Сделай Сам Свою Работу на 5

Изменение уровня пассионарного напряжения суперэтнической системы





Литература

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / Ответственный редактор академик Ю.В. Бромлей. – М.: «Наука», 1989. – 247 с.

2. Арутюнов С.А., Чебоксаров Н.Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества. // Расы и народы. – Вып. 2. – 1972. – С. 8-30.

3. Бромлей Ю.В. К характеристике понятия "этнос". // Расы и народы. - М., 1971. - С. 9-33.

4. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М.: Наука, 1983. – 412 с.

5. Громов Г.Г. Методика полевых этнографических исследований. – М.: Наука, 1967.

6. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. – М.:Рольф, 2002. – 384 с. (любое издание). Прежде эта книга называлась «География этноса в исторический период».

7. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – СПб.: «Кристалл», 2001. – 670 с.(любое издание).

8. Козлов В.И. Этническая экология: становление дисциплины и история проблемы / Сер. "Библиотека "Российского этнографа". - М.: КМЦ ИЭА РАН, 1994. - 230 с.

9. Козьмин В.А. Этнографический источник и полевая этнография. // Историческая этнография: Памяти Р.Ф.Итса: Межвузовский сборник. / Под ред.А.В.Гадло, Р.Ф.Итса. - СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 1993 (Проблемы археологии и этнографии; Вып.4). - С.152-159.



10. Пименов В.В. Этнографический факт // Советская этнография – 1990. - № 3

11. Рыбаков С.Е. К вопросу о понятии "этнос": философско-антропологический аспект // Этнографическое обозрение. – 1998. - № 6.

12. Свод этнографических понятий и терминов. - Вып.1-6. - М., 1986 - 1995.

13. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. – М. "Русский мир", 1997 – 532 с.

14. Тишков В.А. Советская этнография: преодоление кризиса // Этнографическое обозрение. -1992. - N1. - С.5-19.

15. Токарев С.А. История русской этнографии (дооктябрьский период). – М.: "Наука", 1966. - 456 с.

16. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. – М.: Высшая школа, 1978. – 352 с.

17. Томилов Н.А. Этноархеология как научное направление // Этнографическое обозрение – 1999. - № 6

 

18. www.iea.ras.ru – Институт этнологии и антропологии РАН. См.ссылки и эл.библиотеку.


Этнография (описательное народоведение) — историческая наука, изучающая преимущественно путем непосредственного наблюдения культурно-бытовые особенности (сходство и различие) всех народов мира, а также изменения этих особенностей на протяжении всей истории человечества (С.П. Толстов, Ю.В. Бромлей).



Сам термин этнография впервые вошел в обиход в конце XVIII (1775г.). Почти, в тот же период (1784 г.) стал употребляться термин этнология.

Термин этнология своим распространением обязан известному французскому физику и мыслителю М. Амперу, который определил место этнологии среди гуманитарных наук наряду с историей, археологией и другими науками.

Первоначально объектом[1] этнографии были народы, уровень культурного развития которых был значительно ниже, чем у населения Европы. Такой методологический подход был обусловлен исторически сложившейся обстановкой на европейском континенте, способствовавшей экспансии населения на другие континенты. Эти обстоятельства позволили европейцам считать себя превосходящими в культурном смысле примитивные (от лат. primitivus – первый, самый ранний) народы.

Такое разделение народов, отразившиеся на методологических принципах науки, надолго зафиксировало объектом этнографии «отсталые» народы. С указанных позиций были написаны наиболее яркие работы этнологов XIX века – Льюиса Генри Моргана («Древнее общество»), Эдуарда Бернетта Тайлора («Первобытная культура») и многих других.

С начала двадцатого столетия этнография входит в круг преподаваемых учебных курсов в университетах Европы. Это и явилось причиной особого интереса к разработке её теоретической части то, что мы определяем как этнология (в узком смысле слова).



Первой была раскритикована идея разделения народов на первобытные и цивилизованные. За примитивными народами признавалось только особое отношение к окружающему миру, но при этом они, как и цивилизованные народы имеют свою историю и равноудалены от первобытности.

С появлением на свет новой научной дисциплины – этнологии (приблизительно 20-30 гг. XIX в.), необходимо было определить предмет её изучения. Во второй половине XIX в. возобладала точка зрения, согласно которой этнография рассматривалась как преимущественно описательная наука, а этнология – как теоретическая дисциплина, базирующаяся на данных этнографии. Сегодня большинство ученых как российских, так и зарубежных разделяют эту точку зрения.

Французский этнолог и философ Клод Леви-Строс считал, что этнография, этнология и антропология – три последовательных этапа в развитии науки о человеке: 1) этнография представляет описательный этап изучения этносов, полевые исследования и классификацию; 2) этнология – синтез этих знаний и их систематизацию; 3) антропология стремится изучить человека во всех его проявлениях.

В итоге в разные времена и в разных странах отдавали предпочтение какому-либо из этих терминов, в зависимости от выработавшейся традиции и внимания к определенным аспектам исследования. Во Франции до сих пор преобладает термин «этнология», в Англии наряду с указанным термином широко употребляется понятие «социальная антропология», в США принято обозначение этой науки – «культурная антропология». Российская наука долгое время рассматривала термины «этнология» и «этнография» как синонимы. Но с конца 1920-х гг. в СССР этнологию наряду с социологией стали считать “буржуазной” наукой. Поэтому в советскую эпоху термин «этнология» был практически полностью вытеснен термином «этнография». В последние годы, однако, возобладала тенденция называть эту науку, следуя западным и американским образцам – этнологией или культурной антропологией.

Можно считать необходимым и оправданным разделение единой науки – этнологии на две основных сферы: этнография как практическая сфера, позволяющая делать первичный анализ материалов и носящая в большей степени описательный характер и этнология как раздел науки, который вырабатывает способы систематизации, обобщения и истолкования этнографического материала.

Этнология – наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды (А.П.Садохин и Т.Г.Грушевицкая).

Но в равной степени объектом исследования и этнографов и этнологов будет являться этнос (Ю.В.Бромлей, Г.Е.Марков, Р.Ф.Итс и др.).

Этнос – «группа людей, говорящих на одном языке признающих своё единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп» (С.М.Широкогоров). Это определение фактически не теряет своей научной значимости и сегодня, и в дополнение к нему советские этнографы определили круг признаков, определяющих феномен этноса:

· Общность территории,

· Общность происхождения,

· Общая государственная принадлежность,

· Общие экономические связи,

· Единые антропологические признаки,

· Общность языка,

· Общность культуры,

· Особенности психологического склада,

· Наличие общего этнического самосознания выраженного через этнонимию. Эндоэтноним – самоназвание и экзоэтноним – название, данное другими народами.

Сложно говорить об обязательном сочетании всех из перечисленных признаков этноса для нормального его функционирования. Вариативность признаков может быть различной, что естественно находит своё выражение в плотности внутренних связей этноса, его устойчивости и т.д.

Но, так или иначе, предметом исследования до сих пор остается:

· расселение народов, их этнонимию, этнические территории и этнические границы.

· социально-классовую структуру этносов

· динамика численности народов

· традиционно-бытовую культуру (жилище, одежду и украшения, систему питания, орудия труда и средства передвижения) системы жизнеобеспечения.

· обряды, обычаи, нравы и верования народов

· языковое поведение и его влияние на этносы

· проблемы этнического сознания, самосознания и поведения

· этнополитические процессы


Соответственно выделяют следующие разделы этнографии:

1. Этногенез и этническая история

2. Историческая этнография

3. Современные этнические процессы

Этнологи дополнительно выясняют закономерности происхождения, развития, строения и функционирования этносов и определяют тенденции их развития в будущем путем моделирования возможных этнических процессов.

Говоря об объекте и предмете этнографии и этнологии уместно вспомнить слова Уильяма Ральфа Инджа (британский священник; 1860-1954), который сказал, что «нация есть сообщество людей, которых объединяют иллюзии об общих предках и общая ненависть к соседям»

Сегодня этнология представляет довольно широкий круг, входящих в нее субдисциплин. Существует два основных направления этнографии, еще с середины XIX века:

1. Изучение первобытных обществ (примоэтнология):

· Историческая,

· Экономическая,

· Нормативная,

· Потестарная.

Изучение истории первобытного общества началось при академике Ю.В. Бромлее (хотя сам он отрицал примоэтнологию), им был создан сектор Истории первобытного общества при Институте этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР (сейчас Институт Этнологии и Антропологии РАН), который возглавил профессор А.И. Першиц. В 1991 г. сектор был ликвидирован и сейчас история первобытного общества почти не развивается.

2. Изучение простонародной крестьянской культуры (демоэтнология):

· Историческая,

· Экономическая,

· Нормативная,

· Направленная на изучение духовной культуры.

Основу любого рода этнографических исследований составляет совокупность полевого материала – эмпироэтнография.

В современной российской этнографии систематизация знаний производится по географическому признаку (например, народы Сибири, народы Океании, народы Кавказа и т. д.). Это направление получило название геоэтнография.

Деятельность этнолога/этнографа призвана решать основные научные проблемы, среди которых можно отметить:

1. Исследования, связанные с выявлением хозяйственных особенностей культуры (исследования в русле выделения хозяйственно-культурных типов).

2. Решение проблемы историко-культурных областей.

3. Исследование метаэтнических областей

Многое для понимания природы этноса сделала советская/российская этнографическая наука, разделившаяся во второй половине XX века на два основных направления: официальное и неофициальное.

Официальное, или правильнее сказать академическое направление, было представлено работами академика АН СССР Ю.В.Бромлея (директор института этнографии АН СССР, в 60-80-е гг., специалист по истории западных славян), который отстаивал точку зрения, основанную на социально-историческом понимании природы этноса. Исходя из этой позиции, Ю.В.Бромлей выстроил свою классификацию этнических общностей.

Неофициальным направлением стали работы профессора Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета Л.Н.Гумилева (специалист по этнографии древних тюрков), чьи теоретические изыскания получили наибольшее распространение в 70-80-е гг. XX века. Во многом из-за того, что Гумилев являлся представителем андеграунда науки, его работы обеспечили славу их создателю на долгие годы. Сегодня работы Гумилева куда популярнее работ Бромлея не только в кругах людей отдаленных от науки, но этнографов-профессионалов. Для Льва Гумилева этнос виделся в первую очередь как природное явление.

После ухода Ю.В.Бромлея из Института этнографии начинается новый период развития новейшей истории этнологии в России. Новый директор В.А. Тишков (специалист по истории США и Канады) в своей статье «Советская этнография: преодоление кризиса» отмечает черты наметившегося кризиса в теоретической этнографии, который выражался (на период начала 90-х) в следующем:

1.Отсутствие фундаментальных исследований;

2.Научные исследования, претендующие на обобщающий характер полевых материалов, не идут дальше социометрии;

3.Потеря «научности» изложения материала или, наоборот, глупое онаучивание простых фраз;

4.Попытки переименования этнографии в «культурную антропологию» и отмены терминов «нация» и «этнос»;

5.Очернение прежней, советской, этнографической науки.

Но мэтры советской/российской этнологии не приняли тогда вызова, брошенного В.А. Тишковым, и попытались опровергнуть необходимость реформирования этнографической науки (как это пытался сделать член-корреспондент АН СССР, специалист по этнографии Азии и Кавказа С.А.Арутюнов в статье «Преодоление какого кризиса?»). Тем не менее, этнография вопреки сопротивлению многих подверглась серьезным изменениям. Волна затронула в первую очередь объект науки. Был даже переименован академический институт, занимающейся вопросами теории этноса и этнографией, теперь он стал именоваться Институтом этологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, вместо прежнего Института этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. Сегодня на первый план выходит изучение проблем «этничности». Но современные российские ученые определились лишь с кругом методологических проблем при изучении этих вопросов:

1.Этнос нужно рассматривать как целостную систему, т.к. он не имеет социальной организации, не является структурой общества, и его нет в виде организованной системы;

2.Необходимо рассмотрение феномена «этничности» и выбора акцента на различии между «Мы» и «Они»;

3.Изучение причин возникновения этничности.

Разрабатываемый сегодня антропологический подход к пониманию этничности предполагает на первом плане в этносе видеть личность – этнофор и, соответственно, в связке «человек – общество» этнос тяготеет в направлении от человека к обществу и, в связи с этим, крайне важным в этничности является ее воздействие на поведение индивида, а сама этничность определена им как некая характеристика, отражающая качественные и количественные параметры процесса идентификации. Научно, этничность – понятие, отражающее степень детерминации социальной активности человека наличием у него оснований для самоидентификации с конкретным этносом. И главное это то, что этничность нельзя рассматривать только через язык, культуру, склад психики и т.д. Исходя из этого, он корректирует концепцию этничности (до этого она выглядела следующим образом: «внеэтнические факторы – этническая общность – этничность») и теперь она должна, по его мнению, выглядеть так: «этничность – этнос – внешние проявления этноса». То есть, этнос рождается из этничности как антропологического качества, а сама этничность появляется у человека с момента его социализации.

В отношении современного состояния теории этноса можно сказать о трех основных, взаимосвязанных методологических проблемах:

1.Отечественная этнология основной акцент делает на определение этнических признаков-маркеров. Но главным все-таки остается самосознание, которое выражается через этноним.

2.Если мы выделяем внешние признаки этноса, то акцент делается на дифференцирующую (по отношению к человечеству) функцию этнического, в ущерб интегрирующей (по отношению к человеку).

3.Этническая общность осмысливается как социальная система.

Но сегодня некоторые ученые (С.Е. Рыбаков, С.В. Чешко) считают, что этнос не является социальным организмом, а предложенное выделение признаков-маркеров не может вести дальше дифференциации этноса. Им же представляется необходимым определить некую «этническую субстанцию» (С.В. Чешко) – суть этноса, его основу.

И здесь отечественные ученые не смогли уйти дальше подобного предположения, высказанного академиком Ю.В. Бромлеем, назвавшего эту субстанцию «этникосом» по отношению к этносу как этносоциальному организму (ЭСО). В связи с этим в 90-е годы XX века в этнографической науке возникло противоречие между фактическим признанием этнической субстанции и отсутствием соответствующего методологического аппарата. Поэтому В.А. Тишков предложил снять это противоречие, отменив термины «этнос» и «нация», предложив этнографию или этнологию теперь именовать культурной/социальной антропологией.

В.Н. Басилов считает это модой на «научность» выражений, не имеющих за собой серьезной смысловой нагрузки, а также стремлением очернить прежнюю, советскую этнографию. И в качестве примера языкового подражания Западу и США он приводит цитату из С.В. Соколовского: «…эмпиризм сегодня стал слишком модным и способствует, прежде всего, тому, что В.А. Тишков называет politically relevant research». Предмет же культурной/социальной антропологии довольно аморфен.

 

В советской/российской этнологии определились несколько основных теорий, объясняющих природу этноса и этничности, а также показывающие развитие этноса с момента зарождения и далее, вплоть до его исчезновения. Это: дуалистическая теория академика Ю.В.Бромлея, теория пассионарности профессора Л.Н.Гумилева, информационная теория член-корреспондента РАН С.А.Арутюнова и профессора Н.Н.Чебоксарова, системно-статистическая (компонентная) теория профессоров В.Пименова и Г.Е.Маркова и теория гебридности член-корреспондента РАН В.А.Тишкова.

Дуалистическая концепция этноса Ю.В. Бромлея.В советской литературе термин «этнос» используется для обозначения не только сравнительно небольших человеческих групп (родоплеменных образований или национальных меньшинств), как это преимущественно делается в западной литературе, но и крупных, в том числе многомиллионных общностей (таких, как, например, русский, украинский, узбекский народы), не только отставших в своем развитии народов, но и народов высокоразвитых стран. Другая черта, характерная для подхода советских исследователей к этносу, заключается в том, что, отмечая существенную роль самосознания (в том числе противопоставления) в функционировании этноса, они не склонны, подобно некоторым западным авторам, рассматривать этническое самосознание в качестве демиурга. Этнос представляет собой единство объективных и субъективных свойств, причем первым принадлежит детерминирующая роль: без них этнос — фикция. Вместе с тем этносу присуще диалектически противоречивое единство его интегрирующих и дифференцирующих свойств. По нашему мнению, эвристично прежде всего разграничивать две основные разновидности этнических образований: этнос в узком и широком значении слова. Под этносом в узком значении, или этникосом, нами понимается исторически сложившаяся группа людей, обладающих характерной только для нее совокупностью общих устойчивых черт культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием, в том числе сознанием своего отличия от других подобных образований, и самоназванием (этнонимом). Этносом в широком смысле слова, или этносоциальной (политической) общностью, мы именуем ту часть этникоса, которая размещена на компактной территории внутри одного политического образования и представляет определенную социально-экономическую целостность. Следует упомянуть и о том, что некоторые советские авторы, в том числе и автор данной статьи, рассматривают этнические общности как иерархическое явление. В силу этого один и тот же человек может одновременно входить в несколько этнических общностей разного таксономического уровня (например, можно быть одновременно донским казаком, русским, восточным славянином и славянином вообще). В этой иерархии, на наш взгляд, основными являются те этнические подразделения, в пределах которых с наибольшей интенсивностью проявляются соответствующие этнические свойства (в первую очередь этнической дифференциации). При этом этнические подразделения основного уровня иерархии могут быть в свою очередь подразделены на собственно этнические и этносоциальные единицы. В данной связи существенно отметить, что в русскоязычной литературе, как и в литературе большинства восточноевропейских стран, для обозначения основных этносоциальных подразделений современности обычно употребляется термин «нация», нередко используемый в западной литературе в этатическом значении (для обозначения всего населения, совокупности всех граждан данного государства). Что касается основных собственно этнических подразделений современности, то для их обозначения в русскоязычной справочной литературе чаще всего употребляется термин «национальность».

Информационная теория этноса Н.Н. Чебоксарова и С.А. Арутюнова. Культура в этническом смысле представляет собой языковую и поведенческую части. «Заложенная в материальных предметах информация, читаемая определенным образом в общем контексте данной культуры, определяющая конкретную деятельность и отличает материальную культуру разных народов»[2].

Этническая общность – «всякая осознанная культурно-языковая общность, сложившаяся на определенной территории, среди людей, находящихся между собой в реальных социально-экономических отношениях» (по Н.Н. Чебоксарову)[3]. Все этнические общности эндогамны, иерархичны, а значит таксономически разноценны. Результатом существования этнической общности и её внешним проявлением является этническое самосознание.

Авторы данной концепции этноса рассматривают этнические общности по следующей иерархии: этнографические группы → этнос → этнолингвитисческая общность

Учитывая, то обстоятельство, что эта теория появилась на свет, более 30-ти лет назад её авторы рассматривали развитие этнических организмов сквозь призму формационного подхода к общественным наукам. В итоге, получилась следующая схема: племена и соплеменности (при раннеклассовом обществе, рабовладении и феодализме) → народности (при капитализме) → буржуазные и социалистические нации. Чтобы избежать прямолинейности схемы авторы указали, что «этнические общности, сложившиеся в определенную историческую эпоху, могут существовать и в последующие периоды истории»[4].

Все понимание этноса как целостной культурной системы основано на информационных связях, которые бывают двух типов, разделенные по характеру передачи информации во времени:

· синхронные (горизонтальные)

· диахронные (вертикальные). Этот тип инфосвязей обеспечивает передачу традиций народа.

Отсюда ясно, что человеческие отношения выстраиваются на базе различных форм коммуникации (это уже другой уровень связей, до этого мы говорили о генетической информации): речь, письмо, показ, подражание и т.д. Понятие «информация» было расширено С.А. Арутюновым до понимания также культурной традиции народа, его творческого наследия. Человек привык жить в небольших посёлках, где все жители знают друг друга в лицо. Эта стабильность определяет общее видение мира, а как следствие поступление информации воспринималось также однородно. Мир – это система образов, понятий, явлений и человеческий мозг всё, даже вещи воспринимает как часть этой системы, несущей какую-либо информацию. Этнические различия строятся на восприятии сознанием человека (а, значит, и компактно проживающей группы людей) элементов, которые могут быть встроены в данную систему ценностей. Этим фильтром является этничность. Поэтому пока существуют естественные ограничения в возможности воспроизводства и переработки информации каждым индивидом, сохраняются и объективные основания этнокультурного многообразия человечества. Именно функция этноса как стабилизатора соционормативной информации, базирующаяся на ограниченности личностных информационных возможностей, делает этнос важнейшим элементом социальной культуры современного общества.

Человек с момента зачатия получает генетическую информацию, в которой заложены как общевидовые, так и индивидуальные особенности. Особое место в этом аспекте занимает понятие и явление популяции. Популяция не статична, она эволюционирует во времени. Передача генетической информации как раз и происходит в рамках популяции: чем больше скрещиваний внутри популяции, тем большую роль в её микроэволюции играет внутригрупповой обмен генетической информацией[5] (т.е., отчетливее наблюдается стремление к эндогамии). Основная единица популяции – это дем, общей численностью, примерно 1,5 – 4 тыс. человек. Иногда демы равны небольшим по численности этносам, хотя этнос и дем – это не синонимичные понятия. Родственные по происхождению демы объединяются в малые популяции, а те в свою очередь, при наличии родственных связей в большие популяции.

Все основные положения этой теории могут быть применимы к различным периодам истории народов мира.

Эпоха первобытности. Племена и родственные группы образуют соплеменность, которая в информационном смысле будет характеризоваться неоднородностью и наличием инфосгустков в ячейках: родовая община, кочевые группы и т.д.. Причем, инфосвязи первобытности будут носит устноречевой характер. Таким образом, инфосвязи соплеменности имеют пороговое значение, т.е. коммуникация здесь предельна[6].

Для соплеменности характерно:

1. Социальная однородность

2. Экзогамно-родовое строение

3. Простые малоинтенсивные внутригрупповые и особенно межгрупповые связи, которые всегда имеют личноконтактный устноречевой характер

Заметим, что культурно-языковая специфика у племени выражена слабее, чем у соплеменности.

Если мы соотнесем популяционные и этнические показатели, то увидими, что «племена в большинстве случаев можно рассматривать как демы <…>, а соплеменности – как группы родственных демов»[7].

С появлением письменности происходит информационный прорыв – увеличивается плотность инфосвязей и происходит образование этноса (в первоисточнике, народности).

В период существования нации (капиталистическое или социалистическое общество) происходит единство территории, языка и экономических связей. Особой чертой нации является «ассоциированность» с ней народностей, этнографических групп. Например, чалдоны, русские старожилы Сибири (этнографическая группа) ассоциируют себя с русскими (нацией). Здесь следует оговориться, поскольку на современном этапе развития люди довольно часто входят в разного рода организации и группы, требования поведения в которых могут довольно сильно отличаться друг от друга, поэтому данная теория не может быть в полной мере применима к эпохе капитализма, но при этом значение информации как основополагающего явления (в рамках этой теории) в жизни народов будет характерно для всех известных периодов истории человечества, вплоть до современности.

Современная эпоха породила новое явление – Internet, который можно назвать новым типом информации, имеющим с одной стороны устноречевой характер, с другой – письменная передача информации и все это осуществляется за считанные секунды при иногда огромно расстоянии между собеседниками (яркий пример всевозможные чаты).

Таким образом теория Н.Н.Чебоксарова и С.А.Арутюнова является наиболее объективным пониманием сущности и особенностей изменения этноса во времени и пространстве, хотя некоторые положения теории спорны и неоднозначны.

Теория пассионарности Л.Н. Гумилева. Гумилев Лев Николаевич (1912-1992) – историк, географ, этнограф. Родился в семье в семье Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой. Долгое время находился в заключении.

Главной идеей Гумилева является теория пассионарности. По его мнению, народы развиваются импульсивно и это развитие состоит из “концов и начал”. Одни этносы служат основой для других, но ни о какой преемственности не может быть и речи. Динамика развития культуры проходит, согласно его теории пассионарности, ряд закономерных фаз от негэнтропийного толчка до финальной энтропийной фазы гомеостаза.

Под культурой Г. понимает совокупность материального производства и традиций. Фиксировать момент, а тем более процесс зарождения культур невозможно. Определению поддается лишь фаза становления, к-рая обладает вполне опр. признаками. Предыдущая фаза, т.е. собственно кулыпурогенез, является инкубационной по отношению к становлению. Но именно в этот период складывается смысл и направленность культуры, зарождаются ее стереотипы, накладывающие отпечаток на все последующее развитие культуры, вплоть до ее исчезновения.

Исследуя проблему происхождения культуры, Г. принимает концепцию С. Лема, согласно к-рой в куль-турогенезе, наряду с факторами физич., биол., социального и технико-эконом. характера участвуют и “чисто культурная вариация”, связанная с возможностью выбора тех или иных решений. Для реализации выбора необходима “энергия, преломленная через психофизиологию особи, т.е. пассионарность”. Т.о. пассионар-ность понимается Г., как основа любой культуры, в то время как факторы Лема определяют конкр. характер и смысл культуры.

Фазе культурогенеза не свойственно создание оригинального искусства, т.к. все силы молодого этноса, носителя нарождающейся культуры, затрачиваются на развитие хозяйства, войну и организацию общественного строя. Искусство в этом случае либо продолжает культурные традиции предшествующей эпохи, либо заимствует элементы чужой культуры, что определяется этнопсихол. симпатией носителей одной культуры к другой, называемой Г. комплементарностью. Напр., скиф. культура оказала сильное воздействие на своих завоевателей юечжей (согдов) и соседей-хуннов, культура к-рых также восходит к андроновской культуре II тысячелетия до н.э.

Появление новой культуры инициируется мощным всплеском пассионарного напряжения. Это приводит либо к поглощению ряда сопредельных культур, либо к расширению ареала за счет неокультуренных территорий, либо к сочетанию обоих процессов. Несмотря на то что культурогенез находится в прямой зависимости от пассионарности, ее избыток отрицательно влияет на последующее развитие культуры, т.к. в этом случае пассионарное сверхнапряжение направляется на саморазрушение. Поэтому лишь расширение ареала приводит к снижению уровня пассионарности до оптимума, когда становится возможной продуктивная деятельность и “кристаллизуется культура того или иного этноса”.

Связывая культуру с жизнедеятельностью людей, Г. считает ее одним из свойств этноса и, в силу этого, различает культуру возможных этнич. объединений: консорций, конвиксий, субэтносов, этносов, суперэтносов. Объединяющим моментом является наличие этнокультурных доминант, словесных выражений тех или иных идеалов, к-рые в каждом случае имеют одинаковые значения и сходную смысловую динамику, определяемые ритмом культуры. Сходство ритмич. рисунка всех чело-веч. объединений в рамках этноса и суперэтноса приводит к культурному противопоставлению прочим группировкам на уровне “свой — чужой” и определяет отношение “мы — они”.

Этнокультурный ритм не является врожденным; что это свойство этнич. коллектива, а не особи. Ритм культуры задается конкр. этнической группировкой, представляющей собой пассионарное поле одного ритма, к-рое отличает ее от других этнич. объединений.

В свою очередь, ритмич. рисунок той или иной культуры определяется истор. фактором — предшествующими культурными традициями и геогр. фактором — вмещающим ландшафтом, т.е. местом, где зародилась культура. Особое внимание Г. уделяет геогр. фактору: однородный ландшафтный ареал препятствует быстрому развитию культуры, но тем самым и стабилизирует культуру обитающих в нем этносов. Разнородный вмещающий ландшафт способствует возникновению процессов культурогенеза, а также стимулирует изменения, ведущие к смене культур.

Одним из вариантов появления разнородных ландшафтов Г., по-видимому, считает его целенаправленное антропогенное изменение. Признавая, что культуры народов, активно преобразующих природу, развиваются более динамично, он не считает носителей экстенсивных культур примитивными и малоразвитыми (сюда он относит греков, арабов, центрально-азиат. кочевников). Классифицируя культуры по способу их взаимодействия с природой, Г.выделяет два типа: 1) приспособление к природным условиям; 2) изменение природных условий. Рассматривая второй тип, Г. утверждает, что радикальное изменение природных условий возможно лишь однажды за все время существования культуры. Вторичное изменение обязательно приведет к смене культурного типа, т.к. осн. назначение культуры — консервация представлений опр. народа о его взаимоотношениях с природой. Культура представляет собой достаточно жесткую замкнутую систему, неспособную к самостоят, развитию, т.к. она лежит за пределами природного саморазвития и является делом человеч. рук. Поэтому культура может либо сохраняться, либо разрушаться.

Время существования культур Г. связывает с продолжительностью пассионарного напряжения от толчка до рассеивания пассионарной энергии у этноса — носителя культуры. В среднем это время составляет 1500 лет. Так, согласно расчетам Г., вост.-славянская древнерус. культура существовала в 1-15 вв., а выделившаяся из нее около 1200 года российская культура к сегодняшнему дню насчитывает 800 лет.

 

Изменение уровня пассионарного напряжения суперэтнической системы

 

Примечания к схеме:

Данная кривая - обобщение сорока индивидуальных кривых этногенеза, построенных Л.Н.Гумилевым для различных этносов. Пунктиром обозначено падение пассионарности ниже уровня гомеостаза, наступающее вследствие этнического смещения (внешней агрессии).

Рk - уровень пассионарного напряжения системы. Качественные характеристики этого уровня ("жертвенность" и т.д.) следует рассматривать как некую усредненную "оценку" представителей этноса. Одновременно в составе этноса есть люди, обладающие и другими отмеченными на рисунке характеристиками, но господствует один тип людей;

i - индекс уровня пассионарного напряжения системы, соответствующего определенному императиву поведения, i - 2, -1,... 6. при I - 0 уровень пассионарного напряжения системы соответствует гомеостазу;

k - количество субэтносов, составляющих систему на определенном уровне пассионарного напряжения; k - n + 1, n + 2, ... n + 21, где n - первоначальное количество субэтносов в системе.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.