Сделай Сам Свою Работу на 5

Of the North Caucasus tourism cluster





Институциональная основа регулирования развития Северокавказского туристического кластера

Макаренко О.М., Морева Л.А.

Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия

The institutional framework for the regulation of development

of the North Caucasus tourism cluster

Makarenko O.M., Moreva L.A.

Kuban State University, Krasnodar, Russia

 

В настоящее время приоритетным направлением развития туризма на юге России является создание Северокавказского туристского кластера. При рассмотрении процессов его формирования следует учитывать институциональную среду, которая задает рамки деятельности хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: институциональная основа, туристский кластер, институциональная среда, государственная политика, кластерный подход, источник правового регулирования, орган управления.

At present, the priority development of tourism in the south of Russia is the creation of the North Caucasus tourism cluster. When considering the process of its formation should take into account the institutional environment, which sets the framework for the economic entities.

Keywords: institutional framework, the tourism cluster, the institutional environment, public policy, the cluster approach, the source of legal regulation governing body.

 

Ключевой концепцией в обеспечении устойчивого развития региона в последние десятилетия стал кластерный подход, позволяющий применительно к индустрии туризма наиболее полно использовать туристско-рекреационный, инфраструктурный и инвестиционный потенциал территории, а также способствовать решению социально-экономических проблем региона.



Индустрия туризма имеет ряд особенностей, придающих актуальность использования кластерного подхода. Одна из главных особенностей состоит в том, что для удовлетворения разнообразных потребностей туристов необходимы товары и услуги большого числа предприятий и производств, технологически не связанных между собой. В связи с этим вычленить туристскую составляющую и провести четкие границы туристского сектора чрезвычайно сложно. В условиях рыночной экономики создание туристического кластера становится одной из наиболее перспективных форм организации хозяйства.

В настоящее время приоритетным направлением развития туризма на юге России и экономики региона в целом является создание Северокавказского туристского кластера (СКТК). Стратегической целью развития СКТК является создание современного, эффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, способствующего превращению сферы туризма в одну из важных отраслей экономики.



При рассмотрении процессов формирования СКТК следует учитывать институциональную среду, как комплекс институтов правового, политического, экономического, социального, культурно-нравственного характера. Процесс развития кластера должен протекать параллельно с формированием соответствующей среды, которая задает рамки деятельности хозяйствующих субъектов. Данная среда накладывает определённые ограничения на деятельность предприятий и одновременно стимулирует их к тем или иным действиям

Несмотря на активное оперирование понятием институциональной среды, его определения и толкования имеют множество трактовок, например:

- институциональная среда – характеристики внешней среды, значимые для экономической деятельности, совокупность ценностей, формальных и неформальных норм, которые влияют на соотношение стимулов в деятельности и обусловливают достижение минимального согласия между людьми [8];

- институциональная среда – набор политических, экономических, социальных и юридических (законных) соглашений, устанавливающих основу для производства и обмена [17];

- институциональная среда – комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих национальные корни, традиции, политические и культурные особенности [6].

В статье рассматривается институциональная среда формирования и регулирования развития Северокавказского туристического кластера. По мнению А.В. Митрофановой, в состав регионального туристского кластера включают взаимодействующие хозяйствующие субъекты в сфере туризма, органы управления и координации, общественные организации, научные институты. Функционирование регионального туристского кластера происходит в активном взаимодействии с природной, социально-культурной, экономической и институциональной средой [7].



Главной задачей формирования и поддержки кластеров является формирование такой институциональной среды, в которой созданы благоприятные условия для максимально полного использования синергетического потенциала, возникающего как при взаимодействии предприятий друг с другом, так и при налаживании связей с органами государственного управления. Институциональная среда определяет стимулы к осуществлению инновационной деятельности, формирует благоприятные условия для разработки и внедрения новых технологий, повышения предпринимательской активности [4].

На наш взгляд, под институциональной средой СКТК следует понимать совокупность экономических, политических и этических правил и норм, формирующих нормативно-правовую среду. Более конкретно, правила, образующие институциональную среду, состоят из законов, принимаемых органами власти разных уровней, указов, принимаемых президентом, постановлений правительства и др. (если рассматривать сложившуюся в России систему создания формальных правил). Институциональная среда является важным условием (фактором) функционирования СКТК. В научной литературе под «условием» понимается «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит», либо «данные, требования, из которых следует исходить»; под «фактором» – «момент, существенное обстоятельство, в каком-нибудь процессе, явлении» [16].

Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется поддержкой. Государственная политика предполагает, прежде всего, создание правовой базы, позволяющей отрасли нормально функционировать как равноправной в условиях рынка.

С 2010 года в России осуществляется государственная поддержка центров кластерного развития. Кластерный подход используется при формировании государственных программ, стратегий федеральных округов и субъектов РФ. Стратегией инновационного развития РФ на период до 2020 года, предусматривается создание и развитие сети инновационных территориальных кластеров, в том числе и СКТК [12].

Функционирование и развитие туристского кластера не возможно без разработанной, отлаженной, нормативно-правовой базы. Рассмотрим основные источники правового регулирования на территории СКТК (рис. 1).

 

Конституция Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации
ФЗ № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 г., ФЗ № 208 «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г., ФЗ № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г., ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г., ФЗ № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г., ФЗ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г., ФЗ № 208 «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г.
Кодексы РФ
Федеральные Законы Российской Федерации
Постановления Правительства Российской Федерации
№ 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» от 14.10.2010, № 1195 «Об особых экономических зонах в Северо-Кавказском федеральном округе» от 29.12.2011, № 882 «О внесении изменений в постановление правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 833 и от 29 декабря 2011 г. №882» от 26.09.2012 г., № 1434 «О включении ОЭЗ ТРТ на территории Ставропольского края в состав СКТК, предусмотренного постановлением правительства РФ от 14.10.2010 г.» от 27.12.2012 г.  
Государственная программа «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 от 17 декабря 2012 г. №2408-р
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ правового регулирования НА ТЕРРИТОРИИ СевероКавказского туристического кластера  

Рис. 2 – Схема основных источников правового регулирования на территории СКТК (составлено автором)

За реализацию кластерной политики РФ, координацией органов исполнительной власти, формирование мер государственной поддержки отвечает Минэкономразвития России. На региональном уровне данная политика реализуется региональными органами исполнительной власти округов и субъектов. В соответствии с постановлением Правительства РФ в 2010 г. было учреждено открытое акционерное общество «Курорты Северного Кавказа» (ОАО "КСК") для формирования единого центра управления проектом развития туристического кластера в восьми субъектах с целью создания всесезонных туристско-рекреационных комплексов (ВТРК):

- Краснодарский край – территория Апшеронского района

- Республика Адыгея – территория Майкопского района;

- Ставропольский край – территория городов-курортов Ессентуки, Железноводска, Кисловодска, Пятигорска, города Лермонтова, Минераловодского и Предгорного муниципальных районов;

- Кабардино-Балкарская Республика – территория Черекского, Чегемского, Эльбрусского, Зольского районов;

- Карачаево-Черкесская Республика – территория Зеленчукского и Урупского районов;

- Республика Северная Осетия – Алания – территория Алагирского и Ирафского районов;

- Республика Дагестан – территория Хунзахского, Дербентского, Карабудахкентского, Каякентского и Магарамкентского районов;

- Республика Ингушетия – территория Джейрахского и Сунженского районов [9].

В субъектах принят ряд законов: о государственной поддержке инвестиционных проектов; о снижении ставок по налогу на прибыль, в части, зачисляемой в региональный бюджет, инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты; о предоставлении льготы по уплате региональных налогов и сборов, инвестиционного налогового кредита, в части налогов, зачисляемых в региональные бюджеты. Есть федеральные целевые программы, в которых участвуют отдельные субъекты [1].

Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти осуществляет созданный в 2010 году территориальный орган Министерства регионального развития РФ (Минрегион РФ). Проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП): государство через ОАО "КСК" финансирует строительство транспортной и коммунальной инфраструктуры, частный бизнес – объектов курортной инфраструктуры. Механизм ГЧП предполагает предоставление налоговых льгот резидентам, обеспечение государственных гарантий по возврату денежных средств, упрощение форм землепользования и технических регламентов, упрощение визового режима и таможенных процедур для продукции, не производимой на территории России. Например, резиденты получают практически бесплатное подключение к инженерным сетям. Инвесторов освобождают от необходимости растормаживать горнолыжное оборудование, они смогут завезти его беспошлинно [3]. Строительство части инфраструктурных объектов осуществляется в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Юг России (2008–2013 годы)» и предусматривает финансирование в 2013 году – 2596 млн руб. Помимо прямого государственного финансирования дополнительным источником финансирования комплексного проекта в части создания объектов инфраструктуры может стать корректировка инвестиционных программ инфраструктурных компаний и естественных монополий ОАО «Газпром», ОАО «РЖД» и ОАО «РусГидро».

Основным источником финансирования развития СКТК являются взносы учредителей, субаренда помещений, аренда транспортных средств, возмещение налога на добавленную стоимость и проценты по договорам банковского вклада. В 2012 году общий объем инвестиционных расходов составил 2 765 802 тыс. руб. Наибольший удельный вес в инвестиционных расходах составили расходы на строительство ВТРК «Архыз» – 84,4% от общего объема инвестиционных расходов. В частности, были заключены договоры инвестирования с ООО «Архыз-1650» на строительство канатных дорог и инженерной инфраструктуры, согласно условиям которых был размещен аккредитив на общую сумму 2 016 671 тыс. руб. Кроме того, была приобретена и введена в эксплуатацию канатная дорога и две горнолыжные трассы на общую сумму 310 721,65 тыс. руб. [1].

Таблица 1 – Сведения об инвестиционных расходах ОАО «Курорты Северного Кавказа» в 2012 году [1].

Наименование Фактические показатели, тыс. руб. Структура, %
Инвестиционные расходы, всего 2 765 802 100,0
Приобретение ОС 64 455 2,3
Инвестиции в строительство ТРК, в т. ч.: 2 701 347 97,7
ВТРК «Архыз» 2 334 793 84,4
ВТРК «Мамисон» 27 135 1,0
ВТРК «Лагонаки» 26 306 1,0
ВТРК «Матлас» 9 138 0,3
Каспийский прибрежный кластер 0,0
ВТРК «Армхи и Цори» 0,0
ВТРК «Эльбрус-Безенги» 0,0
Общепроектные расходы 303 948 11,0

 

Необходимо отметить, что определен объем финансирования проекта СКТК в 2013 году в размере 60 млрд. рублей. Советом директоров ОАО «КСК» утверждено Положение о порядке размещения заказов на закупку продукции, выполнение работ и оказание услуг. Указанным документом определены формы осуществления закупок, процедура их осуществления.

Для привлечения инвестиций в проект создания СКТК внесены изменения в законодательство с целью обеспечения налоговых льгот и преференций. Организована работа по предоставлению государственных гарантий по инвестиционным проектам Северо-Кавказского федерального округа Минрегион РФ уполномочен осуществлять отбор проектов на территории округа, претендующих на предоставление государственных гарантий Российской Федерации [2].

Можно сделать вывод, что в основе формирования и регулирования развития СКТК лежит динамично развивающаяся институциональная основа. Процессы её формирования представляет собой многоуровневую систему взаимодействия государственных органов управления различных уровней. Разработка государственной политики регулирования развития СКТК включает государственные программы, стратегии развития федеральных округов и субъектов РФ, создания ФЦП и нормативных правовых актов. Проекта создания туристического кластера на территории СКФО, Краснодарского края и Республики Адыгея с применением инструментов ОЭЗ и инструментов частно-государственного партнерства не имеет аналогов на территории РФ.

Список литературы

1. Годовой отчет открытого акционерного общества «Курорты Северного Кавказа» за 2012 г. г. Пятигорск, 2013 г.

2. Государственная программа Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 от 17 декабря 2012 г. № 2408-р

3. Государственно-частное партнерство, эффективно действующее в Северокавказском туркластере//ИТАР-ТАСС, 28.11.2011

4. Егорова А.А. Институциональные аспекты формирования инновационного потенциала в современной экономике России // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 24. С. 9–14.

5. Концепция создания туристского кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея, М., август 2011 г.

6. Кузнецова С.А. Инновационный менеджмент : учеб. пособие для вузов / С.А. Кузнецова, Н.А. Кравченко, В.Д. Маркова, А.Т. Юсупова. Новосибирск: Изд-во Сиб. отд-ния РАН, 2005. 276 с.

7. Митрофанова А.В. Формирование регионального туристского кластера Калининградской области // Вестник Института Балтийского региона. 2009. № 2. C. 37-40. (0,4 п.л.)

8. Олейник А.Н. Конституция российского рынка // Институциональная экономика : учебник / под общ. ред. А. Олейника. М. : Инфра-М, 2005. 704 с. С. 401

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.