Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос№35 Народы Восточной Африки .





В Восточной Африке обитает население Бурунди (5млн человек), Джибути (372 тыс.), Замбии (более 7млн), Зимбабве (более 8 млн), Кении (около 23млн), Коморских островов (472 тыс.), Маврикия (более 1млн), Мадагаскара(около 11млн), Малави (более 7млн), Мозамбика (более 14млн), Реюньона (565 тыс.), Руанды (более 6млн), Сейшельских островов (66 тыс.),Сомали (около 5 млн), Танзании (более 23 млн), Уганды (более 16 млн), Эфиопии (более 47 млн человек).
Население северной половины региона принадлежит к эфиопской расе, занимающей промежуточное положение между негроидами и европеоидами. Большая часть населения юга Восточной Африки относится к негроидной расе, еще южнее ее обитает население, относящееся к бушменскому типу. Местами в зону тропического леса вкраплены группы группы представителей пигмейской (негрильской) расы.
Восточная Африка – особая природная зона. Эта самая возвышенная часть континента, что во многом определяет здесь разнообразие климата, почв, осадков, животного и растительного миров, облик жизнедеятельности населения. В этой части Африки представлены все её природные зоны: песчаная пустыня Данакиль (Афар), морское побережье, саванна, цепи гор и холмов, долины, глубокие сбросовые впадины озер, каменистая пустыня Туркана, заболоченные пространства близ рек и озер, тропический лес.
Основными традиционными занятиями населения Восточной Африки были и остаются земледелия и скотоводство. Подсобное значение имеют местами рыболовство, охота, собирательство.
Пища оседлых земледельцев состоит из пресных просяных, реже пшеничных лепешек («ынджэра»), острых соусов и подливы к ним на растительном масле из овощей, жгучего красного перца , чеснока, лука, томатов. Мясная подлива или сильно наперченное сырое свежее мясо – редкие праздничные блюда. Молочные продукты составляют дополнительную пищу, главным образом для детей. Эта обычная для африканцев пища содержит много клетчатки, крахмала, но мало протеинов. Отсюда – обычный детский рахит и другие заболевания от недостаточного разнообразия пищевого рациона. Традиционные напитки – черный кофе, прежде чаще с солью, теперь больше с сахаром или без добавок; настой из кофейной шелухи, листьев и коры дерева; старинная медовая хмельная брага «тедж», ячменное пиво «тэлля».
Одежда изготовляется из белой хлопчатобумажной ткани. Мужчины носят брюки типа «галифе», рубахи до колен с длинными рукавами, часто с вышивкой по вороту, девятиметровые накидки из редкой белой ткани «шамма» с одноцветной каймой или без нее; на ногах носят сандалии, в городах европейскую обувь, в деревне чаще ходят босиком. Мужской костюм дополняет махал-ка от мух в виде небольшой плетеной рукоятки с кистью на конце из волоса зебу. Женский костюм включает широкое в сборку платье по щиколотку с длинными рукавами и накидку (шамма). Платье и шамма украшаются цветной, с богатым орнаментом вышивкой. Известны более 100 способов повязывания шаммы. Украшения состоят из деревянных или металлических шпилек, гребней, колец, серег, браслетов, ожерелий из металла, кожи, кости. Костюм дополняет зонтик из бархата или соломы.
Распространены разнообразные ремесла: ткачество, причем особенность эфиопского ткацкого станка состоит в том, что ширина ткани до 20 см, тогда как в остальной Ариек станок дает узкую в 10 – 12 см полосу.
Традиционное сельское жилище в Эфиопии – тукуль, круглая хижина с конусообразной соломенной крышей. Традиционный этикет требует кормить гостя из рук хозяина, кладя куски пищи прямо в рот гостю. Распространен также тип жилища – четырехугольный, плетеный каркас обмазанный глиной, с плоской или двускатной крышей, дверью и стеклянными окнами. Такие дома строят вдоль дорог, ведущих к городам, и в городах.
У народов южных областей Восточной Африки – банту (_ерхн, _ерхн, зулу и др.) издавна распространено тропическое мотыжное земледелие, местами с искусственным орошением. Древними культурами являются сорго, сезам, ячмень, рис, кукуруза. С появлением европейцев были введены плантационные культуры: хлопок, кофе, чай, табак, сизаль.







Народы банту задолго до появления в Африке европейцев знали плавку железа и меди, производя её в больших термитниках или глиняных печах. Кузнечное ремесло и теперь широко развито у оседлых народов Восточной Африки. Кузнецы изготовляют топоры, ножи, мечи, боевые ножи с раскрывающимися в теле жертвы несколькими лезвиями, метательные ножи. Оружие украшается резьбой, медной и бронзовой инкрустацией, резными рукоятками. Среди прочих ремесел, теперь активно, как и кузнечество, вытесняемых фабричным производством, еще живы ткачество, гончарство, резьба по дереву, из которого делают сосуды, чаши, ложки, миски. Плетение представлено изготовлением циновок из цветной травяной соломы, из волокон лиан и листьев пальмы рафии. Из тростника плетут корзины. Плотность плетеных мелких сосудов такова, что они не пропускают воду. Одежда жителей тропических областей – плетеные накидки из растений, из кожи, из (теперь очень редкой) лубяной материи (из луба фикусовых деревьев), выкрашенной охрой. Ткачество в тропиках не было известно. И мужчины и женщины в жарком поясе нося набедренные повязки. В последнее время все большее распространение получают фабричные ткани – хлопчатобумажные и синтетические и европейская одежда.
В системе социальных отношений преобладают патриархально-генеалогические связи, отцовский счет родства. Некогда повсеместно существовавшая племенная организация теперь разрушается. Основной социальной ячейкой оседлых обществ давно стала индивидуальная семья – домохозяйство. Поселенческая община все более становится соседской.
В сравнении с другими природными регионами континента Восточная Африка наиболее благоприятна для ведения скотоводства.
Африканский скот в большинстве отличается низкой продуктивностью, восполняемой количеством животных в стаде.
Семья у народов Восточной Африки остается минимальным социальным подразделением – это домохозяйство. Состоит из мужа, жены (жен) и их неженатых детей. После женитьбы сыновья обычно остаются в домохозяйстве отца, получая от него для самостоятельной обработки участок земли. После смерти отца сыновья окончательно становятся автономными домохозяйствами. Поселения таких домохозяйств составляют сельскую территориальную общину. В последнее время отмечается ослабление родственных связей, узы соседских связей товарищества становятся все распространеннее.
Семья у народов региона чаще всего выступает в полигамной форме. Отношение к земле в значительной мере сохраняет характер общинного или племенного владения.
В целом уровень общественных отношений в традиционных обществах Восточной Африки и в начале XX в. оставался на предклассовой патриархальной стадии развития, о чем свидетельствует сохранение в их социальном строе клана и племени. Процесс углубления имущественного и социального неравенства, общественных противоречий интенсивно пошел после завоевания африканским народами независимости, создания национальных государств.

В отношении религии для Восточной Африки характерно широкое распространение ислама, прежде всего по странам побережья. Христианство (католичество и протестантство) исповедуется в более удаленных внутренних областях. Традиционные верования встречаются повсеместно у отдельных этносов или его групп. В Эфиопии 70% населения – христиане-монофизиты, причем христианство, как и древняя письменность, сохранилось здесь со времен древнего государства Аксум.

Вопрос №36 Народы Западной Тропической Африки.

В регионе Западной Африки входит население Бенина ( более 4 млн человек), Буркина Фасо ( более 8 млн), Гамби (670 тыс.), Ганы (около 14 млн), Гвинеи ( более 6 млн), Гвине-Бисау ( около 1 млн), Кабо-Верде ( 348 тыс.), Кот д, Ивуар ( более 11 млн), Либерии ( более 2 млн), Мали (около 9 млн), Нигера (более 6 млн), Нигерии (около 102 млн), Сенегала ( около 7 млн ), Сьерра-Леоне (около 4 млн), Того ( более 3 млн человек ).
По территории региона проходит граница расселения представителей двух больших рас – европеоидной и негроидной. Большая пестрота этнолингвистической карты Западной Африки – результат длительного исторического развития региона. Постепенно "высыхание" Сахары привело к значительным переселениям народов к югу и югу-западу. Существование в сахельской зоне крупных средневековых государств; Ганы (IV – XI вв.), Мали (III-XV вв.), Сонгаи (XVI-XVII вв.)- способствовало интенсификации процессов этнического сближения внутри них. Широкая завоевательная политика сопровождалась переселениями, созданием поселений пленников иной этнической принадлежности и формированием новых, зависимых "племен". Вовлечение Западной Африки в европейскую работорговлю также внесло заметные изменения в этническую карту региона: исчезли одни, переселились другие, ассимилировались третьи. В XVIII-XIX вв. в ходе войн под лозунгами ислама широко ( от Сенегала до Камеруна) расселились фульбе с запада региона.

Языки афразийской семьи представлены берберским языком тамашек (туареги) и языками чадской группы (хауса и др.). Большинство же принадлежат к нигеро-кордофанской семье, к нигеро-конголезской группе. Внутри нее выделяют несколько подгрупп. В гвинейскую подгруппу (ква) входят языки народов Кот д,Ивуар (аброн и др.), Ганы (акан, тви, ашанти, фффанти), Бенина (фон), Южной Нигерии (йоруба, ибо, нупе). Верховья рек Сенегала и Гамбии – место проживания народов манде: северные (малинке, бамана, сонинке) в Мали и южные (сосо, кпелле, тома и др.), Ганы ( акан, тви, ашанти, фанти), Бенина (ффон), Южной Нигерии. В одну подгруппу – западноатлантическую объединяют и языки населения Атлантического побережья от реки Сенегал до Либерии: волоф и север в Сенегале, баланте в Гвинее.-Бисау, кисси в Гвинее. Население в излучине Нигера говорит на языках вольтской подгруппы: это моси, груси, гурма в Буркина-Фасо, бобо, догон, сенуфо в Мали и на севере Кот д, Ивуар. Еще одна значительная языковая подгруппа – бенуэ-конголезская: тив и другие в средней части северной Нигерии.
На языках нило-сахарской семьи говорят сонгаи; канури в Чаде, Нигере, Нигерии (сахарская группа), маба на границах Чада и Судана (группа маба).
Характерная особенность региона, как и всей Тропической Африки – несовпадение этнических территорий и границ государств, искусственно образованных в период колониализма. Эве живут в Того, Гане; хауса в Нигерии, Нигере и других странах; туареги – в Мали, Мавритании, Алжире; сенуфо – в Мали и Кот д,Ивуар и т.д. Некоторые народы Западной Африки (хауса, фульбе, канари) имели письменную литературу, использующую арабскую графическую основу – письмо "аджами". У других народов существовали оригинальные системы передачи информации. Акан широко пользовались "барабанным письмом"; на побережье южной Нигерии было распространено письмо "нсибиди" из слоновых бивнях у йоруба. Слоговое для взвешивания золотого песка у ашанти (Гана) использовалась особая система записи цифр. Однако местные записи информации не получили развития. И они, и "аджами" после колонизации Западной Африки были вытеснены латиницей. Письмо на основе арабской графики сохранилось только в коранических школах. В некоторых странах Гвинейского побережья (Гане, Кот д, Ивуар) были предприняты попытки возрождения языка барабанов.
Северную часть региона занимает Сахара. Южнее расположен пояс саванн, известный как "сахель" (берег – ар). Еще южнее вдоль побережья Гвинейского залива - влажные, почти непроходимые экваториальные леса. Занятия и материальная культура народов Западной Африки тесно зависимы от географических условий зоны проживания. Все они занимаются производящим хозяйством.
Скотоводческие народы Западной Африки разводят крупный рогатый скот, главным образом короткорогие породы ("лагун" на всем Гвинейском побережье и "сомба" в Дагомее), но в Гвинее – длиннорогие "ндама". В засушливых зонах распространено верблюдоводство. Общие черты скотоводческого хозяйства: отсутствие выраженной мясной и молочной селекции, исключительно пастбищное содержание скота, отсутствие заготовки кормов, низкая товарность. Для скотоводов скот – главное достояние и основа его существования. Это самая высокая ценность, и количество его определяет место человека в обществе. Скот также – одежда, обувь утварь из кожи и шерсти, пища: молоко и реже мясо. Режут скот редко по поводу рождения, свадьбы, посещения наиболее уважаемых гостей.
Земледельцы возделывают и местные и завезенные культуры. В Африке окультурены многие зерновые (сорго, просо, рис, ячмень), клубневые ( разные виды ямса), бобовые, масличные ( карите, кунжут, клещевина), разные виды пальм ( масличная, финиковая, кокосовая). Местного происхождения гвинейский перец, кофе (вероятнее всего, из Эфиопии). Из Азии в древности сюда попали банан, таро, дагусса, во времена арабского завоевания Северной Африки на континент попали гранат, сахарный тростник, лук. Позднее в XVI в. португальцы завезли маниоку, батат, ананас, кукурузу, а в XVII-XVIII вв.- арахис, авокадо, дынное дерево. Еще позднее из Америки появились какао и томаты, из Индии – манго.
Традиционное африканское земледелие было сосредоточено на производстве пищевых продуктов в размерах, необходимых лишь для пропитания. Технические культуры –хлопок, индиго – возделывали лишь для пропитания. По использованию сельскохозяйственных культур и технологии выделяются зона сухих саванн с производством зерновых и зона влажных районов экваториального пояса, где их место занимают корнеплоды.
Типичные представители земледельцев сухих саванн – хауса. Это многочисленный народ, живущий на севере Нигерии, в Нигере, Камеруне, ЦАР, Чаде. За пределами своей прародины – это купечество, а ныне – коммерсанты, офицеры, лица свободных профессий, правительственные чиновники. Сухие саванны между южной границей Сахары и влажными экваториальными лесами обладают достаточной, но не чрезмерной влажностью. Здесь растут лишь отдельно стоящие деревья или галерейные леса, что позволяет обходиться без трудоёмких корчевок.
Ассортимент культурных растений разнообразен. На приусадебных участках сажают овощи лук, помидоры, тыквы, бобовые и т.д. На полях в стороне от поселений возделывают преимущественно разные виды сорго и проса. Почти повсюду выращивают кукурузу, бататы, табак, арахис, хлопок, занимаются и рисосеянием. Издавна здесь разводили индиго для получения синего красителя.
Земли здесь – красноземы с тонким почвенным слоем, что не позволяло пользоваться плугом. Поэтому у хауса (как и других земледельцев этого пояса – бамбара, сонгаи и др.) главное орудие – мотыга. Однако она разной формы и величины, строго специализирована. Чем тверже почва, тем прочнее и тяжелее рабочая часть мотыги. Мотыга "габдеши" используется для обработки нови. Взрыхляя почву или уничтожая сорняки, берут другую –"кваса дуке" или "магирби". Женщины и дети пользуются легкими "дунга". Особой формы мотыга "сунгулин" служит для выкапывания ямок при посеве. Для работы на рисовых поантациях берут "кваса цайе" или "кумбу". Для прополки полей используют "хауйя тсате" и "кальма кворали". Ещё один вид мотыги у хауса, который практически не встречается у других народов – большая и тяжёлая мотыга с прорезями в рабочей части, через которые можно просеивать землю.
Другие сельскохозяйственные орудия тоже имеют строгую специализацию. Так, одни серпы используются для срезания злаков, другие для уничтожения сорняков на рисовых полях. Для разных культур (риса, листьев пальмы) используются ножи разной формы. Разнообразны и форма и назначение топоров.
Земли после сбора урожая оставляли на несколько лет под залежь. Ля удобрения использовалась зола после расчистки целины и выжигания трав и кустарников. Благодаря соседству с фульбе договариваются о выпасе скота на будущих полях, получая, таким образом, удобрение – навоз. Еще одно средство сохранения плодородия почвы – высаживания одновременно нескольких культур – кукурузы с бобовыми, сорго с камышевидным просом. В наши дни нет возможности осуществлять перелог, падает плодородие почвы, не успевая восстанавливаться, падает и урожайность. В колониальный период много земель было занято под экспортные культуры . Будучи привязанным к мировому рынку, и современные страны Западной Африки вынуждены продолжать занимать земли под эти культуры, иногда даже в ущерб продовольственным.
Кроме трудоемких работ по подготовке поля, все остальное делают женщины. Они же занимаются сбором плодов и листьев дикорастущих деревьев.
Важные южные районы вдоль Гвинейского залива занимают народы, основными сельскохозяйственными культурами у которых являются клубневые и корнеплоды, масличные пальмы, карите, малагетаНароды Гвинеи, Сенегала, Либерии, Сьерра-Леоне еще в средневековье торговли гвинейским перцем – эти районы на европейских картах отмечались как Перечный берег. А ибибио, калабари и другие народы южной Нигерии издавна возделывали масличную пальму. Лесные области Ганы, современного Бенина, Кот д, Ивуара поставляли на рынки всей Западной Африки орехи кола.
Для пищи земледельческих народов сухих саванн типична кухня хауса. Основой пищевого рациона являются зерновые. Самое главное блюдо – жидкая просяная каша "фура", которую едят с молоком, и "туво" – каша из сорго. В районе Сокото ее варят из риса, а в южных областях – из ямса. Эти каши дополняются острыми приправами с солью, чесноком, помидорами, пряностями, перцем. У йоруба популярен луковый суп с перцем, рыбой курицей. Из пшеничной, просяной и кукурузной муки пекут хлеб и лепешки. Широко распространены у всех районов региона "фуфу" – шарики из вареного риса, которые также едят с соусами и подливами.
Пища скотоводческих народов немногим более разнообразна, в основном за счет молока и молочных продуктов. У фульбе, например, молоко употребляется и в свежем и в кислом виде. Излюбленное блюдо – простокваша, которую едят с фонио, рисом, кукурузой.
У скотоводов берберов и туарегов важный продукт питания – молоко ( овечье, козье, верблюжье). Из него сбиваю масло, делают острый овечий сыр. Один из важнейших продуктов питания жителей пустыни – финики. Во время длительных переходов употребляется своеобразный концентрат: мясной порошок, смешанный с просяной или пшеничной мукой, его разводят в воде и пьют.
Наиболее искусные ткачи Западной Африки – хауса. Они не только снабжали своими хлопчатобумажными тканями другие народы этого региона, но и продавали в Северную Африку. Ткацкое дело – мужское. Хауса пользовались довольно широким горизонтальным ткацким станком. У народов Гвинейского побережья (йоруба, акан) мужчины-ткачи ткут на горизонтальных станках, позволяющих получать полосы не шире 30-50 см, поэтому нашего века местную тканину практически вытеснили дешевые английский, американские, японские ситцы, но после второй мировой войны в связи с сокращением импорта местами вновь возродилось ткачество.Фульбе, туареги, хауса – искусные кожевники. Они изготовляли большие кожаные сумки, переплеты для них, пояса, седла, сандалии, высокие сапоги для верховой езды, мешки для перевозки тяжестей и т.п. Кожевники хауса, работающие и ныне, достигли большого мастерства в обработке кожи. Окрашенный в красные, зеленые, желтые цвета, тонко выделанный сафьян был издавна и остается одним из важных товаров для Северной Африки. Из бычьей кожи изготовляют плотные, но очень тонкие, почти прозрачные сосуды "танду" для меда и масла, коробочки, футляры.
Традиционная одежда всегда не только выполняла чисто утилитарные функции (защита от холода, жары или непогоды), но и являлась, как и прическа, этническим и социальным показателем. Ныне, однако, эта смысловая нагрузка утрачена, и одежду одного типа носят представители разных народов страны. Некоторые виды народной одежды особенно популярны в Западной Африке. Таковы "кенте" ашанти – несшитая одежда, большое полотнище ткани около 4 м длиной и около 2,5 м шириной, изготовленное из многих (до 24) полос ткани. Прежде цвет и символика узоров были строго регламентированы. Большие "кенте" – мужская одежда. Им обертывают тело на уровне груди и конец перекидывают через левое плечо. Женское "кенте" состоит из двух кусков – один обёртывают вокруг пояса, другой – вокруг груди. Третий кусок используют, чтобы привязывать к спине младенца или в качестве искусно и причудливо завязанного головного платка. Замужние женщины обычно носят одежду из ткани с одинаковым узором, девушки – с разным.
Одно из самых развитых и древних ремесел – металлургия и обработка металлов. Вначале медь, железо и сплавы использовались главным образом для изготовления культовых предметов. Наибольшей древностью отличается обработка металлов в Нигерии . Это ритуальные колокольца, топоры, скульптурные изображения людей и животных. Главные центры этого искусства – города Бении и Ифе. На всем протяжении Гвинейского побережья – зона мелкой пластики. Гирьки для взвешивания золотого песка ашанти (Гана) представляют собой миниатюрные скульптурные изображения, иллюстрирующие пословицы и поговорки. Ныне мелкая пластика, представляющая собой жанровые картинки, популярна в Камеруне, И крупные изделия Бенина и Ифе, и мелкая пластика народов Гвинейского побережья изготовлялись техникой "потерянного воска". Орудия труда (рабочие части мотыг, ножи, наконечники стрел и копий, лезвия топоров) делались методом ковки. Ювелиры делали из меди, железа, бронзы, золота, серебра браслеты, кольца, шпильки для волос. Ныне искусство металлургии утрачено, кузнецы, еще сохранившиеся в глубинке, работают на металлическом ломе.
Тип жилища зависит от хозяйственной деятельности, от этнических предпочтений и от строительного материала. Кочевники пустыни и сахеля сооружают легкие переносные жилища, крытые шкурами, циновками или ковровыми тканями. В районах полупустынь и земледельцы, и оседлые или полуоседлые скотоводы использую при строительстве жилищ глину, камень, кустарники и низкие травы; в районе саванн – дерево; а для покрытия крыш – стебли проса, хлопка и других растений; В лесных районах основными материалами являются пальма ротан, рафия, бамбук, листья банана и фикусовых. Основную работу по постройке дома выполняют мужчины, а завершают ( покрывают листьями или соломой, обмазывают и украшают) женщины. У многих народов на севере Камеруна, в средней части Нигерии, в Мали, Буркина Фасо хижины круглые в плане. У хауса, народов группы акан, йоруба отдельные помещения прилепляются друг к другу, выходами во внутренний двор, и вся усадьба представляет собой замкнутый прямоугольник. Глинобитные жилища часто украшаются росписью (у ашанти) или барельефом (хауса и нупе). В сахельской зоне сложился особый "суданский" стиль, характеризующийся зубцами: таковы городские жилища хауса и старые мечети городов Дженне, Томбукту, Гао.
Некоторые народы Западной Африки в прошлом имели развитые политические образования. сонинке, малинке, сонгаи существовали государства Мали, Гана, Сонгаи, которые объединяли и другие народы этой области. Были свои политические объединения у моси, хауса, фульбе, йоруба, фон и других. Однако и у этих, и у народов, не достигших этой стадии общественного развития, сохранялись большие семьи, кланы и линиджи. Клан – довольно крупная группа родственных семей, сохраняющих память об общем предке, в него входит несколько линиджей – более мелких групп. Родство чаще считается по мужской линии, но у ряда народов Гвинейского побережья сохраняется материнский счет родства. И в том, и в другом случае существуют строгие брачные запреты на союзы между родственниками до пятого седьмого колена. Свадьба – результат договора семей, а то и кланов. Отец или дядя ( в матрилинейных обществах) жениха выплачивает выкуп ( у скотоводов – скотом, у земледельцев и горожан чаще в денежной форме). Распространен "обменный" брак.
В наиболее нетронутом виде долее всего большие неразделенные семьи существовали у народов, не имевших государственности ( у северных народов Ганы, тив в Нигерии, гуро и бегие в Кот д, Ивуар и др.) У других народов большие семьи, господствующие в прошлом, ныне разделены. Так у хауса при сохранении значения большесемейной "ганду" выделяется хозяйство малой семьи – "ийяли". Идет заметный переход к преимущественному значению малой семьи у большинства народов региона.
Значительное число жителей Западной Африки сохраняют традиционные верования. Распространены культ предков, племенные культы, вера в духов природы, фетешизм и т.п. Некоторые народы знали и довольно развитые политеистические религии. До наших дней существует политеизм у акан (Кот д, Ивуар и Гана) с сонмом богов во главе с небесным божеством Ньяме. Наиболее развит пантеон у йоруба. У них выделились великие боги: господин неба Олорун, господин земли Обатала, бог воды Олокун, богиня домашнего очага Олараза, бог железа и войны Огун и т.д. В наши дни вера в них трансформируется и модифицируется: так, Огун стал и покровителем механиков и шоферов. У народов, создавших в доколониальный период государства (мосиб ашанти, йоруба, фон и др.), складывался культ священного правителя, формировалось жречество. До наших дней сохранились тайные союзы: мужской Поро и женский Бунду у народов Либерии, Сьерра-Леоне. Широко распространена вера в магию, обереги, талисманы, колдовство. Местных традиционных культов придерживается большинство населения Либерии (три четверти), Кот д, Ивуар (более двух третей), Буркина Фасо и Ганы ( более трех четвертей), Нигерии и Гвине-Бисау (около половины) и "языческие" по преимуществу народы догон, акан, баланте, йоруба, моси.
Ислам в Западной Африке имеет длительную историю. Будучи привнесенным в IX – X вв. мусульманскими купцами из Северной Африки, с которой у народов Западной Африки существовали давние торговые связи, он довольно быстро распространился по всей сахельской зоне. Во многих доколониальных государствах он стал государственной религией. Ислам здесь не столь ортодоксален, как на Ближнем Востоке и в Северной Африке, он впитал и множество элементов традиционных верований. Мусульмане западной Африки – суниты. Они живут в основном в сахельской зоне и на западе региона. В таких странах, как Сенегал, Гамбия, Гвинея, Мали, Нигер, мусульмане составляют подавляющее большинство населения (в Сенегале около 80%, Нигере - 96%, Гамбии – 80% и т.д.) В Нигерии почти половина жителей ( в основном на севере), в Буркина Фасо и Гане – около 20%. Волоф, фульбе, хауса, тукулер – народы или полностью, или в большинстве своем мусульманские. За долгую историю ислам стал восприниматься как "своя" религия и был знаменем сопротивления европейским колонизаторам XIX века. Мусульманские марабуты пользуются не только всеобщим уважением, но и играют немалую роль в политической жизни стран с преобладающим исламским населением.
В регионе также представлены разные направления христианства: католичество, протестантизм: евангелизм, англиканство. После второй мировой войны активно (особенно католиками) проводится "африканизация" церкви, появились африканцы-архиепископы и даже кардинал. Ни в одной стране Западной Африки христиане не составляют большинства. Наибольшее их число в Бенине (свыше 10 %) и Гане (около 17%). Преобладание католиков или протестантов в христианском населении той или иной страны исторически связано с её колониальным прошлым: бывшие колонии Франции имеют больше католиков, Англии – протестантов.
В начале века и первой его половине в некоторых районах Западной Африки ( на юге Ганы и в южных областях Нигерии) получили распространение афро-христианские секты, синкретически объединившие догматику и культовые ритуалы христианства и местных традиционных религий. Они возникли как своеобразные формы протеста при отсутствии политических партий и сыграли немалую роль в национально-освободительном движении. Ныне они в большинстве своем объединяют по несколько десятков тысяч человек и не играют существенной роли в общественной жизни своих стран.
Народы Западной Африки оставили и памятники культуры. Архитектурная традиция БенинаМаи Сонгаи питает и современных архитекторов, старающихся сохранить "суданский" стиль. Они используют и традиции ашанти и хауса, затейливо украшавших стены.

Вопрос №37 Коренные народы Северной Америки.

К началу XVI в. население Северной Америки состояло из большого числа племён и народностей. По типам хозяйства и историко-этнографической общности они делились на следующие группы: приморские охотники и рыболовы арктической зоны — эскимосы и алеуты; рыболовы и охотники северо-западного побережья; охотники северной полосы нынешней Канады; земледельцы восточной и юго-восточной части Северной Америки; охотники на бизонов — племена прерий; собиратели диких семян, рыболовы и охотники — племена Калифорнии; народы с развитым поливным земледелием юго-запада и юга Северной Америки.

Племена:

Племена арктического побережья.Основным видом производственной деятельности эскимосов была охота на тюленей, моржей, китов, на полярных медведей и песцов, а также рыбная ловля. Оружием служили дротики и гарпуны с подвижными наконечниками из кости. Применялась копьеметалка. Рыбу ловили удочками с костяными крючками. Морж и тюлень доставляли эскимосу почти всё необходимое: мясо и жир шли в пищу, жир употреблялся также для отопления и освещения жилища, кожа служила для покрытия лодки, из неё же делали полог для внутренней части снежной хижины. Мех медведей и песцов, шкуры оленя и мускусного быка шли на изготовление одежды и обуви. Большую часть пищи эскимосы ели в сыром виде, что предохраняло их от цинги. Наименование эскимосы происходит от индейского слова «эскимантьик», что означает «поедающие сырое мясо».

Индейцы северо-западного побережья.ипичными для этой группы были тлинкиты. Главным источником их существования была рыбная ловля; рыба лососевых пород составляла их основное питание. Недостаток в растительной пище возмещался сбором диких ягод и плодов, а также водорослей. Для каждого вида рыбы или морских животных существовали особые гарпуны, дротики, копья, сети. Тлинкиты пользовались костяными и каменными шлифованными орудиями. Из металлов им известна была лишь медь, которую они находили в самородном виде; её ковали холодным способом. Чеканные медные плитки служили средством обмена. Гончарство не было известно. Пищу варили в деревянных сосудах, бросая в воду раскалённые камни. Не занимались земледелием.

Индейцы восточной части Северной Америки.лемена восточной части Северной Америки — ирокезы, мускогские племена и др. — жили оседло, занимались мотыжным земледелием, охотой и собирательством. Они изготовляли орудия из дерева, кости и камня, применяли и самородную медь, которую обрабатывали холодной ковкой. Железо им не было известно. Оружием служили лук со стрелами, дубинки с каменным навершием и томагавк. Алгонкинским словом «томагавк» тогда называлась изогнутая деревянная палица с шарообразным утолщением на боевом конце, иногда с костяным наконечником.

Жилищем прибрежных алгонкинских племён служил вигвам — шалаш из стволов молодых деревьев, кроны которых соединялись вместе. Образованный таким путём куполообразный остов покрывался кусками древесной коры. Большую роль играла охота на оленя, лося, бобра, выдру, куницу и других лесных зверей. Особенно много добычи получали от загонной охоты. Весной и летом ловили рыбу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.