Сделай Сам Свою Работу на 5

Прочитайте. Найдите фигуры речи и определите их тип.





Тема 3. «Словообразование»

Стилистические возможности словообразования

Тропы и фигуры – образные средства художественной речи.

1.Троп это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный с каким-то смысловыми отношениями с первым. Одно воспринимается через другое, более известное. Троп, таким образом, представляет собой определённую форму поэтического мышления; он обогащает мысль новым содержанием.

2.Фигура - форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше познание. Ёе главное назначение – усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным. Особая группировка слов, их определённое расположение способны во много раз увеличивать эмоциональное воздействие текста.

 

1.Тропы (от греч. tropos – поворот , оборот речи)- употребление слова не в прямом , а в переносном значении, предающее яркость и выразительность нашей речи.

Тропы начали изучать в глубокой древности. Основные их типы были выделены уже в античных риториках. Это метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, эпитет.



-Метафора(от греч. metaphora – перенос) – переосмысление значения слова на основе сходства явлений или их признаков. Ср.: медведь (название животного) – медведь (неуклюжий человек). Метафора близка сравнению, но в отличие от него более лаконична. Не случайно её часто называют сокращённым сравнением; ср.: волосы, как копна- копна волос.

Разновидностью метафоры является олицетворение - стилистический приём, с помощью которого неодушевлённые предметы, явления природы, отвлечённые понятия предстают в образе человека или другого живого существа, например: Улыбнулась солнцу сонная земля.

-Метонимия(от греч. metonymia- переименование)- переосмыслении значения слова на основе смежности понятий, их связи, например: А Петербург неугомонный уж барабаном пробуждён. В основе тропа- связь между местом и людьми, которые в нём находятся; Не то на серебре - на золоте едал -связь между предметом иматериалом, из которого он изготовлен.

- Синекдоха(от греч. synecdoche – соподразумевание)- троп, в основе которого замена названия целого названием какой-либо его части или наоборот. Это переосмысление значения слова по количественному признаку, например; И слышно было до рассвета, как ликовал француз.



Особое место среди тропов занимает эпитет.

- Эпитет(от греч. epitheton – приложенное, прибавленное)-троп, выступающий в предложении в роли определения или обстоятельства образа действия. Это образное определение, придающее речи выразительность: Тихие долины полны свежей мглой.

Гипербола(от греч. hyperbole- преувеличение) - это образное словоупотребление, преувеличивающее какое-либо явление, признак или действие с целью усиления впечатления, например: Хлестаков. …На столе… арбуз- в семьсот рублей арбуз…И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров.

2. Фигуры(figura– образ, вид)- формы речи, усиливающие её воздействие благодаря определённым лексическим средствам и синтаксическим построениям. К фигурам относятся антитеза, оксюморон, градация, параллелизм, инверсия, многосоюзие и бессоюзие и др.

- Антитеза(от греч. antithesis- противопоставление, противоположение)- стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их признаков. Противоположность подчёркивается союзами, интонацией и выражается обычно антонимами, например:

Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт…(П.)

Оксюморон(от греч. oxymoron- остроумно-глубокое)- соединение противоположных по смыслу слов, например:

Встаёт с одра

Мазепа, сей страдалец хилый,

Сей труп живой,ещё вчера



Градация (от лат. gradationпостепенное возвышение)- расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально- смысловой значимости, например: При одном предположении подобного случая вы должны были… испустить ручьи… реки, озёра, океаны слёз!(Дост.)

Параллелизм (от греч. parallelos – идущий рядом) – фигура. Которая представляет собой однородное синтаксическое построение соседних предложений или их частей, например:

Там– солнца луч и в зной оливы сень,

А здесь– и гром, и молния, и слёзы. (А. Фет)

Параллелизм – одна из наиболее характерных черт поэтической речи. Сходство в построении предложений подчёркивает связь образов. Разновидностями параллелизма являются анафора эпифора.

Анафора (от греч. anaphora – вынесение вверх, повторение), или единоначатие, - повторение начальных частей (слов, словосочетаний, частей предложения) в тексте или его фрагменте, например:

Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,

Клянусь позором преступленья

И верной правды торжеством… (Л.)

Эпифора (от греч. epiphora – концовка) – фигура, обратная анафоре. Это выразительное повторение слов или словосочетаний в конце предложений и абзацев текста. Ср.: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник.Почему именно титулярный советник?(Г.)

Инверсия( от лат. inversio - перестановка – расположение отдельных слов или частей предложения в ином порядке, чем установлено общими синтаксическими правилами. Необычность синтаксического построения выделяет тот или иной член предложения , усиливает образность слов, усиливает воздействие речи, ср.: Кто сомневается в праве и долге нашем думать об устроении будущей России? … Время придёт – и будет Россия новая. (Шм.)

Бессоюзии и многосоюзиефигуры речи, основанные на намеренном пропуске или , напротив, повторении союзов. В первом случае речь становится лаконичной и динамичной , например :

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный , клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.(П.)

Что же сближает и различает тропы и фигуры? И то и другое – намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе внимание, замедлить чтение, задуматься, глубже понять смысл. И тропы, и фигуры – образные средства художественной речи. Но между ними есть и различия.

Троп – это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный с каким-то смысловыми отношениями с первым. Одно воспринимается через другое, более известное. Троп, таким образом, представляет собой определённую форму поэтического мышления; он обогащает мысль новым содержанием.

Фигура, напротив, форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше познание. Ёе главное назначение – усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным. Особая группировка слов, их определённое расположение способны во много раз увеличивать эмоциональное воздействи

 

Рабочая тетрадь по дисциплине

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

студента ________ группы ______________________________

Тема 3. «Словообразование»

Практические задания по теме « Словообразование»

Задание 1

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы . Найдите тропы, укажите их тип.

1)Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый ок..ан.___________ ____________________________2) Шум увеличивается; по всем лестницам разд..ётся беготня. Бегут армяки, полушубки, чепцы, немецкие долгополые кафтаны купцов, треугольные шляпы и… шинели всех родов… (Г.) _______________________________________________________

3) Там, где кончалась тропинка, далеко (в)низу у песча..ого побережья лениво пенились и нежно мурлыкали (н..)высокие волны. _______________________________________________ (Ч.)______________________________________________________________________________

4) Поднялся (в)друг весь псарний двор… (В)минуту псарня стала адом. (Кр.) ____________________________________________5) Скрипка издёргалась, упрашивая, и вдруг разр..велась так (по)детски. (Маяк.__________________________________________________

6) И..олит Матвеевич провёл щёткой по коротко остриже..ым а..юминевым волосам ________ __________________________7) Раздалось мета..ическое кряканье и клёкот мотора. (И. и П.)

______________________________________________ 8) В лампах как(будто) пр..бавили свету, и (в)друг… заплясали оба зала, а за ними заплясала и в..ранда.__________________________

9) Первый лёд. Это в первый раз. Первый лёд телефо..ых фраз. (Возн.) ____________________ ______________________10) (Чёрно)глазых белых берёз жёлт и зелен речной откос. (Сок.) _____________________________________________________________________________

 

Задание 2.

Прочитайте. Найдите фигуры речи и определите их тип.

1. Я памятник себе воздвиг нерукотворный. (П.) _____________________________________

2. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (П.) ___

________________________________________________________________________________

3. Это утро, радость эта, Этот пух – не лист

Эта мощь и дня и света, Эти горы, эти долы,

Этот синий свод, Эти мошки, эти пчёлы,

Этот крик и вереницы, Этот зык и свист

Эти стаи, эти птицы, Эти зори без затменья,

Этот говор вод, Этот вздох ночной селенья,

Эти ивы и берёзы, Эта ночь без сна…

Эти капли – эти слёзы, Это всё – весна. (А. Фет)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Тишина стоит из века в век – синяя, громовая, густая. (Ю.Кузнецов) ____________________

______________________________________________________________________________ 5) Не отведав горького, не узнаешь сладкого. (Посл.) __________________________________

_______________________________________________________________________________

6) «Я и сам когда-то пел не уставая: где ты, моя липа, вековая?» И в самом деле, где ты, наша липа, липа вековая? (Аст.) _________________________________________________________

7) Забывается быстро плохое, а хорошее долго живёт. (К. Ваншенкин)_____________________ 8) Горячий снег. (Ю. Бондарёв__________________________________________________

 

Задание 3.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.