Сделай Сам Свою Работу на 5

Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства





Тема 4. Рынок и рыночный механизм.

Рынок — - совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. 2. Условия возникновения рынка: - общественное разделение труда; - экономическая обособленность производителей; - самостоятельность производителя. 3. Основные признаки рынка: - нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого произ­водить; - нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколь­ко покупать; - нерегулируемая цена – цены определя­ются на рынке, зависят от спроса и предложения.

Главные функции рынка

 

посредническая - соединение производителей товаров и их потребителей;
ценообразования – - установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;
информационная – - предоставление информации об объемах производства и удовлетворении по­требительского спроса на конкретные товары;
регулирующая – - «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;
санирующая (оздорови­тельная) – - предотвращение неэффектив­ной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.

Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования



Положительные черты Отрицательные черты
¨ Способствует эффективному распределению ресурсов, формируя таким образом структуру производства ¨ Стимулирует научно-технический прогресс ¨ Способствует ресурсосбережению в обществе ¨ Создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность ¨ Стихийно координирует действия людей в процес­се экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя эконо­мические интересы ¨ Не гарантирует решение социально-экономических проблем (безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки) ¨ Распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству ¨ Порождает тенденцию к монополизации производства ¨ Не решает проблему внешних издержек (не отраженных в ценах рынка), которые ложатся на плечи общества ¨ Не может решить все проблемы связанные с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов ¨ Способствует циклическому развитию с периодическими спадами и кризисами

Виды рынков



В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков. ¨
1. С точки зрения действующего законодательства: ¨ легальный (законный) и нелегальный (теневой);
2. По товарам и услугам:
¨ потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг; ¨ средств производства; ¨ рабочей силы; ¨ инвестиций, т.е. долгосрочных вложений; ¨ иностранных валют; ¨ ценных бумаг (фондовые биржи); ¨ научно-технических разработок и инноваций; информации.
3. По пространственному признаку: мировой, региональный, национальный, местный
4.По типу конкуренции: ¨ чистой (свободной) конкурен­ции ¨ несовершенной конкуренции: ® чистой монополии; ® монополистической конкуренции; ® олигополии
Задание Установите соответствие между видами и подвидами рын­ков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОДВИДЫ РЫНКОВ ВИДЫ РЫНКОВ
1. рынок ценных бумаг 2. рынок труда 3. денежный рынок 4. рынок капитала 5. рынок земли А) рынок экономических ресурсов Б) финансовый рынок

Ответ: БАББА.

Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства



- конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности; - наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов); - функционирование инфра­структуры рынка (обеспечение движения товар­ных, денежных, трудовых и информационных потоков).
КОНКУРЕНЦИЯ - ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
КОНКУРЕНЦИЯ
Соревнование между производителями ( продавцами) товаров за лучшие результаты, качество товара
Борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, за наиболее выгодные условия приложения капитала, за источники сырья
Легализованная форма борьбы за существование и механизм отбора, регулирования в рыночной экономике
Основной механизм формирования хозяйственных пропорций и санации экономики
Уравнение рыночных цен
Как «война всех против всех»


Среди продавцов Между продавцами и покупателями   Среди покупателей  
- каждый из них хочет продать свой товар, но платежеспособный спрос потребителей не бесконечен. Ценовая конкуренция - Чтобы привлечь покупателя, фирма может, например, предложить более низкую цену, чем ее соперники. Это называется ценовой конкуренцией. Бывает и неценовая конкуренция. Например, - когда фирма предлагает товар более высокого, чем у других фирм, качества, - организует систему послепродажного обслуживания, если речь идет о товарах длительного пользования (автомобилях, холодильниках и т. д.), - или широко рекламирует свой продукт. В рыночной экономике конкурируют друг с другом покупатели и продавцы - одни стараются купить дешевле, - другие продать дороже. Кроме того, покупатели конкурируют между собой: - кто предложит более высокую цену, тот и получит искомый товар.
             

ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ

В хозяйствах, основанных на частной собственности


Простых товаропроизводителей   Единоличных капиталов   монополий   Национальных капиталов   Интернациональных капиталов

НА КОНКУРЕНЦИЮ ВЛИЯЮТ


цена   качество   сбыт   реклама   сервис

 

Степень конкуренции различна на разных рынках и зависит от:

      • количества продавцов и покупателей;
      • достоверности и доступности информации;
      • возможности легкого доступа на рынок для других фирм;
      • степени однородности товара.

 

Конкуренция

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.