Факторы народного воспитания.
Практические занятия
студентов 2-3 курса филологического факультета очной формы обучения
4-5 семестр
Старший преподаватель кафедры ОГиСЭД,
кандидат философских наук
Пеленкова А.В.
СЕМИНАР 1 (4 часа).
ОСНОВНЫЕ ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
1. Эволюционистские направления этнологии:
Теоретический эволюционизм Эдуарда Тайлора и практическое изучение древних обществ Льюисом Генри Морганом.
Энергетическая концепция функционирования культуры в неоэволюционизме Лесли Уайта.
Теория многолинейной эволюции Джулиана Стюарда.
2. Антиэволюционизм в этнологии:
Учение о коллективных представлениях Эмиля Дюркгейма.
Теория дологического мышления первобытных народов Леви-Брюля.
Задачи и исторический метод и исследования культуры по Францу Боасу.
Миф как содержание коллективного сознания в теории Клода Леви-Стросса.
3. Этнопсихологическая школа этнологии:
Теория формирования личности Абрама Кардинера.
Культурная конфигурация Рут Бенедикт.
Метод исследования национального характера Маргарет Мид.
4. Постмодернистская этнология:
Интерпретативная антропология Клиффорда Гирца.
Символическая антропология Виктора Тёрнера.
Вопросы для самоконтроля:
Какие задачи ставятся перед этнологией представителями разных направлений?
Сравните различные подходы в интерпретации этнологии и ее задач. Какие из рассматриваемых концепций являются наиболее обоснованными и широкими по охвату явлений?
Какие из перечисленных направлений этнологии активно развиваются в настоящем?
Каков вклад каждой их указанных школ в развитие этнологии и этнической картины мира?
Доклады:
Теория символов Л. Уайта.
Теория культурных моделей А. Крёбера.
Теория структурной лингвистики Ф. де Соссюра.
Метод структурного анализа К. Леви-Стросса.
Герменевтическая этнология (К. Гирц, В. Тёрнер).
Основные понятия: эволюционизм, неоэволюционизм, диффузионизм, функционализм, структурализм, культурный релятивизм, историческая этнология, герменевтическая этнология.
Основная литература:
Галустова О.В. Этнопсихология: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2005. Раздел «Предмет этнопсихологии».
Дружинин В. Психология. – СПб.: Питер, 2001. Глава: «Предмет, история и задачи этнической психологии». http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/drugin/index.php
Садохин, А.П. – Этнология: Учебник / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М., 2000. – С.31-91.
Арутюнян, Ю.В. Этносоциология: Учебное пособие / Ю.В. Арутюнян и др. – М., 1998. – С.27-54, 133-151.
Дополнительная литература:
Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие. 2-е изд. – М.: Академия, 2004.
Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 1998. С сайта: http://svlourie.narod.ru/hist-ethnology/
Садохин, А.П. – Этнология: Учебный словарь. – М., 2002.
Сайт: http://etnologiya.ru/
Сайт: http://www.countries.ru/library/etno/index.htm
Этнопсихология - Онлайновый Учебный Центр http://ethnopsyhology.narod.ru/
СЕМИНАР 2 (4 часа).
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭТНОСОВ
1. Типы этногенетических процессов:
этническое объединение (этническая фузия; этническая консолидация; этническая ассимиляция; этническая конвергенция; межэтническая интеграция; этногенетическая миксация);
этническое разделение (этническая парциация; этническая сепарация).
Связь этногенеза, антропогенеза и расогенеза.
3. Концепции этногенеза:
теория пассионарности Л. Гумилева.
дуалистическая теория Ю. Бромлея.
информационная теория Н. Чебоксарова и С. Арутюнова.
теория этногенетических пучков В.П. Алексеева.
Вопросы для самоконтроля:
Какие факторы лежат в основе этногенеза?
Как в теории Ю. Бромлея соотносятся понятия расы, класса и этноса?
Каковы границы применимости информационной теории этноса?
Доклады:
Язык как основа формирования этноса.
Этногенез славянских народов.
Расогенез и его особенности.
Этапы антропогенеза.
Типология этногенетических пучков.
Пассионарность – Гармоничность – Субпассионарность.
Основные понятия: пассионарность, этногенез, раса, класс.
Основная литература:
Алексеев, В.П. Этногенез: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Высш. шк., 1986.
Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. – М., 2003.
Садохин, А.П. Этнология: Учебник / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М., 2000.
Дополнительная литература:
Гумилев, Л.Н. Конец и вновь начало – / Л.Н. Гумилев. СПб., 2002.
Садохин, А.П. Этнология: Учебный словарь. – М., 2002.
СЕМИНАР 3 (2 часа).
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Специфика восприятия и мышления в традиционной культуре.
Основные черты традиционной культуры.
Обычаи и ритуалы в традиционной культуре.
Проблема модернизации традиционных обществ.
Вопросы для самоконтроля:
Назовите наиболее ценные идеи Л. Леви-Брюля в исследовании первобытного мышления. В чем недостатки его теории?
Приведите примеры ритуалов, исходя из их классификации.
Какие обычаи и ритуалы славянских народов сохранились в современной русской культуре?
Нужна ли, на Ваш взгляд, модернизация традиционных культур в современном мире и, если да, то как следует ее проводить?
Доклады:
Леви-Стросс о первобытной культуре.
Обряд и ритуал в системе знаковых средств культуры.
Связь мышления и культуры в работах М. Коула и С. Скрибнера.
Эстетическое начало в народной обрядности.
Народные праздники.
Основные понятия: обычай, ритуал, традиционная культура, анимизм, миф, обряд.
Основная литература:
Садохин, А.П. – Этнология: Учебник / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М., 2000.
Садохин, А.П. – Этнология: Учебный словарь. – М., 2002.
Арутюнян, Ю.В. Этносоциология: Учебное пособие / Ю.В. Арутюнян и др. М., -1998.
Дополнительная литература:
Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М.: Наука, 1989.
Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 1998. С сайта: http://svlourie.narod.ru/hist-ethnology/
Этнопсихология - Онлайновый Учебный Центр http://ethnopsyhology.narod.ru/
Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие. – М., 1998. С сайта: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/
Культура и этнос. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов / Сост. Л.В. Щеглова, Н.Б. Шипулина, Н.Р. Суродина. – Волгоград: Перемена, 2002.
Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры / Под ред. Ю.В. Бромлея. – М., Наука, 1985.
Сайт: http://etnologiya.ru/
СЕМИНАР 4 (2 часа).
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ СИБИРИ
Географическая и языковая классификация этносов Сибири.
2. Основные черты традиционной культуры народов Сибири:
буряты, хакасы, тофалары, эвенки, нивхи, ханты и манси, кеты.
3. Археологические памятники этносов Сибири (на примере Хакасии и Алтая).
Народные промыслы в Сибири.
Вопросы для самоконтроля:
Назовите наиболее характерные виды деятельности представителей этносов Сибири?
Приведите примеры ритуалов и обрядов трех этносов с их кратким описанием.
Какие обычаи и ритуалы сибирских народов сохранились до современности?
Доклады:
Обряды и ритуалы в культуре эвенков.
Эстетические особенности в народной обрядности северных народов.
Народные праздники сибирских этносов.
Народный костюм как олицетворение культуры.
Основные понятия: обычай, ритуал, традиционная культура, анимизм, миф, обряд.
Основная литература:
Садохин, А.П. – Этнология: Учебник / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М., 2000.
Садохин, А.П. – Этнология: Учебный словарь. – М., 2002.
Арутюнян, Ю.В. Этносоциология: Учебное пособие / Ю.В. Арутюнян и др. М., -1998.
Дополнительная литература:
Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М.: Наука, 1989.
Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 1998. С сайта: http://svlourie.narod.ru/hist-ethnology/
Этнопсихология - Онлайновый Учебный Центр http://ethnopsyhology.narod.ru/
Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие. – М., 1998. С сайта: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/
Культура и этнос. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов / Сост. Л.В. Щеглова, Н.Б. Шипулина, Н.Р. Суродина. – Волгоград: Перемена, 2002.
Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры / Под ред. Ю.В. Бромлея. – М., Наука, 1985.
Сайт: http://etnologiya.ru/
СЕМИНАР 5 (2 часа).
ЭТНОПЕДАГОГИКА
Духовные истоки и основы этнопедагогики.
Общечеловеческие ценности в народной педагогике.
Средства народной педагогики.
Факторы народного воспитания.
Вопросы для самоконтроля:
Что такое педагогическая культура народа? В чем она выражается?
Какую роль играют традиции в народной педагогике? Приведите примеры педагогических традиций разных народов.
Подберите несколько пословиц и загадок на тему воспитания.
Назовите свою любимую народную сказку и выделите в ней нравственную основу.
Доклады:
Природа как источник народной педагогики.
Игра как средство воспитания.
Народная дипломатия и ее воспитательное значение.
Языческое и христианское в славянском празднике «Масленица».
Мусульманский праздник Навруз.
Основная литература:
Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М., 1999.
Кукушин, В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д, 2000.
Садохин, А.П. – Этнология: Учебник / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М., 2000.
Дополнительная литература:
Бараг Л.Г., Новиков Н.В. А.Н. Афанасьев и его собрание народных сказок. С сайта: http://feb-web.ru/feb/skazki/texts/af0/af1/af1-377-.htm
Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Педагогика, 1991.
Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 1998. С сайта: http://svlourie.narod.ru/hist-ethnology/
Проблемы психологической адаптации http://ethnopsyhology.narod.ru/study/adaptation/index.htm
Садохин, А.П. – Этнология: Учебный словарь. – М., 2002.
Сайт: http://etnologiya.ru/
Сайт: http://www.countries.ru/library/etno/index.htm
Федотов В.А. Этноэтика: народная система нравственного воспитания. Алматы: Гылым, 1997.
Этнография Восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., Наука, 1987.
Этнопсихология - Онлайновый Учебный Центр http://ethnopsyhology.narod.ru/
СЕМИНАР 6 (2 часа).
ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ
1. Межэтнические отношения:
особенности межэтнической коммуникации;
исторические и политические факторы в межэтнических взаимоотношениях;
толерантность в межэтнических отношениях;
2. Межэтнические конфликты:
межэтнические, межрегиональные и межконфессиональные конфликты – причины и формы;
межэтнические браки и конфликты в них;
формы, способы и принципы регулирования межэтнических конфликтов;
предупреждение межэтнических конфликтов.
Вопросы для самоконтроля:
Какие существуют научные подходы к анализу этнокультурного взаимодействия?
Чем отличаются этнические процессы на разных континентах Земли? Что в них общего?
Каковы причины межэтнических конфликтов с точки зрения этнологии и этносоциологии?
Есть ли эффективные меры предупреждения этнических конфликтов? Когда, кем и как они должны применяться?
«Россия для русских» - как вы относитесь к данному высказыванию? Чем чревато гипертрофирование национальных чувств?
Доклады:
Толерантность – идеал, реальность или будущее межэтнической коммуникации?
Отношение к межэтническим бракам у разных народов.
Патриотизм и национализм – общее и различное в идеологических подходах.
Современные межэтнические конфликты – их природа и типология.
Формы межэтнических конфликтов.
Способы и средства урегулирования межэтнических конфликтов.
Основная литература:
Садохин, А.П. – Этнология: Учебник / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М., 2000.
Садохин, А.П. – Этнология: Учебный словарь. – М., 2002.
Арутюнян, Ю.В. Этносоциология: Учебное пособие / Ю.В. Арутюнян и др. М., -1998.
Дополнительная литература:
Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межэтнического общения. Учеб. пособие. – Ставрополь, 1983.
Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М.: Наука, 1989.
Игнатов А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности // Вопросы философии. – 1995. - №6. – С.49-64.
Культура и этнос. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов / Сост. Л. В. Щеглова, Н. Б. Шипулина, Н. Р. Суродина. – Волгоград: Перемена, 2002.
Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 1998. С сайта: http://svlourie.narod.ru/hist-ethnology/
Педагогика межнационального общения: Учебное пособие / Под ред. проф. Д.И. Латышиной. – М.: Гардарики, 2004.
Этнопсихология - Онлайновый Учебный Центр http://ethnopsyhology.narod.ru/
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|