Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные линии психического развития и новообразования младенческого и раннего возраста.





Первый год жизни ребенка условно можно разделить на два этапа — период новорожденности, который длится от четырех до шести недель и кончается с появлением комплекса оживления, и период младенчества, который заканчивается в год.

Основное новообразование периода новорожденности — индивидуальная психическая жизнь. С самого начала создается особая социальная ситуация развития — ситуация объективно-необходимых отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни новорожденного социально опосредованы. Несмотря на короткое время, этот период является очень важным для дальнейшего развития. Переходность данного периода проявляется на разных уровнях: общесоматическом, сенсорном и социальном.

Новорожденный обладает сравнительно ограниченным набором безусловно-рефлекторных форм поведения. К ним относятся рефлексы, регулирующие протекание различных физиологических функций: сосательный, оборонительный и ориентировочный, а также несколько специальных двигательных: хватательный, опорный, переступательный. Все они регулируются спинномозговыми и подкорковыми нервными центрами, которые созревают к моменту рождения. Реакции ребенка на большинство воздействий извне недифференцированы и заключаются в движениях ручками и ножками.



Этап новорожденности — это время адаптации ребенка к новым, внеутробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна, формирования первых, необходимых для психического развития реакций — зрительного и слухового сосредоточения (умения сосредоточиться на звуковом или зрительном сигнале), появления первых сочетательных или условных рефлексов, например на положение при кормлении.

В это же время начинает проявляться закономерность, характерная для общего направления развития детей в первые годы жизни. Она заключается в том, что развитие сенсорных процессов (зрения, слуха, осязания) существенно опережает у младенцев развитие моторики. Всю психическую жизнь новорожденного определяет сенсорная регуляция. Качественно сенсорная система дана к рождению, а количественно — приобретается в течение жизни.



Зрительное и слуховое сосредоточение, которые возникают соответственно в 4-5 и 3 недели, фактически закладывают основу перехода от ощущений к восприятию, к возможности увидеть предмет целиком, во всей совокупности его свойств, а также проследить взглядом движение предмета или повернуть голову за перемещающимся источником звука. Эти реакции развиваются по принципу доминанты — в момент сосредоточения все другие реакции ребенка прекращаются, он замирает и концентрируется только на том звуке или объекте, который привлек его внимание. На основе этих сформировавшихся реакций к концу первого — началу второго месяца рождается комплекс оживления, который и является показателем перехода к новому этапу развития — младенчеству.

Комплекс оживления — первый акт поведения, акт выделения взрослого, первый акт общения, который проявляется в виде следующих реакций:

· общее моторное возбуждение при приближении взрослого;

· использование плача, крика для привлечения к себе внимания;

· обильные вокализации во время общения с матерью;

· реакция улыбки.

Комплекс оживления также представляет собой своего рода доминанту, так как в этот момент все другие потребности для ребенка теряют свое значение. Когда к нему подходит взрослый, он замирает, а затем начинает усиленно двигать ручками и ножками, улыбаться, гулить — словом, делать все, чтобы привлечь к себе внимание. Такая реакция на взрослого доказывает, что близкие люди являются для младенца не просто необходимым условием развития, но его источником. Общение со взрослыми, окружающая культура, язык не просто ускоряют или замедляют темп развития, благоприятствуя или, наоборот, препятствуя формированию, становлению определенных качеств, но и направляют это развитие, обогащают его новым содержанием, которое может существенно изменить саморазвитие детей.



Реакция на взрослого представляет собой не только первую собственно психологическую реакцию ребенка, но и первую его социальную реакцию. Л.С. Выготский, говоря о развитии младенцев, писал, что это максимально социальное существо, и отчасти это справедливо, так как ребенок полностью зависит от взрослого, который удовлетворяет все его потребности. С зависимостью от заботы взрослого связан и тот факт, что у младенцев в первые месяцы жизни доминирует сенсорное развитие. Развитие восприятия все первые годы жизни, фактически весь дошкольный возраст, — один из наиболее важных психических процессов. От развития восприятия в этом возрасте во многом зависят и другие познавательные процессы, прежде всего мышление.

Однако роль взрослого не сводится только к уходу за ребенком и созданию благоприятных условий для развития восприятия. Исследования многих психологов (М.И.Лисиной, Л.И.Божович, Э.Эриксона, А.Адлера, А.Фрейд, Дж.Боулби и др.) показали, что в первые месяцы жизни для ребенка крайне важны эмоциональный контакт, привязанность и защита, которые исходят от близкого взрослого. Ведущей деятельностью в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослым. Познавательное развитие (а не только развитие эмоций и речи) в значительной степени определяется общением со взрослым. Этнопсихологические исследования также продемонстрировали, что дети, которые имеют постоянный тактильный контакт с матерью, быстрее развиваются.

Своевременность возникновения комплекса оживления указывает на нормальность психического развития и знаменует переход к следующему этапу.

Младенческий период длится от 1 месяца до 1 года.

Основными новобразованиями данного возраста являются автономная речь, а также мотивирующие представления — это удерживаемый ребенком образ объекта действия, заставляющий его действовать в условиях, когда сам объект находится вне поля непосредственного восприятия.

Социальная ситуация развития — ситуация связи со взрослым, «Мы»-ситуация эмоционального комфорта, защищенности. Противоречие этой ситуации заключается в том, что ребенок нуждается во взрослом, но не имеет средств управлять им. Разрешается это противоречие на протяжении всего периода, разрушая ситуацию «Мы». Ведущая деятельность — эмоционально непосредственное общение ребенка со взрослым.

Развитие ребенка идет в нескольких направлениях: продолжается формирование перцепции, наряду с этим развивается моторика. Период младенчества является сензитивным периодом для развития моторики, которое осуществляется только в системе эмоционально положительного общения со взрослым. В развитии моторики выделяют три направления:

· развитие движения глаз,

· формирование акта хватания,

· развитие общих локомоций.

Моторика участвует в формировании всех психических функций младенца. Умственное развитие происходит в тесной связи с активным освоением младенцем окружающего пространства и предметной деятельности. Ребенок находится на сенсомоторной стадии интеллектуального развития (по Ж. Пиаже).

Базовой потребностью возраста является потребность в безопасности, защищенности. Здесь формируется базовое доверие или недоверие к окружающему миру (по Э. Эриксону).

К концу младенчества формируются практически все свойства восприятия детей — константность, правильность, предметность, системность. Появление этих свойств связано с развитием локомоций детей, перемещением в пространстве, благодаря чему они научаются видеть предмет под разными углами зрения, узнавать его в разных сочетаниях, с различного расстояния и под разнообразными углами зрения. Появляются первые сенсорные эталоны — постоянные образы окружающих предметов. С этими эталонами дети соотносят новые объекты, воспринимаемые в окружающем мире. Так как первые эталоны еще не являются обобщенными и отражают свойства конкретных предметов, они получили название предметные эталоны.

В течение первого года жизни активно развиваются не только восприятие и движения, но и память. Именно в это время формируются все генетические виды памяти — эмоциональная, моторная, образная, вербальная. Эмоциональная память есть, по некоторым данным, уже у плода. У младенца этот вид памяти является основным в первые недели жизни, он помогает ему ориентироваться в действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отношении объекты. В 7-9 недель возникает и моторная память, ребенок может запомнить и повторить какое-то движение, у него начинают формироваться привычные жесты — начало будущих операций. В 4 месяца у детей появляется образная память (сначала в виде узнавания знакомых предметов), а в 8-9 месяцев — воспроизведение того, что ребенок видел ранее. Как возникновение моторной памяти способствует организации движений, локомоции детей, так появление образной памяти существенно влияет на его общение и формирование мотивационной сферы. С развитием узнавания ребенок начинает дифференцировать окружающих взрослых, узнавать приятных и неприятных людей. Дифференцируется и его реакция на них — оживление и улыбка на приятных сменяются плачем при виде неприятных лиц. Развитие воспроизведения стимулирует появление первых мотивов, или, как их называет Л.И.Божович, мотивирующих представлений ребенка, которые способствуют становлению его личности, развитию независимости от окружающей среды. Если раньше взрослый мог регулировать поведение ребенка, изменяя ситуацию, убирая, например, неприятные объекты и предлагая ребенку приятные, то теперь, с появлением воспроизведения, ребенок меньше зависит от окружающих условий, так как у него появляются устойчивые желания, связанные с объектами или ситуациями, которые сохранились в его памяти. Так возникают постоянные побуждения, или мотивы, направляющие деятельность ребенка.

Развивается и мышление младенцев. К концу первого года жизни у детей появляется ручной интеллект, или наглядно-действенное мышление, которое строится на основе проб и ошибок и связано с развитием первых самостоятельных движений, локомоции ребенка. Большое значение имеет и развитие ориентировки — реакции на новые предметы, стремление их обследовать. А.В. Запорожец, исследовавший познавательное развитие в первые годы жизни, подчеркивал, что различные психические процессы являются, по сути, разными видами ориентировки в окружающем мире. Так, восприятие, по его мнению, представляет собой ориентировку в свойствах и качествах предметов, мышление — в отношениях и связях между ними, а эмоции — в их личностном смысле. Поэтому время, в течение которого ребенок обследует новый предмет, а также количество анализаторов, которые участвуют в этом процессе, — это важный показатель интеллектуального развития младенца. Чем дольше ребенок рассматривает новую игрушку, чем больше разных качеств он в ней открывает, тем выше его интеллектуальный уровень.

Период подготовления словесной речи начинается с первых дней жизни ребенка и длится до конца первого года. На первом году жизни начинает развиваться пассивная речь — ребенок слушает и различает звуки, понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. В это время закладываются особенности речевых конструкций через стремление ребенка установить контакт со взрослым с помощью доречевых форм общения (гуление, плач, воркование, лепет, жесты).

Появляется и собственная, автономная речь детей (напомним, что в этом возрасте развитие внешней речи идет от слова к предложению, а внутренней — от предложения к слову). Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Непосвященному эту речь понять невозможно. По форме она является общением. Автономная речь не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически, а также по значению (одни и те же вокализации могут означать разные предметы, действия). Связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд эмоциональных восклицаний.

Большое значение для понимания психического развития детей первого года жизни имеют данные, полученные в работах Э. Эриксона. С его точки зрения, каждый этап становления идентичности не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному периоду. Все стадии способствуют формированию противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать. Выделяя период до года в качестве первой стадии психического развития, Эриксон считал, что в это время психика детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т. е. открытости миру или настороженности, закрытости. Базовое доверие впоследствии позволяет детям доброжелательно относиться к окружающим, без опаски и внутреннего барьера общаться с новыми, незнакомыми людьми. В некоторой степени работы Эриксона показывают, что мотивация общения закладывается именно в этот период.

Об этом же писал английский психолог и психиатр Дж.Боулби, доказывавший, что тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком устанавливается в период младенчества. Нарушение этой связи, как уже говорилось выше, приводит к серьезным отклонениям в психическом развитии ребенка.

Развитие восприятия, мышления, становление эмоциональных контактов с окружающими, а также появление собственных мотивов поведения изменяют социальную ситуацию развития младенца, который переходит на новый уровень. Возникновение автономной речи и переход к активной — знаменуют собой соответственно начало и конец кризиса 1 года.

Кризис одного года не является острым. Два противоречия характеризуют данный кризис:

· к концу младенчества сформирован сенсорный уровень регулирования психики, но есть необходимость перехода на перцептивный уровень.

· имеется невербальный уровень общения с миром, но есть необходимость в переходе на вербальный.

Если раньше регуляция осуществлялась на биологическом уровне, то теперь она входит в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на приказе взрослого или самоприказе. Происходит дезорганизация в регуляции, что приводит к нарушению биоритмов (нарушение режимов сна и бодрствования, удовлетворения витальных потребностей), изменениям в эмоциональной сфере (появляется плаксивость, угрюмость, капризность, упрямство, агрессия, негативизм, обидчивость). Как правило, эти проявления неустойчивы и с окончанием кризиса проходят, но при полном игнорировании стремлений и активности ребенка могут стать основой для формирования устойчивых негативных качеств личности.

Ранним возрастом называют период от 1 года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, возникают первые устойчивые качества личности. Здесь осуществляется переход от естественного к социальному типу развития.

Основным новообразованием возраста является возникновение первых представлений о себе — зачатков самосознания, самооценки, самоидентификации и половой идентификации, а также а также личное действие — действие, к которому ребенок относится как к своему, которое вплетено в систему Я и выражается как желание действовать по своему усмотрению.

Социальная ситуация развития — совместная деятельность со взрослым — «ребенок — предмет — взрослый». Общение — форма организации предметной деятельности. Это период активного овладения речью.

Основным видом деятельности является предметно-манипулятивная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающими. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам (например, ложкой едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди).

Выявляя в процессе деятельности наиболее важные свойства предмета, ребенок начинает соотносить эти свойства с определенными операциями, которые он совершает, открывая, какие операции лучше удаются с конкретным предметом. Таким образом дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они не были просто продолжением их руки, но использовались исходя из логики самого предмета, т. е. из того, что им лучше делать. Этапы формирования таких закрепленных за предметом-орудием действий были исследованы П. Я. Гальпериным.

Он показал, что на первой стадии — целенаправленных проб — ребенок варьирует свои действия, исходя не из свойств орудия, которым он хочет, например, достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета. На второй стадии — подстерегания — ребенок случайно находит в процессе своих попыток эффективный способ действия с орудием и стремится повторить его. На третьей стадии, которую Гальперин назвал стадией навязчивого вмешательства, ребенок активно старается воспроизвести эффективный способ действия с орудием и овладеть им. Четвертая стадия — объективной регуляции. На этой стадии ребенок открывает способы регулирования и изменения действия, исходя из тех объективных условий, в которых его приходится выполнять.

Гальперин также доказал, что в том случае, когда взрослый сразу же показывает ребенку, каким образом действовать с предметом, этап проб и ошибок минуется, а дети начинают действовать со второго этапа.

В течение второго года жизни дети обучаются большинству предметных действий, причем при исследовании их психического развития важно помнить, что орудийные действия в определенной степени могут служить показателем интеллектуального развития детей, в то время как предметные в большей степени отражают степень их обучения, широту контактов со взрослыми.

Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет формирование сенсорики. Выше говорилось о том, что исследования многих ученых показали, что в первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это объясняется тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и др. Ведущая роль восприятия, по мнению А.В. Запорожца, объясняет особенности развития образной памяти и образного мышления в этом возрастном периоде. Он также доказывал, что существуют определенные виды деятельности, к которым сензитивно восприятие (рисование, конструирование), и показал, как их формирование влияет на динамику становления когнитивной сферы детей.

Уже к началу раннего возраста складывается предметное восприятие, отличающееся пока недостаточной точностью и осмысленностью. Формирование перцепции — предпосылка всего последующего развития психики. От взрослого требуется организовать широкое и разнообразное практическое ознакомление с предметами окружающего мира.

Развитие восприятия определяется тремя параметрами — перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Таким образом, становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек), составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира.

Перцептивные действия позволяют изучать основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделяя в них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнать этот предмет, отнеся его к определенному классу — кукла, машинка, тарелка и т. д. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотреть на предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним), затем переходят во внутренний план и автоматизируются. Таким образом, развитие перцептивных действий помогает формированию обобщения и других мыслительных операций, так как выделение наиболее значимых качеств каждого предмета дает возможность в дальнейшем объединить их в классы и понятия.

В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов — вначале предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Таким образом, сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т.д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится эталоном — цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста. Соотнесение предмета с эталоном помогает систематизировать те знания, которые получают дети при восприятии новых предметов. Именно эти знания делают образ мира целостным и постоянным. При этом в раннем возрасте дети еще не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, но могут уже найти различия между конкретным предметом и эталоном (например, сказав, что яблоко — это неправильный круг).

Основным видом мышления является наглядно-действенное мышление: сначала возникает цель, затем, после нескольких проб, появляется случайный, нестойкий результат, который фиксируется ребенком; действие подвергается «тренировке»; возникает «понимание» закономерностей; затем — перенос на другие ситуации. Для этого уровня развития мышления характерно использование орудий, отвлечения и обобщенность. Первоначально обобщения появляются в действиях, постепенно закрепляются в словах. Постепенно осуществляется переход к наглядно-образному мышлению.

Таким образом, в раннем возрасте основным и практически до конца этого возраста единственным видом мышления является наглядно-действенное, предполагающее непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок. Как и в случае с формированием предметных действий, помощь взрослого, который показывает ребенку, на какие параметры ситуации необходимо обратить внимание, чтобы правильно сориентироваться и правильно решить задачу, помогает развитию мышления и переходу его на более высокий, образный уровень. В то же время при решении простых, связанных с прошлым опытом задач к концу раннего возраста все дети уже должны ориентироваться практически мгновенно, без пробных действий с предметами, т. е. опираться на образное мышление.

Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм (нерасчлененность) — ребенок пытается решить задачу, не выделяя в ней отдельные параметры, но воспринимая ситуацию как целостную картинку, все детали которой имеют одинаковое значение. Поэтому помощь взрослого должна быть направлена, прежде всего, на анализ и разделение деталей, из которых потом ребенок (может быть, при помощи взрослого) выделит главные и второстепенные.

Воображение носит воссоздающий характер, но не является активным. Ребенок воссоздает действия, показанные взрослыми. Образы воссоздаются очень легко, при этом дети довольствуются малейшим намеком на сходство и используют простейший вид создания образов воображения — агглютинацию.

Важное значение для психического развития в этот период приобретает становление речи. Исследуя этапы психического развития детей, Штерн впервые провел систематическое наблюдение за формированием речи. Выделив несколько периодов в этом процессе, он подчеркивал, что наиболее важен из них тот, который связан с открытием детьми значения слова, того, что каждый предмет имеет свое название (такое открытие ребенок делает примерно в полтора года). Этот период, о котором впервые заговорил Штерн, стал потом отправной точкой для исследования речи практически у всех ученых, занимавшихся этой проблемой. Выделив пять основных этапов в развитии речи у детей, Штерн детально описал их. Он также выделил основные тенденции, определяющие это развитие, главными из которых являются переход от пассивной к активной речи и от слова к предложению.

Развивая эти идеи Штерна, Л.С. Выготский показал, что переход от слова к предложению характерен для внешней речи ребенка, в то время как внутренняя речь, напротив, развивается от предложения к слову. Это связано с тем, что во внутреннем плане произнесенное ребенком слово для него обозначает целую фразу, например, слово «мама» ребенок может связывать с просьбой что-то дать ему или помочь. Как правило, близкие взрослые по жестам и интонации, которые сопровождают эти первые слова, угадывают желания детей, приходя к ним на помощь. Со временем, научившись строить предложения во внешнем плане, дети и во внутренней речи отводят каждому слову его собственное значение, не расширяя его до целой фразы.

Л. С. Выготский в своих работах он доказывал, что соединение двух различных процессов — становления мышления и становления речи, происходит у детей в полтора года. В этом возрасте резко увеличивается словарный запас детей, появляются вопросы о названии предметов, т. е. происходит, как писал Штерн, «открытие ребенком значения слов». Выготский объяснял это открытие тем фактом, что речь соединяется с мышлением, и, таким образом, ребенок начинает осмыслять те звуки, которые произносит взрослый. С точки зрения Выготского, слово является для мышления тем знаком, который превращает наглядно-действенное мышление в высшую психическую функцию.

Этапы освоения речи:

· Предречевой: эмоциональный тон и псевдослова.

· Понимание и произношение

Для понимания необходим ряд предпосылок.

· весь естественный путь развития психических функций,

· наличие предметной деятельности,

· наличие невербального опыта общения,

· языковая, социальная среда окружения,

· наследственная предрасположенность к овладению речью (готовность артикуляционного аппарата),

· наличие пред-речевого развития,

· параллельная работа 3-х уровней речи: фонемный, словообразовательный и синтаксический.

Ребенок начинает понимать речь, обращение к нему. Во 2-й половине 1-го года жизни устанавливается связь между словом и действием или предметом. Но для этого нужна общая деятельность с взрослым, либо специальное научение. Сначала накапливаются названия непосредственно окружающих предметов, имён взрослых и названий игрушек, предметов одежды — потом частей тела и лица. С 1,5 до 2-х лет — понимание речи об окружающих предметах. На 3м году не только увеличивается объем речи, но и происходит качественное её изменение: ребёнок любит слушать сказки, стихи, разговоры взрослых.

Фонематический уровень начинается примерно с 11 месяцев и в основном к 2-м годам заканчивается. Это и произношение псевдо-слов (звуковые комплексы на отдалённые предметы), появляются слова с разницей в 1 фонему. Именно с этого возраста ему необходимо слышать правильную взрослую речь.

Словообразовательный уровень начинается с 7-11 месяцев и продолжается до конца жизни. Высокий интеллект предполагает большой запас слов. Основа — овладение слогами — закладывается в этом возрасте.

Общение со взрослым имеет большое значение не только для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. Окружающим надо помнить, что представление о себе, первая самооценка детей в это время есть, на самом деле, интериоризованная оценка взрослого. Поэтому постоянные замечания, игнорирование, пусть даже не всегда успешных, попыток детей сделать что-то самостоятельно, недооценка его стараний могут привести уже в этом возрасте к неуверенности в себе, снижению притязаний на успех в осуществляемой деятельности.

Об этом говорил и Э. Эриксон, доказывавший, что в раннем возрасте у детей формируется чувство самостоятельности, автономности от взрослого, либо, при неблагоприятном направлении развития, чувство зависимости от него. Доминирование одного из двух вариантов связано, по его мнению, с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. В какой-то степени описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием формирования новообразования «Я-Сам» в отечественной психологии. Так, в исследованиях Д. Б. Элъконина, Л. И. Божович и других психологов подчеркивалось, что к концу раннего детства у детей появляются первые представления о себе как личности, отличающейся от других самостоятельностью собственных действий.

К важным характеристикам этого возрастного этапа относится лабильность эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции и формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены при изменении ситуации. Фиксация на запрете при появлении другого положительного стимула, отсутствие положительной эмоциональной реакции на новую игрушку и другие показатели ригидности эмоций, так же как и фиксация на отрицательных эмоциях, являются серьезными показателями отклонения не только в развитии эмоциональной сферы, но и в общем психическом развитии в этом возрасте.

Кризис трех лет протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка, с осознанием своей самости, появлением чувства Я как системного новообразования. Кризис трех лет включает следующие симптомы:

· Негативизм — отрицательная реакция на требования взрослых (но не непослушание, которое может быть и в более раннем возрасте).

· Упрямство — реакция на собственное решение — требование считаться с его решением (но не настойчивость в выполнении чего-либо).

· Строптивость — реакция, которая носит безличный характер — протест против жизненных порядков.).

· Своеволие — стремление к эмансипированному поведению.

· Обесценивание взрослых — ребенок может ругать, дразнить и обзывать взрослых.

· Протест-бунт — ссоры с родителями, состояние постоянного конфликта.

· Деспотизм — властное отношение к окружающим, (к братьям и сестрам — ревность).

Это один из самых значимых и эмоционально насыщенных кризисов в онтогенезе. Фиксация на негативном этапе этого кризиса, помехи, которые возникают при формировании самостоятельности, активности детей (высокая степени опеки — гиперопека, авторитарность, завышенные требования, излишняя критика со стороны взрослых), не только препятствуют нормальному развитию самосознания и самооценки детей, но и приводят к тому, что негативизм, упрямство, агрессия, так же как и тревога, отгороженность, становятся устойчивыми свойствами личности. Эти качества, естественно, влияют на все виды деятельности детей (их общение с окружающими, учебу) и могут привести к серьезным отклонениям в школьном и особенно подростковом возрасте.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.