Сделай Сам Свою Работу на 5

Общее представление и роль метода наблюдения в психологии





ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Общее представление и роль метода наблюдения в психологии. 4

2. Категории точности и объективности наблюдения. 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 13

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная область знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Одним из методов научного познания является наблюдение.

Наблюдение - активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах наблюдения или проверять исходные предположения, связанные с ними. Именно потому, что наблюдение обеспечивает познание путем прямого контакта при помощи органов чувств с объектом изучения, оно стало исторически первым научным методом.



Метод наблюдения получил широкое распространение в психологической науке. Исследования отечественных психологов основываются на принципах единства сознания и деятельности, общего строения внешней и внутренней деятельности, взаимосвязи значения и личностного смысла образующих сознания (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Эти принципы составляют методологическую базу применения метода наблюдения в эмпирических психологических исследованиях и предполагают возможность изучения разных уровней психического отражения на основе выявления их регулирующей роли в деятельности.

Цель данной работы: рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с использованием метода наблюдения в психологии.


Общее представление и роль метода наблюдения в психологии

 

Наблюдение - это широко применяемый метод психологии, который заключается в целенаправленном восприятии поведенческих проявлений и вынесении суждений о субъективных психических явлениях. В случае, когда заранее выделены категории (единицы) наблюдения, в которых будет осуществляться запись наблюдаемой активности, наблюдение называется категоризированным [4, с.129].



Если же исследователь руководствуется лишь самым общим планом наблюдения и не ограничен в выборе единиц наблюдения и языка описания, наблюдение называется нестандартизированным.

Наиболее характерной чертой метода наблюдения является то, что он позволяет изучить исследуемое явление непосредственно в его естественных условиях, так, как это явление протекает в действительной жизни. Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Благодаря этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей полноте и жизненной правдивости его качественных особенностей. Этот метод незаменим при решении задачи описания явлений; когда же он используется в целях объяснения или истолкования явлений, он решает эти задачи путем сопоставления и анализа непосредственно наблюдаемых жизненных фактов.

Предметом объективного наблюдения в психологии являются не непосредственные субъективные психические переживания, а их проявления в поступках и в поведении человека, в его речи и деятельности.

Между объективно наблюдаемой деятельностью человека и его субъективными психическими переживаниями имеется закономерная связь, благодаря чему, наблюдая поведение, можно делать вполне обоснованные заключения о соответствующих психических процессах.



Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и особый вид - включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Различают также наблюдение - сплошное и выборочное. Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу.

Различные виды наблюдения предполагают различие в условиях осуществления наблюдения и, следовательно, различную деятельность наблюдателя. Основные виды наблюдения.

Систематическое (или систематизированное) наблюдение в отличие от случайного характеризуется прежде всего регулярностью проведения наблюдений в течение всего периода исследования.

В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение может быть открытымилискрытым когда наблюдатель, например, смотрит на объект наблюдения через стекло Гезелла. Как подвид выделяется включенное наблюдение: исследователь является членом наблюдаемой им группы людей, полноправным участником наблюдаемых событий. Включенное наблюдение, как и наблюдение со стороны, может быть открытым или скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито, не сообщая о факте наблюдения другим членам группы). С одной стороны, включенное наблюдение позволяет глубже проникнуть в исследуемую реальность, с другой стороны, непосредственная включенность в события может влиять на объективность отчета наблюдателя. Некоторые виды наблюдения могут представлять собой промежуточный вариант между включенным наблюдением и невключенным. Например, наблюдения педагога за классом во время занятий, наблюдение психотерапевта: здесь наблюдатель включен в ситуацию иначе, чем наблюдаемые индивиды, их позиции «не равноправны» с точки зрения управления ситуацией.

В зависимости от ситуации наблюдения можно выделить наблюдение полевое (естественное) и лабораторное.

Полевое наблюдение проводится в условиях, естественных для наблюдаемого человека или животного, и его требованием является отсутствие инициативы со стороны наблюдателя изучаемых явлений. Полевое наблюдение позволяет исследовать естественную жизнь «объекта» наблюдения при минимальных искажениях (за счет ограничений ситуации), но его недостаток состоит в большой трудоемкости, а также в том, что интересующая исследователя ситуация мало поддается контролю; наблю­дение здесь часто бывает выжидательным, несистематическим.

Лабораторноенаблюдение позволяет изучать человека в более удобной для исследователя и контролируемой ситуации, но искусственные условия могут значительно исказить получаемые результаты. В возрастной психологии спровоцированные наблюдения приближаются к форме «естественного эксперимента» – метод, предложенный А.Ф.Лазурским [1, с.67].

Важным критерием является хронологическая организация наблюдения. С этой точки зрения можно выделить лонгитюдное, периодическое и единичное наблюдение.

Лонгитюдное («продольное»)наблюдение проводится в течение длительного времени, обычно – ряда лет, и предполагает постоянный контакт исследователя и объекта изучения. Результаты таких исследований фиксируются обычно в виде дневников и широко охватывают поведение, образ жизни, привычки наблюдаемого человека.

Периодические наблюдения – наиболее распространенный вид хроно­логической организации наблюдения. В отличие от лонгитюдного, оно проводится в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени.

Единичное, или однократное, наблюдение обычно представлено в виде описания отдельного случая. Может быть как уникальным, так и типичным проявлением изучаемого процесса или феномена.

Перечисленные классификации не противостоят одна другой, а отражают независимые критерии классификаций, дополняющих друг друга. Поэтому методика реального конкретного исследования может сочетать разные виды.

Особенности метода наблюдения:

- непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;

- данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;

- целостное восприятие наблюдаемой ситуации;

- зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;

- влияние наблюдателя на объект наблюдения;

- влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. И хотя в условиях повседневной деятельности развернутые записи обычно не ведутся, руководителю иногда полезно записывать результаты своих наблюдений. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обощения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

1. Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.

2. Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.

3. Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.

4. Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности - систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Преимущества метода наблюдения:

- непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;

- оперативность получения информации;

- объективность, конкретность данных;

- единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;

- расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;

- возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.

- возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;

- возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.

Недостатки метода наблюдения:

- локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;

- невозможность повторения событий ситуации;

- трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;

- искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;

- пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.

- ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;

- субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.

Метод наблюдения эффективно используется при исследовании поведения индивидов и групп в трудовой деятельности и общественной жизни, сфере досуга, при исследовании самых разнообразных форм общения между людьми.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.