Сделай Сам Свою Работу на 5

Игра: «Гармоничный танец»





Тренинг

Для родителей

«Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие ребенка »

с методам фототерапии

Конспект тренинга для родителей детей дошкольного возраста

на тему: «Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие ребенка»с методом фототерапии.

Цели:

1. Диагностика внутрисемейных отношений.

2. Ознакомление родителей со стилями семейного воспитания.

3.Способствовать приобретению родителями практических навыков и знаний эффективного взаимодействия с детьми.

4. Улучшение психоэмоционального состояния.

Методы:

1. Проективная методика.

2. Лекция.

3. Беседа.

4. Видео презентация.

5. Игра.

6. Фототерапия.

7. Музыкотерапия.

Структура тренинга:

1. Знакомство с участниками.

2. Диагностика.

3. Основная часть:

· Решение проблемных ситуаций;

· Игра «Фотограф»;

· Игра «Гармоничный танец»

4. Рефлексия.

Материалы к тренингу: ассоциативные фотографии «Семьи в разных жизненных ситуациях»; листы А-4, фотографии, фломастеры, журналы, газеты, открытки, буклеты, клей, брошюры «Помогу своему ребенку», музыкальное сопровождение.



Ход тренинга:

1. Знакомство с участниками:

В начале тренинга педагог-психолог знакомится с родителями, рассказывает о своих функциях и задачах, дает представление о том, какую помощь он может оказать, устанавливает партнерские отношения с участниками тренинга и создаёт в группе атмосферу психологического комфорта.

" Знакомство" (упражнение)

Участники садятся в круг так, чтобы хорошо видеть друг друга. Условия: каждый участник придумывает своей семье прилагательное-положительное качество, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Ведущий начинает: "Меня зовут Ирина, а семья у меня интересная". Второй участник продолжает: "Меня зовут Лена, а семья у нас любознательная", так продолжается до последнего участника.

2. Диагностика:

Психолог : Любовь к ребенку — эмоциональная близость и взаимопонимание — не является врожденной способностью матери и отца и не возникает по мановению волшебной палочки с рождением ребенка. Способность его любить формируется в практике родительства, в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, принося матери и отцу ощущения счастья, полноты самореализации и самозавершенности. Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. В этих условиях взаимоотношения во многом предопределены такими факторами, как семейные ценности и стили воспитания. Стили семейного воспитания, выбранные родителями сегодня и их влияние на эмоциональное благополучие ребенка и естьтема нашего сегодняшней встречи.



1. В качестве методики для диагностики внутрисемейных отношений были выбраны ассоциативные фотографии «Семьи в разных жизненных ситуациях». Метод фототерапии – это широкая область, которая нашла свое применение и в психологии, это направление применяется для лечения депрессий, страхов, выявления семейных отношений, проблем. Ведь каждый согласится с тем, что фотография в жизни человека имеет большое значение и поэтому является ресурсной. С помощью фотографии можно помочь открыться родителям. Родителям показывается подготовленная презентация в формате Office PowerPoint. Содержание презентации: чередующиеся слайды с фотографиями семей в различных жизненных ситуациях(в радости, в печали, в гневе, на праздниках, на природе и т.д.)

Предлагая родителям по очереди просмотреть подборку из нескольких фотографий, задается вопрос: « Расскажите какой кадр более подходит для вашей семьи в данный момент». Ответы кратко фиксируются психологом. Затем по втором кругу просмотра фотографий, предлагается ответить на вопрос: «Расскажите какой кадр более подходит для вашей семьи в будущем?». И третий просмотр фотографий помогает ответить на вопрос: «Что Вам необходимо сделать от перехода от настоящего к будущему?». Психолог использует на тренинге фотографии для того чтобы:
- улучшить отношения, между обратившимися за помощью;
- снизить страхи и тревоги людей;
- дать шанс переосмыслить и осознать жизненные события людям;
- люди могли заметить свою духовную и уникальную красоту;
- сделать людей уверенными в себе и своих силах.



После высказываний родителей – дискуссия. (Обсуждение услышанного друг от друга).

3. Основная часть:

Психолог предлагает ознакомиться с научной базой стилей воспитания, положительных и отрицательных сторон каждого из этих стилей.

Психолог: Подобно тому, как неповторима личность каждого человека, индивидуальны отношения между супругами, столь же сложны отношения родителей к своему ребенку, неоднозначны стили семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка. Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях позволили психологам составить описание различных типов воспитания.

Выделяют два стиля родительского воспитания — демократический и контролирующий.

Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующийпредполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.

На основе своих наблюдений психолог Баурминд выделяет три типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности родителей.

Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети.

Авторитетные родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.

Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязывать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они обычно энергичны и уверенны в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.

Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети.

Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле и авторитету. Не случайно эти родители в своей практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не дают себе труда хоть как-то обосновать свои требования. Жесткий контроль над поведением своего ребенка- основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко — физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия — запугивание, угрозы.

Такие родители исключают душевную близость с ребенком, они скупы на похвалы, поэтому между ними и ребенком редко возникает чувство привязанности.

Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого — несчастны.

Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети.

Как правило, снисходительные родители не склоны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто не управляемым. Как в таких случаях поступают снисходительные родители? Обычно они приходят в отчаяние и реагируют очень остро — грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применить физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.

Психолог: Детские психиатры утверждают, что семейная атмосфера, насыщенная психическим напряжением взрослых и детей, эмоционально неуравновешенная, формирует детей неуживчивых, истериков или запуганных, мрачных людей.

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношение между её членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их ссоры, обиды влекут за собой значительные последствия.

К детско-родительским отношениям можно отнести следующие понятия:

· доверие;

· сопереживание;

· принятие;

· умение выслушать;

· эмоциональные потребности.

Далее родителям предлагается сформулировать свой способ реагирования в следующих проблемных ситуациях:

1. Уже поздно, ребенку пора идти спать, но ему не хочется, а муж все-таки пытается отправить его в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ещё немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Муж настаивает на своем. Вы…

2. Муж наказал ребенка, но Вам кажется, что проступок не столь серьёзен, и Вы начинаете играть с ребенком. Муж недоволен этим, Вы…

3. Вам обоим нужно задержаться на работе, а с ребенком некому побыть. Вы считаете, что Ваши дела важнее и это должен сделать муж, но он не соглашается. Вы…

С родителями обсуждаются стили семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка.

Психолог: А теперь предлагаю вам перейти от теории к практике. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является ига. С помощью игры ребенка можно научить новому, а так же выстроить и общение. Все мы знаем, что с ребенком НАДО играть, но не всегда знаем ВО ЧТО. Сегодня мы будем учиться играть с детьми, при этом играя друг с другом.

Игра: «Фотограф»

В начале игры выбирается ведущий – «фотограф». Ведущий должен сделать интересные «фотографии», значит, ему надо усадить участников игры по своему усмотрению. Кому-то он может предложить роль учителя – следовательно, тому надо принять соответствующую позу. Кто-то может стать «полицейским», «актрисой», «фокусником», «продавцом» и т.д.

Игра: «Гармоничный танец»

В игре участвуют парно. Один закрывает глаза (лучше надеть повязку). Встают друг напротив друга, легко прикасаются ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад. Задача ведомого следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться

Замечание. Не допускать смены ролей, то есть ведомый не должен вести ведущего. Можно разрешить ведомому выполнять упражнение сначала с открытыми глазами.

И не забывайте, что игре не обязательно выделять время, играйте с ребенком между делом. Например, по пути в детский сад пусть он жестами опишет, что ему снилось, а вы угадываете или по пути из детского сада вы опишете ему свой день, а угадывать будет он. Во вторую игру можно поиграть, когда у вас гости. А в третью всей семьей. Это непременно сблизит вас и даст почувствовать вашему ребенку эмоциональную близость с вами.

4. Рефлексия:

Психолог: А сейчас я предлагаю Вам сделать фотоколлаж своей семьи.

У каждого есть фотография своей семьи, лист бумаги, фломастеры, клей, ножницы, журналы, газеты, буклеты, открытки. Используя эти материалы, расскажите в фотоколложе какая она ваша семья, что главное в вашей семье, какие ценности несёт ваша семья. Какие изменения произойдут в ней после нашего тренинга?

Музыкальное сопровождение в процессе рисования обязательно (успокаивающие).

Подведя итог нашей сегодняшней встречи, хочется сказать, что психологическое благополучие в семье, её климат, в основном зависит только от вас, от ваших эмоций, душевного равновесия, эмоциональной стабильности. Климат семьи – индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь с вами, унижен ли или парит ли в небесах. Чем более ориентированы родители на представление возможности выбора ребенку, понимают и чувствуют, чего хочет ребенок, чем больше уделяют ему внимания и ребенок занимает важное место в их жизни, а так же чем более четко описывают они свои требования, сдерживают обещания, те более благополучен ребенок.

На этом наша встреча подходит к завершению, спасибо за сотрудничество.

В заключительной части тренинга родителям раздаются памятки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.