Сделай Сам Свою Работу на 5

Объем часов по видам учебной нагрузки





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ

И УПРАВЛЕНИЯ имени К.Г.Разумовского

Кафедра «Менеджмент»

Рассмотрено на заседании кафедры протокол №6 от 15.01.2014 г

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой _______/проф. Князев В.В./

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Стратегический менеджмент

 

Профиль - «Производственный менеджмет»

формы обучения: очная, очно-заочная и заочная

курс: 3с,4

 

Москва 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА.

 

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА. Цели и задачи изучения дисциплины Содержание дисциплины. Объем часов по видам учебной нагрузки. Тематический план занятий (дневная форма обучения). Тематический план занятий (заочная форма обучения)      
П.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1.Задания и методические указания по проведению практических занятий. 2.2.Задания и методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 2.2.1. Распределение часов по видам самостоятельной работы. 2.2.2. Содержание самостоятельной работы 2.2.3. Практические ситуации для подготовки и проведения ситуационных семинаров (метод кейсов) 2.2.4. Методические указания по выполнению курсовой работы. 2.3. Основная и дополнительная литература. 2.4. Перечень средств и методов обучения. 2.5.Требования к уровню освоения программы и формы контроля знаний студентов.        
III. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ.  
IV. ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.  
V. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.  
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.  

 



 

I. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

1.1 Цели и задачи изучения дисциплины

 

 

Дисциплина «Стратегический менеджмент» изучается студентами специальностей 0611 «Менеджмент» По дисциплине предусмотрено выполнение курсовой работы и сдача экзамена.

Целью курса является изучение студентами основных концепций стратегического менеджмента и приобретение практических навыков стратегического анализа, которые могут быть использованы в их практической работе.



Курс «Стратегический менеджмент» состоит из 5 модулей. Объектом изучения является деятельность по практическому управлению организацией.

Предмет изучения – отношения, которые складываются в организации в ходе выбора стратегии ее развития и осуществляемых в ней стратегических изменений в процессе реализации принятой стратегии.

В качестве метода обучения используется сочетание ситуационного и системного подходов к изучению стратегического управления организацией, а также методы активного обучения (разбор конкретных ситуаций, работа в малых группах, практические упражнения, тесты).

Задачами курса являются:

- закрепление теоретических знаний по курсу «Стратегический менеджмент»;

- освоение приемов оценки внутреннего состояния фирмы; приобретение практических навыков по определению конкурентного положения компании и предвидения возможных негативных изменений во внешней среде;

- получение необходимых знаний для того, чтобы разрабатывать меры по стабилизации и улучшению конкурентных позиций своей организации;

- овладение навыками по структурированию целей и определению стратегий достижения поставленной цели.

 

1.2. Содержание дисциплины

 

Объем часов по видам учебной нагрузки

Форма обуче-ние Все-го в т.ч. аудиторных часов Вт.ч. самост. работа Курсовая работа Зачет Экзамен
    Всего Лекции Практ. занятия        
дневная в 7 сем. в 6 сем. в 7 сем.
заочная 1 на 4 курсе - 1 на 4 курсе
                 

 



 

1.2.2. Тематический план занятий (дневная форма обучения).

 

Название темы Количество часов
Лекции Практические занятия  
Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности 6,0 7,0
1.1 Сущность стратегического менеджмента 1,0  
1.2 Понятие стратегии 0,5  
1.3 Эволюционные изменения моделей стратегического поведения организации 1,0  
1.4 Стратегический менеджмент как область научных знаний 1,0  
1.5 Стратегическое видение, миссия и цели организации 1,0  
1.6 Уровни разработки стратегии 1,0  
1.7 Роль заинтересованных лиц в формировании целей организации 0,5  
Стратегия предприятия, стратегическое управление. Стратегия и организационная структура 3,0 3,0
2.1 Анализ ресурсов, компетенций и стержневых компетенций 2,0  
2.2 Анализ цепочки ценностей 1,0  
Формирование стратегических целей и стратегии предприятия 7,0 3,5
3.1 Анализ макроокружения 3,0  
3.2 Анализ микроокружения (отраслей и рынков) организации 4,0  
3.3 Стратегия и техническая политика    
Виды стратегических решений и критерии стратегического выбора 4,0 3,0
4.1 Виды стратегии 1,0  
4.2 Стратегический маркетинг 3,0  
5. Стратегия внешнеэкономической деятельности. 3,0  
6. Корпоративные стратегии диверсификации 3,0  
7. Стратегический потенциал организации. Проектирование систем управления. 4,0 3,0
*8. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности 6,0 3,0
Тестирование (итоговый контроль) - 1,5
  Всего 36,0 24,0

 

1.2.3. Тематический план занятий (заочная форма обучения).

 

Название темы Количество часов
Лекции практические занятия
1. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности 2,0 1,0
1.1 Сущность стратегического менеджмента 0,2  
1.2 Понятие стратегии 0,2  
1.3 Эволюционные изменения моделей стратегического поведения организации 0,5  
1.4 Стратегический менеджмент как область научных знаний 0,2  
1.5 Стратегическое видение, миссия и цели организации 0,2  
1.6 Уровни разработки стратегии 0,5  
1.7 Роль заинтересованных лиц в формировании целей организации 0,2  
2. Стратегия предприятия, стратегическое управление. Стратегия и организационная структура 2,0  
2.1 Анализ ресурсов, компетенций и стержневых компетенций 1,0  
2.2 Анализ цепочки ценностей 1,0  
3. Формирование стратегических целей и стратегии предприятия 3,0 1,0
3.1 Анализ макроокружения 1,0  
3.2 Анализ микроокружения (отраслей и рынков) организации 2,0  
4. Стратегия и техническая политика 1,5 3,0
4.1 Виды стратегических решений и критерии стратегического выбора 0,5  
4.2 Виды стратегии 1,0  
5. Стратегический маркетинг 1,0  
6. Стратегия внешнеэкономической деятельности. 1,0  
7. Корпоративные стратегии диверсификации 1,0 1,0
8. Стратегический потенциал организации. Проектирование систем управления. 4,5 2,0
Тестирование (итоговый контроль) - 1,5
  Всего 16,0 8,0

 

Тема 1. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности

 

Сущность стратегического менеджмента, его основные этапы (стратегически анализ, стратегический выбор, реализация стратегии). Определение стратегия как комплексного понятия Г. Минцбергом («пять П») и А.Чандлером. Основные характеристики, преимущества и недостатки стратегии. Походы к разработке стратегии: главный стратегический подход, «делегирование полномочий», совместный, инициативный.

Разработка стратегии по уровню иерархии:

- корпоративная стратегия (понятие и содержание);

- деловая стратегия (понятие и содержание);

- функциональная стратегия (понятие и содержание);

-операционная стратегия (понятие и содержание).

Понятие заинтересованных лиц. Классификация заинтересованных лиц. Основные переменные, определяющих степень влияния заинтересованных лиц

 

Тема 2. Стратегия предприятия, стратегическое управление. Стратегия и организационная структура.

 

Основные факторы, определяющие деятельность организации. Необходимость стратегического анализа внутренней среды организации.

Базовые конкурентные стратегии М.Портера: лидерство по издержкам, дифференциации, сфокусированные.

Пути сохранения конкурентных преимуществ. Виды конкурентных стратегий в зависимости от ситуаций в отрасли: стратегий для конкуренции в новых и быстро растущих отраслях, стратегия для конкуренции в отраслях, находящихся в стадии зрелости, стратегия для конкуренции в раздробленных отраслях.

 

Тема 3. Формирование стратегических целей и стратегии предприятия.

 

Формирование стратегического видения, миссии и целей организации. Определение целей организации (экономические, социальные, стратегические). Требования к целям орагизации.

Цели стратегического анализа внутренней среды. Материальные и нематериальные ресурсы. Анализ ресурсов: по категориям (человеческие, финансовые, производственно-технологические, информационные, коммуникационные, материальные) по специфичности, по результату.

Понятие компетенций. Стержневые компетенции (отличительные особенности) как основа конкурентного преимущества организации.

Цель анализа видов деятельности в цепочке ценностей М.Портера. Два способа увеличения ценности продукта. Понятие цепочки ценностей и ее составляющие.

Значение человеческих ресурсов. Аудит человеческих ресурсов. Понятие культуры организации. Факторы, влияющие на формирование культуры организации. Классификация типов культур.

 

Тема 4. Стратегия и техническая политика предприятия

 

Виды стратегических решений:

- решения, связанные с выбором продуктов и рынков: категории продуктов, категории рынков, характеристика продуктов, продуктовый и рыночный портфели, жизненный цикл продуктов;

-связанные с выбором генерических стратегий

- связанные с изменением размеров организации: внутренний рост, внешний рост; понятие стратегических альянсов и их виды, разукрупнение компаний, понятие аутсорсинга.

Критерии стратегического выбора: критерий соответствия, технико-экономической обоснованности, приемлемости, конкурентного преимущества.

 

Тема 5. Стратегический маркетинг

 

Понятие макросреды. Преимущества и недостатки анализа макросреды. Способы определения рынков. Сегментация рынка. Определение продукта. Понятие отрасли и рынка. Модели отраслевого анализа: модель пяти сил конкуренции М.Портера, модель сфер деятельности конкуренции и сотрудничества, ресурсный анализ. Анализ движущих сил отрасли. Анализ стратегических групп и конкурентов. SWOT – анализ

Пятиуровневая модель продукта Котлера. Классификация продуктов по Копеленду. Жизненный цикл продукта. Теория продуктового портфеля.

 

Тема 6. Стратегия внешнеэкономической деятельности.

 

Формы международной конкуренции. Сущность интернационализации и глобализации. Факторы, способствующие глобализации: рыночные (маркетинговые), затратные, государственные, конкурентные. Методы вхождения организации на международный рынок: внутренние (прямой экспорт, зарубежное производство или сборка), внешние (международные альянсы и совместные предприятия, слияние и поглощение, франчайзинг и лицензирование).

 

 

Тема 7. Корпоративные стратегии диверсификации.

 

Стратегия диверсификации в родственные и в неродственные отрасли. Критерии для оценки диверсификации. Стратегии продажи и ликвидации бизнеса. Корпоративные стратегии восстановления, экономии и реструктуризации портфеля. Стратегия транснациональной диверсификации.

 

Тема 8. Стратегический потенциал организации. Проектирование систем управления.

 

Реализация стратегии и стратегический процесс. Соответствие стратегии ресурсам организации. Соответствие культуры организации выбранной стратегии. Классификация типов культур, понятие корпоративной культуры, ее соответствие стратегии. Соответствие структуры организации выбранной стратегии. Роль руководства в реализации стратегии. Роль персонала в реализации стратегии. Управление сопротивлением изменениям в процессе реализации стратегии. Контроль за реализацией стратегии. Методы анализа, используемые при стратегическом выборе. Анализ разрыва, анализ динамики издержек и кривая опыта, анализ динамики рынка, матрица развития продукта-рынка Ансоффа. Матрица БКГ. Многофакторная матрица «Мак-Кинси».

Инструмент реализации стратегии - система сбалансированных показателей. Понятие стратегических карт. Основные перспективы (направления) системы сбалансированных показателей: финансовая, клиентская, бизнес-процессы, обучение, развитие.

 

II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

  № Содержание Кол-во часов. Семестр
  Проверка остаточных знаний по курсу «Основы менеджмента». Доклады по подготовленным рефератам на тему: «Развитие стратегического менеджмента как области научных знаний» и их обсуждение. 1,0   3,0    
Формулирование миссии и целей организации 3,0    
Анализ внутреннего состояния организации. Анализ внешней среды 5,0
4. Тестирование (промежуточный контроль) 1,5
5.   Стратегический выбор. Определение стратегических вариантов. Виды стратегических решений и критерии стратегического выбора. Виды стратегий. 3,0
6. Матричный анализ хозяйственного портфеля компании (см. электронный учебник» Стратегический менеджмент», серия бизнес-школа, издательский дом «Равновесие) 3,0    
Выбор стратегии развития компании (см. электронный учебник» Стратегический менеджмент», серия бизнес-школа, издательский дом «Равновесие) Построение системы сбалансированных показателей и разработка стратегических карт. 3,0
Построение системы сбалансированных показателей и разработка стратегических карт 3,0
9. Тестирование (итоговый контроль) 1,5
  Итого 24,0  

План и содержание практически занятий для студентов дневной формы обучения

 

План и содержание практически занятий для студентов заочной формы обучения.

 

  № Содержание Кол-во часов. Курс
  Проверка остаточных знаний по курсу «Основы менеджмента». 0,5        
Формулирование миссии и целей организации.   0,5  
Анализ внутреннего состояния организации. Анализ внешней среды   1,5
Стратегический выбор Определение стратегических вариантов Виды стратегических решений и критерии стратегического выбора Виды стратегии   1,5
Матричный анализ хозяйственного портфеля компании
Построение системы сбалансированных показателей и разработка стратегических карт   3,0
  Итого 8,0  

 

 

Занятие №1 (продолжительность 4 часа)

1.Проверка остаточных знаний по курсу «Основы менеджмента» ( 1 час).

2.Доклады по подготовленным рефератам на тему: «Развитие стратегического менеджмента как область научных знаний» и их обсуждение (3 часа).

При изложении подготовленного материала необходимо дать краткую характеристику той или иной школы в следующей последовательности:

-основоположники;

-отрасли знаний, ставшие источниками основных работ основоположников школы;

-сторонники школы (типы людей, разделяющие позиции школы);

- ключевые понятия, присущие той или иной школе (соответствие, формализация, анализ, предвидение, фреймы, обучение, овладение, объединение, преодоление, интеграция);

-девиз школы;

-определение стратегии;

-роль руководства в разработке стратегии;

-описание стратегического процесса ( основа процесса, основные действующие силы, характер и темпы изменений стратегий, отношение к организации и внешней среде, наиболее подходящие ситуации и стадии применения).

При обсуждении рефератов следует :

-обратить внимание на то, что каждая из десяти школ сугубо индивидуально рассматривает процесс разработки стратегии;

- объяснить причину появления такого количества школ;

- объяснить какие из десяти школ теоретические положения являются наиболее приемлемыми с практической точки зрения.

- рассмотреть проблемы использования стратегического менеджмента в современных условиях.

 

Занятие № 2 (продолжительность 3 часа).

1.На занятиях следует уделить внимание содержанию понятия «миссия» организации и определить, как наличие или отсутствие сформулированной миссии влияет на деятельность компании. Используя электронный учебник «Стратегический менеджмент» (серия бизнес-школа, издательский дом «Равновесие» раздел «Место стратегии в управлении предприятием) необходимо проанализировать миссии представленных организаций и попытаться самостоятельно определить миссию какой-либо организации.

2. Обсуждение и анализ миссии, видения и целей организаций по ситуационным задачам 1-4.

 

Занятие № 3 (продолжительность 5 часа).

1.На занятиях необходимо уделить внимание факторам формирования внешней среды организации, а также факторам внутренней среды организации, определяющих ее конкурентные позиции (см. электронный учебник» Стратегический менеджмент»,серия бизнес-школа, издательский дом «Равновесие»,раздел «Стратегический анализ»).

2.Проведение анализа влияния вышеназванных факторов на конкретных ситуациях, которые студенты должны были изучить в процессе самостоятельной работы. (ситуации 1-4,6).

3.Просмотр и обсуждение видеокурса по теме «Разработка стратегии развития. Эффективное управление российскими компаниями». Видеокурс позволяет:

- повысить эффективность усвоения учебного материала за счет применения активных методов обучения и задействования визуального канала восприятия;

-получить комплексное представление о проблемах российский предприятий и действенных методах решения практических задач;

-овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для эффективного управления деятельностью предприятия;

-разнообразить учебный процесс, сделать его более наглядным и доступным;

-повысить эмоциональную вовлеченность участников обучения, снять психологические барьеры, упростить понимание и запоминаемость материала студентами.

 

Занятие № 4 (продолжительность 1,5 часа).

Проведение промежуточного контроля знаний по темам: «Введение в стратегический менеджмент» и «Анализ внутренней и внешней среды организации (см. вопросы по темам в разделе самостоятельная работа).

 

Занятие 5 (продолжительность 3 часа).

1.При подготовке к занятиям студенты должны ознакомиться с

методикой составления стратегических карт, выбрать отрасль, определить список характеристик, отличающих организации отрасли друг от друга; отобрать две характеристики, отвечающие определенным требованиям и нанести организации на карту с двумя переменными. В результате анализа стратегической карты студенты должны оценить положение на рынке конкурирующих организаций и тенденции конкурентной борьбы.

2. Оценка конкурентной силы компании. Для этого необходимо выбрать ключевые факторы успеха в конкретной отрасли (6-10 показателей) , определить вес каждого показателя , оценить организацию и ее конкурентов по каждому показателю и рассчитать взвешенную общую оценку по организации и ее конкурентам.

 

Занятие № 6 (продолжительность 3 часа).

При подготовке к данному занятию студентам необходимо ознакомиться с основной и дополнительной литературой по данной теме и получить четкое представление о методах портфельного анализа. В процессе решения конкретной ситуационной задачи следует отработать навыки использования матричного анализа хозяйственного портфеля для оценки текущей и будущей конкурентной позиции компании, разработки мер по стабилизации и улучшению конкурентной позиции.

( см. электронный учебник» Стратегический менеджмент», серия бизнес-школа, издательский дом «Равновесие)

 

 

Занятие № 7 (продолжительность 3 часа).

Выбор стратегии развития компании (см. электронный учебник» Стратегический менеджмент», серия бизнес-школа, издательский дом «Равновесие).

Занятие № 8 (продолжительность 3 часа).

Построение системы сбалансированных показателей и разработка стратегической карты на примере авиакомпании Х.

Основные этапы.

1. Определение миссии авиакомпании - «Мы безопасная и надежная компания для деловых людей».

2. Определение видения - «Мы хотим во всех отношениях быть профессиональной организацией, такой, которую потребители предпочтут всем другим, отправляясь в деловую поездку в любой из регионов, где мы работаем. Мы хотим достичь этого с помощью:

-достижения превосходных финансовых результатов и роста прибыльности, а также успешного выведения на рынок инновационных товаров и услуг;

-предоставления нашим потребителям высококачественных услуг и создания имиджа, способствующего занятию ведущей позиции на мировом рынке авиаперевозок для деловых людей;

-соблюдения лучшего, чем у конкурентов, графиков вылета и посадки самолетов, создания вдохновляющей рабочей обстановки, стимулирующей командный дух, открытое общение и процессное мышление;

-непрерывного развития нашего человеческого потенциала, конкурентоспособных навыков и способностей.

Для того, чтобы быть самой безопасной и надежной авиакомпанией для деловых людей, все в нашей организации будет подчинено задаче достижения максимально высоких результатов с помощью мотивированных и заботливых сотрудников».

3. Определение ключевых факторов успеха:

- высокие финансовые результаты и рост прибыльности;

- ведущая позиция на мировом рынке;

- первая компания, о которой вспоминают, когда надо лететь в командировку;

- высококачественные услуги;

- имидж;

- безопасность и надежность;

-своевременный вылет и прибытие самолетов;

- командный дух;

- система мотивации сотрудников;

- успешный вывод на рынок инновационных продуктов и услуг;

-непрерывное развитие человеческого потенциала;

- конкурентные преимущества, основанные на знаниях, навыках и способностях сотрудников;

- открытые коммуникации;

- процессное мышление.

4.Определение стратегических целей для каждого ключевого фактора успеха.

 

Ключевой фактор успеха Стратегическая цель
Высокие финансовые результаты и рост прибыльности Максимизация акционерной стоимости; -повышение доходов; -повышение притока денежных средств.
Ведущая позиция на мировом рынке Увеличение доли рынка; -присутствие на мировом рынке; -дальнейшее проникновение на мировой рынок пассажирских авиаперевозок для деловых людей.
Первая компания о которой вспоминают, когда надо лететь в командировку   Высокая степень удовлетворенности потребителей качеством продукции ,услуг и уровнем подготовки сотрудников.
Высококачественные услуги Большая степень доверия со стороны потребителей к предоставляемым услугам.
Имидж Поддержание устойчивого имиджа безопасной и надежной авиакомпании.
Безопасность и надежность Оптимальная безопасность и надежность.
Своевременный вылет и прибытие самолетов Сокращение числа задержек вылетов и посадок.
Командный дух   Менеджеры, выполняющие роль коучей; -эффективная командная работа.
Система мотивации сотрудников;   Повышение степени удовлетворенности сотрудников.
Успешный вывод на рынок инновационных продуктов и услуг Новые разработки в сфере продукции и услуг.
Непрерывное развитие человеческого потенциала Повышение производительности труда.
Конкурентные преимущества, основанные на знаниях, навыках и способностях сотрудников Повышение компетентности менеджеров; -совершенствование навыков продаж персонала сферы маркетинга; -совершенствование возможностей доступа к стратегической информации; -организационная культура, ориентированная на запросы потребителя.
Открытые коммуникации   Открытость и честность при обмене информацией.
Процессное мышление   Активное участие в работе команды по совершенствованию каждого из ее участников.

 

5.Построение стратегической карты.

6.Разработка показателей результативности для каждой стратегической цели. Для каждой стратегической цели разрабатывается 2-3 показателя. Показатель результативности представляет собой единицу измерения , связанную с ключевым фактором успеха и стратегической целью. Это стандарт, позволяющий количественно оценить степень достижения стратегической цели.

7.Выбор стратегий, направленных на совершенствование деятельности организации (сокращение, снижение издержек, дифференциация. увеличение скорости бизнес-процессов и др. )

 

Занятие № 9 (продолжительность 1,5 часа).

Тестирование (итоговый контроль)

 

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

2.2.1. Распределение часов по видам самостоятельной работы.

 

Вид самостоятельной работы Кол-во часов по дневной форме обучения Кол-во часов По заочной форме обучения
Изучение лекционного материала и рекомендуемых литературных источников. 16,0 (по 2 часа на тему)
Подготовка ответов на вопросы (в устной или письменной форме) по каждой теме. 16,0 (по 2 часа на тему) 16,0
Написание рефератов 5,0 -
Изучение конкретных ситуаций. 8,0 8,0
Выполнение курсовой работы 15,0 30,0
Всего 60,0 96,0

 

2.2.2. Содержание самостоятельной работы.

 

Тема 1. Введение в стратегический менеджмент.

 

Сущность стратегического менеджмента, его основные этапы (стратегически анализ, стратегический выбор, реализация стратегии). Определение стратегии как комплексного понятия Г. Минцбергом («пять П») и А.Чандлером. Основные характеристики, преимущества и недостатки стратегии. Основные походы к разработке стратегии: главный стратегический подход, «делегирование полномочий», совместный, инициативный.

Эволюционные изменения моделей стратегического поведения компаний (четыре периода): реакционный стиль управления, модель «специального управления», планирование, стратегический менеджмент). Стратегический менеджмент как область научных знаний.

Формирование стратегического видения, миссии и целей организации. Определение целей организации (экономические, социальные, стратегические).

Разработка стратегии по уровню иерархии:

- корпоративная стратегия (понятие и содержание);

- деловая стратегия (понятие и содержание);

- функциональная стратегия (понятие и содержание);

-операционная стратегия (понятие и содержание).

Понятие заинтересованных лиц. Классификация заинтересованных лиц. Основные переменные, определяющих степень влияния заинтересованных лиц. Роль заинтересованных лиц (акционеры, менеджеры, служащие, поставщики, потребители, правительство, профсоюзы, организации по защите окружающей среды и др.) в формировании целей организации.

 

Самостоятельная работа - изучить:

 

1. А.А. Томпсон, А.Дж.Стрикленд, Стратегический менеджмент – М.: «Банки и биржи» издательское объединение «Юнити», 1998г., гл. 1, 2 (разделы 1,2,3)

2. Д.Кэмпбел, Д. Стоунхаус, Б.Хьюстон, Стратегический менеджмент: учебник – М.: ООО издательства «Проспект», 2003г. часть 1, гл. 1.

3. Ситуации 1-4( определить миссию, видение и цели рассматриваемых организаций).

4.* Подготовить рефераты по теоретическим положениям одной из научных школ стратегического менеджмента:

А) школа дизайна;

Б) школа планирования;

В) школа позиционирования;

Г) школа предпринимательства;

Д) когнитивная школа;

Е) школа обучения;

Ж) школа власти,

З) школа культуры;

И) школа внешней среды;

К) школа конфигурации.

Литературный источник: Г.Минцберг, Б.Альстрэнд, Дж. Лэмпел Школы стратегий. – Санкт-Петербург: Питер, 2000г.

*только для студентов дневной формы обучения

 

Вопросы для усвоения полученных знаний:

1.Существует ли разница между стратегическим планированием и стратегическим менеджментом?

2.Существуют ли временные рамки стратегического планирования?

3.Почему необходимо осуществлять стратегическое планирование?

4.Зависит ли значимость стратегического менеджмента от размера организации?

5.Что такое «5 П» стратегии Минцберга?

6.В чем различия преднамеренной и спонтанной стратегии?

7.Каковы 3 компонента стратегии, описанной Чандлером?

8.Что такое программное заявление?

9.Кто такие заинтересованные лица?

На примере схемы «власть-интерес» (литературный источник 2) объясните, как определить наиболее влиятельное заинтересованное лицо?

Как называется стратегия деятельности в отношении отдельных районов и регионов?

Как называется стратегия деятельности подразделения внутри функционального отдела компании?

Как называется стратегия компании в целом и в отношении сфер ее деятельности?

Как называется стратегия в отношении транспортных перевозок продукции внутри определенного функционального направления компании?

Как называется стратегия действий по разработки рекламной кампаний внутри функционального направления компании?

Как называется стратегия в отношении усиления конкурентных позиций в существующих сферах деятельности компании?

В чем отличие стратегии организации от бизнес- стратегии? Могут ли они совпадать?

Какая информация необходима для правильной формулировки стратегии?

В чем состоит основное отличие долгосрочного экстрополятивного планирования от стратегического?

Что отличает стратегические решения от других типов решения?

Приведите примеры стратегических решений из практики Российских предприятий.

Каковы особенности управленческих задач высшего руководства организации?

Сколько бизнес – стратегий необходимо иметь корпорации?

Сколько видов функциональных стратегий необходимо иметь организации?

На кого возлагается ответственность за формирование и реализацию функциональной стратегии?

Корпоративная стратегия распространяется на всю компанию или на отдельные виды ее деятельности?

Могут ли совпадать корпоративная стратегия организации и стратегия диверсифицированной компании?

Кто разрабатывает и несет ответственность за реализацию корпоративной стратегии организации?

Стратегия какого организационного уровня направлена на достижение и укрепление конкурентоспособности определенного вида бизнеса?

Стратегия какого организационного уровня является наиболее конкретной?

Главную ответственность операционных стратегий несут руководители высшего или среднего звена?

В каких случаях уместно использовать позиционную стратегию?

Сколько уровней стратегических решений можно выделить на многопрофильных предприятиях?

Как зависит уровень принятия решения (стратегический или оперативный) от временной шкалы, в рамках которой осуществляется менеджмент организации?

Является ли владелец ресторана, куда служащие организации наведываются после рабочего дня, заинтересованным лицом в развитие данной организации?

Является ли местные органы заинтересованными лицами в отношении развития ритейлорской сети «Пятерочка» в данном регионе?

Что определяет власть заинтересованного лица?

Чем определяется интерес заинтересованного лица?

От чего будет зависеть фактическое влияние заинтересованного лица?

Какое заинтересованное лицо - акционеры или местные орган власти – будет наиболее влиятельным в вопросе определения целей организации?

Какие заинтересованные лица могут, вероятнее всего, оказаться в потенциальном конфликте друг с другом, если речь идет об определении стратегических организаций?

Какие моменты должны быть отражены в миссии организации?

Назовите основные характеристики целей организации?

Назовите отличие экономических целей от целей, связанных с конкурентным преимуществом.

Чем отличается видение от миссии организации?

Какое значение имеет для организации формулирование миссии?

В чем заключается управленческая ценность правильно сформулированной миссии организации?

Какие факторы учитываются при разработке миссии организации?

Какие существуют подходы к классификации целей организации?

Какова роль стратегических и финансовых целей в деятельности организации?

Что такое «цель» и «альтернатива»?

Каким критериям должны отвечать цели организации?

Какие существуют подходы к классификации стратегий?

Что в с

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.