Сделай Сам Свою Работу на 5

Стратегическое управление логистикой





Интерес к изучению стратегического поведения, позволяю­щего любой системе выживать в конкурентной борьбе в долго­срочной перспективе, резко возрос в последние десятилетия. Все компании в условиях жестокой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только сосредотачиваться на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволяла бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. Сегодняшний день диктует необходимость такого управления, которое обеспечивало бы адап­тацию логистической системы к быстро меняющейся окружаю­щей среде.

Стратегическое управление логистикой — высокопрофес­сиональная управленческая деятельность со своей логистичес­кой структурной специализацией, направленная на выживание логистической системы предприятия в неопределенной внешней среде, обязательно включающая стратегическое планирование как строго заданный процесс и строго определенную подсисте­му.

Можно выделить три стадии процесса логистического стра­тегического управления:

• логистическое стратегическое планирование (разработка стратегии, стратегического анализа и выбора);



• стратегическая организация или настройка организацион­ной системы в соответствии с выбранной логистической стратегией (внедрение стратегии, реализация стратегии);

• стратегический контроль и регулирование функциониро­вания логистической системы (оценка стратегии, монито­ринг и оценка исполнения).

На стадии стратегического планирования определяются стра­тегии логистической системы предприятия путем установления его миссии, анализа стратегических позиций, исследования внутрен­них и внешних факторов и действий, которые могут привести к до­стижению, удержанию, развитию и капитализации конкурентных преимуществ. На сегодняшний день стратегическое планирование является необходимым элементом эффективного развития любого предприятия. Разработка логистической стратегии занимает цент­ральное место на предприятии наряду с корпоративной маркетин­говой и производственной стратегиями и установлением миссии.

Разработка логистической стратегии осуществляется в четы­ре этапа: оценка, анализ возможностей, установление приори­тетов, выполнение.



На этапе оценки позиционируется логистическая стратегия по отношению к миссии и корпоративной стратегии предприятия на рынке. Должна быть тщательно проанализирована общая экономическая и политическая ситуация, определены предпола­гаемые тенденции ее изменения на период 5—15 лет. Более де­тально оценивается интерфейс логистической стратегии с мар­кетинговой и производственной.

В частности, по отношению к внешней окружающей логис­тической среде должны быть оценены экономические тенденции (на общегосударственном и местном уровнях), динамика макро­экономических показателей (уровня инфляции, ВВП, курса ва­лют, процентных ставок, биржевых индикаторов и т.д.), демо­графические тенденции, технологический и научный уровни в соответствующих отраслях, тенденции развития рынков сбыта, возможные группы конкурентов, законодательство и т.п.

Подобным образом оценивается и внутренняя микроэконо­мическая среда предприятия.

На втором этапе разработки логистической стратегии под­бираются и анализируются возможные стратегические решения на уровне корпорации в целом и отдельных структурных подраз­делений в частности, определяются базовые требования к ком­понентам логистической стратегии.

Третий этап заключается в установлении приоритетов и вы­бора одной доминирующей логистической стратегии из набора возможных альтернатив. При этом принципиальное значение имеет ранняя идентификация необходимых ресурсов для выпол­нения стратегии и источников их получения.



Наконец, заключительный этап состоит в разработке непос­редственно стратегического логистического плана с определени­ем агрегированных показателей как в целом для логистической системы, так и для отдельных уровней менеджмента.

Основными направлениями разработки логистических стра­тегий предприятия являются следующиевиды стратегии*:

стратегия дифференциации — стремление предприятия к уникальности, например, в системе обслуживания потребителя.

(Стратегии улучшения потребительского сервиса основаны на допущении, что улучшение качества продукции и сервиса при­водит к повышению прибыли фирмы от повышения рынка сбы­та и увеличения объема продаж. Кроме того, подобные страте­гии укрепляют положение фирмы на рынке и повышают имидж фирмы. Однако в этих стратегиях важное место принадлежит проблеме оптимизации качества сервиса, так как предоставле­ние потребителям сверхвысокого уровня сервиса приводит к дополнительным затратам.);

стратегия лидерства по затратам — стратегия лидерства на рынке за счет снижения логистических затрат по цепи поста­вок. Стратегия уменьшения затрат направлена на сокращение операционных составляющих издержек, связанных в основном с движением материального потока (транспортировкой) и запа­сами продукции. Лучшая стратегия формулируется в результате альтернативного выбора среди возможных вариантов системы «складирование—транспортировка» путем лучшего размещения складов, оптимизации уровней запасов, выбора оптимальных способов транспортировки и маршрутов и т.п. Уровень сервиса обычно ограничивается, пока не найдены оптимальные общие затраты, причем максимизация прибыли является приоритетной задачей;

стратегия фокусирования — концентрация на удовлетво­рении потребностей клиентов одного сегмента или конкретной группы покупателей, без стремления охватить весь рынок. Цель такой стратегии — удовлетворять потребности клиентов выбран­ного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. Стратегия фо­кусирования может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по затратам, либо и на то и на другое, но только в рамках целевого сегмента. Данная стратегия позволяет добиться большой доли в целевом сегменте рынка, однако может привес­ти к малой доле на рынке в целом;

стратегия диверсификации используется для того, чтобы предприятие не стало зависимым от одного функционального стратегического подразделения.

Виды диверсификации:

горизонтальная предполагает расширение деятельности предприятия в отношении традиционных для него групп потре­бителей с использованием имеющихся каналов расширения и методов продажи (например, техника сбыта фирменной продук­ции); расширение номенклатуры продукции путем добавления к ней родственных и новых видов продукции, которые можно из­готавливать и сбывать с использованием ноу-хау предприятия, а также расширение деятельности предприятия на новые для него сегменты рынка;

вертикальная — предприятие расширяет свою деятель­ность на предыдущие или последующие стадии процесса произ­водства и распределения. Вертикальная диверсификация явля­ется формой реализации стратегии интегрированного роста, ког­да положение предприятия на рынке изменяется за счет расши­рения путем добавления новых структур;

латеральная — включение в производственную програм­му предприятия продукции, не имеющей непосредственной свя­зи с прежней сферой деятельности предприятия, отсутствие ка­кой-либо связи между традиционными и новыми областями дея­тельности предприятия.

На стадии стратегической организации выполняется приве­дение всех ресурсов и внутрифирменных связей, всех целей, за­дач и областей ответственности работников в полное соответ­ствие с выбранной логистической стратегией. Здесь же прово­дятся необходимые организационные изменения на предприя­тии, вырабатываются политики каждого из ее структурных ло­гистических подразделений. Стратегия совершенствования орга­низационной структуры предопределяет оптимальное количе­ство звеньев организационно-функциональной структуры логи­стической системы, приоритетные логистические функции и стратегические взаимоотношения между логистическими по­средниками в системе.

На стадии логистического контроля выполняется упорядо­ченный и по возможности непрерывный процесс обработки ло­гистических данных для выявления отклонений или расхождений между плановыми и фактическими значениями логистичес­ких показателей, а также анализ этих отклонений для выявления причин расхождений.

 

Контроллинг — совокупность задач, предметом которых яв­ляется координация управления на предприятии, а также снаб­жение информацией управленческого персонала для обеспече­ния оптимального достижения целей логистической системы предприятия.

Модель стратегического управления логистикой представле­на на рис. 11.4. В этой модели выделено наличие концепции кор­поративной логистической стратегии, которая, будучи одним из источников логистического стратегического управления, объе­диняет стратегии функциональных областей логистики, интег­рированную бизнес-логистику и корпоративную логистическую стратегию предприятия.

В связи с этим также необходимо отметить, что при разра­ботке удачной стратегии возникает синергия, то есть стратеги­ческий системный эффект. Истоки общей синергии организации — в эффективности использования всех ее различных ресурсов, а особенность стратегической синергии — в эффекте от исполь­зования именно стратегического фактора. Таким образом, спе­цифическая ключевая цель стратегического логистического уп­равления — это достижение максимальной синергии по страте­гическому фактору.

Наконец, одной из главных составляющих логистической стратегии является логистическая информационная система, связывающая информационными и телекоммуникационными каналами основные логистические функции и сферы бизнеса. Логистическая информационная система обеспечивает интер­фейс с внешней средой через маркетинговую стратегию, а с внут­ренней микросредой фирмы — через производственную стра­тегию.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.