Организация производственной (преддипломной) практики
Образовательный консорциум Среднерусский университет
Автономная некоммерческая организация
Высшего профессионального образования
«Московский областной гуманитарный институт»
Утверждаю
Проректор по учебной работе
_________________Н.В. Автионова
«___»_______________ 2014 г.
В.А. Конышев
Методические указания по организации и проведению учебной и производственной практики для студентов заочной формы обучения по направлению 38.03.02 (080200. 62) «Менеджмент», профиль «Производственный менеджмент»
Подольск 2014
Разработано для оказания методической помощи студентам специальности «Менеджмент» в подготовке к учебной и производственной практики, приведены правила оформления текста, иллюстраций, таблиц, ссылок на источники и литературу, расположение и примеры оформления приложений. Материал сформирован на основе выборок из различных государственных стандартов.
Пособие предназначено для студентов, руководителей практик.
Оглавление
Введение
1.Цели и задачи учебной и производственной практики 4
2.Содержание учебной практики 6
3.Организация производственной практики 10
4.Оформление результатов и подведение итогов учебной и производствен-
ной практики 18
5.Приложения 20
Введение
Квалификация (степень) бакалавра – это академическая степень, отражающая образовательный уровень, выпускника, свидетельствующая о наличии фундаментальной подготовки по соответствующему направлению, освоении начал специализации и выработке навыков выполнения исследовательских работ.
В указаниях сформулированы основные требования к прохождению учебной и производственной практики, бакалавра, определены цель, задачи.
Цели и задачи учебной и производственной практики
Учебная и производственная практики являются составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных бакалавров менеджмента. Во время практик происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по присвоению квалификации и избранному направлению подготовки, а также сбор необходимого материала для выполнения курсовой и выпускной квалификационной работ.
Целями практики является:
1) углубление и закрепление теоретических знаний и практических умений и навыков, полученных при изучении основных курсов по выбору: «Основы менеджмента», «Экономическая теория», «Теория организации», «Производственный менеджмент», (учебная практика) и «Исследование систем управления», «Разработка управленческих решений», «Антикризисное управление», «Логистика», «Маркетинг», «Управление персоналом», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Управление качеством» (производственная практика);
2) подготовка студента к выполнению в условиях реального производственного и управленческого процессов ключевых видов профессиональной деятельности менеджера (управленческой, организационной, экономической, маркетинговой, информационно-аналитической, проектно-исследовательской);
3) развитие и накопление практических умений и навыков по анализу и совершенствованию систем управления в организации;
4) формирование базовых и ключевых компетенций менеджера в сфере организационного управления.
Задачи практики:
- развитие способностей студента к самостоятельной деятельности в сфере управления: организаторских, аналитических, коммуникативных, исследовательских, самоорганизации и самоконтроля;
- изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач управления в организации по месту прохождения практики;
- разработка предложений по совершенствованию направлений деятельности менеджера низшего и среднего уровней управления в организации;
- формирование и развитие у студентов профессионально значимых качеств, устойчивого интереса к профессиональной управленческой деятельности, потребности к самообразованию;
- сбор необходимых материалов и документов для выполнения курсовой и выпускной квалификационной работы в соответствии с выбранной темой.
В результате прохождения практики студенты формируют следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
ОК-8 способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность;
ОК-13 способн6ость анализировать социально значимые проблемы и процессы;
ОК-19 способность осуществлять деловое общений: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации;
ПК-8 способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;
ПК-47 способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений;
ПК-49 способность разрабатывать бизнес-план создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов.
В результате прохождения практики студент должен
Знать
- основные этапы развития менеджмента как науки и профессии;
- принципы развития и закономерности функционирования организации;
Уметь
- ставить цели и формулировать задачи, связанные с с реализацией профессиональных функций;
- ставить и решать задачи операционного маркетинга;
- калькулировать и анализировать себестоимость продукции и принимать обоснованные решения на основе данных управленческого учёта;
Владеть
- методами реализации основных управленческих функций (принятия решений, организация, мотивирование и контроль);
- методами управления операциями.
Содержание учебной практики
В ходе прохождения учебной практики студент должен ознакомиться с базой практики, изучить подсистемы управления в организации, особенностями управления организацией с учётом её отраслевой принадлежности, специфики и масштабов деятельности организации, а также собрать материалы, необходимы для подготовки отчёта по практике и контрольных или курсовых работ.
В ходе прохождения учебной практики студент должен выполнить следующие задания:
1) Дать общую характеристику конкретной организации (или одного из подразделений крупной организации).
2) Определить структуру и особенности ключевых подсистем управления в организации (или её подразделения):
Информационная подсистема – совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети организации соответствующей информацией для коммуникаций в управлении организацией.
Экономическая подсистема – обеспечивает совокупность экономических процессов, происходящих в организации: движение капитала, денежных средств; соотношение затрат и доходов, другие экономические показатели.
Производственно-техническая подсистема – материальные средства, комплекс машин, оборудования, сырья, материалов, инструментов, энергии. Призвана обеспечить переработку ресурсов в готовый продукт или услугу, предлагаемые организацией внешней среде.
Маркетинговая подсистема – обеспечение потребностей клиентов в продуктах и услугах организации путём изучения рынка, создание системы сбыта, организации активного воздействия на рынок и существующий спрос для удовлетворения рыночной доли и повышения рентабельности продаж.
Социальная подсистема – совокупность людей, работающих в организации со сложным комплексом отношений между ними. Основу подсистемы составляет работа с персоналом: подбор, обучение, мотивация, развитие и обеспечение профессионального роста.
3) Выделить факторы внешней среды организации или её подразделений и дать им характеристику.
Программа практики включает в себя обязательное выполнение каждым студентом заданий по плану-графику для данного вида практики, таблица 1.
Таблица 1 – Учебно-тематический план учебной практики
№ этапа
| Содержание этапов прохождения учебной практики
| Сроки
|
| Согласование программы практики. Знакомство с организацией, изучение и анализ документов, характеризующих систему управления организацией.
|
|
| Ознакомление с видами деятельности и общей структурой управления организации. изучение содержания работы менеджера по общим функциям управления.
|
|
| Знакомство и описание производственно-технической подсистемы
|
|
| Изучение особенностей социальной подсистемы
|
|
| Знакомство и описание экономической подсистемы управления
|
|
| Изучение информационной подсистемы управления
|
|
| Знакомство с маркетинговой подсистемой управления. Изучение и описание основных элементов внешней среды организации
|
|
| Оформление, сдача и защита отчёта по учебной практики
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель практики от вуза, учитывая особенности организации - базы практики, может внести уточнения в содержание заданий.
1.Знакомство с организацией, изучение документов, характеризующих систему управления организацией.Знакомство с организацией начинается с экскурсии по основным производствам и её подразделениям. Данный раздел практики предполагает изучение:
- общих сведений об организации (название, цель создания, организационно-правовая форма, краткая историческая справка, миссия данной организации, стратегия её развития);
- основных документов, регламентирующих деятельность организации;
- характера организационной собственности: частная, государственная, смешанная);
- принадлежности организации по капиталу и контролю: национальная, иностранная, смешанная;
- организационно-правовой формы (ООО, ОДО, ОАО, ЗАО и т. п.);
- характеристики организации с точки зрения масштабов производства, уровня специализации, комбинирования, кооперирования;
- эффективности деятельности организации.
2. Ознакомление с видами деятельности и общей структурой управления организации. Изучение содержания работы менеджера по общим функциям управления.Данный раздел практики предполагает изучение студентом:
- основных функций управления, выполняемых специалистом, на рабочем месте которого организовано прохождение практики;
- видов деятельности и объёмов производства продукции (работ, услуг);
- производственной структуры (подразделения организации, функциональные взаимосвязи подразделений);
- организации управления (схема организационной структуры управления, функциональные взаимосвязи подразделений и служб):
-- технико-экономических показателей деятельности за 1-2 года (объём реализации продукции (работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражении, себестоимость);
- ассортимент выпускаемой продукции или услуг, их назначение и основные потребители;
- финансового положения (прибыль, рентабельность);
- взаимоотношений с другими организациями (поставщики, кредитно-банковские учреждения, страховые организации, благотворительные организации и др.);
- внешнеэкономической деятельности.
Необходимо описать структуру управления организацией. Выяснить назначение и содержание блоков общего линейного и функционального руководства. Представить перечень должностей, выполняющих функциональные обязанности по каждому блоку. Для этого необходимо ознакомиться со штатным расписанием организации и:
1) представить организационную структуру в виде схемы, определить число уровней управления, количество структурных подразделений, сформулировать основную цель работы каждого из них, таблица 2.
Таблица 2 – Характеристика структурных подразделений
Наименование подразделения
| Цель
| Решаемые задачи
| Функции
| Количество сотрудников
|
|
|
|
|
|
2) определить тип структуры управления (линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, штабная, дивизиональная и т. п.), указать их достоинства и недостатки
Проанализировать виды и содержание деятельности, функции, выполняемые менеджером в организации, таблица 3.
Таблица 3 – Деятельность менеджера организации
Наименование должности и принадлежность к подразделению организации
| Содержание деятельности и функций
| Перечень видов деятельности выполняемых менеджером
|
| Перечень функций менеджера
| Планирование
|
| Организация
|
| Мотивация
|
| Контроль
|
|
Проанализировать эффективность распределения рабочего времени менеджера на основе проведения фотографии рабочего времени (ФРВ)- оценить эффективность использования рабочего времени специалиста, таблица 4.
Таблица 4 – ФРВ деятельности менеджера (наблюдательный лист)
Подразделение_______________
Должность___________________
Дата «____»________20____г.
№ п.п.
| Содержание наблюдения
| Текущее время
| Продолжительность работы
|
2.
| Начало наблюдения
Подготовка рабочего времени
| 8-00
8-15
|
15 мин.
|
| ….
|
|
|
Сводка затрат времени
№ п.п.
| Наименование элемента
| Количество повторений
| Удельный вес времени на выполнение работ
| 1.
2.
|
|
|
|
|
|
| 100%
|
При анализе ФРВ:
1) выделить удельный вес времени на выполнение менеджером (специалистом) творческих и нетворческих операций;
2) оценить рациональность использования рабочего времени;
3) выделить факторы нерационального использования рабочего времени;
4) указать причины, усугубляющие перегруженность менеджера;
5) оценить график работы специалиста (менеджера) с точки зрения гибкости: гибкий цикл, скользящий график, переменный рабочий день, очень гибкий график, гибкое размещение.
Дополнительно в приложении к этому разделу рекомендуется предоставить копии должностной инструкции менеджера (специалиста) организации.
3. Знакомство и описание производственно-технической подсистемы (организации основного производственного процесса). После знакомства с основным, вспомогательным и обслуживающим производством организации и её структурными подразделениями:
- дать характеристику производственного процесса;
- описать особенности его организации (массовое или крупносерийное; непрерывное производство); определить форму организации технологического процесса (единичное, мелкосерийное или индивидуальное);
- представить структуру производственного цикла в виде схемы;
- назвать используемое оборудование, режим его работы;
- перечислить задействованное оборудование, режимы его работы;
- обозначить необходимость и перспективы совершенствования технологического и производственного процессов (по мнению специалистов организации);
- указать основные и вспомогательные, обслуживающие процессы; описать организацию одного из обеспечивающих или обслуживающих производств (организацию ремонтного хозяйства, транспортного и складского хозяйства и др.).
4. Изучение особенностей социальной подсистемы.Познакомиться с работой службы управления персоналом и его отделами. Обратить внимание на кадровую документацию и отчётность. На основе полученных материалов:
- перечислить функции службы управления персоналом;
- перечислить используемые в организации кадровые технологии;
- перечислить социальные программы в организации, выделив их направленность, категорию работников, планируемую эффективность:
- описать используемые в организации методы управления и подтвердить их практическим примером.
5.Знакомство и описание экономической подсистемы управления.После знакомства с программой данного раздела необходимо:
- указать, какие службы занимаются финансовыми и планово-экономическими вопросами;
- представить структуру финансовых ресурсов фирмы (прибыль, амортизационные отчисления, средства от продажи ценных бумаг, кредит и займы и т. д.), обозначить удельный вес каждой составляющей.
6.Изучение информационной подсистемы управления. После знакомства с работой специалистов, организацией их работы на примере менеджера-специалиста конкретного подразделения необходимо рассмотреть и описать:
- техническое оснащение рабочего места менеджера (наличие ПК, АРМ, локальной сети, электронной почты, Интернет, баз данных, сканеров, ксероксов, факсов, телефонов и т. д.), по возможности отобразить графически;
- вид технологии (бумажная или электронная), преобладающей работе менеджеров;
- информационные каналы менеджера;
- программное обеспечение деятельности менеджера и основные пакеты прикладных программ, используемых в работе специалистов разных подразделений (бухгалтерия, маркетинг, кадры и т. д.);
- организацию системы информационной безопасности (как организован доступ менеджера к содержанию конфиденциальной информации и информационной системе).
7. Знакомство с маркетинговой подсистемой управления. Изучение и описание основных элементов внешней среды организации.Данный раздел практики предполагает:
- описание подхода, который используется организацией при взаимодействии с рынком (производственный или классический);
- описание положения организации на рынке (характеристика внешней среды).
Внешняя среда организации представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны менеджеров организации и могут оказать влияние на её развитие и выбор стратегии . Совокупность всех факторов внешней среды представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 Совокупность факторов внешней среды
На основе наблюдения, личного непосредственного контакта с руководителями и сотрудниками организации необходимо выделить основные элементы внешней среды организации: макросреда (политические, экономические, социокультурные, технологические) и микросреды (клиенты, потребители продукта, поставщики, конкуренты, общественные группы);
- особенности стратегий организации на отечественном или на внешнем рынке;
- характеристику ключевых факторов успеха (КФУ) – это общие для всех организаций отрасли переменные, реализация которых даёт возможность улучшить конкурентные позиции организации в отрасли. Они зависят от экономической и технической характеристики отрасли, используемых в отрасли как механизмов конкурентной борьбы, например, пищевая отрасль – имидж производителя, качество продукции, простота технологии, эффект масштаба, сбытовая сеть, ориентация на физиологические потребности; нефтегазовая – местоположение источников сырья, коммуникации и инфраструктура; фармацевтическая – исследовательская база, инновации, сбытовая сеть и др., таблица 5.
Таблица 5 – Ключевые факторы успеха отрасли, в которой находится организация
Отрасль
| Ключевые факторы успеха
|
|
|
8. Оформление, сдача и защита отчёта по учебной практике.По материалам практики делается заключение, содержащее выводы по каждому разделу практики.
Организация производственной (преддипломной) практики
Производственная практика является подготовительной стадией к выполнению выпускной квалификационной работы.
Задача производственной практики – обобщение материалов, накопленных студентом ранее. Как правило, исходные данные по теме выпускной квалификационной работы студенты начинают собирать во время прохождения ранее проходивших практик и завершают во время производственной практики.
Местом прохождения практики могут быть предприятия любой формы собственности, научно-исследовательские организации, финансовые структуры, фирмы, учреждения. Организационное и методическое руководство производственной практикой студентов и контроль за её проведением осуществляет выпускающая кафедра. Направление на практику с указанием места её прохождения оформляется договором за подписью ректора. Задание на практику и примерный план работы оформляется научным руководителем выполнения выпускной квалификационной работы (см. Приложение 1).
Наиболее общими задачами студентов при прохождении производственной практики являются:
- изучение структуры предприятия, организации и технологии производства, основных функций производственных, экономических и управленческих;
- изучение и анализ планирования производства и сбыта продукции;
- анализ научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технической подготовки производства;
- изучение материально-технического и кадрового обеспечения производства;
- оценка номенклатуры и качества выпускаемой продукции;
- изучение механизма формирования затрат, их эффективности и ценообразования;
- определение финансовых результатов деятельности предприятия;
- оценка социальной эффективности производственной и управленческой деятельности;
- анализ информационного обеспечения управления предприятием;
- выработка вариантов, оценка и принятие управленческих решений по совершенствованию управления производством и персоналом;
- анализ организации выполнения управленческих решений и контроля за их исполнением;
- анализ управления с позиций эффективности производства.
Студент в период прохождения производственной практики должен собрать статистический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия, ознакомиться с информацией по теме ВКР, собрать и подготовить графический материал.
Студенту рекомендуется ознакомиться с литературой, в которой освещается не только отечественный, но и зарубежный опыт деятельности фирмы, организаций и предприятий.
Необходимо изучить инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, действующие в настоящее время и регламентирующие работу фирм, организаций и предприятий.
На заключительном этапе производственной практики студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достаточность и достоверность для разработки ВКР, оформить отчёт о практике.
Организация и учебно-методическое руководство производственной практикой студентов осуществляется выпускающей кафедрой
Научный руководитель ВКР назначается приказом ректора по представлению заведующего выпускной кафедры и является основным консультантом выпускника, назначаемым на весь период прохождения практики и написания ВКР.
Руководитель практики от вуза должен:
- в соответствии с программой практики утвердить индивидуальный план работы каждого студента;
- консультировать студентов по вопросам практики и составления отчётов о проделанной работе;
- проверять качество работы студентов и контролировать выполнение ими индивидуальных планов;
- помогать в подборе и систематизации материала для разработки ВКР;
- по окончании практики оценить работу практиканта и завизировать составленный им отчёт.
Непосредственное руководство работой студентов осуществляет руководитель практики от предприятия. Он обеспечивает условия для выполнения студентами программы и индивидуального задания, консультирует по вопросам менеджмента, ведения дневника, составления отчёта. По окончании практики он проверяет дневник и отчёт о практике и оценивает работу студента.
Отчёт о производственной практике составляется по основным разделам программы с учётом индивидуального задания и должен содержать 30 страниц компьютерного текста (без приложений).
Студент, не выполнивший программу производственной практики и получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчёта, направляется на практику повторно или отчисляется из вуза.
Примерный тематический план производственной практики может состоять из следующих разделов:
1) общая характеристика предприятия;
2) организационная структура управления предприятием;
3) управление производством;
4) управление персоналом;
5) информационная система управления предприятием;
6) экономические службы и финансовое состояние предприятия;
7) управление маркетингом.
По усмотрению руководителя практики от вуза вместо некоторых разделов тематического плана студенту может быть предложено более глубокое изучение тех разделов, которые связаны с выбранной темой ВКР.
Краткое описание разделов примерного тематического плана производственной практики.
1.Общая характеристика предприятия.Студент должен получить информацию и уточнить:
- цели и задачи предприятия;
- масштаб деятельности предприятия;
- миссию и имидж предприятия;
- характер производственной кооперации, систему снабжения и сбыта;
- географическое положение, климатические и природные условия предприятия;
- степень механизации и автоматизации производства и процессов управления;
- уровень специализации, кооперирования и концентрации производства;
- организационную структуру производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер отношений между ними);
- производственную структуру предприятия (технологический аспект);
- стратегию и тактику управления предприятием;
- уровень организационной культуры.
2.Организационная структура управления предприятием.Студент должен изучить:
- организационную структуру управления деятельностью предприятия с учётом его организационно-правовой формы;
- характер организационных отношений между структурными подразделениями;
- компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения;
- методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне;
- структуру и функции аппарата управления предприятия;
- регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями;
- эффективность и экономичность структуры управления, механизм её совершенствования.
Отчёт по этому разделу студент должен дополнить схемами организационных структур управления на предприятии, его структурных подразделений (отдела, цеха и т. д.), на базе которых выполняется ВКР. Студент должен обосновать мероприятия по совершенствованию организационной структуры базового предприятия.
3. Управление производством.Данный раздел предполагает изучение:
- производственной функции предприятия;
- структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля;
- оперативного планирования выпуска продукции;
- нормирование труда и управления запасами;
- календарного планирования и диспетчеризации производства;
- мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора;
- управление производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена;
Студенту необходимо:
- ознакомиться с организацией учёта, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо производственному подразделению;
- изучит процесс планирования объёмов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии;
- проанализировать методы и приёмы, используемые при обосновании производственных программ, с учётом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, её эффективность, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих решений;
- проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, её эффективность;
- ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планированием товародвижения, выбором и оценки каналов сбыта, формами организации торговли);
- дать комплексную оценку организации управления производственно-сбытовой деятельности предприятия;
- изучить систему управления маркетингом (на предприятиях с маркетинговыми службами) и дать ей оценку.
4. Управление персоналом.Необходимо изучить кадровый потенциал предприятия и его формирование, в том числе:
- профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);
- планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала);
- процесс подбора кадров руководителей и специалистов;
- система материального и морального стимулирования;
- функции управленческого персонала;
- требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки;
- систему работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.);
- методы повышения эффективности управленческого труда.
5. Информационная система управления.Студент должен изучить:
- массив информации;
- коммуникационный процесс;
- коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.);
- характеристику общей схемы информационных потоков в организации;
- информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);
- средства передачи и преобразования информации;
- документооборот на предприятии и его характеристика;
- организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия;
- пути устранения недостатков коммуникационного процесса;
- совершенствование коммуникаций в организации.
6. Экономические службы и финансовый менеджмент.Студент должен:
- изучить структуру и содержание деятельности экономических служб;
- ознакомиться с системой цен на выпускаемую продукцию и методикой их формирования;
- приобрести навыки составления финансового плана, баланса доходов и расходов предприятия;
- на основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать показатели финансового состояния предприятия;
- изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности;
- осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы;
- дать оценку инвестиционной и инновационной деятельности предприятия;
- внести предложения по выработке соответствующих управленческих решений в области ценообразования и финансов, по их реализации и контролю за выполнением принятых решений.
7. Управление маркетингом.Студент должен отразить в отчёте:
- задачи службы маркетинга;
- систему организации службы маркетинга;
- задачи и механизм действия подсистемы маркетинговых исследование рынка и возможностей фирмы;
- анализ маркетинговой среды фирмы;
- структуру и функции маркетинговой информационной системы (МИС);
- планирование продукции и товарную политику;
- управление качеством товара;
- стадии жизненного цикла товара и функции маркетинговых служб;
- инновационную политику;
- ассортиментную политику предприятия и направления ассортиментной стратегии;
- роль посредника в товародвижении;
- условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта;
- требования к торговым посредникам;
- планирование продвижения товара на рынке;
- коммуникационную политику фирмы;
- основные методы реализации изделий (услуг);
- стратегию и тактику фирмы в области рекламы и её эффективность;
- инструменты стимулирования сбыта;
- ценовую политику и конкуренцию;
- факторы, определяющие решение по ценам;
- ценовую рекламу;
- ценовые гарантии и особые соглашения;
- определение цен на новые изделия и их поведение на рынке;
- систему оценки эффективности деятельности маркетинговых служб предприятия;
- предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
Сбор данных позволит произвести расчёты следующих показателей.
1. При анализе использования трудовых ресурсов:
1.2 Динамика численного состава работников:
- индекс стабильности персонала:
Ис = Чпост. : Чобщ.,
где Чпост. -постоянный состав работников, чел.;
Чобщ. -общая численность работников, чел.
- коэффициент динамики числа занятых, %:
Кд =[(Чп – Чув) : ∆Ч] × 100,
где Чп - количество поступивших работников, чел.;
Чув – количество уволившихся работников, чел.;
∆Ч – начальное сальдо,
- коэффициент динамики численного состава:
Кдчс = ∆Ч : Чср,
где ∆Ч – колебания среднесписочного состава;
Чср – среднесписочный состав.
- движение рабочей силы:
Кпр = Чприн. : Чср,
где Чприн. – количество принятого на работу персонала, чел.
- коэффициент оборота по выбытию:
Кв = Чув : Чср,
где Чув – количество уволившихся работников, чел.
- коэффициент текучести кадров:
Кт = Чувсж : Чср,
где Чувсж – количество уволившихся по собственному желанию и по желанию администрации, чел.
- коэффициент постоянства персонала предприятия:
Кпс = Чг : Чср,
где Чг – количество работников, проработавших весь год, чел.
1.2 Производительность труда.
- показатель выполнения установленных норм, %:
Вн = (tн : tф) × 100,
где tн – нормативное время на выполнение работы, час.:
tф - фактически затраченное время на выполнение работы, час.
1.3Трудоёмкость.
- трудоёмкость продукции в условно-натуральном измерении:
ТЕф= ФРВ : Кпрод,
где ФРВ – затраченный фонд рабочего времени, час.;
Кпрод - количество изготовленной продукции.
- трудоёмкость продукции в стоимостном выражении:
ТЕс= ФРВ : Спрод,
где Спрод – стоимость изготовленной продукции.
1.4 Интенсивность труда.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|