование родителей и семьи по вопросам медицинского ухода    
63.13. Патронажные услуги Бытовые, социальные, медицинские услуги на дому  
63.14. Медицинские услуги по подбору питания ребенка   Индивидуальная оценка, разработка и мониторинг программы питания ребенка, консультирование и обучение родителей и семьи  
63.15 Услуга по сопровождению ребенка на этапе перехода из программы ранней помощи в образовательное учреждение как завершающий этап индивидуальной программы ранней помощи Обеспечение преемственности программы ранней помощи и непрерывности обучения ребенка при переходе в образовательную организацию, в том числе: помощь в выборе образовательной организации, прохождении ПМПК, участие в разработке индивидуального образовательного маршрута по основной или адаптированной образовательной программе, рекомендации по созданию специальных образовательных условий, помощь в адаптации и включению ребенка в образовательный процесс на начальном этапе и пр.  
4. Сопутствующие услуги
4.1. Транспортные услуги Обеспечение транспортной доступности услуг ранней помощи для ребенка и семьи  
4.2. Услуга социальной поддержки семьи Предоставление услуги временного краткосрочного пребывания ребенка вне дома с сопровождением или предоставление помощи в заботе о ребенке в домашних условиях с целью поддержания благополучия в отношениях родителей и ребенка, профилактики нежелательного обращения с ребенком и помещения ребенка в стационарное учреждение  
           

 








[1] Для целей данной концепции к детям из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещенные в образовательные, медицинские и социальные организации для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей - дома ребенка, детские дома, детские дома-интернаты и другие, а также дети из семей, находящихся в социально опасном положении.

[2] Таблица № 1

[3] Скрининг - быстрый, доступный, приблизительный метод обследования с целью выявления детей с подозрением на стойкое нарушение в развитии, нуждающихся в более точной диагностике или помощи

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.