|
Ситуации педагогической поддержки
Группы детей, имеющих проблемы
| Типы ситуаций пед.поддержки
| Варианты ситуаций пед.поддержки
| Группы детей, имеющих ситуативные проблемы
| Ситуации предупреждения
| -ситуации совместного проектирования перспектив ребенка
-ситуации развития коммуникативной культуры
-ситуации нравственной беседы
-ситуации опоры на интересы ребенка
- ситуации развития лидерских качеств
| Группы детей с устойчивыми проблемами
| Ситуации коррекции проблем
| - ситуации предоставления жизненных ориентиров
- ситуации правовой беседы
- ситуации авансирования доверием
- ситуации поощрения инициативы
- ситуации поручения
-ситуации восстановления статуса ребенка
| Группы детей, имеющих значительные проблемы
| Ситуации преодоления проблем
| -ситуации преодоления негативного жизненного сценария
-ситуации правовой защиты
-ситуации посредничества
-ситуации индивидуального сопровождения
-ситуации разумного компромисса
| 4. Изучите материалы таблицы 2 «Этапы пед. поддержки»
Таблица 2
№
| Этапы пед.поддержки
| Содержание деятельности
| Приемы и методы организации деятельности
|
|
|
|
| 1.
| Сигнальный
| 1.Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребенка проблемы:
-неадекватное поведение (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость);
- обращение родителей к педагогу или администрации;
- тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей;
- попытка ребенка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи.
2.Учитель обрабатывает полученную информацию и формирует предположения о содержании и причинах возникновении проблемы.
3.Обеспечивается психологическая готовность педагога к восприятию проблемы ребенка и совместному с учащимися поиску путей и способов ее решения.
4.Консультация педагога у специалистов.
| 1. Педагогическое наблюдение.
2. Размышления в парах и малых группах.
3. Приемы и методы аутогенной тренировки.
| 2.
| Контнактно-созидательный
| 2.Определяется эмоционально-психологическое состояние школьника, его готовность к общению.
2.Обеспечивается эмоционально-положительное настроение ребенка к беседе, устраняются психологические барьеры.
3.Осуществляется поиск и установление первоначального контакта с учеником.
| 1.Ситуативное тестирование.
2.Приемы ритуального коммуникативного взаимодействия
3.Прием «Ты-высказывание».
| 3.
| Диагностический
| 1.Организуется доверительная беседа с учащимся.
2.Диагносируется (раскодируется) проблема ребенка.
3.Определются причины возникновения проблемы
| 1. Приемы активного эмпатийного слушания.
2.Приемы «проговаривания».
| 4.
| Проектный
| 1.Учащийся с помощью учителя направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод ее в конструктивное русло.
2.Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы.
3.Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы.
| 1.Методика «Кот в сапогах» (О.В.Хухлаева).
2.Методика самопроектирования .
| 5.
| Деятельностный
| 1.Ребенок осуществляет план намеченных действий по решению проблемы.
2.Осуществляется педагогическая поддержка усилий ребенка.
| 1.Методы педагогической деятельности ребенка.
2.Методы педагогической поддержки учащегося.
| 6.
| Результативно-оценочный
| 1.Совместно с ребенком обсуждаются успехи и неудачи на предыдущих этапах деятельности.
2.Констатируется факт разрешения проблемы или переформулирование затруднения.
3.Ребенок осмысливает жизненный опыт, накопленный в процессе решения проблемы.
| 1.Приемы рефлексии и саморефлексии.
2.Метод беседы.
|
4. Составьте диагностические материалы (анкеты, опросники, планы беседы) для различных этапов и разных субъектов педагогической поддержки (родители, социальные партнеры, педагоги дополнительного образования и др.).
5. Заполните Карту индивидуальной поддержки ребенка, используя монографические характеристики
Имя ребенка
| Краткая характеристика условий семейного воспитания
| Основные проблемы обучающегося
| Цель педагогической поддержки
| Деятельностный компонент поддержки
| Этапы пед.поддержки
| Используемые ситуации педагогической поддержки
| Субъекты ситуации
| Приемы и методы организации деятельности
| Предполагаемые результаты
|
| Диагностические методики
| Рекомендации педагогам, родителям по взаимодействию с обучающимся
| 6. Подготовьте выступление на педагогическом совете по результатам работы вашей группы.
Проанализируйте фрагмент монографической характеристики. Определите характер проблем этого учащегося.
Обсудите в микрогруппах, в чем заключается особенности установления с этим ребенком продуктивной коммуникации.
1.Сережа Б., ученика 7 класса:
Мальчик постоянно является организатором драк, конфликтных ситуаций. Проявлялось стремление доминировать над окружающими, ни в чем им не уступать. Наблюдения педагогов показывали повышенную чувствительность к критике, недовольство своим положением, недостаток признания со стороны окружающих. Одновременно просматривались трудности в общении, в построении контактов с окружающими. Подросток был легко возбудим, часто кричал, выплескивая эмоции, демонстрировал агрессию.
2.Лена П., ученица 5 класса:
В классе девочка устойчиво занимает позицию изгоя, отверженного ребенка. Со сверстниками не общается. Практически отсутствуют подруги и друзья. На уроках отвечает только по требованию учителя, самостоятельно инициативу никогда не проявляет. Можно говорить о достаточном потенциале и высоких учебных возможностях. Лена воспитывается в малообеспеченной неполной многодетной семье, где одна мама воспитывает трех детей. Материальный достаток семьи очень низкий, поэтому девочка не может хорошо одеваться, пользоваться свободными деньгами. Именно это и является основной причиной ее низкого социального статуса в данном коллективе учащихся.
3. Петя Г. ученик 9 класса
Петя перешел в новую школу месяц назад. В новом коллективе он еще не проявил себя, не нашел друзей. Молодой человек не общителен, на уроках не активен. Самым серьезным его увлечением является компьютер. Петя много читает, но в основном, фантастику. Среди учебных предметов предпочтение отдает информатике, физике. Семья благополучная, обеспеченная, родители с высшим образованием, но очень заняты на работе, поэтому большую часть времени мальчик предоставлен сам себе.
4. Света В. ученица 8 класса.
Света имеет выраженные признаки интеллектуальной одаренности, является победительницей олимпиад разного уровня по биологии и химии. Света значительно опережает своих сверстников в интеллектуальном развитии. Родители, особенно бабушка, проявляют гиперопеку, вследствие чего девочка недостаточно социализирована. Она одевается и выглядит несовременно, поэтому она является предметом насмешек, у нет подруг и друзей. Света испытывает трудности в общении с противоположным полом. Родители не видят ее проблем, и не хотят их признавать.
5. Олеся Я. ученица 6 класса
У девочки наблюдались проблемы в отношении со сверстниками, особенно с мальчиками в классе, она чрезмерно застенчива, робка, молчалива. Отсутствие друзей усугубляет ситуацию, кроме того, Олеся не успевает по двум предметам. Девочку воспитывает одна мама, семья малообеспеченная.
6. Саша Л. ученик 6 класса
Мальчик постоянно являлся организатором драк, конфликтных ситуаций. У мальчика сложности в учебе по многим предметам, нерегулярно выполняет домашнее задание. Саша является неформальным лидером группы трудных подростков в классе. Семья полная, но авторитарная, отец на замечания педагогов реагирует однообразно - физическим наказанием. Поэтому мать скрывает от него многочисленные факты нарушения дисциплины
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|