Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические указания по выполнению теоретической части курсовой работы





Менеждмент в туристской индустрии

Б.3.Б.5

Учебно-методическая разработка

(методические указания по выполнению курсовой работы)

для студентов бакалавриата направления 100400 Туризм

профиля «Туристский и гостиничный бизнес»

 

 

Иркутск

Издательство БГУЭП

 


УДК

ББК

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

 

Учебно-методическая разработка обсуждена и утверждена на заседании кафедры Туризма и гостиничного бизнеса (протокол № 1 от 3 сентября 2013 г.)

 

Составитель: ст. преподаватель Т.Р. Новичкова

 

Рецензент: зав. кафедрой ТиГБ , к.г.н., доцент Э.А. Ржепка

 


Менеджмент в туристской индустрии – относительно новое для российской науки направление. Его возникновение и изучение обусловлены активным развитием туристского бизнеса в России и необходимостью управления данным процессом. Для закрепления знаний, полученных при освоении теоретической части курса, формирования и понимания данного процесса, студенты выполняют курсовую работу по дисциплине «Менеджмент в туристской индустрии».



 

Цель и задачи курсовой работы

Целью курсовой работы по предмету «Менеджмент в туристской индустрии» является ознакомление студентов с современными методами менеджмента в туристском бизнесе, а также формирование навыков подготовки обоснованных управленческих решений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

приобрести навыки ситуационного анализа в туристском бизнесе;

освоить методики сбора и обработки информации о деятельности туристских организаций и гостиничных комплексов;

приобрести навыки подготовки рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятий, оказывающих туристские услуги;

формирование умения анализировать отечественный и зарубежный опыт менеджмента и определять возможности его использования в конкретной управленческой ситуации;

знакомиться с методами подготовки управленческих решений в условиях риска и неопределенности.

Указания по выполнению курсовой работы.

Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент в туристской индустрии» является самостоятельной творческой работой студента и направлена на развитие и закрепление навыков самостоятельной работы по сбору, обработке, систематизации и интерпретации статистической информации и на этой основе подготовке проектов управленческих решений. Одной из основных задач, решаемых в ходе выполнения и защиты данной курсовой работы – подготовка студента к написанию теоретической и аналитической части выпускной квалификационной работы.



В соответствии со своими интересами студент имеет право предложить и согласовать с руководителем курсовой работы инициативную тему теоретической части.
Курсовая работа состоит из двух частей: теоретической и практической.
Рекомендуемая структура курсовой работы следующая:

1. Введение

2. Теоретическая часть

3. Практическая часть

4. Заключение

5. Литература

6. Приложения

Во введении обязательно указывается цель и соответствующие ей задачи работы. В заключении описываются основные результаты и выводы, полученные в работе в соответствии с поставленными во введении задачами. Несоблюдение студентом требований к содержанию введения и заключения является основанием для недопуска курсовой работы к защите.
Теоретическая и практическая часть должны иметь собственную структуру (быть разбиты на параграфы или разделы) по усмотрению студента и согласованию с преподавателем.

 

Методические указания по выполнению теоретической части курсовой работы

Теоретическая часть курсовой работы представляет собой критический анализ специальной литературы по теме, выбранной студентом в соответствии с номером варианта.
Для выполнения теоретической части предлагаются следующие темы:



Тема 1. Системный подход к управлению организацией в современных условиях (на примере туристского предприятия)

a. Понятие системы и ее составляющих

b. Организация как система

c. Внешняя среда организации и содержание ее элементов

d. Внутренняя среда организации и содержание ее элементов

e. Надсистема и подсистема

f. Управляющая, управляемая и информационная системы

g. Сущность системного подхода к управлению организацией

h. Общие принципы управления различными системами

Тема 2. Роль миссии в управлении организацией. Особенности формирования миссии организации на примере туристского предприятия

a. Миссия туристской фирмы

b. Оценка условий функционирования организации и определение ее производственно-коммерческого потенциала

c. Цели организации и менеджмента компании

d. Основные требования к формулировке целей турфирмы

e. Особенности построения «дерева» целей туристской организации и ее подразделений

Тема 3. Особенности разделения труда в управлении туристским предприятием

a. Понятие разделения труда и основные виды его специализации в турфирме

b. Функции управления, эволюция их состава и содержания

c. Централизация, децентрализация и делегирование полномочий в управлении и поиск их рационального соотношения в туристской компании.

Тема 4. Организационные структуры современного менеджмента и принципы их построения в туристской компании

a. Принципы формирования организационных структур

b. Типология организаций по взаимодействию с внешней средой

c. Типология организаций по взаимодействию с человеком

d. Особенности организационных структур в туристской компании

 

Тема 5. Информация и коммуникации в управлении туристской компании

a. Общие понятия информации и информационного обмена в турфирме

b. Измерение информации. Энтропия

c. Коммуникационные сети организации и их особенности в туристской компании

d. Технология управления как информационный процесс турфирмы.

Тема 6. Мотивы, потребности и стимулы в управлении туристским предприятием

a. Понятие и виды мотивов.

b. Теория мотиваций.

c. Понятие потребностей и их классификация Понятие и формы стимулов.

d. Выбор эффективных форм стимулирования работников туристского предприятия

Тема 7. Роль организационной культуры в туристском предприятии

a. Понятие и содержание организационной культуры

b. Роль организационной культуры в управлении туристским предприятием

c. Зарубежный опыт в формировании организационной культуры

Тема 8. Авторитет, лидерство и власть в управлении туристским предприятием

a. Понятие авторитета, власти и лидерства

b. Соотношение понятий «лидер» и «менеджер»

c. Анализ подходов к изучению лидерства в туристской организации

Тема 9. Роль управления персоналом в системе управления туристским предприятием

a. Концептуальная схема системы управления персоналом

b. Кадровый потенциал туристской компании

c. Формирование оптимальной структуры и состава кадров в туристской компании

d. Оценка профессионального уровня кадров в туристской компании

e. Организация работы руководителя, менеджера, специалиста в туристской компании

Тема 10. Современные подходы и концепции менеджмента

a. Вклад различных школ в развитие управленческой мысли

b. Управленческие концепции современного менеджмента

c. Процессный подход и его особенности

d. Системные концепции. Системный подход в менеджменте

e. Ситуационный подход в менеджменте

f. Современные концепции менеджмента

Тема 11. Организация внутрифирменного управления в турфирме

a. Общие принципы внутрифирменного управления

b. Централизация и децентрализация управления

c. Сочетание прав, обязанностей и ответственности в туристской компании.

d. Демократизация управления в туристской организации

e. Важнейшие функции внутрифирменного управления

Тема 12. Функции организации и контроля в туристской компании

a. Содержание функции организации

b. Совершенствование организационных структур управления туристским предприятием

c. Создание организационной культуры, поддерживающей стратегию

d. Содержание и формы управленческого контроля

Тема 13. Современные западные теории менеджмента

a. Современные доктрины человеческих отношений: их влияние на развитие менеджмента.

b. Модели личности: типы «X», «У», «Z» и комплексные.

c. Направления и перспективы развития западного менеджмента в XXI

Тема 14. Анализ основных подходов к управлению

a. Понятие подхода (процессного, системного, ситуационного, количественного) к управлению в туристской организации.

b. Сферы применения основных подходов.

c. Общее и отличия в подходах к управлению.

d. Достоинства и недостатки подходов.

e. Типичные ошибки менеджера в применении основных подходов.

f. Практические советы менеджерам по применению основных подходов к управлению.

Тема 15. Функции менеджмента в рыночной организации на примере туристской компании

a. Понятие и классификация функций управления.

b. Комплексность и связующие процессы в управленческой работе.

c. Взаимозависимость и эффективность функций управления.

Тема 16. Коммуникации в управлении

a. Общие понятия и положения.

b. Коммуникационные сети и стили.

c. Процесс коммуникаций и эффективность управления.

d. Рекомендации по совершенствованию коммуникаций

Тема 17. Повышение конкурентоспособности фирмы вследствие активизации процессов «власти и влияния»

a. Основные понятия «власть», «влияние», «лидерство».

b. Баланс власти руководителей и подчиненных.

c. Организационные (позиционные) и личностные (персональные) источники власти.

d. Взаимосвязь источников власти менеджера в процессе его влияния на персонал.

e. Парадоксы и повышение эффективности власти и влияния

Тема 18. Традиционные системы стимулирования труда

a. Сущность процесса и виды традиционных мер стимулирования труда.

b. Описание, классификация и ранжирование рабочих мест

c. Анализ рынка труда и определение цены рабочего места.

Тема 19. Развитие организационной культуры и ее влияние на эффективность деятельности фирмы

a. Концепции организационной культуры: исторический ракурс.

b. Развитие организационной культуры.

c. Влияние организационной культуры на конкурентные преимущества фирмы.

Тема 20. Организационные и межличностные коммуникации в управлении туристским предприятием

a. Коммуникации между организацией и ее внешней средой.

b. Коммуникации между уровнями управления и подразделениями.

c. Преграды в организационных и межличностных коммуникациях.

d. Рекомендации по совершенствованию коммуникаций в организациях и в межличностных отношениях

Тема 21. Стиль работы менеджера в туристской компании

a. Власть, влияние и лидерство

b. Влияние на основе убеждения и участия

c. Стили руководства

d. Ситуационные подходы к эффективному управлению

e. Адаптивное руководство

Тема 22. Эффективность управленческого труда

d. Сущность управленческой деятельности.

e. Факторы успеха менеджера.

f. Составляющие успеха организации.

g. Пути повышения эффективности управленческого труда

Тема 23. Принятие управленческого решения (УР) как организационный процесс в туристской организации

a. Понятия и классификация управленческих решений.

b. Этапы поиска решений (алгоритм).

c. Формальные и неформальные методы принятия решения.

d. Ошибки при принятии управленческих решений и практические советы руководителю по их устранению.

e. Пути оптимизации управленческих решений

Тема 24. Нетрадиционные системы стимулирования труда на производстве

a. Сущность процесса и виды нетрадиционных мер стимулирования труда.

b. Сдельная система заработной платы.

c. Плата за компетенции и комиссионные с продаж.

d. Участие работников в собственности и прибыли фирмы.

e. Парадоксы и пути повышения эффективности нетрадиционных систем

 

Список литературы, использованной для выполнения теоретической части курсовой работы, должен содержать не менее 10 наименований источников, в том числе не менее пяти статей из отраслевых журналов.

Нумерация страниц в курсовой работе сквозная. Таблицы и рисунки, расположенные на отдельных страницах, список литературы и приложения включаются в сквозную нумерацию страниц. Первой страницей является титульный лист, второй – оглавление. На страницах 1-2 номера страниц не проставляются. Первой страницей, имеющей номер (номер 3) является «Введение».

Каждую часть, а также введение и заключение начинают с новой страницы.

Введение и заключение не нумеруются, а все остальные разделы основной части курсовой работы должны иметь порядковую нумерацию. Часть обозначается одной арабской цифрой с точкой на конце. Параграфы нумеруются в пределах каждой части. Номер параграфа состоит из двух цифр, первая из которых является номером части, а вторая – номером параграфа, разделенных точкой. После номера параграфа также ставят точку: например, 2.1. – первый параграф второй части.

Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого параграфа. Номер пункта состоит из трех цифр, соответствующих номеру части, параграфа и пункта, разделенных точками. Например, 2.1.4. – четвертый пункт первого параграфа второй части.

Части и параграфы должны иметь краткие, соответствующие содержанию заголовки, которые выносятся в содержание. В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивание и перенос слов в заголовках не допускается. Выделение заголовка производят увеличением жирности.

Текст курсовой работы должен быть иллюстрирован таблицами и наглядными материалами (схемами, графиками, диаграммами и др.). Они располагаются в тексте или выносятся на отдельную страницу. Все наглядные материалы и таблицы должны иметь заголовок и быть пронумерованы.

Нумерация таблиц и наглядных материалов осуществляется раздельно, но по сквозной для данной работы схеме.

Все иллюстрации в курсовой работе размещаются сразу после ссылки на нее в тексте, называются рисунками и обозначаются словом «Рис.». Каждый рисунок должен сопровождаться кратким названием. Название рисунка и его номер располагают под рисунком. После номера рисунка ставится точка. После пробела с заглавной буквы приводят его наименование, в конце которого точка не ставится.

Статистический материал курсовой работы оформляется в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь нумерационный и тематический заголовки, который размещают над соответствующей таблицей.

Нумерационный заголовок предназначен для того, чтобы упростить ссылку на таблицу в основном тексте. Он оформляется следующим образом:

над тематическим заголовком с выравниванием вправо в виде слова «Таблица» с последующим номером без точки на конце (например, «Таблица 3»);

над продолжением таблицы нумерационный заголовок оформляется в виде слов «Продолжение табл…» с последующим номером и выравнивается вправо (например, «Продолжение табл.3»);

над окончанием таблицы нумерационный заголовок оформляется в виде слов «Окончание табл.» (например, «Окончание табл.2»).

Тематический заголовок позволяет воспринимать материал таблицы без обращения к основному тексту. Он отражает содержание таблицы и оформляется следующим образом:

на следующей строке после слова «Таблица» с заглавной буквы, причем вся конструкция горизонтально центрируется;

тематический заголовок не ставится над продолжением и окончанием таблицы.

Ссылки на таблицы в основном тексте пояснительной записки дают в сокращенном виде (например, «табл.2»). Показатели таблицы могут иметь одинаковую размерность (единицу измерения), тогда она выносится в тематический заголовок. Если показатели имеют различную размерность, в таблицу включают отдельную графу «Единица измерения». Последние могут быть записаны в сокращенном виде, но с соблюдением действующих стандартов. Графа «№ п/п» включается в таблицу, только если в тексте должны быть ссылки на строки таблицы. Допустимо вместо отдельной графы проставлять соответствующий номер с последующей точкой непосредственно перед наименованием показателя в боковике таблицы.

Таблицы и иллюстративные материалы располагают таким образом, чтобы их можно было читать без поворота рукописи или, в крайнем случае, с поворотом по часовой стрелке.

Формулы, помещенные в курсовую работу, нумеруются. Порядковый номер формулы приводится в круглых скобках справа от нее и записывается арабскими цифрами. Под формулой пишут слово «где», а затем расшифровывают ее составляющие в той последовательности, в которой они приведены в формуле. В конце формулы и в поясняющем ее тексте знаки препинания расставляются в соответствии с правилами пунктуации.

При использовании в курсовой работе цитат и мнений других авторов обязательны библиографические ссылки на источники. После упоминания литературного произведения или приведения цитаты в квадратных или круглых скобках проставляют номер, под которым это произведение значится в списке литературы, а при цитировании – также номер страницы, на которой она приведена (например, [17] или [19, с.67]).

Сведения о книгах в списке литературы должны включать: фамилию и инициалы автора, наименование книги, место издания (город), издательство, год издания, количество страниц. Сведения о статьях из журналов, сборников, научных трудов или газет должны включать автора (фамилию, инициалы), название статьи, наименование сборника, журнала (название, год, номер, страницы), по газетам (название, год, число, месяц или номер и страницу, если объем газеты более 6 страниц).

Последовательность включения источников в список литературы следующая:

законодательные материалы РФ, решения правительства и статистические материалы;

книги и статьи по алфавиту авторов и заглавий с учетом последующих (вторых, третьих и т.д.) букв;

неопубликованные документы (отчеты о НИР, ТЭО, диссертации и т.д.);

книги и статьи, опубликованные на иностранном языке;

интернет-сайты.

Нумерация источников в списке литературы должна быть сквозной.

После списка литературы представляют Приложения (таблицы, графики, схемы, исходные и другие материалы, которые были использованы при выполнении курсовой работы как вспомогательные). Приложения должны иметь последовательную нумерацию и заголовки, отражающие их содержание.

Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов. Каждое приложение начинают с новой страницы; в правом верхнем углу пишут слово «Приложение» с соответствующим порядковым номером (например, «Приложение 1» и т.д.).

Объем теоретической части курсовой работы – 12 стр. текста форма А4 шрифт Times New Roman размер 14, поля – верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, правое – 1 см, левое – 3 см., отступ 1, 27, выравнивание по ширине.

Требования к практической части курсовой работы

Практическая часть курсовой работы призвана способствовать подготовке студента к написанию аналитической части выпускной квалификационной работы. В данной части курсовой работы студенты разрабатывают управленческие решения по результатам анализа деятельности туристской фирмы.

Качество написания практической части является определяющим при оценке работы. В этой части необходимо дать описание базового предприятия, выявить основные проблемы в его работе: провести исследование, направленное на определение причин возникновения проблем на предприятии; предложить конкретные мероприятия, повышающие эффективность работы данного предприятия.
Объем практической части курсовой работы – 13 - 15 стр. текста форма А4 шрифт Times New Roman размер 14, поля – верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, правое – 1 см, левое – 3 см., отступ 1, 27, выравнивание по ширине.

 

Список использованной литературы предполагает алфавитный способ группировки, при котором в начале списка необходимо выделить официально-документальные издания в хронологии их выхода в свет (Конституция, законы, указы, постановления и распоряжения органов государственной власти), а затем привести список монографий, книг, учебных пособий, журнальных и газетных статей, источников из Интернет по алфавиту фамилий авторов или заглавий, если автор не указан.

В зависимости от источника используются различные элементы и знаки библиографического описания.

Элементы и знаки библиографического описания книги.

Фамилия И.О. одного автора. Основное название книги: Сведения, относящиеся к заглавию / И.О.Фамилии одного, двух, трех авторов, или сведения о редакторе, составителе, переводчике. – Место издания: Издательство, год издания. – Количество страниц. – (Серия). – Дополнительная информация.

Примеры

1) Книга одного, двух или трех авторов

Сухов Р. И. Организация работы туристического агентства : учеб. пособие / Р. И. Сухов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: МарТ, 2005. – 141 с.

Винокуров М. А. Экономика Сибири (1900-1928) / М. А. Винокуров, А. П. Суходолов. – Новосибирск : Наука : Сиб. изд. фирма РАН, 1996.–320 с.

Панкратов В. Г. Практикум по коммерческой деятельности: учеб. пособие / В. Г. Панкратов, Е. В. Васькин, В. Г. Шатурин. – М.: Маркетинг, 2008. –248 с.

2) Книга, имеющая более трех авторов

Теория статистики: учеб. / Е. Б. Шувалова [и др.]; под ред. Р. А. Шмойновой. – 3-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 558 с.

3) Книга под редакцией

Маркетинг: учебник / под ред. А. В. Симонова. – М.: Омега, 2009. – 654 с.

24. Элементы и знаки библиографического описания статьи

Фамилия И.О. одного автора. Название статьи / И.О. Фамилии одного, двух или трех авторов // Название журнала.– Год издания.– Номер журнала.– Страницы статьи.

Или

Название официального документа // Название газеты.– Год издания.–Дата издания.– Страницы (кроме газет объемом не более 8 страниц).

Или

Название статьи / И.О.Фамилии трех авторов // Название сборника статей.– Место, год его издания.– Страницы статьи.

Или

Фамилия И.О. одного автора. Название статьи / И.О.Фамилии одного, двух или трех авторов // Название продолжающегося издания / Название учреждения, выпустившего издание. Серия издания. – Год издания. – Том, номер, или выпуск. – Страницы статьи.

Примеры

1) Описание статьи из журнала

Борисов О. И. Системный учет налоговых аспектов в управлении деятельностью банка / О. И. Борисов // Банковское дело. – 2010. – № 4.– С. 39-45.

Сафонов В. А. О состоянии банковской системы и развитии банковских продуктов / В. А. Сафонов, Ю. Г. Максутов, М. Ю. Дигайлов. // Деньги и кредит. –2009.–№ 12.–С. 60-64.

2) Описание статьи из газеты, имеющей более 8 страниц

Кваша Ю. Сущность налогового контроля / Ю. Кваша, С. Носов // Налоги. – 2005. – авг. (№ 30). – С. 4-5.

3) Описание статьи из газеты, имеющей не более 8 страниц

Гиряев Д. М. Лесное хозяйство в годы войны / Д. М. Гиряев // Лесная газета. – 2003. – 12 мая.

4) Описание официального документа

Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов): постановление Правительства РФ от 27 марта 1994 года № 210 // Российская газета. – 1995. – 29 авг.

5) Описание статьи из сборника

Казарина Л. А. О некоторых особенностях и проблемах менеджмента в сфере услуг / Л. А. Казарина, Т. А. Туренко // Сфера услуг: состояние, проблемы, перспективы: сб. науч. тр.; под ред. Т. Д. Бурменко. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003.–С. 90-94.

6) Описание статьи из продолжающегося издания

Сидоренко Н. И. Приватизация государственных предприятий: опыт Франции / Н. И. Сидоренко // Труды. / Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Верховном Совете РФ. – 1993.– № 54. – С. 15-28.

7) Описание статьи из материалов научной конференции

Кравцова Е. В. Факторы, ограничивающие развитие малого предпринимательства в России / Е. В. Кравцова // Актуальные проблемы управления – 2010: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Москва, 24-25 октября 2010 г. – М.: Изд-во ГУУ, 2010. – Вып. 1.– С. 49-59.

25. Элементы и знаки описания Интернет-источников

Фамилия И.О. одного автора. Название статьи [электронный ресурс] / И.О. Фамилии одного, двух или трех авторов // название сайта

Примеры

1) Описание сайта

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] Центр информ. технологий РГБ; ред. Т. В. Власенко; web-мастер Н.В. Козлова. – М.: Рос. гос. б-ка, 1997. – Режим доступа : http://www.rsl.ru. – (17.12.2010).

2) Описание электронного учебника с сайта Интернет

Степанов В. К. Применение Интернета в информационной деятельности [Электронный ресурс]: интерактивный учебник / В. К. Степанов. – Режим доступа : http://www.libs.ru/doc/textbuc. – (8.01.2011).

3) Описание других источников с сайта Интернет

Дронов Р. К. Оценка финансового состояния предприятия [Электронный ресурс] / Р. К. Дронов, А. И. Разник, Е. М. Бунина. – М.: Финансы и статистика, 2007. – Режим доступа: http://www.spsl.nsk.ru. – (5.01.2010).

Можаева Г. В. Анализ системы подготовки специалистов в Италии и Германии [Электронный ресурс] / Г. В. Можаева . – М.: Наука, 2009. - Режим доступа: http://www.ecsocman.endu.ru. – (25.12.2010).

26. Элементы и знаки описания законодательных актов

Название закона. Место и год издания. Количество страниц.

Пример

Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ЭКСМО, 2008. – 733 с.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.