Сделай Сам Свою Работу на 5

Итог обзора первоисточников





И. И. КУРИННОЙ. ИГРЫ, УГОДНЫЕ БОГАМ

ДРЕВНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ МИФЫ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

ПРЕДИСЛОВИЕ

Книга, лежащая перед читателем, абсолютно уникальна. Её автор – Игорь Игоревич Куринной – выдающийся спортсмен и глубокий исследователь. Он – борец, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер РФ, трёхкратный чемпион мира, пятикратный обладать Кубка мира по самбо, трёхкратный чемпион Европы, неоднократный призёр чемпионатов мира, серебряный призёр Всемирных игр по сумо, член одного из сильнейших в Европе профессиональных клубов по дзюдо, доктор философии, кандидат педагогических наук, лауреат премии им. М. Ломоносова в области науки и образования и премии Мэра Москвы как лучший тренер года. Профессор, заведующий кафедрой в Российском Государственном Медицинском Университете им Н. И. Пирогова, профессор Академии Военных Наук РФ, директор спортивной школы «Борец». Награждён медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», Орденом «Петра Великого» II степени, медалью «имени Ю. А. Гагарина», медалью «За большой вклад в развитие космонавтики» и медалью «За служение Родине».



Круг интересов И. И. Куринного чрезвычайно широк. В последние годы он активно включился в исследования по Новой Хронологии. Некоторые из его материалов опубликованы в наших книгах на эту тему. Он – автор ставшей весьма популярной книги «Борец о борьбе», в которой, в частности, глубокому анализу подвергнута история развития борьбы от древности до нашего времени. Неожиданно оказалось, что открытые И. И. Куринным факты подтверждают нашу реконструкцию древней истории.

Новая книга И. И. Куринного – «Игры угодные богам», посвящена весьма актуальному сейчас вопросу о происхождении, истории и роли в обществе знаменитых Олимпийских Игр. К ним в последние годы приковано всеобщее внимание, а у нас в стране этот интерес подогревается ещё и тем, что в 2014 году Олимпийские Игры пройдут в России, в Сочи. Вроде бы об Олимпийских Играх известно всё. Написано множество книг, в том числе и исторических. Однако, как обнаружил И. И. Куринной, в наших знаниях об Играх зияет огромный пробел. Причём не только в области «древней» истории их возникновения, но и что касается XIX – XX веков и нашей современности. Автор привлекает для исследования уникальные архивные материалы, позволяющие понять, что на протяжении многих лет обществу внушалась сильно искажённая версия истории установления и развития Олимпийских Игр.



Книга читается на» одном дыхании и никого не оставит равнодушным. Наряду с глубиной научного анализа стоит отметить, прекрасный и образный язык автора. Книга интересна не только любителям спорта, но и всем, кто интересуется историей, кто хочет понять истоки современных представлений об Олимпийских Играх и то, чем они являются сегодня на самом деле. Вплоть до того, почему столько лет и столь безуспешно борются с допингом и «кому он нужен». Книга рассчитана на самые широкие круги читателей, в первую очередь молодёжи.

Академик Российской Академии Наук,

профессор МГУ им М. В. Ломоносова, доктор

физико‑математических наук:

А. Т. Фоменко

ЧАСТЬ I. Игры уже были…

…Сердце моё,

Ты хочешь воспеть наши игры?

Не ищи в полдневном пустынном эфире

Звёзд светлее, чем блещущее Солнце,

Не ищи состязаний, достойнее песни,

Чем олимпийский бег…

Пиндар. Первая олимпийская ода

Боги правят миром. Боги создают мир. Боги мир разрушают. Боги карают. Боги прощают. Мир бренен. Вечны только боги. И вечны игры, угодные богам.

Введение

Вы когда‑нибудь слышали про игры? Про Олимпийские игры. Думаю, что большинство из ныне живущих ответят определённо – да. А если у вас есть телевизор, то вы, возможно, даже видели олимпийские состязания. Их любят показывать. Красивые молодые атлеты в поиске славы и денег, не щадя ни себя, ни соперников рвутся к вершинам мирового пьедестала, к вершинам Олимпа. Олимп – их мечта. Ведь на Олимпе живут боги. А что может быть слаще, чем поравняться с богами. Взглянуть на них не снизу вверх, а как на равных себе. Ну хотя бы на миг. Ничего нет слаще для смертного, чем этот миг. Ради этого мига многие готовы принести себя в жертву. Взойти на священный алтарь, щедро омытый кровью и потом предыдущих поколений. Так было всегда. Люди вечно рвались на Олимп. К богам, к своим создателям.



Не всем дано там побывать, но имена побывавших не умирают. Имена побывавших там становятся историей. На Олимп стремятся все, кого боги одарили больше других. Учёные, художники, музыканты. Олимп пленяет своей ослепительной белизной. Но места там мало. Олимп тесен. За место на нём нужно бороться. И люди борются. Всеми силами, всеми своими талантами.

Чему удивляться, ведь именно для этого боги и придумали игры. Для того, чтобы обласкать своих любимцев. Показать их превосходство над другими. Приблизить их к своему сонму, сонму олимпийцев.

Так что же это за священное действо? В чём его магическая притягательность? Что мы вообще знаем об Олимпе, куда так стремимся попасть? Что мы знаем об играх, затеянных с нами богами? Где истоки и какова их конечная цель?

Не спешите отмахиваться от этих вопросов. Они не так просты, как могут показаться на первый взгляд. Не всё то золото, что блестит. Не всё то олимпиада, что так называется. Да и боги не так уж абстрактны, как думают многие. Они намного реальнее, чем нам иногда кажется. Они рядом. Они думают и знают о нас куда больше, чем мы думаем, и знаем о них. Игры не новы. Игры уже были. Не мы первые в них играем. За нашей спиною века. Но много ли мы знаем о тех, кто был до нас? Оказывается, что почти ничего. А кто не знает прошлого – слеп в своём движении вперёд. Для того будущее – потёмки. Изучение прошлого – это не праздное ворошение в пыли дел безвозвратно минувших. Отнюдь. Изучение прошлого – это выбор верной дороги в будущее.

Кому неинтересно – может смело остановиться на этой строчке. Интереснее уже не будет. Тому же, кто захотел узнать об олимпиадах чуть больше, чем он читал раньше в школьных учебниках, придётся запастись некоторым терпением и известной долей оптимизма. Ведь знание, порой, рождает грусть. А грустить юным спортсменам никак нельзя. Поэтому отрешимся на несколько часов от дел рутинных и взглянем на игры, в которые мы играем, взглядом, не отягощённым догмами. Дадим волю мысли. Узнаем о них столько, сколько сможет нам дать окружающее нас информационное поле.

Первая идея, рождающаяся в голове, когда возникает желание разобраться в истоках олимпизма, проста как правда. Открыть любую энциклопедию и узнать у сведущих людей, оставивших там свои мысли, то, как всё было. Откуда они пошли – эти самые игры, кто их придумал, когда и где они имели место быть на нашей Земле. Книг, посвящённых олимпийским играм, много. Даже очень много. А мы умеем читать. Так давайте же эти книги прочтём. Вместе. Может быть, мир от этого станет понятнее. Может быть, проступят хотя бы контуры будущего. Задача выглядит нетрудной. Но… лишь на первый взгляд.

Для того, чтобы составить представление об олимпиадах, надо, как минимум, ответить на три вопроса: Что? Где? Когда? То есть ЧТО такое олимпиады, ГДЕ они происходили и, самое, пожалуй, интересное – КОГДА это было. Это поможет ответить на вопрос «Зачем?» Зачем их придумали боги. А там уже и рукой подать до ответа на вопрос «кто они?» Кто они – боги? А знать богов полезно в любую эпоху. Наша – не исключение.

Канон

Если попытаться изучить историю олимпийских игр по современным источникам, то мы встретим в них практически тождественный текст. Слово в слово. Возьмём, например, олимпийский учебник; энциклопедию олимпийского движения, книгу {16}[1]по истории олимпиад, считающуюся одним из самых авторитетных изданий на русском языке и содержащую даже предисловие Президента МОК[2], международные источники {13}и{14}. В них изложен, по сути, идентичный текст, с точностью до стилистики перевода. О чём это говорит? Во‑первых, о том, что авторы безусловно доверяют тому источнику, с которого они списывали свои исторические пассажи, а во‑вторых, о том, что первоисточник у всех общий и, следовательно, одинаковый. Давайте до него докопаемся. Кто тот самый авторитетный автор, которому безоговорочно верят сегодняшние писатели? Логика подсказывает, что это, должно быть, какой‑нибудь античный историк, наблюдавший игры и бесстрастно записывавший для потомков свои наблюдения. Его авторитет настолько безупречен, а доводы настолько убедительны, что сегодня просто безумие не доверять ему. Однако здесь нас ждёт первое крупное разочарование. Тесное знакомство с трудами и личностями древних писателей не производит впечатления научной достоверности и беспристрастности в повествованиях. Они, вместо того чтобы укреплять веру в канон, вызывают только сомнения. И чем больше их читаешь, тем сомнение овладевает нами сильнее.

 

Вообще говоря, надо сразу для себя уяснить, что «античные» первоисточники документами, как таковыми, не являются. Даже если допустить, что все они подлинны (а это очень смелое допущение) и написаны очевидцами игр или авторами, использовавшими информацию, так сказать, «из первых рук», то всё равно, сведения, заключённые в этих дошедших до нас фолиантах, крайне противоречивы, скудны и пронизаны, порою, таким слоем выдумок и моралистических наслоений, что отличить, где кончается информативная часть, а где начинается фантазия, непросто. Имеющаяся в нашем распоряжении сегодня информация очень похожа на эту, одиноко стоящую в Олимпии колонну. Среди нагромождения остатков старинного храма, кусков мрамора и прочих каменных глыб стоит единственная колонна, очень похожая на все остальные. Похожая, но… всё‑таки не совсем. Она тщательно состарена. Края неровные, в некоторых местах имеются сколы, работа грубая, точь‑в– точь эпохи бронзового века. Для пущей гармоничности к ней даже прислонён какой‑то другой древний обломок. Сотни туристов с благоговением взирают на эту опору пилона «многотысячелетнего храма Зевса». Однако не надо быть большим знатоком материаловедения, чтобы понять, что эта колонна отличается от тех, что разбросаны вокруг. И действительно, прямые расспросы проясняют, что эта «точная копия» сделана к открытию олимпийских игр в Афинах в 2004 году. Но долго ли это будут помнить экскурсоводы? С десяток таких же инородных мраморных каменюг сегодня уже объявлены подлинниками «с тех самых времён», хотя довольно очевидно и их несходство с тем материалом, что остался от старых храмов и построек. Впрочем, это проблема не только нашей современности. В подтасовке фактов, искажениях действительности, использовании недостоверных источников и откровенных выдумках обвиняли друг друга и сами древние историки. Страбон не доверяет Гомеру, Диодор высмеивает Аполлодора, Евсевий критикует Африкана, Павсаний вообще никому не верит, хотя и приводит все дошедшие до него слухи и т.д. Мы более подробно познакомимся с перечисленными личностями ниже, а пока отметим для себя очень важную мысль – всегда следует иметь в виду, что всё, что написано, написано лишь людьми. А люди это всегда люди, в какую бы эпоху они ни жили.

Это надо чётко осознавать, когда начинаешь знакомиться с господствующим сегодня каноном. А именно это мы и собираемся сейчас сделать.

Итак. Давайте начнём с царствующих сегодня определений и понятий.

Вот, как определяют олимпиады и олимпийские игры сегодняшние энциклопедии:

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ(современные) – всемирные спортивные соревнования, которые проводятся с 1896 года.

ОЛИМПИАДА– В древней Греции: промежуток в 4 года между олимпийскими играми. 2. То же, что олимпийские игры [первоначально относящийся к Олимпу, Олимпии].

Запомним эти определения.

Не тратьте время на прочтение многих современных энциклопедий и справочников. Вы ничего не потеряете, если приобретёте только один из них. Уверяю вас, все остальные будут похожи на него как близнецы братья. Любой историк вам бойко расскажет о том, как всё начиналось. Кратко общепринятая современная концепция возникновения олимпиад выглядит так.

Олимпиады были грандиозным и священно значимым событием древнего мира на протяжении более чем тысячи ста лет. Они начались в 776 г. до нашей эры и продолжались до конца 4‑го века уже эры нынешней. Проходили они всегда в одном и том же месте – в культовом местечке греческого полуострова Пелопоннес, которое называлось Олимпия. Так как место называлось Олимпией, скажут вам, то и промежуток между играми назывался олимпиадой. Вы непременно узнаете о том, что игры проходили один раз в четыре года. Даже назовут вам «точку привязки» игр к календарю – время созревания винограда (абсолютная выдумка современных историков, не имеющая никакого документального подтверждения). Вам также расскажут сказку о том, что на время проведения священных игр якобы прекращались войны. Вы узнаете, что олимпиады век за веком ширили географию своих участников и свою значимость. После падения Античной Греции игры прижились в сменившей её Римской империи. В играх принимали участие ведущие мыслители тех эпох, императоры, герои, военачальники. Победители прославлялись на родине и им ставились памятники. Лучшие поэты своего времени занимались тем, что писали оды‑прославления победителям олимпийских игр. Так всё прекрасно и продолжалось бы дальше, но однажды… боги поменялись. Так бывает. Это было началом конца. Конец конца наступил тогда, когда кем‑то из смертных было решено, что новый бог не любит эти игры и, следовательно, игры, оставшиеся от старых богов следует запретить. Это привело к тому, что во время борьбы с языческими культами император‑христианин Феодосий I (Theodorius I) в 394 году от Рождества Христова запретил игры. Исполнителями воли императора стали готы. Они совершили налёт на древнюю Олимпию и предали её разрушению. Все храмы и спортивные сооружения вместе с накопленным за века культурным наследием, включая одно из семи чудес света, статую Зевса, изваянную великим Фидием, уничтожили и порушили. Якобы добил Олимпию ещё раз, несмотря на то, что она уже была разрушена, в 426 году император Феодосий II. Потом случилось землетрясение, которое снова разрушило Олимпию, а потом небывало разлились реки, окончательно довершив бедствия, обрушившиеся на этот некогда любимый богами город, похоронив Олимпию на тысячу лет под слоем песка и тины. В таком неприглядном виде сегодня и предстаёт перед взором путешественника эта «Мекка» античного спорта, хотя и раскопанная частично немецкими археологами. На полторы тысячи лет олимпийское движение прекратилось, и память о нём погрузилась во мрак истории. И только в конце19‑го века идея возродилась. Юный энтузиаст физического воспитания барон Пьер де Кубертен в 1890 году в беседе со знатоком античности пожилым англичанином Вильямом Пенни Бруксом[3](William Penny Brooks) услышал о недавно начавшихся раскопках в только что отделившейся от Османской империи её провинции – Греции и о работах ряда просветителей эпохи Возрождения по реконструкции греческой истории, в частности об олимпиадах. Молодой человек загорелся идеей развития международного спорта на основе античных принципов и посвятил этому делу свою жизнь. Несколько лет усилий, сбора денег и агитации в этом направлении принесли свои плоды. В 1896 году в Афинах по инициативе Пьера де Кубертена проведение игр было возобновлено.

История эта очень красива и сегодня канонизирована как окончательная истина. Олимпиады древности объявлены спортивными событиями, пусть и священными, но спортивными. Известны имена победителей, показанные ими результаты, имена коней, на которых скакали чемпионы, погода в день каждой олимпиады и кто какую дал взятку судьям за свою победу. На полном серьёзе обсуждаются методы тренировок античных прыгунов, прыгавших на 16 метров (как сегодня вычисляют историки) в длину, влияние чудесной игры на первобытной арфе или кифаре на подготовку античных борцов и т.д.

Для полноты представления рисуемой сегодня картины и чтобы не быть голословным, позволю себе цитату, посвящённую истории возникновения олимпиад из одобренного Международным олимпийским комитетом издания на русском языке {16, стр. 10}. Вот эта цитата, отражающая современный взгляд:

«По НЕОСПОРИМЫМ ПРИМЕТАМ (выделено автором)появление Олимпийских игр относится к IX веку до н. э. В те времена тяжёлые войны разоряли греческие государства. Ифит – царь Элиды, небольшого греческого государства, на территории которого находится Олимпия, – отправляется в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, как он, царь маленькой страны, может уберечь свой народ от войны и грабежа. Дельфийский оракул, предсказания и советы которого считались непогрешимыми, посоветовал Ифиту: «Нужно, чтобы ты основал Игры, угодные богам!» Ифит без промедления отправляется на встречу со своим могущественным соседом – царём Спарты Ликургом. Очевидно, Ифит был хорошим дипломатом, так как Ликург решает, что отныне Элида должна быть признана нейтральным государством. И все маленькие раздробленные государства, бесконечно воюющие друг с другом, соглашаются с этим решением. Тотчас Ифит, чтобы доказать свои миролюбивые стремления и отблагодарить богов, учреждает «атлетические Игры, которые будут проходить в Олимпии каждые четыре года». ОТСЮДА И НАЗВАНИЕ ИХ – ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ (выделено автором). Это произошло в 884 году до н. э. [4].

Так в Греции установился обычай, по которому РАЗ В ЧЕТЫРЕ ГОДА (выделено автором)в разгар междуусобных войн все откладывали оружие в сторону и отправлялись в Олимпию, чтобы восхищаться гармонично развитыми атлетами и славить богов.

Олимпийские игры стали событием общенациональным, объединившим всю Грецию, в то время как до и после них Греция являла собой множество разрозненных, враждующих между собой государств.

Через некоторое время грекам пришла идея учредить единый календарь олимпийских игр. Было решено проводить игры регулярно каждые четыре года «между жатвой и сбором винограда» (?! – авт.). Олимпийский праздник, состоявший из многочисленных религиозных церемоний и спортивных состязаний, проводился сначала в течение одного дня, затем – в течение пяти дней, а позже продолжительность праздника достигала целого месяца.

Когда праздник продолжался только один день, он обычно устраивался в восемнадцатый день «священного месяца», начинавшегося с первого полнолуния после летнего солнцестояния (?! – авт.). Праздник повторялся каждые четыре года, которые и составляли «олимпиаду» – греческий ошмпийский год.

Итак, отбросив лирику, получаем: Что – спортивные игры, Где – Греция, Пелопоннес, Олимпия, Когда – с 884 года до нашей эры по 394 год нашей эры, каждые четыре года примерно в летнее солнцестояние, Как узнали – по неоспоримым приметам.

Мы видим, что автор этих строк, ни на секунду не сомневаясь в том, что пишет, пытается передать свою уверенность и нам. Однако, кроме декларации наличия НЕОСПОРИМЫХ ПРИМЕТ, хотелось бы ещё посмотреть и на сами эти приметы, а также познакомиться с теми, кто эти приметы обнаружил, так как внимательное прочтение представленных выше данных заставляет усомниться в их безупречной достоверности и неоспоримости.

Если отбросить слепую веру и непредвзято познакомиться с первоисточниками, то легко прийти к выводу, что цифры не сходятся! Ни начальные, ни промежуточные, ни конечные. Несоответствия настолько велики и очевидны, а вычисления настолько просты, что даже непонятно, как они могли быть не замечены и не выполнены авторами научных работ по истории олимпиад, ну хотя бы ради спортивного интереса.

Более того, удручает первая же попытка выяснить то, откуда был взят столь подробно развёрнутый текст, приведённый выше. Оригинал мифа об Ифите занимает буквально одну строчку в работе туманного, неизвестно где и когда жившего античного автора, кроме всего прочего предваряющего её фразой «говорят, что…» Вот тебе и неоспоримые приметы! Но обо всём по порядку.

Складывается впечатление, что текст современных учебников – это не плод научных изысканий, а некий церковный канон. Священный и неприкасаемый. Будучи однажды утверждённым, он уже не подлежит пересмотру своими апологетами. Как только мы это осознаём, ценность современных источников падает для нас практически до нуля. На первый план выходит покрытый пылью времён, архаичный и ныне уже не модный свод древних писателей. Что они, те самые жители античности, писали об играх? Действительно ли всё столь незыблемо в наших представлениях о прошлом? Действительно ли прочен тот фундамент, на котором покоится сегодня так тщательно выстроенное и красиво отштукатуренное здание современной исторической науки? Нас интересует всё, что имеет касательство к олимпийским играм. Ведь игры продолжаются. А доллары и люди, вливающиеся в игры, исчисляются миллионами. Сотнями миллионов. Миллиардами. А вопрос о том, когда это началось, где и по чьему велению, встаёт со всё большей прямотой, становясь всё более и более интересным.

И прежде чем окунуться в эту занимательную тему, давайте посмотрим, а с чьих слов мы сегодня знаем об олимпиадах. Кто те основоположники наших представлений о столь далёком прошлом? Кто создал тот массив данных, с которым нам предстоит поработать? Кому мы обязаны сегодняшним счастьем быть частью этих игр, пусть даже находясь по разные стороны телевизионного экрана?

О! Это не так скучно, как может показаться на первый взгляд. Иногда знакомство с теми, кто писал историю, ничуть не менее интересно, чем изучение самой истории. Эти люди очень близки к богам. Они начали игру, которая продолжается по сей день. Они достойны уважения. Они достойны упоминания.

Итак, давайте оставим в покое сегодняшних писателей. Они мелки и дела их ничтожны. Они лишь повторяют то, что уже было сказано ранее. У них нет воли осмыслить слова богов. Они внимают слепо, готовые повторить всё, что услышали, что бы это ни было. За несколько последних столетий они не дали нам ничего нового в понимании прошлого. Нам же интересно познакомиться с теми, чьи слова пережили века, с теми, кто услышан миллионами, с теми, кто и есть боги, создавшие игры и мифы об играх.

Начнём. Мы будем спускаться вниз по оси времени в попытке нащупать истоки уникальной информации. Будем пробиваться настолько, насколько это будет для нас возможно. И пожалуй, первым, кто встретится на нашем пути, будет английский епископ Вильям Ллойд. Это имя не слишком знакомо сегодня обывателю. А вместе с тем, всё, что сделано в области историографии олимпийских игр после него – лишь зеркало. Отражение его мыслей. Копирование и подражание. Он самый близкий к нам титан нашего вопроса. Давайте знакомиться.

Дамы и господа, разрешите вам представить – его преосвященство Вильям Ллойд!

Вильям Ллойд

В музее Олимпии (а их в этом крошечном городке три), посвящённом самой идее современных Олимпийских игр, одним из первых экспонатов, встречающих посетителей, является очень редкая книга 1700 года издания. Автор – некто Вильям (Гулиельмум) Ллойд. Это не случайно. Именно этот автор и явил миру тот материал, который ныне кочует из одного современного издания в другое в качестве незыблемой догмы, истины в первой инстанции, непререкаемой традиции и первоисточника. Именно этому господину, жившему в 17 – 18‑м веках, мы обязаны систематизированным знанием имён первых олимпийских чемпионов и, самое главное, знанию дат, когда эти чемпионы якобы жили. При нём и его командой переводились и редактировались первоисточники по олимпиадам. Он решал, какую дату присвоить каждому событию. Он создал канон, незыблемо царящий в исторической науке относительно олимпиад (и не только олимпиад) до сих пор. Впрочем, полистать эту книгу нельзя. Она открыта на первой странице, помещена в герметичную стеклянную коробку, и сама просьба о просмотре вызывает священный трепет и негодование у работников музея. Написано в пояснительной табличке только то, что книга очень редкая и содержит хронологию всех олимпийских игр от 776 г. до н.э. до 401 г. н.э. (т.е. всех олимпийских игр древности). Это чудесно. Я, как только увидел сей фолиант, твёрдо решил его приобрести. Не сразу, но с большим трудом мне всё‑таки удалось добыть эту книгу в Оксфорде. К моему счастью, Вильям Ллойд был епископом англиканской церкви и работал как раз в районе Уэльса, т.е. недалеко от Оксфорда, где состоял профессором. Помимо чисто епископских задач, он выполнял ещё и огромную работу по популяризации принятой незадолго до него скалигеровской хронологии. Он был одним из тех просветителей, которым сегодняшние историки обязаны своей профессией. Собственно «причёсыванием» хронологии Скалигера Ллойд и его подчинённые и занимались. Мне посчастливилось ознакомиться с интересной перепиской епископа, в которой, в частности, упомянута и работа по выстраиванию стройной хронологии древности (от Сотворения мира до Распятия Христа). Знакомство с данной корреспонденцией – более чем интересное занятие, но… оно напрочь сбивает ту уверенность в «священности хронологии», которую источают труды наших современников. Буквально каждая дата, будь то Рождество Христово или высадка норманнов в Англии, Сотворение мира или период жизни Пифагора, была плодом неких сакральных вычислений и долгих рассуждений, практически постоянно перерастающих в ожесточённые споры с применением таких «научных аргументов» как отлучение от церкви, лишение профессорских должностей и физические пытки. Начиная знакомство с господином Ллойдом, просто отметим для себя тот факт, что ещё в конце 17‑го, начале 18‑го века хронология античности была совершенно «тёмным лесом» для учёных, и история этих древних времён только‑только начинала создаваться. Она рождалась в муках творчества относительно небольшого количества людей, и та концепция, которая сегодня так прочно укоренилась в наших головах с её «несомненными фактами» и «неоспоримыми приметами» была ещё более чем сомнительной и ещё ой какой спорной. Даже сами авторы олимпийской хронологии (не говоря уже об их оппонентах) далеко не были уверены в своей правоте, и существовало несколько точек зрения на то, когда начался отсчёт олимпиад. Неслучайно предисловие к своей книге «Хронологика олимпиадум» Ллойд завершает фразами:

 

«Тем не менее, издатель наш, сначала всеми нами наделённый всеми возможностями и средствами, оказался путаником необыкновенным и года простые с Олимпиадами путает. Того мало, он ещё и с годами от Рождества Христова все Олимпиады перемешал … К письму своему приложу таблицу ошибок издателя в хронологии… годы ставлю по нашему счислению, те, которые в памяти сохранились. Ошибки в хронологии возможны, конечно».

WILLAM LLOVD Portrait by Enoch Scman in the Portrait Gallery at Hartlebury Castle

Т.е. даже внутри команды Ллойда только что внедрённая хронология ещё тогда не прижилась, и кроме самого автора (Ллойда) все и всё в ней путали. Издатель книги, например, был убеждён, что олимпийские игры проходили ежегодно, а олимпиады он каким‑то образом «мешал» с годами от Рождества. Ллойд заблуждения своих непонятливых соратников исправлял, хотя и с оговоркой, что «ошибки всё равно возможны, конечно». Казалось бы, за прошедшие века шагнувшая далеко вперёд наука о прошлом должна поправить допущенные отцами‑основателями на заре изучения античности неточности. Но нет. Сегодня мы видим творения Ллойда практически в их первозданном виде на страницах наших учебников по истории спорта, только уже с эпитетами, наподобие тех, что уже приводились выше: «несомненно», «бесспорно», «доподлинно» и т.д. Любой желающий может в этом убедиться, сравнив работы Ллойда и данные из современных справочников. Это даёт повод задуматься над тем, а пробовал ли кто‑то серьёзно заниматься поиском истины за эти прошедшие несколько столетий или она была взята на веру и уже никогда после Ллойда не подвергалась сомнению. Похоже, что верно последнее. По крайней мере, в официальной доктрине. Но любая доктрина – всего лишь плод умственного труда всего лишь людей. А раз так, то, рискнув допустить мысль о несильном своём отставании в интеллекте от средневековых священников, попробуем разобраться в том материале, который лёг в основу наших знаний об олимпиадах, самостоятельно. Ведь это нормально для науки, когда выводы, полученные одним человеком, проверяются другими. Строго доказанный результат не зависит от количества проверок.

А пока, учитывая значимость фигуры упомянутого епископа для рассматриваемого нами вопроса, попробуем поближе познакомиться с Вильямом Ллойдом и его деятельностью. Итак.

Вильям Ллойд был англичанином, уроженцем Уэльса. Ллойд – это старинная фамилия, по поводу которой даже есть в Уэльсе поговорка‑шутка: «Всё древнее есть Ллойд». Вильям родился в 1627 году, получил хорошее образование, как в домашних условиях, так, позже, и в ряде учебных заведений, одним из наиболее значимых среди которых был Оксфордский университет[5]. Ещё юношей Вильям увлёкся изучением культурного наследия античных авторов. Эту страсть наш герой пронёс через всю свою жизнь. В 1646 году, в возрасте 19‑ти лет, он получил учёную степень магистра искусств, а двумя годами позже епископом оксфордским доктором Скиннером (Dr. Skinner) был посвящён в дьяконы. Далее его карьера развивалась по церковной линии. Мы не будем подробно останавливаться на довольно интересной жизни Ллойда, которая проходила в очень бурный период борьбы англиканской церкви с римской католической церковью и разного рода внутренними течениями, естественно провозглашавшимися ересями. Отметим только, что религиозные споры того времени неизменно замыкались на вопросах хронологии и верного перевода (толкования) древних текстов. Эта картина совершенно отчётливо предстаёт перед нашим взором, если углубиться в чтение довольно обширной переписки идейных оппонентов того времени. Некоторые, лишь немногие, примеры таких споров я приведу ниже. В 1699 году, в возрасте семидесяти двух лет Вильям Ллойд был переведён в Ворсестер (Worcester) – последнее место своей службы, где он прожил последние 18 лет своей долгой (девяностолетней) жизни и выпустил наиболее значимые свои труды по истории и хронологии.

Несмотря на своё английское происхождение, писать научно‑исторические труды Ллойд предпочитал на латыни, которую практически никто среди простого народа в Англии в то время (впрочем, как и сейчас) не понимал. Это был язык довольно узкого круга людей, преимущественно занимавшихся историей. На этом мёртвом языке осуществлялась переписка с рядом европейских учёных. Так было модно. Это был язык для служебного пользования, своего рода информационное пространство, куда доступ всяким малограмотным гражданам был закрыт их полным непониманием источников и собственно содержания.

Наибольшие усилия епископа Ворсестерского были сосредоточены в области творчества на хронологической ниве.

Проблемы истории, особенно античной, составляли главную часть его интересов. Он очень активно правил труды древних авторов, редактируя их работы, попадавшие в поле его зрения.

По этому поводу некто господин Вернет так восхваляет Ллойда:

«Ллойд был самым крупным критиком из всех, кого я знал, как греческих, так и латинских авторов, но главным образом в Священном Писании, для слов и фраз которого он имел наиболее точное соответствие в своей памяти, и которое всегда было ему доступно. Он точный историк и наиболее пунктуален в хронологии из всех наших теологов. Он прочёл наибольшее число книг с большей критикой и сделал более обширные выписки из них, чем кто‑либо в то время; как говорил [епископ] Уилкинс, он был самым эрудированным из всех, кого он знал».

Епископ Ллойд к тому времени уже был величиной мирового уровня в области написания истории. К нему обращались за советами в разрешении хронологических проблем писатели и историки со всей Европы. Вот только один из примеров. Тиндал Харт (A. Tindal Hart) пишет в своём труде {5, стр. 230}, приводя примеры из дошедшей до наших дней корреспонденции:

«Епископ, несомненно, получил повсеместное признание как величайший историк своего поколения. Среди манускриптов Черри в Бодлианской библиотеке находится большая коллекция писем на латыни от корреспондентов в Италии и Франции, которые просили у Ллойда совета по данному предмету.

Один автор, датировавший своё послание из Флоренции 26‑ым сентября 1686 года, пылко заявлял: «Не большое расстояние по земле и морю, а только моя собственная робость до настоящего времени препятствовала мне написать Вам, наиболее выдающемуся и достопочтенному епископу, чья хорошая репутация в сфере хронологии широко известна, чтоб я мог, в конце концов, разрешить, как при помощи оракула, некоторые сомнения, которые ставят меня в тупик. Не так давно я получил письма от неких учёных, Виоколата Туанарда (ViocolatToinarde) и Антона Пашо (AntonPagio), которые восхваляли не только Вашу выдающуюся эрудицию, но также Вашу доброту и любезность, и постоянное внимание к этим хорошим качествам, а прежде всего, Ваше содействие в изучении науки хронологии и в очевидной доступности всем. Таким образом, я осмелился написать Вам, не столько в надежде, сколько в смелости, что вы разрешите для меня одну или другую из трудностей, которые меня приводят в замешательство…»

Затем автор приступил к перечислению своих хронологических головоломок».

Во многих хронологических спорах Ллойд выступал как главный авторитет и его слово было решающим в том, какая позиция верна и, следовательно, будет утверждена и зафиксирована в виде публикации.

Показателен в этой связи следующий пример. Британский историк Эдмунд Калами (Edmund Calamy) привёл написанную им часть истории Англии в своём «Сокращённом варианте» (Abridgement), но позднее она была отвергнута «составителем третьего тома Полной истории Англии», который заявил, что история была «весьма недостоверной». Калами горячо возразил на это, и автор «Полной истории» (Complete History) «посоветовал обратиться к самому доктору Ллойду, который ещё был жив, епископу Ворсестерскому, и наиболее способному из всех людей отобразить данный предмет в истинном свете» . После вмешательства Ллойда и его высочайшего одобрения фрагмент Калами был всё же утверждён (несмотря на то, что совсем недавно был признан весьма недостоверным) и его фрагмент был включён в «Полную историю» Англии, став её частью. Интересно, а сейчас кто‑нибудь об этом помнит?

Епископу со всех концов страны слали для утверждения и одобрения публикации и новые исторические разработки. Сам епископ написал такие канонизированные позже работы, как «История Реформации» (The History of the Reformation), исследование ранней истории Британии и Ирландии, многие исследования по истории церкви.

Издание 1703 г., дополнительный манускрипт 15054, том 40 в Британском музее содержит хронологическую перепись британских принцев, которую доктор X. Хамфри, епископ Бангорский, отправил Ллойду, чтобы помочь тому с историей. «Милорд, – писал он, –собрав всё, что я смог привести к каким‑либо британским событиям со времён прихода саксов и до 960 года, я думал отправить Вашему Преосвященству всё полностью, но поскольку не было времени переписать всё, я отправляю Вашему Преосвященству отрывок из Преемственности наших королей, как она есть. Осмелюсь сказать, что она более верная, чем какая‑либо из существовавших до настоящего времени, однако, я не полностью доволен ею. События очень запутанны во многих местах». Стоит ли говорить, что сегодня эта путаница, приводившая в смущение авторов, уже никого не интересует. С помощью Ллойда труд этот также был канонизирован.

Приложил Ллойд руку и к арабским документам. В частности, он занимался их исследованием, которое в итоге принесло плоды в виде издания труда «Abdollatiphi Historiae Aegypti Compendium».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.