Тема семинара №4: Деловое общение, его виды и формы.
Тема семинара №1: Введение в психологию общения.
1. Структура (Р.С. Немов; Г.М. Андреева), функции (контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, амотивная, установления отношений, оказания влияния по Л.А. Карпенко) и механизмы общения (м. идентификации, м. обособления, м. рефлексии) – общая характеристика.
2. Проблема типологии общения, основные виды общения – их общая характеристика.
3. Общение как процесс психического регулирования социальной жизни личности, личностная обусловленность процесса общения. Понятие «коммуникативная компетентность» (Л.А. Петровская), «продуктивное общение» (А.А. Бодалев).
4. Особенности вербальной коммуникации. Структура речевого общения: значение и смысл слов, фраз. Обратная связь в речевой коммуникации. Способы речевого воздействия по А.А. Леонтьеву.
5. Понятие о культуре речи, речевой этикет. Речь и личность, совершенствование навыков вербального общения.
6. Особенности невербальной коммуникации. Кинесические особенности невербального общения: мимика, жесты, пантомимика. Классификация и содержание жестов: жесты – символы, жесты – иллюстраторы, жесты – регуляторы, жесты – эмблемы, жесты – адапторы, жесты – аффекторы.
7. Проксемические особенности невербального общения: интимная зона, личная зона, социальная зона, общественная (публичная) зона.
8. Такесика – наука прикосновений. Визуальный контакт в процессе коммуникации, информационные зоны лица.
9. Пара- и экстралингвистические особенности невербальной коммуникации: темп речи, высота голоса, тон речи, тембр, интонация, дикция и проч.
Самостоятельная работа студентов:
1) Работа с глоссарием. Выпишите определения понятий: коммуникативная компетентность; продуктивное общение; идентификация, обособление, рефлексия; речевой этикет, этика; кинесика, проксемика, такесика, паралингвистика, экстралингвистика; невербальная коммуникация, вербальная коммуникация.
2) Выпишите способы речевого воздействия по А.А. Леонтьеву: введение в поле значений реципиента новых значений; изменение структуры поля значений реципиента, без введения в него новых элементов; изменение структуры поля реципиента через прямое воздействие «непосредственно» на его смысловое поле.
Источник: Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Смысл: Академия, 2008. – 368 с.
3) На основе анализа учебной литературы выпишите основные этапы развития общения в онтогенезе человека. Сделайте выводы по двум аспектам: 1) Какова роль общения в становлении личности? 2) В чём его социальная сущность?
Источник: Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учеб. для студентов выс. пед. учебных заведений. – 5-е издание. – М.: Владос, 2013. – 687 с.
Тема семинара №2: Коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения.
1. Специфика межличностного восприятия, понятие «социальная перцепция».
2. Эффекты первого впечатления и ошибки социального восприятия партнера по общению: эффект первичности, эффект новизны, эффект ореола, стереотипизация, каузальная атрибуция, проявление эффекта имплицитной теории личности, аттракция, аффилиация, эмпатия, фасилитация, ингибиция и др.
3. Особенности коммуникативной стороны общения. Барьеры непонимания в коммуникации, Б.Ф. Поршнев, три вида контрсуггестии: избегание, авторитет, непонимание.
4. Пути преодоления барьеров непонимания – управление вниманием партнера: прием «нейтральная фраза», прием «завлечения», прием «визуальный контакт», прием «изоляции», прием «навязывание ритма», приемы «прямой и косвенной акцентировки».
5. Особенности интерактивной стороны общения. Социально-психологические механизмы общения: заражение, внушение, убеждение, подражание.
6. Основные характеристики позиций межличностного взаимодействия по Э. Берну (родитель – взрослый – ребенок). Взаимодействие в диапазоне от сотрудничества до соперничества: от кооперации до конфликта.
Самостоятельная работа студентов:
1) Работа с глоссарием. Выпишите определения понятий: социальная перцепция, эффект первичности, эффект новизны, эффект ореола, стереотипизация, каузальная атрибуция, проявление эффекта имплицитной теории личности, аттракция, аффилиация, эмпатия, фасилитация, ингибиция; заражение, внушение, убеждение, подражание. Проиллюстрируйте их примерами.
2) Напишите мини сочинение и подготовьте материал к собеседованию на семинаре по одной из тем (на выбор студента):
• «Роль общения в развитии и становлении человека как личности»;
• «Значение общения в развитии и формировании личности профессионала»;
• «Влияние культурно-исторического фактора на процесс формирования и развития невербальной стороны общения» (с использованием конкретных примеров, иллюстраций);
• Влияние этнического (национального) фактора на формирование и развитие невербальной коммуникации» (с использованием конкретных примеров иллюстраторов);
• «Эффекты восприятия как барьеры общения и пути их преодоления».
В подборе и подготовке материала использовать конкретные примеры иллюстраторы. Составить список использованной литературы с точным указанием её выходных данных (2-3 источника).
Тема семинара №3: Стили общения.
1. Стиль общения как способ взаимодействия с другими людьми.
2. Факторы, определяющие выбор стиля общения: личностные особенности, мировоззрение, статус в обществе, актуальная социальная роль и проч.
3. Основные стили общения: ритуальный, манипулятивный, гуманистический – их общая характеристика.
4. Стили общения в профессиональной среде: автократический, авторитарный, демократический, игнорирующий, попустительский, гибкий, непоследовательный – общая и сравнительная характеристика. Ситуации наиболее эффективного использования данных стилей общения в деловой коммуникации.
5. Роль и значение общения в развитии и формировании человека как личности и, в частности, как профессионала.
Самостоятельная работа студентов:
1. Завести рукописный терминологический словарь по курсу.
2. Подготовить материал к сообщению по одной из тем (на выбор студента) к вопросу 5 семинара:
• «Роль общения в развитии и становлении человека как личности»;
• «Значение общения в развитии и формировании личности профессионала»;
В подборе и подготовке материала использовать конкретные примеры иллюстраторы. Составить список использованной литературы с точным указанием её выходных данных (2-3 источника).
3. Написать творческое мини сочинение на тему: «Мой стиль общения» (1-1,5 страницы).
Тема семинара №4: Деловое общение, его виды и формы.
1. Определение понятия «деловое общение», специфика и особенности делового общения. Виды делового общения, этические нормы и принципы делового общения.
2. Деловая беседа как основная форма делового общения. Вопросы собеседников, виды замечаний, техника парирования замечаний собеседника, психологические приёмы влияния на партнёра в ходе беседы.
3. Деловой разговор по телефону: правила и ошибки ведения.
4. Деловая переписка: виды и структура деловых писем, основные правила и ошибки оформления.
5. Визитная карточка, резюме: правила и ошибки оформления.
6. Виды деловых разговоров: приём на работу, получение задания, отчёт о проделанной работе, критика за упущение, беседа при увольнении, совещания.
7. Основные части вступление, изложение, доказательство, заключение. Приёмы удержания, привлечения и усиления внимания аудитории во время публичного выступления: обращение к слушателю, настроенность на слушателя; пример, подробность, сравнение, образ (метафора), образный ряд, короткие рассказы, повтор, разъяснение, призыв (восклицание), цитирование, противопоставление, предуведомление, игра слов, намёк, вставка.
8. Публичное выступление: структура, приёмы, психолого-дидактические принципы речевого воздействия при публичном выступлении, ошибки и способы их преодоления.
9. Техника и тактика ведения переговоров. Психологические аспекты переговорного процесса, правила ведения переговорного процесса, ошибки и пути их преодоления.
*Первый вопрос и самостоятельную работу готовят все студенты группы. Остальные вопросы готовятся в виде индивидуального сообщения по выбранной теме (в творческой форме, например, с использованием видео и слайдовых материалов; вопросов к аудитории; элементов деловой игры; кроссвордов по теме и т.п.). Вопросы должны быть разобраны все, но по желанию участников группы.
Самостоятельная работа студентов:
1. Аналитический обзор учебной и научной литературы по теме: «Деловая беседа как основная форма делового общения».
2. Подготовить сообщение на тему: «Виды деловых коммуникаций, их особенности». Источники: список литературы к разделу «Этика и психология делового общения».
3. Выборочное конспектирование: Мицич П. Как проводить деловые беседы : пер. с сербо-хорват. / П. Мицич. - М. : Экономика, 1987. - 207 с.
Конспектирование следующих положений работы: методы аргументирования, (фундаментальный метод, метод противоречия, метод извлечения выводов, метод сравнения, метод «да…но», метод «бумеранга», метод игнорирования, метод видимой поддержки, спекулятивные методы аргументации) – подготовиться к обсуждению. Или выборочное конспектирование статьи Г.В. Бороздиной «Деловое общение, его виды и формы»// Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 2011. – С. 56–76.
Конспектирование следующих положений работы: 1) вопросы собеседников: открытые, закрытые, риторические, переломные, вопросы для обдумывания - их психологическая сущность; 2) виды замечаний: высказанные замечания, предубеждения, иронические замечания, замечания с целью получения информации, замечания с целью проявить себя, субъективные замечания, объективные замечания, замечания с целью сопротивления; 3) техника парирования замечаний собеседника.
4. Подготовить материал по теме: Национальные стили ведения деловых переговоров. Что нужно знать о зарубежных партнёрах: немцы, французы, англичане, итальянцы, американцы, японцы – с использованием конкретных примеров иллюстраторов.
Составить список использованной литературы с точным указанием её выходных данных (2-3 источника).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|