Сделай Сам Свою Работу на 5

Показатели тревоги и компенсации





ВВЕДЕНИЕ

В последнее время тест М. Люшера с использованием цветового ряда приобрел широкую популярность как инструмент для выявления эмоционально-характерологического базиса личности и тонких нюансов ее актуального состояния. Тест Люшера применяется при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при осуществлении психологической диагностики в педагогических и медицинских учреждениях. Тест Люшера относится к категории проективных методов и основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации.

Основные преимущества этой методики:

• быстрота тестирования;

• простота поставленной перед испытуемым задачи;

• полная закрытость от испытуемого психологического содержания, фиксируемого методикой;

• возможность многократного повторного тестирования того же испытуемого;

• результат теста не зависит от точности самооценки испытуемого и его способности к вербализации своих состояний.



Следует отметить, однако, что ни Люшером, ни авторами последующих руководств по использованию цветового теста не были корректно проведены процедуры валидизации и проверки надежности его работы. Поэтому не рекомендуется основываться в своем суждении об испытуемом только на интерпретации проведенного цветового теста, особенно если имеются расхождения его результатов с результатами других психодиагностических методик. Использование этого теста в батарее методик повышает надежность полученных результатов.

Полный тест Люшера состоит из трех субтестов. В первом из них испытуемый определяет свое отношение к оттенкам серого цвета, во втором — к четырем основным и четырем дополнительным цветам и в третьем — к четырем основным, а также их оттенкам. В психодиагностической практике чаще всего используется второй субтест, в котором оптимальным образом сочетаются простота и быстрота процедуры тестирования и степень информативности получаемых результатов. В связи с этим именно второй субтест методики Люшера и представлен в настоящем «Руководстве».



Люшер предлагал различать две точки зрения на цвет: первая — объективное значение цвета (под которым он понимал физические характеристики цвета и его символическое значение, общее для всех людей, независимо от пола, возраста, социального статуса и индивидуальных предпочтений) и вторая — субъективное отношение конкретного испытуемого к этому цвету.

Цвет и его объективное значение называются структурой. Субъективное отношение к цвету (например, симпатия, безразличие, антипатия) называется функцией. Структура как объективное значение цвета, подобно внешнему виду цвета, является для каждого человека постоянной. Происхождение структуры цвета Люшер объяснял следующим образом.

Человек всегда жил в окружении цвета, однако в течение нескольких тысячелетий своей истории он не был способен контролировать окружающие его цвета. Цвет для человека был внешним фактором, на который следовало реагировать определенным образом. Темно-синий цвет ночного неба сигнализировал о наступлении ночи — времени отдыха, покоя и безопасности. Ярко-желтый цвет восходящего солнца — время пробуждения — интерес к новому дню, надежда. Красный цвет крови — необходимость мобилизовать силы для нападения или защиты... Формировались ассоциации между цветами как элементами определенных жизненных ситуаций и психофизиологическими состояниями, которые порождались этими ситуациями. Существование таких ассоциаций определило восприятие цвета как сигнала нервной системе о необходимости определенной психофизиологической перестройки, подготавливающей организм к столкновению с этой ситуацией. Проведенные психофизиологами эксперименты подтвердили, что ряд физиологических показателей состояния испытуемого закономерным образом изменяется в зависимости от того, на какой цвет он смотрит.



Функция, т.е. субъективное отношение к какому-либо цвету, у каждого человека индивидуальна. Один находит цвет симпатичным, другому он безразличен, третий отклоняет его как скучный, а четвертый считает его просто безобразным. Функция цвета формируется при жизни человека и сильно зависит от того, с чем связывается данный цвет. Так один и тот же цвет может высоко оцениваться как цвет машины и плохо — как цвет кожи и пр.

Люшер предположил, что если испытуемому предлагают оценивать цвет как таковой, не ассоциируя его с какими-либо вещами, то он будет ориентироваться на объективную структуру цвета, и если сигнальное значение определенного цвета совпадет с возможностями и ведущей установкой его организма, то именно этот цвет будет оценен как наиболее приятный. На этих двух предположениях и основан тест цветовых предпочтений.

Цветовой набор теста состоит из четырех основных и четырех дополнительных цветов. Каждый цвет имеет свой порядковый номер.

Примечание: В качестве стимульного материала должны использоваться только цвета, предложенные Люшером. Следует иметь в виду, что названия «синий», «серый» и пр. весьма условны, но интерпретация цветовых предпочтений осмысленна только при использовании оригинальных стимулов. Нельзя использовать карточки, изготовленные в домашних условиях. В нашей стране стандартом принято считать стимульный материал, изготовленный фирмой «Иматон». Продукция МП «Центр прикладной психологии» полностью соответствует этому стандарту.

Основные цвета и их символическое значение:

№1 — синий цвет. Символизирует спокойствие, удовлетворенность, нежность и привязанность.

№2 — зеленый цвет. Символизирует настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение.

№3 — красный цвет. Символизирует силу воли, активность, агрессивность, наступательность, властность, сексуальность.

№4 — желтый цвет. Символизирует активность, стремление к общению, любознательность, оригинальность, веселость, честолюбие.

Так как четыре основных цвета символизируют основные психологические потребности (потребность в удовлетворенности и привязанности, потребность в самоутверждении, потребность действовать и добиваться успеха и потребность смотреть вперед и надеяться), они имеют особое значение. И если тест выполняет здоровый, уравновешенный человек, который свободен от конфликтов и подавленности, то 4 основных цвета должны занимать первые пять позиций.

Дополнительные цвета и их символическое значение:

№5 — фиолетовый; №6 коричневый; №7 черный; 0 серый

Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение. Строго говоря, черный и серый вообще нельзя назвать цветами: черный — это отрицание цвета, а серый совершенно нейтрален и бесцветен. Фиолетовый — это сочетание синего и красного, а коричневый — сочетание оранжево-красного и черного, что дает в результате темноватый и довольно безжизненный цвет. Ни коричневый, ни фиолетовый цвета не являются психологическими первоэлементами, и они были включены в тест после большого числа проб и ошибок. Эти цвета в норме должны стоять в индифферентной зоне или отвергаться. Но на практике часто выделяются и перемещаются к началу ряда за счет одного или нескольких основных цветов.

Еще одна причина, по которой дополнительные цвета были включены в тест, — увеличение общей полезности теста. При добавлении дополнительных цветов расширяется сфера действия основных цветов. Это позволяет точнее определить значение, которое придается помещению цвета в ту или иную позицию ряда.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ

Перемешайте цветные карточки и разложите окрашенной поверхностью вверх примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. После этого дайте испытуемому следующую инструкцию: «Из предложенных цветов выберите тот, который Вам больше всего нравится. При этом ориентируйтесь на цвет как таковой, постарайтесь не связывать его с какими-либо вещами — цветом машины, одежды, которая Вам к лицу, косметики и прочим...»

После того, как будет выбрана нужная карточка, она убирается в сторону и кладется окрашенной стороной вниз. Далее вы просите испытуемого выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся семи. Выбранную карточку надо положить цветной стороной вниз справа от первой, и так далее. Затем перепишите номера карточек в разложенном порядке.

Через две-три минуты опять перемешайте карточки и повторите процедуру обследования. При этом надо объяснить испытуемому, что исследование не направлено на изучение памяти и он должен выбирать цвета так, как будто он их видит первый раз.

Следует отметить, что не обязательно проводить второе тестирование. Можно интерпретировать данные и на основании однократного выбора, однако надежность интерпретации будет несколько ниже.

При обследовании могут возникнуть различные затруднения. Например, испытуемый не может предпочесть одну из оставшихся двух или трех карточек. В этом случае ему нужно помочь. Попросите его выбрать наиболее неприятный цвет и положите его на последнее место. Бывают также ситуации, когда испытуемый не может выбрать приятные цвета, объясняя это тем, что все цвета ему неприятны. В этом случае процедуру обследования можно начать с конца, т. е. с выбора самого несимпатичного цвета. Результаты в этом случае записываются справа налево.

Основные замечания

Цветовые карточки по возможности следует показывать при дневном свете, но не при ярком свете солнца. Также необходимо соблюдать следующие четыре правила:

1. Обследуемый должен придерживаться только данных, опробованных в течение многих лет цветовых оттенков и не имеет права представлять себе, например, более светлый, более «красивый» цвет.

2. Каждый цвет должен выбираться отдельно. Ни в коем случае нельзя выбирать два или несколько цветов одновременно как красивую цветовую композицию.

3. Испытуемый должен решать совершенно свободно, какой из предложенных цветов ему нравится или несимпатичен. При этом его не следует торопить с ответом или помогать ему наводящими вопросами.

4. Ни в коем случае цвета не должны выбираться с мыслями о том, что они подходят для одежды, гардин и т.д.

Оговорки

Необходимо знать, что начиная со школьного возраста каждый человек может сказать, что один цвет ему более симпатичен, чем другой. Исключение составляют люди (они встречаются довольно редко), которые страдают абсолютным расстройством цветоощущения, и неспособные к контактам душевнобольные. Несмотря на это, иногда приходится сталкиваться со следующими оговорками: «Все цвета мне одинаково симпатичны (или одинаково несимпатичны)»; «Необходимо знать, для какой цели следует выбрать цвет: для цветка я бы предпочел один цвет, для автомобиля другой»; «Все зависит от настроения, с которым выбирают»; «Цвета предпочитают или отвергают только потому, что они напоминают о чем-то определенном (например: черный — траур)»; «Для каждого человека цвет имеет разное значение» и т.д.

Такие оговорки встречаются обычно у тревожных испытуемых, полагающих, что есть некоторое «правильное» решение предложенного задания, которое они боятся не найти. Еще одна категория испытуемых, использующая подобные оговорки — люди с замедленной реакцией на новые, нетипичные задания. В этом случае оговорки помогают испытуемому «потянуть время» и освоиться с заданием.

Если принятие решения у испытуемого связано с подобными трудностями, то лучше спросить: «Однако Вы наверняка можете сказать, какой цвет Вам нравится меньше всего». Если решение в конце концов принято, то дальше дело пойдет без затруднений. Следует также подчеркнуть, что важен индивидуальный выбор, личное мнение и не существует «правильного решения».

Лиц, склонных к колебаниям в принятии решения, можно подтолкнуть к выбору вопросом: «Для Вас все цвета одинаково хороши?»

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Если вы провели два тестирования с одним испытуемым, то принято считать, что первый выбор характеризует желаемое состояние, а второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования.

Однако для получения более полной информации лучше сравнить два выбора и при группировке ориентироваться на устойчивые пары.

В результате тестирования выделяем следующие позиции: оба самых симпатичных цвета получают знак «+» (плюс), вторая пара — приятные цвета — имеет знак «×» (умножение), третья пара — безразличные цвета — обозначается знаком «=» (равно) и четвертая пара — несимпатичные цвета — получает знак — «–» (минус).

Пример. У Вас имеется такой выбор:

+ + × × = =

 

Надо смотреть в таблице следующие значения. Для +3+1 раскрывают реестровую таблицу на значениях +3 и читают значения для сочетания +3+1. Затем для значения ×5×4 раскрывают таблицу значений на ×5 и считывают значение для ×5×4 и т.д. Таким образом обрабатываются данные при однократном выборе или при совпадении значений обоих выборов.

Бывают ситуации, когда два выбора незначительно отличаются друг от друга, т.е. определенные цифры остаются рядом, даже если их места поменялись. Эти пары цифр обводятся кружком и считаются группой.

1 выбор (1 5) (4 0) (6) (2 7)
2 выбор (5 1) (4 0) (6) (7 2)
+ × × = = =

 

Для определения знаков существует следующее правило:

первая группа или отдельная цифра имеет знак +;

вторая группа или отдельная цифра имеет знак ×;

вся середина имеет знак =;

последняя группа или отдельная цифра имеет знак –.

Иногда результаты выбора во втором тестировании настолько отличаются от первого, что даже выделение групп оказывается невозможным. В таких случаях рекомендуется использовать для интерпретации результаты второго теста, выбор цветов в котором считается более непосредственным и непринужденным. Резкое перемещение какого-либо цвета в начало или в конец ряда при сравнении результатов первого и второго тестов выявляет амбивалентное отношение испытуемого к потребности, символизируемой этим цветом.

Понятие аутогенной нормы

Понятие аутогенной нормы цветовых предпочтений опирается на исследование Вальнеффера. Он обследовал с помощью цветового теста Люшера пациентов при поступлении на психотерапевтический курс и по окончании лечения. Выяснилось, что при поступлении на лечение цветовые предпочтения пациентов исключительно разнообразны, но в случае успешной терапии к моменту окончания лечения выборы оказываются значительно более единообразными и приближаются к цветовой последовательности 3 4 2 5 1 6 0 7. Эта последовательность была принята Люшером в качестве нормы цветовых предпочтений и является эталоном нервно-психического благополучия.

Показатели тревоги и компенсации

Итак, считается, что при нормальном психофизиологическом состоянии испытуемого основные цвета должны находиться на первых пяти местах, а дополнительные — на последних. Если они расположены иначе, это служит указанием на наличие какого-либо психологического конфликта или состояния физиологического неблагополучия, являющихся источником тревоги. Часто источник этой тревоги вытесняется из сознания настолько, что человек ощущает лишь смутное беспокойство, не догадываясь о его причинах. Но независимо от степени его осознанности наличие постоянного источника стресса вызывает поведение компенсирующего типа. Поскольку по своей природе такая деятельность является «замещающей», она редко приводит к подлинной удовлетворенности, истощая ресурсы организма.

Отсюда следуют следующие выводы:

1. Если хотя бы один из основных цветов стоит на последних трех местах, то он и последующие цвета говорят о состоянии тревоги. Способ компенсации тревоги определяется характеристикой цвета, стоящего на первой позиции.

2. Если при наличии тревоги на первом месте находится один из основных цветов, то компенсация считается более успешной, чем в случае с дополнительным цветом, который указывает на неадекватность, безуспешность компенсаторного поведения.

3. Присутствие серого, коричневого или черного в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни. Если один из этих цветов стоит на втором или третьем месте, то он сам и все цвета левее его рассматриваются как компенсации.

4. Если серый, коричневый или черный занимают одну из трех первых позиций и в то же время ни в одной из последних трех позиций нет основных цветов, то какой бы цвет ни занимал последнюю позицию, его следует рассматривать как указатель на источник тревоги.

Для оценки интенсивности состояний тревоги и компенсаторных тенденций предлагаются следующие обозначения:

! — если основной цвет стоит на шестом месте (дополнительный на 3 месте);

!! — если основной цвет стоит на 7 месте (дополнительный на 2 месте);

!!!— если основной цвет стоит на 8 месте (дополнительный на 1 месте).

Если имеется такой выбор: 3 1 5 4 0 6 2 7, то 2 (зеленый цвет) обозначается — !!. Все имеющиеся восклицательные знаки (наличие компенсаций и тревог) складываются. Сумма условных баллов (!) может находиться в диапазоне от 1 до 12. Считается, что, чем больше «!», тем прогноз неблагоприятнее. При наличии хотя бы одного «!» надо дополнительно определять группу цветов «+–». Это первый и последний цвета ряда, а также (в нашем случае) +3–2; +1–2. Группы «+–» отражают центральные внутренние конфликты личности испытуемого.

Значение позиций

В восьми позициях ранговой последовательности различают следующее отношение:

1-е место: самый симпатичный цвет получает знак «устремления» «+». Оно показывает средства, в которых нуждается испытуемый и к которым он прибегает, чтобы достичь цели (например, при синем цвете: необходимое средство «покой»).

2-е место: оно также имеет знак «устремления» «+» и показывает, что является целью (например, при синем цвете: цель, к которой стремятся, — «покой»).

3, 4-е место: оба имеют знак «симпатии» «×» как условное обозначение собственного состояния. Собственное состояние — это самочувствие человека, его мнение о своем здоровье, его расположение (например, при синем цвете испытуемый находится в спокойном состоянии).

5, 6-е место: оно имеет знак «индифферентности» «=». Индифферентность показывает, что этот цвет и свойство не подтверждаются и не отвергаются, они безразличны. Для испытуемого этот цвет и свойство временно утрачены, упразднены, они как бы «парят в воздухе». Индифферентный цвет — это неактуальное, воспринимаемое в данный момент как безразличное, нереализуемое свойство, которое, однако, при необходимости может быть актуализировано. Например, если синий цвет занимает место со знаком индифферентности, то покой в настоящее время неактуален, но внезапно может наступить беспокойная раздражительность.

7, 8-е место: оба цвета имеют знак «–» как показатель «неприятия». Цвета, которые испытуемый отклоняет как несимпатичные, выражают ту потребность, которая ввиду целесообразности тормозится, т.к. самопроизвольное удовлетворение этой потребности имеет отрицательные последствия. Например, если синий цвет стоит на восьмом месте, то потребность в «покое» существует, но не может быть удовлетворена в сложившейся ситуации, так как испытуемый полагает, что успокоиться — значит усугубить неблагоприятное положение вещей.

ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ ТАБЛИЦЫ
К ЦВЕТОВОМУ ТЕСТУ

ТАБЛИЦА 1

+0 Не желает ни в чем принимать участие. Старается уйти от социальных контактов, ограничить круг общения. Склонен скрывать свои чувства и мысли. Длительное состояние фрустрации утомило и опустошило его.
+0+1 Чувствует, что конфликты и ссоры вымотали его, хочет оградить себя от них. Нуждается в мирной и спокойной обстановке, в которой он мог бы расслабиться и набраться сил.
+0+2 Чувствует, что существующие обстоятельства враждебны ему, вымотан конфликтами и ссорами. Желает оградить себя от них и скрывает свои намерения, чтобы ими не смогли воспользоваться и воспрепятствовать ему. Тогда ему легче будет осуществить свои планы.
+0+3 Предъявляет к жизни слишком большие требования, однако скрывает их за показной рационалистичностью и осторожным поведением. Хочет, чтобы его достижения производили впечатление на окружающих, но маскирует это желание, склонен к скрытности.
+0+4 Хочет избавиться от неудовлетворяющей его ситуации и от бремени, которое ему приходится нести. И то, и другое угнетает его и кажется невыносимым. Ищет какой-нибудь выход, но не видит его. Старается оградить себя от участия в спорах и конфликтах.
+0+5 Мечтает об идеальной близости, основанной на нежности и обаянии обеих сторон. Однако испытывает страх, что может выдать себя, и поэтому для достижения этой цели прибегает к всесторонней разведывательной тактике, проверяя, не связал ли он себя бесповоротно какими-либо обязательствами, не разгадали ли его.

 

 

+0+6 Старается найти защиту от всего, что может опустошить или утомить его. Хочет создать себе такую жизнь, в которой он был бы в безопасности и чувствовал бы физический комфорт. Жаждет свободы от проблем или волнений.
+0+7 Чувствует себя обманутым в своих ожиданиях. Считает, что с ним обращаются несправедливо, что он не заслуживает такого обращения. Рассержен и восстает против сложившихся обстоятельств, в которых он видит личное оскорбление.
+1 Испытывает потребность в покое, в защите от внешних воздействий. Стремится к устойчивому эмоциональному состоянию. Избирателен в контактах. Прежде чем принять какое-то решение, старается обдумать варианты. Характерна пассивная позиция.
+1+0 Испытывает потребность освободиться от стресса. Стремится ограничить свои контакты. Старается избегать конфликтов.
+1+2 Нуждается в спокойной обстановке. Хочет освободиться от стресса, избавиться от конфликтов и разногласий. Прилагает все усилия, чтобы, действуя осторожно, как-то разрешить сложившуюся ситуацию и связанные с ней проблемы. Способен тонко чувствовать и не упускать мелких деталей.
+1+3 Старается достичь мирного, полного любви, гармоничного единства. Стремится установить с окружающими такие связи, которые полны любви, преданности и доверия. Считает гармоничные отношения, особенно в семейной жизни, основой для личного счастья.
+1+4 Стремится к нежным отношениям, которые принесли бы удовлетворенность и счастье. Способен на сильный эмоциональный подъем. Чтобы добиться взаимности в отношениях, может быть услужлив и уступчив. Но и сам нуждается в предупредительном отношении и полном понимании.
+1+5 Стремится к чуткости, гармонии, ласке и нежности. Тонко чувствует красоту. Способен проникнуться чувствами другого.

 

+1+6 Хочет найти убежище от конфликтов, где он был бы в безопасности и где бы чувствовал физический комфорт. Нуждается во внимательном отношении и нежной заботе. Боится пустоты и одиночества, разлуки.
+1+7 Очень нуждается в отдыхе, расслаблении, покое и теплом участии. Считает, что к нему относятся с недостаточным уважением, в результате чего становится беспокойным и тревожным. Поскольку его потребности не удовлетворяются, считает, что ситуация, в которой он находится, невыносима.
+2 Стремится к самоутверждению, к отстаиванию своих позиций. Присуща некоторая агрессивность, которая, возможно, носит защитный характер. Хочет завоевать признание и занять лидирующее положение. Для самостоятельного преодоления трудностей необходимо волевое напряжение. При принятии решений опирается на собственное мнение и на имеющийся жизненный опыт.
+2+0 Хочет упрочить свое положение и производить на людей хорошее впечатление, несмотря на неблагоприятные обстоятельства и полное отсутствие признания. Чтобы чувствовать себя уверенно, старается держаться неприступно и не попадать под чужое влияние.
+2+1 Хочет производить приятное впечатление и получать одобрение со стороны окружающих. Ему необходимо чувствовать, что его ценят и им восхищаются. Обидчив и легко раним, когда его не замечают или когда он не получает заслуженного признания.
+2+3 Ищет успеха. Хочет преодолеть преграды и сопротивление и принимать решения самостоятельно. Стремится к тому, что он себе наметил, и проявляет инициативу. Не желает чувствовать себя зависимым от благосклонности других людей.
+2+4 Нуждается в признании. Честолюбив, хочет производить впечатление, ищет популярности и восхищения. Стремится ликвидировать разрыв, который, как он чувствует, отделяет его от других.

 

+2+5 Хочет производить приятное впечатление, хочет, чтобы в нем видели необыкновенную личность, поэтому все время начеку и внимательно контролирует свои действия и реакции. Чтобы добиться влиятельности и особого признания, прибегает к различным приемам, пуская их в ход в хорошо продуманном порядке. Восприимчив к эстетическому и оригинальному.
+2+6 Считает, что от него требуют слишком многого, и чувствует себя очень уставшим. Однако все же хочет одолеть трудности и упрочить свое положение, несмотря на те последствия, которые будет для него иметь подобная попытка. Занимает позицию «неохотного подчинения», сохраняя чувство собственного достоинства. Нуждается в признании, безопасности и избавлении хотя бы от части проблем.
+2+7 Хочет доказать себе и другим, что его ничем не проймешь, что он выше каких-либо слабостей. Поэтому он действует жестко и сурово, вырабатывает у себя авторитарную позицию.
+3 Ведет активный образ жизни, стремится иметь достаточно жизненных благ. Вся его деятельность направлена на успех и на самореализацию. Обладает высокой самооценкой. Сильный, энергичный, живой, хочет жить полной жизнью.
+3+0 Хочет преодолевать все, что стоит у него на пути, следовать своим импульсам и участвовать во всяких необыкновенных или возбуждающих событиях. Таким образом он рассчитывает притупить остроту конфликтов с окружающими, однако его импульсивное поведение лишь усугубляет ситуацию.
+3+1 Стремится к жизни, богатой событиями и впечатлениями, и к близости, которая доставляет и сексуальное, и эмоциональное удовлетворение. Предпосылкой желанного счастья являются постоянная активность и полное любви единение.

 

+3+2 Упорно стремится к поставленной перед собой цели и не позволяет себе никаких отклонений от намеченного пути. Хочет преодолеть все трудности, которые встают перед ним, и благодаря своим успехам добиться особого признания и положения.
+3+4 Стремится к успеху. Ему нужна активная и полная впечатлений жизнь. Хочет развиваться свободно, сбросить с себя оковы неуверенности, побеждать и жить насыщенной жизнью. Любит контакт с другими, энтузиаст по натуре. Восприимчив ко всему новому, современному или увлекательному. У него много интересов, и он хочет расширять сферу деятельности. На будущее смотрит оптимистично.
+3+5 Поглощен вещами, которые способны сильно волновать, захватывать, будь то эротическое или какое-нибудь иное возбуждение. Хочет волновать окружающих и интересовать их как личность, активно используя свое обаяние и авторитет. Искусно пользуется различными приемами, чтобы не поставить под угрозу свои шансы на успех и не подорвать доверие к себе других людей.
+3+6 Готов пожертвовать своими стремлениями и отказаться от желания добиться престижного положения, т.к. предпочитает ко всему относиться спокойно, не отказывая себе в комфорте и безопасности.
+3+7 Характерна повышенная активность. Хочет наверстать то, что, как ему кажется, он упустил. Стремится к независимости. Отстаивает свои устремления и интересы от давления авторитетов. Пренебрегает условностями. Свойственны трудности социальной адаптации.
+4 Испытывает потребность в перемене обстановки, изменении существующих обстоятельств. Характерны эмоциональная неустойчивость и умение играть различные социальные роли, демонстративность. Выражено стремление удачно проявить себя и понравиться окружающим. Стремится к тому, чтобы любая деятельность доставляла удовольствие.
+4+0 Нуждается в каком-либо избавлении от всего, что его угнетает, и цепляется за смутные и иллюзорные надежды.

 

+4+1 Надеется, что эмоциональная близость принесет ему облегчение и удовлетворенность. То, что он сам нуждается в одобрении со стороны окружающих, делает его готовым оказать помощь другому, и в ответ на это он хочет тепла и понимания. Благосклонно относится к новым идеям и возможностям, которые, как он надеется, окажутся плодотворными и интересными.
+4+2 Отличается бдительностью и острой наблюдательностью. Ищет новые пути, которые открыли бы перед ним больше возможностей и позволили бы ему получить как можно больше. Хочет показать себя и завоевать признание. Стремится ликвидировать разрыв, который, как он чувствует, отделяет его от других.
+4+3 Стремится расширить сферу собственного влияния. Полон ожидания и надежд. Так как пытается распространять свою деятельность достаточно широко, то существует опасность распыления сил.
+4+5 Сильно развито воображение, художественный стиль мышления. Стремится к интересным и увлекательным событиям, хочет, чтобы другие им восхищались. Раним и чувствителен. Плохо переносит строгую регламентацию деятельности.
+4+6 Испытывает отчаяние, тревогу, острую неудовлетворенность ситуацией. Нуждается в физическом комфорте, свободе от каких-либо проблем, в безопасности и возможности восстановить силы. Вытеснение психологических причин конфликтов ведет к появлению психосоматических симптомов.
+4+7 Пытается уклониться от каких-либо проблем, сложностей и напряжения, принимая неожиданные, своевольные и необдуманные решения или изменяя линию поведения.
+5 Повышенная чувствительность. Стремится испытывать и проявлять нежные чувства. Очень сентиментален и романтичен. Полностью отдается этим чувствам. Стремится вызывать у людей симпатию при помощи своего обаяния и приветливости.

 

+5+0 Нуждается в нежном участии и сочувственном понимании и хочет оградить себя от споров, конфликтов или каких-либо обессиливающих стрессов. Ведет себя дипломатично и осторожно.
+5+1 Стремится к приятной, сердечной связи и к состоянию идеальной гармонии. Имеется повышенная потребность в эмоциональном принятии и поддержке. Тонко чувствует красоту. Способен проникнуться чувствами другого и полностью отдаться увлечению.
+5+2 Хочет производить приятное впечатление, хочет, чтобы в нем видели необыкновенную личность, поэтому все время начеку; ему нужно видеть, насколько он в этом преуспевает и как на него реагируют окружающие. Чтобы добиться авторитета и особого признания, прибегает к различным приемам, пуская их в ход в хорошо продуманном порядке. Восприимчив к эстетическому и оригинальному.
+5+3 Легко и быстро увлекается всем, что возбуждает. Поглощен всем тем, что способно сильно волновать, захватывать, будь то эротическое или какое-либо иное возбуждение. Хочет волновать окружающих и интересовать их как личность, активно используя свое обаяние и авторитет. Искусно пользуется различными приемами, чтобы не поставить под угрозу свои шансы на успех и не подорвать доверия к себе других людей.
+5+4 Стремится к интересным и волнующим событиям. Может очень нравиться окружающим, подкупая их своим явным к ним интересом и искренностью. Слишком развито воображение, любит фантазировать и мечтать.
+5+6 Хочет найти возбуждение в атмосфере сладострастия и чувственной роскоши.
+5+7 Настойчиво стремится к близким отношениям, которые удовлетворяли бы все чувственные потребности и основывались на совпадении чувств и воззрений.

 

 

+6 Ищет освобождения от проблем. Стремится к удовлетворению своих физических и жизненных потребностей. Потребность в отдыхе и восстановлении сил.
+6+0 Серьезно нуждается в отдыхе и расслаблении, свободе от конфликтов и в возможности прийти в себя. Хочет оградить себя от разрушительных и опустошающих воздействий. Стремится к безопасности и свободе от проблем.
+6+1 Стремится к чувству удовлетворенности, физической легкости и отсутствию конфликтов, нуждается в гарантии благополучного будущего, испытывает страх одиночества или разлуки.
+6+2 Строжайшим образом контролирует себя, старается не проявлять обиды и раздражения. Нуждается в более надежных и спокойных условиях, в которых он бы чувствовал себя в большей безопасности и имел бы возможность набраться сил.
+6+3 Ориентирован на чувственные удовольствия. Стремится удовлетворять потребность в переживаниях и получать удовольствие от ощущения собственной силы.
+6+4 Считает маловероятным, что его надежды сбудутся, и предается жизни, исполненной чувственной праздности, свободной от каких-либо проблем.
+6+5 Ищет роскоши, чувственного комфорта и возможности реализовать свою склонность к сладострастию.
+6+7 Ставит себе высокие, но нереальные цели. Сталкивался с горькими разочарованиями, что вызвало резкое снижение самооценки и склонность занимать пассивную позицию. Хочет все забыть и восстановить силы в спокойной, свободной от проблем обстановке.
+7 Воспринимает существующую ситуацию как превратность судьбы. Считает, что к нему предъявляются слишком высокие требования. Старается избегать постороннего влияния, чтобы не дать переубедить себя.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.