Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы и правила обучения





Тема 4. Закономерности и принципы обучения

План:

Законы и закономерности обучения

Принципы и правила обучения

Основные понятия: принцип, принцип обучения, закон, закономерность, закон обучения, закономерности обучения, правила обучения.

 

Литература:

1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Пе­дагогика. - М., 2002.

2. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика - М., 2007

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А.Смирнова – М., 2005.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 3-х книгах. М., 2007.

5. Мезинов В.Н. Введение в педагогическую деятельность – Елец,2005

6. Крившенко Л.П., Вайнфорф-Сысоева М.Е. Педагогика – М, 2004

7. Педагогика/ под ред. П.И. Пидкасистого - М., 1998,

8. Загвязинский В.И. Теория обучения современная интерпретация – М., 2004.

9. Кузьмин В.П. Принципы системности в теории и методологии - М., 1986.


1.

Законы и закономерности обучения

Ранее мы рассмотрели сущность процесса обучения, его у функции, действия учителя и учащихся в различных видах обучения, сущность теорий поэтапного формирования умственных действий и развивающего обучения. А сегодня мы рассмотрим те общие нормы организации учебного процесса, которые в дидактике принято называть закономерностями и принципами обучения.



 

Какие же законы и закономерности педагогической науки служат основанием тому, чтобы отнести то или иное положение дидактики к принципам обучения?

Мы ограничимся тем, что обратимся к содержанию лишь тех законов, которые выделяют многие исследователи (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов М.Н. Скаткин и др.).

Законы и закономерности - главные компоненты научной теории.

Закономерность – это объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи.

Закон - строго зафиксированные закономерности. Закономерности определяются как законы в том случае, когда:

- четко зафиксированы объекты, между которыми устанавливается связь,

- исследованы вид, форма и характер этой связи,

- установлены пределы действия.


Данная схема наглядно демонстрирует связь закономерностей и законов с другими компонентами теории – аксиомами, принципами и правилами, через которые теория соединяется с практикой.



Закон всегда основана на какой-либо закономерности, является научно-обоснованной закономерностью.

       
 
   
 


1 2

Какая из схем ошибочна?

Законы обучения

Закон в дидактике – это внутренняя существенная связь явлений обучения, которая обуславливает их необходимое проявление и развитие (И.ЯЛернер)

(обуславливать в данном случае - (явиться причиной чего-либо)

Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.

Закон взаимосвязи теории и практики в обучении.

Закон взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности.

Закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащегося

Закон обусловленности результатов обучения характером и деятельности и общения учащихся

Закон целостности и единства педагогического процесса

Указанные законы имеют объективные источники и действуют в любых ситуациях обучения.

 

Закономерности обучения

Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения.



Обучению присущи все те же характеристики, что и другим педагогическим процессам. И прежде всего закономерный характер происходящих изменений. Процесс обучения носит объективно-субъективный характер, в связи с чем И. Я. Лернер выделяет два вида закономерностей обучения:

а) присущие процессу обучения по его сущности, неизбежно проявляющиеся, как только он возникает в какой-либо форме; иными словами, это законы,
присущие всякому обучению, где бы и когда бы оно ни возникало;

б) закономерности, проявляющиеся в зависимости от характера деятельности обучающего и обучаемых и, следовательно, в зависимости от вида содержания образования и метода, которым они пользуются. Эти закономерности проявляются не при всяком обучении; их проявление во многом зависит от учителя, от того, сознает ли он всю полноту целей обучения и применяет ли отвечающие каждой цели методы и средства.

 

Первая группа может быть обозначена как объективные закономерно­сти обучения:

1. Процесс обучения (как и педагогический процесс в целом) закономерно обусловлен более широкими социальными процессами и потребностями. Эта закономерность распространяется прежде всего на цели обучения, а через них - на содержание, методы, средства и формы его организации.

2. Процесс обучения закономерно связан с процессами образования, воспи­тания и развития, входящими в целостный педагогический процесс. Отсюда следует, что обучение всегда должно в единстве осуществлять образователь­ную, воспитательную и развивающую функции, содействуя всестороннему, гармоническому развитию человека.

3. Процесс обучения закономерно зависит от реальных учебных возможно­стей учащихся - внутренних факторов обучения (уровень интеллектуального, волевого и эмоционального развития, степень сформированности знаний, уме­ний и навыков учебного труда, отношение к учению, сознательность учебной дисциплины и поведения, состояние здоровья, работоспособности).

4. Процесс обучения закономерно зависит от внешних условий, в которых он протекает (учебно-материальных, гигиенических, морально-психологических и эстетических; влияние семьи, сверстников; время для решения поставленных задач).

 

Вторая группа закономерностей носит субъективный характер, по­скольку связана со степенью реализации закономерных связей между процес­суальными компонентами обучения (процессами преподавания и учения, целя­ми, содержанием, методами, средствами, формами организации).

5. Процессы преподавания и учения закономерно взаимосвязаны в целост­ном процессе обучения.

6. Содержание обучения закономерно зависит от его целей, отражающих в себе потребности общества, уровень и логику развития науки, реальные учеб­ные возможности и внешние условия для обучения.

7. Методы и средства стимулирования, организации и контроля учебной деятельности закономерно зависят от целей и содержания обучения.

8. Формы организации обучения закономерно зависят от целей, содержания и методов обучения.

9. Взаимосвязь всех компонентов учебного процесса при соответствующих условиях закономерно обеспечивает прочные, осознанные и действенные ре­зультаты обучения — если педагог правильно выберет цели, содержание, мето­ды стимулирования, организации учебно-познавательной деятельности и кон­троля, учтет имеющиеся условия и примет меры к их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и действенные результаты в образо­вании, воспитании и развитии школьников.

 

Отдельные закономерности, конечно, могут быть разделены на некоторые бо­лее частные. Точно так же можно объединить две закономерности в одну. Но важ­но, как отмечает Ю. К. Бабанский, чтобы при таком подходе к описанию законо­мерностей были охвачены все основные внешние и внутренние связи процесса обучения, что и дает основание считать этот подход относительно целостным.

Поскольку эти связи носят всеобщий, устойчивый и необходимый характер, есть все основания считать их закономерными и с их учетом проектировать пе­дагогическую деятельность.

Таким образом, знание дидактических законов и закономерностей о том, как протекает процесс обучения, наряду с психологическими и другими его характеристиками позволяет ученым и практикам построить его оптимально в самых разных конкретных случаях. Законы и закономерности служат теоретической основой для выработки, постулирования принципов обучения и правил практической педагогической деятельности.

 


Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяют­ся на общие и частные (конкретные). Закономерности, охватывающие своим действием всю систему, называются общими, а те, действие ко­торых распространяется на отдельный компонент.(аспект) системы, -частными (конкретными).

Общие закономерности процесса обучения характеризуются:

• выделением генеральных или комплексных факторов, обуславливаю­щих своим воздействием продуктивность обучения;

• вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделе­нием сущностей и фиксаций общих связей между ними;

• лаконичностью и точностью формулировок.

Этим требованиям отвечают следующие общие закономерности про­цесса обучения:

 

Закономерность цели обучения. Цель обучения зависит от:

• в уровня и темпов развития общества;

• потребностей и возможностей общества;

• уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

Закономерность содержания обучения. Содержание обучения (образовав ния) зависит от:

• общественных потребностей и целей обучения;

• темпов социального и научно-технического прогрессу . возрастных возможностей школьников;

• материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

Закономерность качества обучения. Эффективность каждогонового эта­па обучения зависит от:

• продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на ьем результатов;

• характера и объема изучаемого материала;

• организационно-педагогического воздействия обучающих;

• обучаемости учащихся;

• времени обучения,

Закономерность методов обучения. Эффективность дидактических мето­дов зависит от:

• знаний и навыков в применении методов; » цели обучения;

• содержания обучения;

• возраста учащихся;

• учебных возможностей (обучаемости) учащихся;

• материально-технического обеспечения;

• организации учебного процесса.

Закономерность управления обучением. Продуктивность обучения зависит от:

• интенсивности обратных связей в системе обучения;

• обоснованности корректирующих воздействий.

Закономерность стимулирования обучения. Продуктивность обучения за­висит от:

• внутренних стимулов (мотивов) обучения;

• внешних (общественных, экономических, педагогичхких) стимулов.

 

 

2.

Принципы и правила обучения

 

Принципы обучения - это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и соотносятся с закономерностями процесса обучения, устанавливаемыми дидактикой.

Принципы зависят также от принятой дидактической концепции. В современной дидактике имеется система принципов, которую составляют как классические, давно известные, так и появившиеся в ходе развития науки и практики.

В основу выделения системы принципов положены личностно-деятельностный и управленческий подходы, отраженные в работах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, М.Н. Скаткина и др. В соответствии с этапами формирования и осуществления цикла педагогического управления познавательной и практической деятельностью обучаемых и, учитывая нацеленность всех принципов на формирование личности, индивидуальности каждого учащегося, выделяется следующая система принципов обучения в современной общеобразовательной школе.

 

· Принцип взаимообусловленности обучения и воспитания.

· Принцип целостности и единства дидактического процесса.

· Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения.

· Принцип научности содержания и методов обучения.

· Принцип систематичности и последовательности в овладении учащимися достижениями науки, культуры, опытом деятельности.

· Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя.

· Принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода.

· Принцип доступности обучения.

· Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.

· Принцип связи обучения с жизнью, с практикой строительства демократического общества.

· Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

· Принцип культуросообразности

· Принцип эмоциональности

 

Все перечисленные принципы, как это явствует из дальнейшей их характеристики, неравнозначны. В представленной системе они подчинены ведущему принципу - принципу единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения, который ориентирует работу учителя на приобщение школьников в процессе обучения к общечеловеческим ценностям.

Принцип взаимообусловленности обучения и воспитанияраскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.

Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обученияпредполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения. Реализация этого принципа требует подчинения всей учебно-воспитательной работы учителя в ходе обучения задачам всестороннего развития личности и индивидуальности ученика.

Принцип культуросообразности обучения вытекает из его обусловленно­сти широкими социальными процессами и потребностями. Эти потребности, так же как и достижения, выражаются в культуре общества или общности и, соответственно, в социокультурном опыте, составляющем содержание образо­вания. Русский философ В. В. Розанов (1856-1919) обозначал этот принцип как «принцип единства типа». Изучаемые факты, сведения и воззрения должны ид­ти от какой-нибудь одной исторической культуры, в которой они развивались друг из друга, а не друг против друга или подле друга, как это было в смежных, сменявшихся во времени цивилизациях — писал он1. Нередко этот принцип обозначается как «принцип связи с жизнью».

Принцип целостности (или принцип единства обучения, воспитания и раз­вития ребенка) вытекает из второй закономерности процесса обучения. «Он требует, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другим впечатлением, пока оно не внедрилось, не окончило своего взаимодей­ствия с нею, потому что лишь успокоенный в себе, незанятый ум может начать воспринимать плодотворно новые серии впечатлений»2. Этот принцип на прак­тике реализуется путем комплексного планирования целей обучения.

Принцип доступности вытекает из третьей закономерности процесса обу­чения, требует учета особенностей уровня развития учащихся и предполагает, что все компоненты учебного процесса (задачи, содержание, методы, формы) будут проектироваться с учетом реальных учебных возможностей учащихся, причем не на сегодняшнем уровне, а в зоне ближайшего развития, т.е. на таком более высоком уровне, которого ученики в состоянии достичь при направляю­щей помощи учителя.

Принцип ситуационности обучения основан на зависимости процесса обу­чения от внешних обстоятельств. Дидактическая ситуация — это система усло­вий, т. е. внешних обстоятельств, существенным образом влияющих на процесс обучения и сознательно управляемых учителем. Цель создания дидактической ситуации — «вызвать мотивацию и обеспечить деятельность ученика в направ­лении познания образовательных объектов и решения связанных с ними про­блем» . Учитель в процессе учебного взаимодействия оказывает педагогиче­скую помощь (содействие) в преодолении учащимся затруднений, обеспечивает личное разрешение ребенком созданного образовательного затруднения.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руково­дящей роли учителя основан на единстве преподавания и учения. При этом активность понимается не только в усвоении содержания, предлагаемого учите­лем, в выполнении его указаний. Обучение эффективно, когда ученик осознает необходимость своего обучения, не только принимает цели занятия, но и ставит свои собственные, когда участвует в планировании и организации своей дея­тельности, осуществляет ее осознание, самоконтроль и самооценку.

Принцип научности относится в первую очередь к отбору содержания об­разования и опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он означает требование преподавать основы научного зна­ния, раскрывать современную проблематику науки, присущие ей методы; включать научные знания и методы в систему мировоззрения ученика, воору­жать его методами научного познания природы и общества.

Принцип систематичности и последовательности относится, в первую очередь, к выбору методов и других средств, обоснованной последовательности этапов обучения, хотя предполагает и логическое построение содержания обра­зования. В реализации этого принципа на практике необходимо выделять ве­дущие идеи изучаемого материала, соответствующие им методы науки, а также методы и организационные формы обучения, объединяя их в логически связан­ные разделы и блоки.

Принцип прочности реализуется при выборе форм обучения, соответст­вующих его целям, содержанию и методам. Выбор эффективных форм обуче­ния — важнейшее условие для обеспечения положительного отношения учени­ков к изучаемому предмету и его отдельным темам. Этим же (через включение в различные виды деятельности, разные ролевые позиции) во многом обеспечи­вается прочность не только обучающего, но и развивающего, и воспитывающе­го эффектов обучения.

Принцип наглядности — один из традиционных принципов дидактики, обоснованный Я. А. Коменским, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским. Наглядность в обучении обеспечивается применением различного рода иллюстраций (нату­ральные объекты, схемы, картинки, карты, муляжи, изображения на экране), демонстраций, лабораторных работ, компьютерной анимации. Однако не меньшее значение имеет и словесная наглядность, образная речь учителя, эмо­циональные переживания учащихся по поводу изучаемого материала. Благода­ря им у учеников появляется интерес к учебе, развиваются наблюдательность, внимание, мышление, добываемые знания наделяются личностным смыслом.

Принцип связи обучения с практикой предусматривает,чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используются анализ примеров и ситуаций из реальной жизни, ознакомление учащихся с производством, общественными институтами, широко привлекается на уроках и внеклассных занятиях местный краеведческий материал и т.п. Одним из значимых каналов реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к полезной деятельности в школе и за ее пределами, к использованию окружающей действительности и как источника знаний, и как области их практического применения, вовлечение школьников в посильную трудовую и другие виды деятельности.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.В процессе обучения учитель может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения: урок, экскурсии, практикумы, а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах деятельности детей вне урока: в походах, поездках, кружках, клубах, различных объединениях по интересам и других.

Принцип эмоциональностивытекает из природы развития и деятельности ребенка. Положительные эмоции рождают такое состояние его души, когда мысль становится особенно яркой, учение проходит легко, быстро и приятно. Если ученик берется за книгу без настроения, без желания, как за тяжкий, обременительный, безрадостный труд, то ожидать от него высокой эффективности невозможно. Учить ребенка, в душе которого поселились страх, ненависть, отвращение, - значит пытаться насильственно внедрить в его душу высокие истины. Такое знание непрочно и большей частью не приносит никакой пользы. Поэтому всеми силами педагоги будут заботиться о привлекательности школы, учебного труда, знаний. Они создадут яркий образ воспитанного человека, походить на которого ребенок захочет не меньше, чем на любимого кумира. Они вселят уверенность в душу ребенка, поддержат его первые самостоятельные шаги. Школьную жизнь они заполнят такой феерией ярких, захватывающих действий и ситуаций, что в памяти ученика она надолго сохранится, как праздник. Этого требует принцип эмоциональности обучения.

 

 

В различных дидактических теориях и концепциях возможно выделение раз­ных принципов. Это отнюдь не означает произвола в их формулировании.

Во-первых, закономерности обучения могут быть разделены на более частные или, наоборот, более общие. Отсюда и вытекающие из них принци­пы могут быть более частными или общими.

Во-вторых, педагогика, будучи соци­ально-гуманитарной наукой, истинность знания оценивает не в соотношении с ре­альностью (оценка в этом случае зависит от концепции), а в зависимости от целей образования.

Одной из ведущих целей современного образования является осознание че­ловеком своей ответственности за благополучие в собственном сообществе, что сочетается с инициативами гражданского общества. Их реализация возможна через подлинно народное образование - это разного рода лектории, курсы, тренинги, клубы по интересам на уровне сообществ. Организуемые на неком­мерческой основе, они демонстрируют силу культуры мира.

Рамки протекания процесса обучения задаются еще и Конвенцией о правах ребенка. В связи с тем, что среди всех международных стандартов она является самым полным выражением прав человека, то на ней основаны многие виды учебной деятельности для всех форм обучения.

 

Требования принципов педагогики реализуются через систему правил.

Правило- это описание педагогической деятельности в конкретных ус­ловиях для достижения определенной цели.

Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие поло­жения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

Правила обучения являются переходным звеном от теории к практике. В них обычно предусматривается типичный способ действия учителей в типичных ситуациях обучения. В иных случаях - это конкретные указа­ния учителю, как нужно или не нужно поступать.

В обучении очень много стандартных, типичных ситуаций, когда особо­го творчества учителю проявлять нет необходимости, более того, оно может навредить. Здесь как раз и следует действовать, соблюдая правила. На этом настаивали, предлагая свои правила для учителей, Я.А. Коменский. А. Дистервег и другие видные педагоги.

Правила предписывают учителю выполнять в. той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение требований.

Обычно правила имеют форму советов - напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требований принципа. Ответа на вопрос, как действовать, они почти не содержат. Этим и обуславливается творческий характер их применения.

Правила необходимо корректировать, регулярно пересматривать, об­новлять на основе достижений науки, изменяющихся обстоятельств воспитания. Нельзя слишком увлекаться ими, требовать педантичного исполнения, поскольку это может сковывать творческую инициативу учителей, сдерживать поиски нового.

Например,

Принцип Правило
Сознательности и активности Обучайте так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их.
Наглядности в обучении «золотое правило педагогики»
Систематичности и последовательности Чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении. В конце раздела, курса обязательно проводите уроки обобщения и систематизации
Прочности Следует экономить силы учащихся, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению. В современном обучении мышление главенствует над памятью.
Доступности Учебный процесс следует вести в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действия у средних и слабых.
Научности Обучайте на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики, передового педагогического опыта. Настойчиво внедряйте в практику рекомендации по научной организации педагогического труда.
Связи теории с практикой Настойчиво приучайте учащихся проверять и применять свои знания на практике. Используйте окружающую действительность и как источник знаний, и как область их практического применения.

Таким образом, принцип обучения – это указание по использованию на практике законов и закономерностей, а правила - технология реализации принципов.

 

Заполните таблицу

Педагогическая практика
принципы
закон
правила
закономерности

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.