Сделай Сам Свою Работу на 5

Место и значение Интернет-банкинга в современном банковском бизнесе





 

Развитие новых технологий, а именно переход к электронному способу ведения бизнеса, ведет к кардинальному изменению соотношения между различными видами риска, с которым сталкиваются банки. Эта проблема привлекла к себе пристальное внимание международных финансовых организаций, центральных банков развитых стран и крупнейших рейтинговых агентств.

Первое фундаментальное исследование провел Базельский комитет по банковскому надзору при Банке международных расчетов (БМР). В ноябре 1999г. была создана рабочая группа по электронным банковским услугам. На основе выводов этой группы Базельский комитет совместно с БМР приняли в мае 2001г. важный рекомендательный документ. В нем были определены ключевые категории рисков и зафиксированы основные принципы управления этими рисками, которых следует придерживаться банкам, развивающим бизнес в новой сфере.

Различным аспектам данной проблематики уделено значительное внимание и в исследованиях других влиятельных межгосударственных организаций Международного валютного фонда и Группы десяти. Центральные банки и банковские ассоциации развитых стран также изучают эти вопросы к примеру, весьма обстоятельные доклады были подготовлены Федеральным союзом германских банков и Федеральным банком Германии. Естественно, не остались в стороне от проблемы рисков и рейтинговые агентства Fitch IBCA и Standard & Poors.



Обобщив основные положения указанных документов, можно выделить новые тенденции, развивающиеся в сфере рисков в результате цифровизации банковского дела, а также определить важнейшие подходы к анализу рисков в сфере электронных банковских услуг.

Как известно, в документах Базельского комитета выделяются следующие категории риска, свойственного банковскому бизнесу: системный, стратегический, кредитный, страновой, рыночный, процентный, риск ликвидности, валютный, операционный, правовой, репутационный. Развитие электронного доступа к услугам банков не приводит к появлению каких-либо новых рисков, происходят лишь сдвиги в конфигурации банковского риска, т.е. в его внутренней структуре.

Исходя из отмеченных в первой главе данной работы особенностей Интернет-банкинга, можно указать на следующие направления изменений в сфере банковского риска:



· сильная зависимость от прогресса информационных и коммуникационных технологий приводит к резкому усилению стратегического и операционного рисков;

· динамичность развития, отражающаяся в сокращении инновационных циклов (с точки зрения, как финансовых инструментов, так и банковских технологий), обуславливает повышения значения стратегического риска;

· рост ориентированности на потребности клиентов в связи с уменьшением информационных асимметрий (неравномерности распределения информации между банками и клиентами) ведет к увеличению правового и репутационного рисков;

· обострение конкуренции в банковском бизнесе влечет за собой повышение общего уровня системного риска;

· выход за пределы отдельных национальных рынков и за пределы финансового сектора в целом означает усиления акцента на межстрановом и межсекторном аспектах банковского риска.

Поскольку новых видов риска не возникает, нет необходимости и во введении в управление рисками каких-либо дополнительных элементов помимо тех трех, что уже имеются в распоряжении банков (оценка, контроль и мониторинг рисков). По мнению Базельского комитета, банки должны усилить внимание к проблемам, возникающим в связи с повышением уровня определенных видов риска, а регулирующие органы выработать принципы банковского надзора, учитывающие специфику электронных банковских услуг.

В настоящее время эксперты единодушно уделяют главное внимание стратегическому риску. Он возникает в связи с возможностью принятия ошибочных управленческих решений в отношении опоры на то или иное информационно-технологическое направление (такие решения относятся к стратегическим, поскольку их результаты оказывают непосредственное влияние на рыночную стоимость бизнеса). Банк, взявший на вооружение формирующую стратегию и играющий роль IT-лидера, получает наибольшие прибыли в случае верного выбора, поскольку «снимает сливки» в быстрорастущем сегменте финансового рынка, но терпит максимальные убытки, если проигрывает сделанные им «высокие ставки» - крупные стратегические инвестиции в ту или иную технологию. Избрав адаптивную стратегию, т.е. взяв на себя роль ведомого, банк уменьшает свой стратегический риск с точки зрения капитальных расходов, однако увеличивает его с точки зрения доходов: в результате наступления агрессивного лидера доля ведомого на рынке может сильно снизиться, а отсрочка в применении передовых технологий не позволит получить сколько-нибудь значительную выгоду от роста рынка, т.к. он будет уже близок к насыщению.



В настоящее время та сфера информационных технологий, которая связана с банками, характеризуется достаточно высокой неопределенностью. В частности, это касается технологической основы всех основных направлений банковской деятельности в Интернете:

* управления отношениями с клиентами в целях укрепления их лояльности. Требуется обеспечить клиентам возможность использования различных электронных средств взаимодействия с банком мобильных телефонов, интерактивных телевизионных устройств, электронных органайзеров и пр. окончательные перспективы применения которых остаются неясными;

* работы с электронными финансовыми инструментам и платежными/расчетными системами. Ихᅠ развитие,ᅠ поᅠ сути,ᅠ толькоᅠ начинается,ᅠ иᅠ определениеᅠ скрытогоᅠ вᅠ нихᅠ потенциалаᅠ являетсяᅠ настоящимᅠ искусством.

Поэтомуᅠ ответственностьᅠ банковскихᅠ топ-менеджеровᅠ заᅠ правильнуюᅠ оценкуᅠ стратегическогоᅠ риска,ᅠ контрольᅠ заᅠ егоᅠ уровнемᅠ иᅠ мониторингᅠ связанныхᅠ сᅠ нимᅠ измененийᅠ весьмаᅠ велика.

Следующаяᅠ категорияᅠ риска,ᅠ привлекающаяᅠ пристальноеᅠ вниманиеᅠ специалистов,ᅠ ᅠ операционныйᅠ риск,ᅠ т.е.ᅠ вероятностьᅠ образованияᅠ убытков/недополученияᅠ прибылейᅠ вследствиеᅠ сбоевᅠ вᅠ выполненииᅠ каждодневныхᅠ рутинныхᅠ банковскихᅠ операций.ᅠ Применительноᅠ кᅠ Интернет-банкингуᅠ выделяютᅠ триᅠ главныеᅠ «зоны»ᅠ операционногоᅠ рискаᅠ ᅠ функционированиеᅠ системыᅠ безопасности,ᅠ привлечениеᅠ стороннихᅠ организацийᅠ кᅠ предоставлениюᅠ некоторыхᅠ видовᅠ электронныхᅠ банковскихᅠ услугᅠ (аутсорсинг)ᅠ иᅠ освоениеᅠ новыхᅠ технологийᅠ сотрудникамиᅠ банка.

Вᅠ первомᅠ случаеᅠ речьᅠ идетᅠ оᅠ том,ᅠ чтоᅠ возможныᅠ нарушенияᅠ вᅠ процессахᅠ электронногоᅠ хранения,ᅠ передачиᅠ иᅠ обработкиᅠ информацииᅠ ᅠ искажение,ᅠ уничтожение,ᅠ перехватᅠ данныхᅠ илиᅠ злоупотреблениямиᅠ вᅠ результатеᅠ техническихᅠ неполадок,ᅠ действийᅠ хакеров,ᅠ ошибокᅠ илиᅠ мошенничестваᅠ персоналаᅠ иᅠ клиентов.ᅠ Кромеᅠ того,ᅠ неᅠ исключеныᅠ отказыᅠ вᅠ функционированииᅠ банковскихᅠ информационныхᅠ системᅠ ᅠ возникновениеᅠ перегрузокᅠ из-заᅠ недостаточнойᅠ мощностиᅠ компьютерно-программныхᅠ комплексовᅠ иᅠ целенаправленныхᅠ атакᅠ наᅠ Web-серверыᅠ вᅠ формеᅠ лавинᅠ фальшивыхᅠ запросов.

Втораяᅠ потенциальноᅠ подверженнаяᅠ операционномуᅠ рискуᅠ сфераᅠ становитсяᅠ вᅠ последнееᅠ времяᅠ весьмаᅠ значимой.ᅠ Предоставлениеᅠ IT-интенсивныхᅠ банковскихᅠ услугᅠ черезᅠ специализированныеᅠ фирмыᅠ (вᅠ первуюᅠ очередьᅠ банкиᅠ сотрудничаютᅠ сᅠ компаниями,ᅠ разрабатывающимиᅠ прикладныеᅠ программы)ᅠ позволяетᅠ сократитьᅠ инвестиционныйᅠ бюджетᅠ иᅠ избежатьᅠ наймаᅠ дорогостоящихᅠ специалистов,ᅠ чтоᅠ особенноᅠ важноᅠ дляᅠ небольшихᅠ финансовыхᅠ учреждений.ᅠ Вᅠ тоᅠ жеᅠ времяᅠ банкиᅠ становятсяᅠ вᅠ определеннойᅠ степениᅠ зависимымиᅠ отᅠ подобныхᅠ партнеров,ᅠ аᅠ общийᅠ уровеньᅠ банковскогоᅠ обслуживанияᅠ начинаетᅠ определятьсяᅠ результатамиᅠ работыᅠ нескольких,ᅠ нередкоᅠ неᅠ связанныхᅠ междуᅠ собойᅠ компаний,ᅠ сотрудникиᅠ которыхᅠ могутᅠ иᅠ неᅠ обладатьᅠ достаточнымᅠ пониманиемᅠ спецификиᅠ банковскогоᅠ дела.ᅠ Сложностьᅠ положенияᅠ усугубляетсяᅠ тем,ᅠ чтоᅠ привлеченныеᅠ кᅠ оказаниюᅠ услугᅠ фирмыᅠ могутᅠ передатьᅠ выполнениеᅠ каких-либоᅠ функцийᅠ наᅠ субподряд,ᅠ вᅠ томᅠ числеᅠ заᅠ границу.ᅠ Кромеᅠ того,ᅠ узостьᅠ кругаᅠ контрагентов,ᅠ имеющихᅠ достойныйᅠ уровеньᅠ квалификации,ᅠ повышаетᅠ степеньᅠ концентрацииᅠ риска.

Наконец,ᅠ ускоренияᅠ процессаᅠ модернизацииᅠ информационныхᅠ системᅠ обусловливаетᅠ повышениеᅠ требованийᅠ кᅠ адаптационнымᅠ способностямᅠ персоналаᅠ банковᅠ иᅠ увеличиваетᅠ опасностьᅠ возникновенияᅠ трудностейᅠ приᅠ переходеᅠ коᅠ всеᅠ болееᅠ сложнымᅠ интегрированнымᅠ электроннымᅠ решениям.ᅠ Довольноᅠ частоᅠ внедрениеᅠ болееᅠ «умной»ᅠ иᅠ производительнойᅠ технологииᅠ оборачиваетсяᅠ дляᅠ работниковᅠ иᅠ клиентовᅠ банковᅠ еслиᅠ неᅠ хаосом,ᅠ тоᅠ значительнымиᅠ проблемами.

Немалоеᅠ значениеᅠ вᅠ новыхᅠ условияхᅠ приобретаетᅠ правовойᅠ риск,ᅠ возникающийᅠ вследствиеᅠ нарушенияᅠ законовᅠ иᅠ директивᅠ регулирующихᅠ органов,ᅠ аᅠ такжеᅠ недостаточноᅠ четкогоᅠ определенияᅠ правᅠ иᅠ обязанностейᅠ контрагентов.ᅠ Юридическиеᅠ реалииᅠ оформляютсяᅠ медленнее,ᅠ чемᅠ экономические,ᅠ иᅠ этоᅠ расхождениеᅠ особенноᅠ заметноᅠ вᅠ такойᅠ динамическойᅠ сфере,ᅠ какᅠ Интернет-бизнес.ᅠ Можноᅠ отметитьᅠ следующиеᅠ специфическиеᅠ дляᅠ электронногоᅠ банковскогоᅠ сервисаᅠ аспектыᅠ правовогоᅠ риска[6]:

- неᅠ воᅠ всехᅠ странахᅠ принятыᅠ законыᅠ обᅠ электроннойᅠ подписиᅠ иᅠ оᅠ действительностиᅠ договоров,ᅠ заключаемыхᅠ электроннымᅠ способом;

- вᅠ разныхᅠ государствахᅠ неᅠ одинаковоᅠ трактуетсяᅠ вопросᅠ оᅠ подлежащейᅠ лицензированиюᅠ банковскойᅠ деятельностиᅠ (например,ᅠ надзорныеᅠ органыᅠ могутᅠ потребоватьᅠ полученияᅠ лицензииᅠ отᅠ Web-сайта,ᅠ рекламирующегоᅠ услугиᅠ банкаᅠ наᅠ томᅠ языке,ᅠ которыйᅠ используетсяᅠ вᅠ даннойᅠ стране,ᅠ причемᅠ дажеᅠ вᅠ томᅠ случае,ᅠ когдаᅠ доᅠ реальныхᅠ операцийᅠ делоᅠ ещеᅠ неᅠ дошло);

- возникаютᅠ особыеᅠ требованияᅠ кᅠ соблюдениюᅠ принципаᅠ «знайᅠ своегоᅠ клиента»,ᅠ законодательноᅠ внедряемогоᅠ вᅠ банковскийᅠ бизнесᅠ вᅠ рамкахᅠ борьбыᅠ сᅠ легализациейᅠ преступныхᅠ доходовᅠ иᅠ терроризмом;

- банкамᅠ становитсяᅠ труднееᅠ обеспечиватьᅠ предписываемыйᅠ закономᅠ уровеньᅠ защитыᅠ персональнойᅠ клиентскойᅠ информацииᅠ (особенноᅠ еслиᅠ сайтᅠ банкаᅠ связанᅠ сᅠ сайтом-агрегаторомᅠ электронногоᅠ финансовогоᅠ супермаркета);

- банки,ᅠ организовавшиеᅠ удостоверяющиеᅠ центрыᅠ поᅠ выпускуᅠ сертификатовᅠ иᅠ подтверждениюᅠ подлинностиᅠ цифровойᅠ подписи,ᅠ могутᅠ бытьᅠ привлеченыᅠ кᅠ юридическойᅠ ответственности,ᅠ еслиᅠ приᅠ использованииᅠ данныхᅠ сертификатовᅠ участвующиеᅠ вᅠ сделкеᅠ стороныᅠ понесутᅠ убытки.

Болееᅠ подробноᅠ вопросыᅠ правовогоᅠ регулированияᅠ электроннойᅠ банковскойᅠ деятельностиᅠ будутᅠ рассмотреныᅠ воᅠ второмᅠ подразделеᅠ Главыᅠ 2ᅠ даннойᅠ работы.

Вᅠ эпохуᅠ быстрогоᅠ развитияᅠ электронногоᅠ сервисаᅠ репутационныйᅠ риск,ᅠ реализующийсяᅠ вᅠ сокращенииᅠ клиентуры,ᅠ оттокеᅠ вкладов,ᅠ сбросеᅠ банковскихᅠ акцийᅠ вследствиеᅠ формированияᅠ устойчивогоᅠ негативногоᅠ общественногоᅠ мненияᅠ оᅠ деятельностиᅠ банка,ᅠ связан,ᅠ преждеᅠ всего,ᅠ сᅠ темиᅠ нарушениямиᅠ вᅠ обслуживанииᅠ клиентов,ᅠ которыеᅠ входятᅠ вᅠ указанныеᅠ вышеᅠ «зоны»ᅠ операционногоᅠ риска.ᅠ Особенностьᅠ новогоᅠ способаᅠ предоставленияᅠ услугᅠ состоитᅠ вᅠ том,ᅠ чтоᅠ вᅠ условияхᅠ непосредственногоᅠ Web-взаимодействияᅠ сᅠ клиентамиᅠ сведенияᅠ оᅠ возникновенииᅠ сбоевᅠ вᅠ электронныхᅠ операцияхᅠ становятсяᅠ известныᅠ практическиᅠ сразуᅠ иᅠ распространяютсяᅠ гораздоᅠ быстрее,ᅠ чемᅠ раньше.ᅠ Репутационныйᅠ рискᅠ можетᅠ существенноᅠ увеличиться,ᅠ еслиᅠ информацияᅠ оᅠ наличииᅠ такихᅠ проблем,ᅠ предоставляемаяᅠ публике,ᅠ окажетсяᅠ недостаточнойᅠ и/илиᅠ несвоевременной,ᅠ аᅠ также,ᅠ еслиᅠ плохоᅠ организованᅠ диалогᅠ сᅠ вкладчикамиᅠ иᅠ заемщикамиᅠ поᅠ электроннойᅠ почте.ᅠ Вᅠ периодᅠ привыканияᅠ кᅠ новымᅠ технологиямᅠ клиентураᅠ проявляетᅠ особуюᅠ нервозностьᅠ поᅠ отношениюᅠ кᅠ любымᅠ событиям.ᅠ Неᅠ исключено,ᅠ чтоᅠ репутационныйᅠ рискᅠ уᅠ тогоᅠ илиᅠ иногоᅠ банкаᅠ станетᅠ весьмаᅠ заметнымᅠ простоᅠ потому,ᅠ чтоᅠ хакерыᅠ взломалиᅠ сайтᅠ другогоᅠ банка,ᅠ предоставляющегоᅠ теᅠ жеᅠ илиᅠ сходныеᅠ онлайновыеᅠ услуги.

Конечно,ᅠ сᅠ появлениемᅠ Интернет-банкингаᅠ изменяютсяᅠ иᅠ другиеᅠ категорииᅠ рискаᅠ ᅠ кредитный,ᅠ процентный,ᅠ валютныйᅠ иᅠ т.д.ᅠ Так,ᅠ использованиеᅠ «мягких»ᅠ процедурᅠ дистанционнойᅠ оценкиᅠ кредитоспособностиᅠ потенциальныхᅠ заемщиковᅠ илиᅠ приобретениеᅠ электронныхᅠ денегᅠ уᅠ недостаточноᅠ надежногоᅠ эмитентаᅠ могутᅠ привестиᅠ кᅠ повышениюᅠ кредитногоᅠ риска.ᅠ Рискᅠ ликвидностиᅠ иᅠ валютныйᅠ рискᅠ становятсяᅠ весьмаᅠ актуальнымиᅠ дляᅠ банков,ᅠ осуществляющихᅠ серьезныеᅠ операцииᅠ сᅠ цифровойᅠ наличностью,ᅠ аᅠ рыночныйᅠ рискᅠ требуетᅠ особогоᅠ вниманияᅠ уᅠ техᅠ банков,ᅠ которыеᅠ развиваютᅠ программыᅠ секьюритизацииᅠ ссудᅠ черезᅠ Интернет.ᅠ Однакоᅠ такогоᅠ родаᅠ переменыᅠ неᅠ являютсяᅠ кардинальнымиᅠ иᅠ уступаютᅠ поᅠ своемуᅠ значениюᅠ вышеописаннымᅠ сдвигамᅠ вᅠ сферахᅠ стратегического,ᅠ операционного,ᅠ правовогоᅠ иᅠ репутационногоᅠ рисков.ᅠ Именноᅠ наᅠ этихᅠ направленияхᅠ иᅠ должноᅠ концентрироватьсяᅠ управлениеᅠ рискамиᅠ вᅠ современныхᅠ коммерческихᅠ банках.

Чтоᅠ жеᅠ касаетсяᅠ центральныхᅠ банковᅠ илиᅠ другихᅠ надзорныхᅠ органов,ᅠ тоᅠ ихᅠ вниманиеᅠ сосредотачиваетсяᅠ наᅠ такихᅠ последствияхᅠ цифровизацииᅠ банковскогоᅠ дела,ᅠ какᅠ повышениеᅠ системногоᅠ рискаᅠ иᅠ усилениеᅠ глобализации.ᅠ Вᅠ связиᅠ сᅠ развитиемᅠ первойᅠ тенденцииᅠ активизируетсяᅠ теоретическиеᅠ исследованияᅠ вᅠ целяхᅠ разработкиᅠ механизмовᅠ компенсацииᅠ увеличившегосяᅠ рискаᅠ неᅠ толькоᅠ вᅠ самойᅠ банковскойᅠ сфере,ᅠ ноᅠ иᅠ вᅠ системеᅠ взаимоотношенийᅠ «финансыᅠ ᅠ промышленность».

Вᅠ своюᅠ очередь,ᅠ втораяᅠ тенденцияᅠ стимулируетᅠ совершенствованиеᅠ сотрудничестваᅠ национальныхᅠ учрежденийᅠ банковскогоᅠ надзораᅠ сᅠ надзорнымиᅠ органамиᅠ неᅠ толькоᅠ зарубежныхᅠ стран,ᅠ ноᅠ иᅠ другихᅠ отраслейᅠ экономики.ᅠ Приᅠ этомᅠ необходимо,ᅠ сᅠ однойᅠ стороны,ᅠ обеспечиватьᅠ упреждающееᅠ воздействиеᅠ государственногоᅠ регулированияᅠ иᅠ егоᅠ нейтральностьᅠ поᅠ отношениюᅠ кᅠ конкурирующимᅠ технологиямᅠ иᅠ финансовымᅠ институтам,ᅠ аᅠ сᅠ другой,ᅠ избегатьᅠ ненужногоᅠ сдерживанияᅠ технологическогоᅠ прогрессаᅠ иᅠ содействоватьᅠ формированияᅠ грамотнойᅠ вᅠ электронномᅠ смыслеᅠ банковскойᅠ клиентуры.

Базельскийᅠ комитетᅠ поᅠ банковскомуᅠ надзоруᅠ сформулировалᅠ 14ᅠ принциповᅠ управленияᅠ рискамиᅠ вᅠ сфереᅠ электронныхᅠ банковскихᅠ услуг[7].ᅠ Сводᅠ этихᅠ правилᅠ неᅠ являетсяᅠ обязательнойᅠ дляᅠ исполненияᅠ директивой,ᅠ однакоᅠ де-фактоᅠ всеᅠ солидныеᅠ банкиᅠ развитыхᅠ странᅠ соблюдаютᅠ данныеᅠ требования.ᅠ Принципыᅠ управленияᅠ рискамиᅠ сгруппированыᅠ вᅠ 3ᅠ крупныеᅠ категории.

А.ᅠ Надзорᅠ соᅠ стороныᅠ высшегоᅠ руководстваᅠ банка.

1)ᅠ Созданиеᅠ эффективнойᅠ системыᅠ наблюденияᅠ заᅠ операциями,ᅠ совершаемымиᅠ электроннымᅠ способом.

2)ᅠ Внедрениеᅠ всестороннейᅠ процедурыᅠ контроляᅠ надᅠ поддержаниемᅠ необходимогоᅠ уровняᅠ информационно-технологическойᅠ безопасности.

3)ᅠ Организацияᅠ тщательногоᅠ отслеживанияᅠ взаимодействияᅠ сᅠ партнерами,ᅠ привлекаемымиᅠ кᅠ предоставлениюᅠ отдельныхᅠ видовᅠ электронныхᅠ банковскихᅠ услуг.

Б.ᅠ Обеспечениеᅠ безопасностиᅠ вᅠ сфереᅠ информационныхᅠ технологий.

4)ᅠ Аутентификацияᅠ клиентов,ᅠ пользующихсяᅠ электроннымиᅠ каналамиᅠ обслуживания.

5)ᅠ Недопущениеᅠ отказаᅠ отᅠ обязательствᅠ поᅠ онлайновымᅠ трансакциямᅠ иᅠ строгаяᅠ ответственностьᅠ заᅠ ихᅠ проведение.

6)ᅠ Разграничениеᅠ функцийᅠ банковскихᅠ служащихᅠ приᅠ работеᅠ вᅠ системахᅠ е-банкинга,ᅠ использованииᅠ базᅠ данныхᅠ иᅠ приложений.

7)ᅠ Эффективныйᅠ контрольᅠ надᅠ процедурамиᅠ авторизацииᅠ иᅠ полученияᅠ доступаᅠ кᅠ системамᅠ е-банкинга,ᅠ базамᅠ данныхᅠ иᅠ прикладнымᅠ программам.

8)ᅠ Обеспечениеᅠ целостностиᅠ данныхᅠ поᅠ операциямᅠ иᅠ записямᅠ вᅠ сфереᅠ онлайновыхᅠ услуг.

9)ᅠ Точныйᅠ учетᅠ трансакций,ᅠ совершаемыхᅠ электроннымᅠ способом.

10)ᅠ Сохранениеᅠ конфиденциальностиᅠ ключевойᅠ банковскойᅠ информации.

В.ᅠ Управлениеᅠ правовымᅠ иᅠ репутационнымᅠ рисками.

11)ᅠ Предоставлениеᅠ необходимойᅠ информацииᅠ обᅠ электронномᅠ банковскомᅠ сервисеᅠ наᅠ Web-сайтеᅠ банка.

12)ᅠ Предотвращениеᅠ несанкционированногоᅠ доступаᅠ кᅠ клиентскойᅠ информации.

13)ᅠ Содержаниеᅠ системᅠ е-банкингаᅠ вᅠ постояннойᅠ эксплуатационнойᅠ готовности.

14)ᅠ Созданиеᅠ эффективногоᅠ механизмаᅠ реагированияᅠ наᅠ неожиданныеᅠ внешниеᅠ иᅠ внутренниеᅠ атакиᅠ наᅠ системыᅠ е-банкинга.

Вᅠ некоторыхᅠ странахᅠ надзорныеᅠ органыᅠ считаютᅠ нужнымᅠ перевестиᅠ данныеᅠ правилаᅠ изᅠ разрядаᅠ рекомендательныхᅠ вᅠ разрядᅠ обязательныхᅠ (например,ᅠ этоᅠ сделалᅠ Федеральныйᅠ банкᅠ Германии).ᅠ Стольᅠ серьезныйᅠ подходᅠ надзорныхᅠ органовᅠ кᅠ проблемеᅠ управленияᅠ рискамиᅠ вᅠ сфереᅠ электронныхᅠ банковскихᅠ услугᅠ позволяетᅠ надеяться,ᅠ чтоᅠ коммерческиеᅠ банкаᅠ смогутᅠ достаточноᅠ уверенноᅠ развиватьᅠ Интернет-сервис,ᅠ получающийᅠ всеᅠ болееᅠ широкоеᅠ признание.

Правоваяᅠ проблемаᅠ выбораᅠ механизмаᅠ регулированияᅠ электроннойᅠ банковскойᅠ деятельности,ᅠ иᅠ вᅠ целомᅠ информационныхᅠ отношений,ᅠ формирующихсяᅠ вᅠ процессеᅠ использованияᅠ глобальнойᅠ компьютернойᅠ сетиᅠ Интернет,ᅠ становитсяᅠ всеᅠ болееᅠ актуальнойᅠ какᅠ дляᅠ большинстваᅠ индустриальноᅠ развитыхᅠ государствᅠ мираᅠ (вᅠ томᅠ числеᅠ вᅠ лицеᅠ ихᅠ фискальныхᅠ органов)ᅠ иᅠ международныхᅠ организаций,ᅠ такᅠ иᅠ дляᅠ потребителейᅠ различныхᅠ банковскихᅠ услуг.

Наᅠ сегодняшнийᅠ деньᅠ отсутствуетᅠ неᅠ толькоᅠ наработаннаяᅠ иᅠ признаннаяᅠ вᅠ различныхᅠ странахᅠ мираᅠ практикаᅠ регулированияᅠ иᅠ налогообложенияᅠ названнойᅠ деятельности,ᅠ ноᅠ иᅠ значимыеᅠ исследованияᅠ даннойᅠ проблемыᅠ вᅠ юридическойᅠ науке.ᅠ Вместеᅠ сᅠ темᅠ сетьᅠ Интернетᅠ достиглаᅠ такогоᅠ уровняᅠ развитияᅠ иᅠ вᅠ такойᅠ степениᅠ способнаᅠ оказыватьᅠ воздействиеᅠ наᅠ жизньᅠ общества,ᅠ чтоᅠ этоᅠ предполагаетᅠ неминуемыйᅠ переходᅠ отᅠ саморазвитияᅠ кᅠ государственномуᅠ регулированиюᅠ егоᅠ деятельности,ᅠ иᅠ вᅠ первуюᅠ очередьᅠ ᅠ регулированиюᅠ экономическихᅠ отношенийᅠ вᅠ сети.ᅠ Совершенноᅠ очевиднаᅠ необходимостьᅠ разработкиᅠ полноценнойᅠ нормативно-правовойᅠ базыᅠ вᅠ областиᅠ правовогоᅠ регулированияᅠ банковскийᅠ услуг,ᅠ оказываемыхᅠ вᅠ сетиᅠ Интернет,ᅠ вᅠ целяхᅠ защитыᅠ иᅠ обеспеченияᅠ прав,ᅠ свободᅠ иᅠ законныхᅠ интересовᅠ субъектовᅠ даннойᅠ деятельности.ᅠ Вᅠ частности,ᅠ кᅠ этойᅠ группеᅠ следуетᅠ отнестиᅠ нормативныеᅠ актыᅠ вᅠ сфереᅠ законодательногоᅠ закрепления,ᅠ вᅠ самомᅠ широкомᅠ смысле,ᅠ «праваᅠ наᅠ электроннуюᅠ сделку»,ᅠ аᅠ именноᅠ закрепляющиеᅠ принципыᅠ осуществленияᅠ электроннойᅠ экономическойᅠ деятельностиᅠ (такиеᅠ документыᅠ толькоᅠ предстоитᅠ разработатьᅠ иᅠ принять),ᅠ принципыᅠ законностиᅠ формыᅠ электроннойᅠ сделкиᅠ (требованияᅠ кᅠ ееᅠ форме),ᅠ вопросыᅠ примененияᅠ электроннойᅠ цифровойᅠ подписиᅠ иᅠ т.д.

Чтоᅠ касаетсяᅠ международногоᅠ права,ᅠ регулирующегоᅠ сферуᅠ электронногоᅠ бизнеса,ᅠ тоᅠ ещеᅠ вᅠ 1996ᅠ г.ᅠ Генеральнаяᅠ Ассамблеяᅠ ООНᅠ принялаᅠ Типовойᅠ законᅠ обᅠ электроннойᅠ торговле,ᅠ разработанныйᅠ иᅠ утвержденныйᅠ Комиссиейᅠ ООНᅠ поᅠ правуᅠ международнойᅠ торговлиᅠ (ЮНСИТРАЛ)ᅠ иᅠ руководствоᅠ поᅠ егоᅠ применению.ᅠ Этотᅠ Законᅠ применяетсяᅠ кᅠ любомуᅠ видуᅠ информацииᅠ вᅠ формеᅠ сообщенияᅠ данных,ᅠ используемойᅠ вᅠ контекстеᅠ торговойᅠ деятельности.ᅠ Подᅠ терминомᅠ "сообщениеᅠ данных"ᅠ понимаетсяᅠ информация,ᅠ подготовленная,ᅠ отправленная,ᅠ полученнаяᅠ илиᅠ хранимаяᅠ сᅠ помощьюᅠ электронных,ᅠ оптическихᅠ илиᅠ аналогичныхᅠ средств,ᅠ включаяᅠ электронныйᅠ обменᅠ данными,ᅠ электроннуюᅠ почту,ᅠ телеграмму,ᅠ телексᅠ илиᅠ телефакс.ᅠ «Основнойᅠ правовойᅠ принципᅠ электроннойᅠ коммерции,ᅠ которыйᅠ работаетᅠ какᅠ наᅠ международных,ᅠ такᅠ иᅠ наᅠ внутреннихᅠ рынках,ᅠ заключаетсяᅠ вᅠ следующем:ᅠ стороны,ᅠ заключившиеᅠ электроннуюᅠ сделку,ᅠ неᅠ могутᅠ ставитьᅠ ееᅠ подᅠ сомнениеᅠ толькоᅠ наᅠ томᅠ основании,ᅠ чтоᅠ онаᅠ заключена,ᅠ аᅠ частоᅠ исполняетсяᅠ (какᅠ вᅠ финансовойᅠ сфере)ᅠ электроннымᅠ способомᅠ иᅠ вᅠ основеᅠ ееᅠ неᅠ лежитᅠ традиционныйᅠ бумажныйᅠ документооборот,ᅠ сопровождаемыйᅠ традиционнойᅠ собственноручнойᅠ подписью»[8].

Правовымᅠ способомᅠ регулированияᅠ электроннойᅠ формыᅠ сделкиᅠ выступаютᅠ закрепленныеᅠ закономᅠ технологииᅠ верификацииᅠ (подтвержденияᅠ подлинности)ᅠ документовᅠ посредствомᅠ использованияᅠ электронно-цифровойᅠ подписи.ᅠ Нормативныеᅠ акты,ᅠ закрепляющиеᅠ юридическуюᅠ силуᅠ электроннойᅠ подписи,ᅠ принятыᅠ воᅠ всехᅠ странахᅠ Евросоюза,ᅠ аᅠ такжеᅠ вᅠ большинствеᅠ другихᅠ индустриальноᅠ развитыхᅠ странᅠ мираᅠ (США,ᅠ Великобритания,ᅠ Японияᅠ иᅠ пр.).ᅠ Вᅠ 2002ᅠ годуᅠ аналогичныйᅠ законᅠ былᅠ введенᅠ вᅠ действиеᅠ иᅠ вᅠ Российскойᅠ Федерацииᅠ ᅠ речьᅠ оᅠ егоᅠ особенностяхᅠ пойдетᅠ ниже.

Однакоᅠ вᅠ зарубежнойᅠ юридическойᅠ практикеᅠ по-прежнемуᅠ остроᅠ стоятᅠ отдельныеᅠ ключевыеᅠ вопросыᅠ регулированияᅠ Интернет-банкинга.ᅠ Вᅠ частности,ᅠ неᅠ решенаᅠ проблемаᅠ налогообложенияᅠ результатовᅠ банковскойᅠ деятельности,ᅠ осуществляемойᅠ сᅠ использованиемᅠ сетиᅠ Интернет.ᅠ Сложностьᅠ состоитᅠ вᅠ том,ᅠ чтоᅠ действующееᅠ национальноеᅠ налоговоеᅠ законодательствоᅠ практическиᅠ всехᅠ странᅠ ориентируетсяᅠ наᅠ регулированиеᅠ традиционныхᅠ правоотношений,ᅠ иᅠ многиеᅠ общепринятыеᅠ правовыеᅠ категорииᅠ неᅠ применимыᅠ вᅠ Интернете.ᅠ Кромеᅠ того,ᅠ необходимоᅠ решатьᅠ проблемуᅠ юрисдикции,ᅠ котораяᅠ обусловлена,ᅠ преждеᅠ всего,ᅠ экстерриториальностьюᅠ сетиᅠ Интернет,ᅠ чтоᅠ неᅠ позволяетᅠ вᅠ полнойᅠ мереᅠ осуществлятьᅠ налоговыйᅠ контрольᅠ вᅠ пределахᅠ конкретногоᅠ государства.

Следуетᅠ отметить,ᅠ чтоᅠ решениеᅠ названныхᅠ проблемᅠ наᅠ международномᅠ уровне,ᅠ безусловно,ᅠ заслуживаетᅠ поддержки,ᅠ однакоᅠ этоᅠ неᅠ исключаетᅠ необходимостиᅠ разработкиᅠ адекватногоᅠ национальногоᅠ законодательства.

Вᅠ Российскойᅠ Федерацииᅠ вᅠ настоящееᅠ времяᅠ отношенияᅠ поᅠ поводуᅠ оказанияᅠ вᅠ сетиᅠ Интернетᅠ электронныйᅠ банковскихᅠ услугᅠ регулируются:

1)ᅠ законодательнымиᅠ актамиᅠ общегоᅠ характера,ᅠ нормыᅠ которых,ᅠ помимоᅠ прочего,ᅠ могутᅠ бытьᅠ примененыᅠ иᅠ кᅠ субъектамᅠ электроннойᅠ банковскойᅠ деятельностиᅠ (здесьᅠ вᅠ первуюᅠ очередьᅠ должныᅠ бытьᅠ названыᅠ Конституцияᅠ РФ,ᅠ Гражданскийᅠ кодексᅠ РФ,ᅠ ГПКᅠ РФ,ᅠ АПКᅠ РФ,ᅠ КоАПᅠ РФ,ᅠ УКᅠ РФ);

2)ᅠ банковскимᅠ законодательствомᅠ (федеральныеᅠ законыᅠ «Оᅠ Центральномᅠ банкеᅠ Российскойᅠ Федерацииᅠ (Банкеᅠ России)»,ᅠ «Оᅠ банкахᅠ иᅠ банковскойᅠ деятельности»,ᅠ «Оᅠ несостоятельностиᅠ (банкротстве)ᅠ кредитныхᅠ организаций».

3)ᅠ информационнымᅠ законодательствомᅠ иᅠ отдельнымиᅠ нормамиᅠ финансовыхᅠ законов,ᅠ призванныхᅠ урегулироватьᅠ рядᅠ информационныхᅠ вопросовᅠ электроннойᅠ банковскойᅠ деятельности.ᅠ Такимиᅠ законодательнымиᅠ актами,ᅠ вᅠ частности,ᅠ являютсяᅠ федеральныеᅠ законыᅠ отᅠ 20ᅠ февраляᅠ 1995г.ᅠ №24-ФЗᅠ «Обᅠ информации,ᅠ информатизацииᅠ иᅠ защитеᅠ информации»,ᅠ отᅠ 4июляᅠ 1996г.ᅠ №85-ФЗᅠ «Обᅠ участииᅠ вᅠ международномᅠ информационномᅠ обмене»,ᅠ отᅠ 10ᅠ январяᅠ 2002г.ᅠ №1-ФЗᅠ «Обᅠ электроннойᅠ цифровойᅠ подписи».

4)ᅠ подзаконнымиᅠ актамиᅠ ЦБᅠ РФ,ᅠ вᅠ частности:ᅠ Указаниемᅠ ЦБᅠ РФᅠ отᅠ 01.03.2004ᅠ «Оᅠ порядкеᅠ информированияᅠ кредитнымиᅠ организациямиᅠ ЦБᅠ РФᅠ обᅠ использованииᅠ вᅠ своейᅠ деятельностиᅠ Интернет-технологий»,ᅠ Указаниемᅠ ЦБᅠ РФᅠ отᅠ 03.02.2004ᅠ №ᅠ 16-Тᅠ «Оᅠ рекомендацияхᅠ поᅠ информационномуᅠ содержаниюᅠ иᅠ организацииᅠ Web-сайтовᅠ кредитныхᅠ организацийᅠ сᅠ сетиᅠ Интернет»,ᅠ Письмоᅠ ЦБᅠ РФᅠ отᅠ 19.01.2005ᅠ №ᅠ 8-Тᅠ «Оᅠ сведениях,ᅠ рекомендуемыхᅠ дляᅠ размещенияᅠ наᅠ WEB-сайтахᅠ кредитныхᅠ организацийᅠ вᅠ сетиᅠ Интернет».

Главнаяᅠ проблемаᅠ Российскогоᅠ законодательстваᅠ вᅠ даннойᅠ областиᅠ ᅠ бессистемностьᅠ разработкиᅠ иᅠ принятияᅠ актовᅠ гражданскогоᅠ иᅠ банковскогоᅠ законодательства,ᅠ аᅠ такжеᅠ актовᅠ законодательстваᅠ оᅠ налогахᅠ иᅠ сборах.ᅠ Вᅠ действующемᅠ законодательствеᅠ фактическиᅠ отсутствуютᅠ легальныеᅠ определенияᅠ большогоᅠ количестваᅠ базовыхᅠ понятийᅠ финансовогоᅠ иᅠ банковскогоᅠ права,ᅠ широкоᅠ используемыхᅠ вᅠ практикеᅠ электроннойᅠ банковскойᅠ деятельности,ᅠ например:ᅠ «безналичныеᅠ расчеты»,ᅠ «электронныеᅠ расчеты»,ᅠ «электронныеᅠ банковскиеᅠ услуги»ᅠ иᅠ многиеᅠ другие.ᅠ Терминологическиеᅠ проблемыᅠ банковскогоᅠ права,ᅠ иᅠ вᅠ целомᅠ вопросы,ᅠ порождаемыеᅠ высокойᅠ степеньюᅠ пробельностиᅠ иᅠ подзаконностиᅠ (наᅠ уровнеᅠ нормотворчестваᅠ Центральногоᅠ банкаᅠ РФ)ᅠ правовогоᅠ регулированияᅠ вᅠ областиᅠ финансовᅠ иᅠ кредитаᅠ вᅠ России,ᅠ могутᅠ бытьᅠ снятыᅠ сᅠ принятиемᅠ единогоᅠ кодифицированногоᅠ актаᅠ вᅠ даннойᅠ сфереᅠ ᅠ Банковскогоᅠ кодексаᅠ РФᅠ (поᅠ оценкамᅠ многихᅠ экспертовᅠ задачаᅠ разработкиᅠ иᅠ принятияᅠ такогоᅠ актаᅠ можетᅠ бытьᅠ поставленаᅠ высшимᅠ политическимᅠ руководствомᅠ страныᅠ вᅠ обозримомᅠ будущем).

Чтоᅠ касаетсяᅠ проблемыᅠ налогообложенияᅠ электроннойᅠ коммерции,ᅠ тоᅠ Министерствоᅠ РФᅠ поᅠ налогамᅠ иᅠ сборамᅠ покаᅠ неᅠ выработалоᅠ своюᅠ позициюᅠ поᅠ следующимᅠ вопросам:

-ᅠ долженᅠ лиᅠ взиматьсяᅠ налогᅠ наᅠ прибыльᅠ иᅠ наᅠ добавленнуюᅠ стоимостьᅠ (НДС)ᅠ сᅠ иностранныхᅠ компаний,ᅠ которыеᅠ реализуютᅠ своиᅠ товарыᅠ иᅠ услугиᅠ черезᅠ сетьᅠ Интернет;

-ᅠ какᅠ квалифицироватьᅠ налоговыйᅠ статусᅠ иностранногоᅠ юридическогоᅠ лица,ᅠ осуществляющегоᅠ коммерческуюᅠ деятельностьᅠ черезᅠ свойᅠ Web-сайтᅠ вᅠ сетиᅠ Интернет;

-ᅠ могутᅠ лиᅠ компании,ᅠ принимающиеᅠ платежиᅠ заᅠ товарыᅠ иᅠ услугиᅠ вᅠ электронныхᅠ деньгах,ᅠ уменьшатьᅠ своиᅠ налоговыеᅠ выплаты.

Необходимоᅠ отметитьᅠ также,ᅠ чтоᅠ правилаᅠ использованияᅠ технологийᅠ электронныхᅠ коммуникацийᅠ вᅠ законодательствеᅠ Российскойᅠ Федерацииᅠ изложеныᅠ вᅠ наиболееᅠ общемᅠ виде.ᅠ Например,ᅠ вᅠ Федеральномᅠ законеᅠ РФᅠ отᅠ 4ᅠ июляᅠ 1996ᅠ г.ᅠ Nᅠ 85-ФЗᅠ "Обᅠ участииᅠ вᅠ международномᅠ информационномᅠ обмене"ᅠ отсутствуетᅠ упоминаниеᅠ оᅠ правилахᅠ участияᅠ вᅠ обменеᅠ информациейᅠ сᅠ использованиемᅠ сетиᅠ Интернет,ᅠ неᅠ учитываетсяᅠ тотᅠ факт,ᅠ чтоᅠ поᅠ компьютернымᅠ сетямᅠ можноᅠ передаватьᅠ неᅠ толькоᅠ содержание,ᅠ ноᅠ иᅠ реквизитыᅠ документов.ᅠ Кромеᅠ того,ᅠ законодательноᅠ неᅠ определенаᅠ единаяᅠ системаᅠ доказательств,ᅠ принимаемыхᅠ иᅠ применяемыхᅠ вᅠ судебнойᅠ практикеᅠ приᅠ рассмотренииᅠ споров.

Рассматриваяᅠ возможностиᅠ доступаᅠ кᅠ банковскимᅠ операциям,ᅠ каталогамᅠ иᅠ прочимᅠ услугам,ᅠ нужноᅠ отметить,ᅠ чтоᅠ оплатаᅠ этихᅠ услугᅠ можетᅠ происходитьᅠ какᅠ традиционнымиᅠ методами,ᅠ такᅠ иᅠ электроннымиᅠ сᅠ использованиемᅠ "электронныхᅠ денег".ᅠ Покаᅠ ещеᅠ нетᅠ правовойᅠ ясностиᅠ вᅠ вопросахᅠ электроннойᅠ торговлиᅠ дляᅠ полностьюᅠ безбумажныхᅠ трансакций.ᅠ Учитываяᅠ тотᅠ факт,ᅠ чтоᅠ Интернет-банкингᅠ быстроᅠ развиваетсяᅠ вᅠ России,ᅠ Центральныйᅠ банкᅠ РФᅠ принялᅠ решениеᅠ сформироватьᅠ подразделениеᅠ поᅠ надзоруᅠ заᅠ электроннойᅠ коммерциейᅠ банков,ᅠ котороеᅠ будетᅠ занимаетсяᅠ разработкойᅠ нормативнойᅠ базыᅠ дляᅠ регулированияᅠ этойᅠ сферыᅠ деятельности.ᅠ Ноᅠ конкретныхᅠ законопроектов,ᅠ регулирующихᅠ сферуᅠ деятельностиᅠ Интернет-банкинга,ᅠ наᅠ рассмотрениеᅠ вᅠ Государственнуюᅠ Думуᅠ РФᅠ покаᅠ неᅠ предложено.

Вᅠ отношенииᅠ рынкаᅠ ценныхᅠ бумагᅠ требуютᅠ уточненияᅠ некоторыеᅠ нормы,ᅠ касающиесяᅠ разрешения:ᅠ отᅠ депозитарнойᅠ иᅠ регистрационнойᅠ видовᅠ деятельностиᅠ доᅠ установленияᅠ правовогоᅠ режимаᅠ функционированияᅠ Интернет-бирж.

Особыеᅠ претензииᅠ предъявляютсяᅠ участникамиᅠ российскогоᅠ банковскогоᅠ бизнесаᅠ кᅠ Федеральномуᅠ законуᅠ отᅠ 10ᅠ январяᅠ 2002г.ᅠ №1-ФЗᅠ «Обᅠ электронно-цифровойᅠ подписи».ᅠ Электронно-цифроваяᅠ подписьᅠ призванаᅠ статьᅠ однимᅠ изᅠ важныхᅠ механизмовᅠ защитыᅠ правᅠ иᅠ законныхᅠ интересовᅠ контрагентовᅠ вᅠ процессеᅠ осуществленияᅠ имиᅠ электроннойᅠ экономическойᅠ деятельности.ᅠ Процедурыᅠ созданияᅠ иᅠ проверкиᅠ электроннойᅠ подписиᅠ призваныᅠ юридическиᅠ подтверждатьᅠ действительностьᅠ договорныхᅠ обязательств,ᅠ обеспечиватьᅠ защитуᅠ отᅠ ихᅠ одностороннегоᅠ измененияᅠ илиᅠ невыполнения,ᅠ аᅠ такжеᅠ символизироватьᅠ необходимуюᅠ письменнуюᅠ формуᅠ сделки,ᅠ заключеннойᅠ контрагентамиᅠ посредствомᅠ глобальнойᅠ сетиᅠ Интернет.ᅠ Однакоᅠ вᅠ действительностиᅠ данныйᅠ законᅠ малоᅠ соответствуетᅠ объективнымᅠ условиямᅠ банковскогоᅠ бизнесаᅠ вᅠ России[9].ᅠ Во-первых,ᅠ онᅠ описываетᅠ технологию,ᅠ котораяᅠ доᅠ егоᅠ принятияᅠ практическиᅠ неᅠ использоваласьᅠ вᅠ РФ,ᅠ чтоᅠ повлеклоᅠ заᅠ собойᅠ возникновениеᅠ технологическогоᅠ конфликта.ᅠ Во-вторых,ᅠ законᅠ противоречитᅠ международнойᅠ практикеᅠ иᅠ рекомендациямᅠ (вᅠ частности,ᅠ Директивеᅠ Евросоюзаᅠ «Обᅠ инфраструктуреᅠ цифровыхᅠ подписей»ᅠ иᅠ модельномуᅠ законуᅠ UNCITRAL),ᅠ ограничиваяᅠ возможностиᅠ использованияᅠ ЭЦПᅠ иᅠ фактическиᅠ сводяᅠ ееᅠ техническоеᅠ воплощениеᅠ лишьᅠ кᅠ криптографическимᅠ средствам.ᅠ Здесьᅠ такжеᅠ возникаетᅠ необходимостьᅠ принятияᅠ разъяснительныхᅠ документовᅠ поᅠ сертификацииᅠ криптографическихᅠ средствᅠ связи.ᅠ Сейчасᅠ ихᅠ сертификацияᅠ осуществляетсяᅠ вᅠ несколькихᅠ местахᅠ (ФСБ,ᅠ Гостехкомиссияᅠ иᅠ т.д.),ᅠ чтоᅠ создаетᅠ определенныеᅠ трудности.

Вᅠ целомᅠ законᅠ достигаетᅠ своихᅠ целейᅠ лишьᅠ частично,ᅠ такᅠ какᅠ требуетᅠ созданияᅠ большогоᅠ количестваᅠ подзаконныхᅠ актов,ᅠ которыеᅠ иᅠ будутᅠ регламентироватьᅠ правилаᅠ примененияᅠ ЭЦП.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.