|
Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства
Тема 4. Рынок и рыночный механизм.
Рынок —
- совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
2. Условия возникновения рынка:
- общественное разделение труда;
- экономическая обособленность производителей;
- самостоятельность производителя.
3. Основные признаки рынка:
- нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;
- нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать;
- нерегулируемая цена – цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.
|
Главные функции рынка
посредническая
| - соединение производителей товаров и их потребителей;
| ценообразования –
| - установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;
| информационная –
| - предоставление информации об объемах производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары;
| регулирующая –
| - «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;
| санирующая (оздоровительная) –
| - предотвращение неэффективной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.
|
Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования
Положительные черты
| Отрицательные черты
| ¨ Способствует эффективному распределению ресурсов, формируя таким образом структуру производства
¨ Стимулирует научно-технический прогресс
¨ Способствует ресурсосбережению в обществе
¨ Создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность
¨ Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы
| ¨ Не гарантирует решение социально-экономических проблем (безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки)
¨ Распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству
¨ Порождает тенденцию к монополизации производства
¨ Не решает проблему внешних издержек (не отраженных в ценах рынка), которые ложатся на плечи общества
¨ Не может решить все проблемы связанные с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов
¨ Способствует циклическому развитию с периодическими спадами и кризисами
|
Виды рынков
В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков.
¨
1. С точки зрения действующего законодательства:
| ¨ легальный (законный)
и нелегальный (теневой);
| 2. По товарам и услугам:
|
|
¨ потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;
¨ средств производства;
¨ рабочей силы;
¨ инвестиций, т.е. долгосрочных вложений;
¨ иностранных валют;
¨ ценных бумаг (фондовые биржи);
¨ научно-технических разработок и инноваций;
информации.
|
| 3. По пространственному признаку:
| мировой, региональный, национальный, местный
| 4.По типу конкуренции:
| ¨ чистой (свободной) конкуренции
¨ несовершенной конкуренции:
® чистой монополии;
® монополистической конкуренции;
® олигополии
|
| Задание
Установите соответствие между видами и подвидами рынков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОДВИДЫ РЫНКОВ
| ВИДЫ РЫНКОВ
| 1. рынок ценных бумаг
2. рынок труда
3. денежный рынок
4. рынок капитала
5. рынок земли
| А) рынок экономических ресурсов
Б) финансовый рынок
| Ответ: БАББА.
|
Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства
- конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;
- наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);
- функционирование инфраструктуры рынка (обеспечение движения товарных, денежных, трудовых и информационных потоков).
| КОНКУРЕНЦИЯ - ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
Соревнование между производителями
( продавцами) товаров за лучшие результаты, качество товара
| Борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, за наиболее выгодные условия приложения капитала, за источники сырья
| Легализованная форма борьбы за существование и механизм отбора, регулирования в рыночной экономике
| Основной механизм формирования хозяйственных пропорций и санации экономики
| Как
«война всех против всех»
|
Среди продавцов
| Между продавцами и покупателями
| | Среди покупателей
| | - каждый из них хочет продать свой товар, но платежеспособный спрос потребителей не бесконечен.
Ценовая конкуренция
- Чтобы привлечь покупателя, фирма может, например, предложить более низкую цену, чем ее соперники. Это называется ценовой конкуренцией.
Бывает
и неценовая конкуренция.
Например,
- когда фирма предлагает товар более высокого, чем у других фирм, качества,
- организует систему послепродажного обслуживания, если речь идет о товарах длительного пользования (автомобилях, холодильниках и т. д.),
- или широко рекламирует свой продукт.
| В рыночной экономике конкурируют друг с другом покупатели и продавцы
- одни стараются купить дешевле,
- другие продать дороже.
| Кроме того, покупатели конкурируют между собой:
- кто предложит более высокую цену, тот и получит искомый товар.
| | | | | | | | |
ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ
В хозяйствах, основанных на частной собственности
Простых товаропроизводителей
| | Единоличных капиталов
| | монополий
| | Национальных капиталов
| | Интернациональных капиталов
|
НА КОНКУРЕНЦИЮ ВЛИЯЮТ
цена
| | качество
| | сбыт
| | реклама
| | сервис
|
Степень конкуренции различна на разных рынках и зависит от:
- количества продавцов и покупателей;
- достоверности и доступности информации;
- возможности легкого доступа на рынок для других фирм;
- степени однородности товара.
|