Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы педагогического исследования





1. Методы теоретического исследования.

1.1. Теоретический анализ – это выделение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализ сопровождается синтезом, что помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.

1.2. Индуктивные и дедуктивные методы – это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – от общего суждения к частному выводу.

1.3. Теоретическое моделирование – исследование объектов путем создания искусственных моделей (математических, кибернетических) для изучения свойств реальных объектов).

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, определении сущности ключевых понятий, для оценки собранных фактов. Они также связаны с изучением литературы. Изучение источников дает возможность узнать, какие стороны проблемы уже достаточно хорошо исследованы, по каким ведутся научные дискуссии, какие вопросы не решены в науке.

2. Методы эмпирического исследования.

2.1. Обсервационные методы (от «observe» - наблюдать, следить): наблюдение (включенное, невключенное; кратковременное, лонгитюдное), самонаблюдение.



2.2. Метод опроса (анкетирование, интервьюирование).

2.3. Эксперимент (лабораторный, естественный; констатирующий, формирующий)

2.4. Психодиагностические методы: социометрия, тестирование, проективные методики.

2.5. Праксиметрические методы: изучение школьной документации, анализ продуктов деятельности (творческих работ учащихся), метод анализа документов (разновидность: контент-анализ – формализованный количественный анализ документов посредством выявления повторяющихся смысловых единиц текста).

3. Способы обработки данных:

3.1. Методы математической статистики (корреляционный, факторный, кластерный анализ, нормирование, шкалирование, определение рейтинга и др.);

3.2. Методы качественного анализа: экспертная оценка, сравнительный метод – сравнение результатов первичной и вторичной диагностик, результатов экспериментальной и контрольной групп.

Наблюдение – это метод изучения индивидов (групп) на основе фиксации проявления их поведения. Метод базируется на двух принципах: 1) пассивность субъекта познания, невмешательство в изучаемые процессы; 2) непосредственность восприятия, то есть изучение того, что происходит «здесь и сейчас».



Научное наблюдение отличается от житейского следующим:

- целенаправленностью (отчетливое понимание: что и для чего воспринимать);

- систематичностью (она позволяет отделять типичное от случайного);

- планомерностью (план позволяет определить: где, когда, при каких условиях);

- аналитичностью (важна не только констатация фактов, но и их объяснение);

- регистрацией результатов (это позволяет исключить ошибки памяти, препятствует субъективности);

- оперированием системой однозначных понятий (для четкого и недвусмысленного обозначения наблюдаемого материала, для единообразия интерпретации результатов).

Т.о., итоги научного наблюдения не должны очень сильно зависеть от личности исследователя, это гарантирует их объективность.

Классификация наблюдений

 

Основание Виды
В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду - включенное - невключенное (стороннее)
По характеру взаимодействия с объектом - скрытое - открытое (постепенно люди привыкают и начинают вести себя более естественно)
В зависимости от объекта наблюдений - внешнее (за поведением других людей) - нтроспекция (от лат. «гляжу внутрь»)
Относительно времени исследования - однократное -периодическое (через опр. промежутки вр.) - лонгитюдное (от англ. «долгота»)
По характеру восприятия - сплошное (обращается внимание на все доступные объекты) -выборочное (важны лишь опр. параметры поведения (н-р, частота проявления агрессии, время взаимодействия матери и ребенка)
По характеру регистрации данных -констатирующее (четкая фиксация значимых форм поведения, сбор фактов) - оценивающее (сравниваются факты по степени выраженности в каком-либо диапазоне, при этом часто используется шкала рейтинга)
По степени стандартизированности процедур - свободное, или поисковое (наблюдение хотя и имеет цель, но лишено ограничений в выборе того, на что надо обращать внимание; часто используется в начале научной работы) - структурированное, или стандартизированное (четко определены правила наблюдения, введены единообразные способы регистрации и анализа данных; чаще используется на заключительных этапах работы: поле наблюдения сужается, но возрастает сопоставимость результатов)

 



Обычно выделяют 3 разновидности процедур регистрации результатов:

- использование признаковых (знаковых) систем, то есть заранее описываются конкретные виды поведения, чтобы в дальнейшем фиксировать, как они проявляются (н-р, признаки интереса студента на лекции);

- применение системы категорий; такая система содержит полное описание всех видов возможного поведения, составляемых на научной основе, при этом все виды поведения скомпонованы в категории (группы); в дальнейшем в наблюдение нельзя вносить изменений (н-р, исследование дидактического мастерства педагога: предметные, методические, коммуникативные, речевые и др. умения);

- шкала рейтинга; внимание обращается не на наличие конкретного признака поведения, а на его выраженность; обычно используется наряду с другими видами регистрации (н-р, оценка степени интереса ученика на занятии: совсем не проявляет, едва проявляет, интерес средний, большой, жгучий интерес).

 

Эксперимент (от лат – «проба, опыт») – это активный метод исследования, предполагающий планомерное вмешательство в исследуемую ситуацию, управление ей. Если пассивное наблюдение позволяет ответить на вопрос: «Как это происходит?», то эксперимент – на вопрос: «Почему это происходит?».

Одно из основных понятий при описании эксперимента – переменная. Так называют любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено. Выделяют следующие виды переменных:

- независимая – это та, которую меняет экспериментатор;

- зависимая – фактор, изменяющийся в ответ на ввод независимой переменной;

- промежуточные – переменные, неподдающиеся строгому контролю, но непременно учитываемые факторы (на практике находящиеся между независимыми и зависимыми переменными, опосредующие их влияние друг на друга; н-р, физиологические или психологические состояния испытуемых – стресс, усталость, интерес к работе и т.д., которые надо учитывать, так как они меняют поведение испытуемых);

- контролируемые переменные – те условия, которые в ходе эксперимента не должны меняться.

В эксперименте всегда есть гипотеза (н-р, учащиеся будут прикладывать больше усилий, выполняя творческую работу в одиночестве, или в группе?). Гипотеза определяется целью исследования, но при этом должна быть проверяема. Существует 3 разновидности гипотезы: о наличии феноменов; о наличии связи между феноменами; о существовании причинно-следственной связи феноменов (это собственно экспериментальная гипотеза).

Обычно в эксперименте участвуют 2 группы испытуемых: экспериментальная и контрольная. В работу первой из них вводится независимая переменная (одна или несколько), в работу второй – не вводится.

Виды эксперимента

1. В зависимости от условий деятельности:

- лабораторный, он проводится в специально созданных условиях, часто применяются технические средства, специальная аппаратура. Достоинства: высокая точность результатов, почти полный контроль за всеми переменными, можно многократно повторять этот эксперимент. Недостатки: условия деятельности испытуемых не соответствуют реальным, испытуемые знают, что являются объектом исследования;

- естественный, он проводится в реальных условиях при целенаправленном варьировании некоторых из них исследователем. Такой эксперимент часто используется при проведении педагогических исследований (большую роль в его разработку внес в н. 20 века Александр Федорович Лазурский).

2. По характеру действий исследователя различают:

- констатирующий эксперимент, он выявляет существующие особенности личности или уровни развития соответствующих качеств, а также констатирует отношение причин и последствий.

- формирующий эксперимент. он предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на испытуемых для того, чтобы выработать определенные свойства и качества. Это позволяет выявить закономерности, динамику образования каких-либо качеств и свойств личности, определить условия ее эффективного развития.

3. В зависимости от степени разработанности проблемы выделяют:

- поисковые эксперименты, они направлены на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области;

- уточняющие эксперименты, их цель – определение границ, в пределах которых распространено действие данной теории или закона (при этом по сравнению с исходным экспериментом обычно варьируются условия, методика, объекты исследования);

- критические эксперименты, они организуются в целях опровержения существующей теории или закона новыми фактами;

- воспроизводящие эксперименты, они предусматривают точное повторение экспериментов предшественников для определения достоверности и надежности выводов.

 

Психологическое тестирование(в переводе с англ. «тест» - проба, проверка) – это система заданий, подобранных таким образом, чтобы можно было точно и обоснованно охарактеризовать конкретные особенности лиц, выполнивших эти задания. В психодиагностике – это стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.

Главное в тестах – их стандартизированность, то есть единообразие требований к процедуре и измерению результатов, которая способствует их точности, максимальной изолированности от влияния людей. Для оценки выраженности какого-либо исследуемого качества, часто результаты сравнивают со «среднестатистическими» (н-р, при оценке степени общительности, уровня интеллекта).

Основными характеристиками тестов являются показатели их надежности и валидности. Надежность – это помехоустойчивость теста, его независимость от действия случайных факторов. Валидность (от англ. «действительный, пригодный, имеющий силу») – это комплексная характеристика теста, указывающая на обоснованность и эффективность его применения. Т.е. это характеристика, указывающая нам, что тест измеряет, и насколько хорошо он это делает.

Виды тестов

1. В зависимости от особенностей интерпретации выполнения тесты подразделяются на:

- ориентированные на статистическую норму, они предполагают использование математической статистики (для этого предварительно тестируется репрезентативная выборка и выявляется диапазон баллов, характерный для низкого, среднего, высокого уровня развития конкретного качества);

- критериально-ориентированные тесты (КОРТы) не предполагают подобного сопоставления данных испытуемых со среднестатистической нормой. За точку отсчета в них берется определенный объем требований общества к какому-либо качеству, свойству. Этот объем требований отражается совокупностью конкретных критериев. КОРТы, как правило, разрабатываются для диагностики сформированности умственных действий, а также для контроля за состоянием знаний, умений, навыков учащихся. Т.е. КОРТы делают упор на то, что индивид может делать, и что он делает (вычисляет, выбирает, понимает…), а не на то, как он выглядит на фоне других.

2. В зависимости от предмета измерения выделяют тесты:

- интеллекта;

- способностей (общих и специальных);

- достижений (уровень учебных, профессиональных, спортивных достижений);

- личности (различные аспекты личностного развития – мотивы, интересы, эмоции);

- межличностные (отношения в группе, коммуникативные процессы).

3. По характеру тестовых заданий:

- вербальные;

- образные (работа с рисунками, схемами);

- практические (манипулирование реальными объектами или их заместителями).

4. По форме предъявления заданий:

- бланковые (бумага и карандаш), аппаратурные, рисуночные, устные.

5. В зависимости от количества испытуемых: индивидуальные, групповые.

6. По времени выполнения:

- тесты скорости (в них главное темп решения заданий в ед. времени);

- тесты результативности (результаты оцениваются без связи со временем выполнения заданий).

 

Проективные методики.Термин «проективные» (от лат. – «выбрасывание вперед») был введен Лоуренсом Франком (1939 г.) для объединения целой группы внешне разнородных способов исследования личности, предполагающих осуществление человеком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметы. Действительно, в высказываниях, в творчестве и т.д. в той или иной мере проектируются скрытые стремления, неосознаваемые проблемы человека. Основополагающими источниками развития проективного направления стали ассоцианизм и психоанализ. Следует заметить, что сам термин «Проективные методики» пришел из психоанализа (проекция – один из защитных механизмов – неосознанное перенесение собственных свойств и состояний на кого-либо из окружающих).

Применение проективных методик предусматривает:

- неструктурированность, неопределенность стимульного материала, что допускает возможность быть использованным или истолкованным самыми разнообразными способами. На первый план выступает не его объективное содержание, а ассоциативное отношение, которое проявляется в процессе действий с ним;

- формулирование инструкций в самом общем и кратком виде, что оставляет свободу для самовыражения и фантазии;

- создание атмосферы доброжелательности при полном отсутствии оценочных суждений со стороны исследователя: здесь не может быть правильных и неправильных ответов;

- неинформированность испытуемого в диагностической значимости его действий и слов (чтобы избежать искажений при проекции личности).

Виды Проективных методик:

1) Методики структурирования, они предполагают придание определенного смысла материалу, наделение его каким-либо содержанием (Пр-р: «Чернильные пятна», разработанные в 20-е гг. 20 в. швейц. психиатром Германом Роршахом; исследуется аффективность, степень ее контролируемости, некоторые интеллектуальные особенности).

2) Методики конструирования – создание целого из отдельных частей или фрагментов (Пр-р: «Тест мира», М. Ловенфельд, 1939 г., для выполнения методики предлагается более 200 маленьких моделей (дома, деревья, люди т.д.). Задача испытуемого – создать свой мир. Анализируется, какие предметы выбраны первыми, какое их количество используется, формы конструкций, площадь занятого пространства и др.).

3) Методики интерпретации, они предусматривают истолкование событий, ситуаций, изображений. (Пр-р: методика С. Розенцвейга, которая создана на основе его теории фрустрации; стимульный материал – 24 рисунка, на которых изображены люди в проблемной ситуации; один из персонажей произносит фразу, за другого персонажа должен дать ответ испытуемый; выявляется тип и направленность агрессии – на себя или на другого).

4) Методики дополнения, они предполагают завершение фразы или истории (П-р: методика продолжения предложений; «Будущее кажется мне…», «Если бы я снова был молодым, то…»).

5) Методики импрессии, они требуют выбора, предпочтения одних стимулов другим (Пр-р: Тест цветовых предпочтений Люшера; 73 карточки, 25 цветов, их выбор позволяет говорить об эмоциональном благополучии человека).

6) Графические методики, они основаны на самостоятельном изображении предметов, людей, животных (Пр-р: «Рисунок семьи», «Дом-дерево-человек», «Нарисуй человека» и др.). В рисунке человек непосредственно выражает особенности собственной личности, которые поддаются интерпретации с помощью различных критериев.

 

Интервьюирование (от англ. «встреча, беседа») – метод получения информации в ходе устного общения. В отличие от простой беседы процедура интервьюирования предполагает четкую цель, предварительное планирование действий по сбору данных, обработку полученной информации. Интервьюирование используется во многих научных и практических отраслях.

Виды интервью

1. В зависимости от условий проведения интервью может быть:

- единичным/ многократным;

-индивидуальным/ групповым

2. По форме общения:

- свободное интервью – это беседа, в которой исследователь имеет возможность менять порядок, структуру и направленность вопросов (часто используется в начале исследования); достоинство – гибкость и эффективность; недостаток – трудно сопоставлять сведения, получаемые от разных респондентов;

- стандартизированное интервью – это проведение опроса по четко разработанной схеме для всех респондентов, при этом все условия процедуры четко регламентированы (используется при опросе большего количества людей); достоинства – легко сопоставлять полученные сведения;

- полустандартизированное интервью основано на использовании двух видов вопросов: одни из них основные, обязательные, они должны быть заданы каждому респонденты, другие – «подвопросы», уточняющие, которые применяются в зависимости от ответов на основные вопросы. Т.о. достигается вариативность, учет индивидуальных особенностей респондентов.

 

Анкетирование – это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами. Одним из пионеров использования этого метода был Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчетам опрашиваемых.

Основные виды вопросов в анкете.

1.По содержанию (или направленности) вопросов выделяют 3 вида:

1) о личности респондента, касающиеся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и др. Это позволяет учитывать в дальнейшем специфику ответов разных групп;

2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений респондентов;

3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

2. В зависимости от формы ответа вопросы подразделяются на:

1) Закрытые вопросы, они содержат полный набор возможных ответов, при этом респондент лишь выбирает свой вариант. Количество выборов заранее оговаривается – один или несколько.

2) Полузакрытый вопрос, он используется, если составитель не осведомлен о всех возможных ответах, или хочет выяснить точку зрения респондента. Кроме перечня готовых ответов имеется графа «другие ответы».

3) Открытый вопрос, он предполагает, что ответ на него целиком формулируется респондентом.

3. В зависимости от способа формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными.

1) Прямой вопрос направлен на непосредственное получение информации от респондента. Но часто респонденты дают «желаемые» ответы (н-р, «Почему вы пропускаете лекции?»).

2) Косвенный вопрос связан с использованием воображаемой ситуации (н-р, «Как вы думаете, почему студенты не всегда посещают лекции?»)

4. По функции вопросы анкеты подразделяются на:

- информационные (основные), их большинство, они направлены на получение информации от каждого респондента;

- вопросы-фильтры, они используются, когда необходимы сведения только от группы респондентов (н-р, для тех, которые положительно ответили на предыдущий вопрос, или «Следующие вопросы только для учителей»), то есть это «анкета в анкете»;

- контрольные вопросы, они дают возможность уточнить правильность сообщенных респондентами сведений, исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы. Это либо повторение вопроса, но в другой формулировке, либо вопросы, выясняющие, есть ли у респондента склонность давать социально желаемые ответы.

Композиция анкеты. Она обычно начинается с краткого вступления – обращения к респонденту, где излагается тема опроса, его цели, называется организация или лицо, проводящее анкетирование, сообщается о конфиденциальности опроса. Затем излагается инструкция по заполнению анкеты (если вопросы меняются, то инструкции могут быть и в других частях анкеты). Первые вопросы более легкие, постепенно усложняются. В конце, если анкета большая, вопросы опять могут быть легче.

 

Социометрический метод исследования группы Социометрия (от лат. «общество» и греч. «измеряю») применяется для диагностики межличностных отношений в малых группах (например, классах). Метод позволяет выяснить: 1) особенности неформальных отношений в группе; 2) степень психол. совместимости конкретных людей; 3) внутригрупповые статусы участников; 4) качество психол. атмосферы в группе. Основоположник социометрии – амер. психиатр и соц. психолог Якоб Морено. По его мнению, психическое состояние и адекватность поведения человека в группе зависят от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы.

Понятия и содержание диагностических процедур с помощью социометрии.

Выбор – это единица измерения и анализа в социометрии, является показателем симпатии или антипатии. В зависимости от вопроса выбор может быть положительным (или прямым «Кого бы из членов группы вы пригласили на День рождения?»), отрицательным (или обратным «Кого из членов группы вы не хотели бы иметь соседом по парте?»), нулевым (отсутствие выбора; есть члены группы, которых никто не выбрал). Как правило, один вопрос требует несколько выборов.

Социометрический критерий – так называется конкретная ситуация выбора, которая формулируется в виде письменного или устного вопроса ко всем участникам диагностической процедуры.

1) В зависимости от характера исследовательской задачи выделяют критерии: а) коммуникативные, направленные на выявление взаимоотношений в группе («Кого бы вы выбрали..?»); б) гностические, выясняющие степень осознания человеком своих взаимоотношений с членами группы («Кто, по вашему мнению, выбрал бы вас…?»).

2) По характеру выявляемых взаимоотношений критерии подразделяются на: а) двойные, предлагающие отношения партнерства, равенства позиций выбирающего и выбираемых им («С кем бы вы не согласились пойти в поход?»; б) ординарные, связанные с установлением иерархических отношений лидерства и подчинения («Кого бы вы выбрали бригадиром на субботнике?»).

3) По характеру ответов критерии могут быть предполагающими положительные выборы («Кого бы вы выбрали для…?») или отрицательные выборы («Кого бы вы отвергли…?»).

4) По количеству ответов критерии подразделяются на: а) непараметрические (без ограничения числа возможных выборов); б) параметрические (с четким ограничением числа выборов, н-р до 4-5 чел., это оптимальная величина). Достоинства: снижение вероятности случайных ответов («выбираю всех»), облегчение трудоемкости обработки результатов, возможность сопоставления данных по группам с разной численностью. Недостатки: невозможность раскрыть все многообразие взаимоотношений в группе, выявить индивидуальные особенности испытуемых (экстраверты выбирают больше людей, интроверты – меньше).

Социометрический шифр. Всем членам группы, включая отсутствующих в данный момент, присваиваются порядковые номера (шифры). Готовятся списки и при обследовании раздаются на каждый стол (можно написать на доске). На бланке пишутся не ФИО, а шифры.

Социометрическая карточка – опросный лист, бланк анкеты, на которой производится регистрация индивидуальных выборов. Иногда на карточке приводится инструкция.

Процедура социометрического опроса обычно занимает 10-12 минут. При этом респондентов размещают так, чтобы они работали самостоятельно, разговоры запрещаются. Цель процедуры излагается в общем виде, в тонкости анализа группа не посвящается. Нужно проинформировать, что все результаты конфиденциальны. Окончательные итоги сообщаются индивидуально.

 

Экспертное оценивание.Эксперт (от лат. «опытный, искушенный») - компетентное лицо, имеющее специальный опыт в конкретной области и участвующее в исследовании в качестве источника информации. Его задача – выражение мнения по какому-либо вопросу, проблеме.

Особый интерес к этому методу возник после успешной реализации «Дельфийского проекта» (после Второй мировой войны правительство США решало проблему, какое количество ядерного оружия достаточно для обеспечения безопасности страны). Наиболее существенными особенностями этой экспертизы были:

- цикличность процедуры, повторяемость ее стадий (вначале каждый эксперт выдавал свою оценку и обосновывал ее, потом составлялась итоговая сводка, с которой знакомили экспертов, далее эксперты корректировали свои первоначальные оценки, т.о. было отмечено сближение экспертных суждений между собой);

- отсутствие прямого контакта экспертов между собой, чтобы избежать ненужного влияния;

- анонимность участников экспертной оценки, чтобы избежать давления «авторитета» кого-либо из них, эффекта «огруппления мышления» и т.п. (но заочная процедура обычно требует увеличения времени на исследование);

- оперирование не только количественными оценками, но и их аргументацией;

- участие в работе специальной группы, обеспечивающей обработку и передачу экспертной информации. Это т.н. мониторная группа, в функции которой входит формулирование исследовательской задачи, подбор экспертов, их инструктаж, разработка оценочных параметров, обеспечение работы экспертов.

Данный метод во многом относится к субъективным методам, т.к. много зависит от компетентности экспертов, поэтому очень важен их грамотный подбор. Однако просчеты могут быть вызваны и плохой организацией исследования: нечетко сформулированной задачей, отсутствием программы экспертной работы, невнятностью инструкций и т.п.

В оценочной деятельности экспертов можно выделить следующий этапы:

1) подготовка к экспертизе: изучение порядка и правил оценивания, ознакомление со способами регистрации суждений, актуализация знаний в данной конкретной области;

2) исследование объекта экспертизы;

3) возникновение имплицитной оценки – той, где субъективное впечатление, слабодифференцированное и неустойчивое, еще не получило выражение средствами внутренней речи, словами;

4) экспликация оценки – формулирование ее в уме, а затем в вербальном и символическом виде;

5) проверка правильности результата оценивания;

6) аргументирование оценки;

7) участие в информационном обмене между экспертами.

Работа экспертов может происходить в условиях большей или меньшей стандартизации, то есть можно использовать свободное или стандартизированное интервью, анкетирование с закрытыми или открытыми вопросами. Материалы об экспертной оценки подвергаются статистической обработке и логической сопоставимости. Для этого исследователь осуществляет следующие операции: проверяет экспертные суждения на непротиворечивость, устанавливает степень согласованности экспертов между собой, выделяет группы экспертов со сходными позициями (при существенных расхождениях в оценках), выявляет причины разброса мнений, определяет влияние компетентности экспертов на содержание их оценок.

 

Контент-анализ (от англ. «содержание» и греч. «разложение, расчленение») – метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых выражениях. Контент-анализ предусматривает строгую формализацию процессов осмысления материала и включает в себя:

- выделение системы опорных понятий (категорий анализа);

- отыскание их индикаторов – слов, сочетаний, суждений (единиц анализа);

- статистическую обработку данных.

Метод зародился в 20-егг. в амер. журналистике как средство количественно-качественного изучения содержания прессы. В наст. время применяется во многих науках, часто сочетается с другими методами.

Основные этапы контент-анализа:

1.Подготовительный этап (разработка программы анализа материала). Он включает постановку цели исследования, предварительную проверку адекватности выбранного метода особенностям предстоящей работы, составление классификатора (опорной схемы для контент-анализа), подготовку инструкций для исследователей, пилотажное исследование, коррекцию программы. Особое внимание уделяется составлению классификатора, представляющего собой перечень категорий анализа, соответствующих им индикаторов, принятых единиц счета (это основа алгоритма действий).

Категории анализа – это смысловые единицы, выраженность которых подлежит регистрации в соответствии с поставленной целью. Н-р, анализируя характер ученика по итогам интервью, мы можем выделить следующие категории: его отношение к самому себе, к другим людям, деятельности…

Единицы анализа, или индикаторы, признаки выраженности смысловых единиц, представляют собой части текста, характеризующиеся принадлежностью к определенной категории (это могут быть символы, слова, термины, суждения, реплики, интонации…).

Единицы счета – это количественные характеристики отношений категорий друг к другу или единиц анализа к категориям. В практике исследований обычно используются 2 варианта: 1) частоту проявлений в тексте категории или ее признака; 2) пропорцию представленности категории (ее признака), или иначе объем внимания, уделяемый ей автором текста (сравнительное количество печатных знаков, площадь соответствующих частей текстов, необходимое время произнесения. Разработка классификатора завершается составлением инструкций кодировщику и подготовкой кодировочной матрицы.

Кодировочная матрица – это таблица, удобная для регистрации первичных результатов исследования. Обычно по вертикали в ней даны категории анализа, по горизонтали – перечень источников информации (отдельные документы, сообщения, персоналии испытуемых…). Тогда середина таблицы заполняется цифрами, свидетельствующими о частотах присутствия данной категории в том или ином материале.

2. Исполнительный этап. Предусматривает совокупность процедур по выделению индикаторов категорий и регистрации характеристик их присутствия в тексте. Кодировщики могут допускать ошибки: неверно соотносить единицы анализа с категориями, пропускать какие-либо единицы анализа, фиксировать то, чего на самом деле нет.

3. Этап обработки данных. Содержание его определяется целью исследования. В зависимости от этого при обработке результатов используются частотные или процентные распределения, коэффициент корреляции, сопоставительные таблицы и др.

 

 

Вопросы:

1. В чем сущность методологии педагогики?

2. Назовите уровни методологического знания и покажите их специфику в педагогике.

3. Раскройте сущность системного подхода как общенаучную методологию педагогики.

4. В чем специфика других методологических подходов, которые используются в педагогических исследованиях: антропологического, деятельностного, субъектного, личностного?

5. Каким образом связаны между собой методологические подходы и принципы исследования? Проиллюстрируйте конкретными примерами (системный подход предполагает учет следующих принципов…).

6. Какова логика организации исследования в педагогике? Дайте характеристику его этапов.

7. Дайте характеристику методологических компонентов исследования: объекта, предмета, цели, гипотезы, задач исследования.

8. В чем различие методов и методик исследования?

 

Задание: определите достоинства и ограничения эмпирических методов педагогического исследования: наблюдения, эксперимента, тестирования, проективных методик, интервью, анкетирования, социометрии, экспертного оценивания, контент-анализа.

 

Метод исследования Достоинства Ограничения
     
     

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.