Сделай Сам Свою Работу на 5

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся





Осознание необходимости владения языком пришло в наше общество, знание иностранного языка стало жизненно важным. Однако трудности на пути овладения иностранным языком, особенно в массовой школе, не убавилось. По-прежнему основными из них являются: недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие индивидуализации и дифференциации обучения.

Как известно, цель обучения иностранному языку в школах разных типов состоит в формировании коммуникативной компетенции. Кроме того, в основеобучения любому виду речевой деятельности лежат слухомоторные связи. Поэтому изучение иностранного языка должно основываться на развитии ушкольников слухомоторных связей в результате выполнения ими устных упражнений и по возможности в индивидуальном режиме. Компенсироватьнедостаток в разработке учебников, рассчитанных па среднего ученика, можно и нужно за счет разработанных в методике методов, подходов и технологийобучения, дающих возможность уделить каждому ученику необходимое время, реализовать личностно-ориеитированный подход в обучении иностранному языку.



Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности -наличие высокого уровня мыслительных способностей, Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающимобучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическимисредствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессеизучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным |1].

- активность ребенка (знания должны усваиваться с «аппетитом» [17];

- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Цель активизации деятельности учащихся путем проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни крига, она ищется и находится учеником поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения.



Умственный поиск - сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновениемпроблемы. Если учитель дает задание ученикам, указав, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы [1].

Подлинная активизация учащихся характеризуется самостоятельны поиском не вообще, а поиском путем решения проблем. Если поиск имеет целью решение теоретической, технической, практической учебной проблемы или форм и методов художественного отображения, он превращается в проблемное учение.

Основное различие между проблемным и традиционным обучением мы видим в двух моментах: они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса.

Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого процесса получения этих результатов,формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.

Цель традиционного типа обучения - усвоение результатов научного познания, вооружение учащихся знаниями основ наук, привитие имсоответствующих умений и навыков.



При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объясняет содержание наиболее сложных понятий,систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что па основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, правила законы.

В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческоевоображение.

ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез, их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт,процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности.

Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем [2].

В современной теории проблемного метода обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касаетсядеятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающие новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания [3].

подразумевается, так как известно познающему или может быть им реконструировано, а потому не приводится).

В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:

1) монологическом;

2) рассуждающем;

3) диалогическом;
4)эвристическом;

5) исследовательском;

6) методе программированных заданий.

При монологическом методе учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации форма изложения - рассказ, лекция.

Метод рассуждающего изложения предусматривает создание учителем проблемную ситуации, затем он анализирует фактический материал, делаетвыводы и обобщения.

Метод диалогического изложения представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез.Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Основы формы преподавания - поисковая беседа,рассказ.

Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем, при участии учащихся, а самими учащимися иод руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

Метод исследовательских заданий организуется учителем путем постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.

Метод программированных заданий. Это метод при котором учащиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств можетприобретать новые знания и новые действия [3].

Преимуществами проблемного метода обучения являются следующие моменты:

- самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;

- высокий интерес к учебному труду;

- развитие продуктивного мышления;

- прочные и действенные результаты обучения.

К недостаткам следует отнести:

- слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся;

- большие затраты времени на достижение запроектированных целей;

- недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах;

- нехватка времени на тщательное изучении той или иной темы;

- непривычность подобной формы работы; трудность вовлечения учащихся о слабой языковой подготовкой в обсуждение;

- риск трансформации дискуссии в спор между отдельными учащимися.

И тем не менее, проблемный метод обучения развивает творческую активность учащихся. Поэтому к творческим умениям мы можем отнестиследующие умения: а) вести дискуссию; б) слушать и слышать собеседника; в) отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;

г) находить компромисс с собеседником; д) лаконично излагать свою мысль, е) находить не одно, а много вариантов решения проблемы.

Использование проблемного метода также способствует развитию самостоятельности учащихся, включению их в поисковую и исследовательскуюдеятельность, формированию познавательного интереса, поисковых навыков и умений. Он открывает возможности творческого сотрудничества учителя и ученика, способствует более глубокому и прочному усвоению материала и способов деятельности.

Проблемный метод, как указывалось выше, соответствует социальному заказу, природе развивающего научного знания, практически-преобразовательнойнаправленности человеческой деятельности, основным закономерностям развития личности и развивающего обучения в частности.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.