Сделай Сам Свою Работу на 5

Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена. Эластичность спроса и предложения. Три типа эластичности спроса. Эластичность предложения.





Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения. В точке пересечения С объём предложения будет равен объёму спроса Qо и устанавливается цена равновесия Ро, одинаково удовлетворяющая как покупателей, так и продавцов. При любой более низкой цене излишек спроса (конкуренция покупателей) будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной предложение превысит спрос (конкуренция продавцов), и цена снизится до уровня равновесия.

Общая выручка, получаемая продавцом от реализации продукции, определяется как Р*Q

 


Цена - определённое количество денежных единиц, получаемое за Т. равновесная цена представляет собой сочетание цена спроса и цены предложения. Цена спроса на каждое количество Т – это цена, по которой определенное количество способно привлечь покупателей в течении определённого периода времени. Цена спроса на каждый Т уменьшается по мере увеличения его предложения. Цена предложения – цена, по которой Т поступает в продажу на конкретный рынок. По мере сокращения или возрастания ежегодного количества Т цена предложения может либо повышаться, либо снижаться. Цена предложения данного количества Т зависит от цен факторов его производства. Сумма этих цен составит цену предложения указанного количества Т.



Различные Т отличаются друг от друга по степени изменения спроса под воздействием того или иного фактора. Степень реакции спроса на эти факторы поддаётся количественному измерению с помощью коэффициента эластичности спроса. Понятие эластичности спроса раскрывает процесс адаптации рынка к изменениям в основных факторах, определяющих спрос.

1) ценовая эластичность спроса: эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объёма спроса под влиянием изменения цены на 1%. В определённый момент времени цена Т равна Р, а объём спроса на него – Q. С изменением цены (увеличении на ∆Р) спрос изменяется в обратном направлении, уменьшаясь на ∆Q. Эластичность спроса ер = -∆Q/Q : где ∆Q/Q – относительное изменение спроса; ∆Р/Р – относительное изменение цены. Ценовая эластичность спроса характеризует реакцию величины покупательского спроса на изменение цены товара.



А) ер>1 – эластичный спрос: при снижении цены резко возрастает количество продаж и общая выручка увеличивается;

В) ер=1 – эластичная единичность: снижение цены компенсируется ростом продаж, и общая выручка остаётся неизменной;

С) ер<1 – неэластичный спрос: снижение цены незначительно меняет объём продаж, общая выручка снижается.

2) эластичность спроса по доходу: эластичность спроса по доходу определяется соотношением между относительным изменениями объёма спроса на товар и дохода потребителей: еr = - ∆Q/Q:∆R/R, где R – доход потребителя. Для большинства товаров эластичность спроса по доходу положительна, но в определённых ситуациях она может быть отрицательной, когда увеличение дохода сопровождается уменьшением купленного количества благ.

3) перекрёстная (косвенная) эластичность спроса: позволяет измерить, насколько чувствителен спрос на продукт а к изменению цены на продукт b. Пусть Qа, Qb, Pa и Pb – спрос и цены на продукты a и b, тогда косвенная эластичность еab равна еab = ∆Qa/Qa : ∆Pb/Pb, где ∆Qa – изменение (бесконечно малое приращение) спроса на продукт а; ∆Pb – изменение цены на продукт b.

А) еab > 1 : продукты a и b – взаимозаменяемые товары;

В) еab = 1 : продуктыa и b – взаимодополняемые товары;

С) еab < 1 : продуктыa и b – независимы друг от друга.

 

Эластичность предложения – соотношение между относительными изменением цены и относительным изменением предлагаемого количества какого-либо продукта.

Если Q и Р – количество и первоначальная цена продукта, а ∆Q и ∆Р – изменения этих величин, то эластичность предложения ео равна: ео = ∆Q/Q : ∆P/P. В экономической теории различают три типа равновесия в зависимости от временных возможностей у производителей: 1) мгновенное равновесие – предложение неизменно, у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение; 2) краткосрочное равновесие – предложение растёт, но количество предприятий неизменно; 3) длительное равновесие – изменяется число предприятий, объём используемых ресурсов.



 

  1. Функции цены. Виды цен. Вмешательство монополий и государства в ценообразование.

Функции цены являются внешним проявлением её внутреннего содержания. Причём к функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения.

1) учётная функция цены – являясь денежным выражением стоимости, цена показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено сырья, труда, материалов на изготовление товара, характеризует эффективность используемого труда. Цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

2) стимулирующая – сущность её выражается в поощрительном или сдерживающем воздействии цена на производство и потребление различных видов товаров. Цена стимулирует производителя через величину заключённой в ней прибыли. В хозяйстве цены могут способствовать или препятствовать увеличению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей особенно важны цена, по которым они непосредственно продают сою продукцию.

3) распределительная – связана с возможностью отклонения цены от стоимости по воздействие рыночных факторов. Эта функция состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода между: отраслями экономики, государственными и другими секторами экономики, различными формами собственности, регионами страны, различными социальными группами населения и т.д.

4) балансировочная – выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и обращения и требует принятия необходимых мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия между спросом и предложением. При появлении диспропорций в хозяйстве, несоответствия между предложением и спросом равновесие достигается с помощью роста или снижения цены.

5) рационализирующая – функция цены как критерия рационального размещения производства оп мере перехода к рыночной экономике будет получать дальнейшее развитие. Данная функция проявляется в том, что с помощью механизма цен осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов, туда, где норма прибыли более высокая.

Система цен в современной экономике очень сложна, но, если избегать детализации, то её можно свести к 3 основным видам цен: государственные, договорные, мировые.

Государственные цены в рыночной экономике могут устанавливаться на: продукцию предприятий-монополистов, базовые (для экономики данной страны) ресурсы, социально значимые товары. Система государственных цен состоит из двух элементов: фиксированные цены – жёстко устанавливаемые правительством, регулируемые цены – учитывающие изменение рыночной конъюнктуры.

Договорные цены – это цены, устанавливаемые соглашением покупателя и продавца, т.е. учитывающие только спрос и предложение на данный товар.

Мировые цены – применяются в международной торговле, отражая специфику региона, условий и времени коммерческих сделок. Расчёт мировой цены проводится на базе наиболее крупных экспортно-импортных сделок.

Уровень цен – средневзвешенная величина цен, уплачиваемых за готовые товары и услуги, произведённые в стране. Уровень цен выражается в виде индекса, который определяется как: соотношение между совокупной ценой определённого набора Т и У данного периода и совокупной ценой идентичной группы Т и У в базисном периоде. Необходимость измерения уровня цен объясняется важностью динамики этого показателя (инфляционные процессы). Кроме того, стоимостной объём производства разных лет (ВНП) может быть сопоставим только в том случае, если сохраняется устойчивость денежной единицы. Исключить влияние изменения уровня цен на динамику ВНП помогает индекс цен.

 

  1. Совокупный спрос и совокупное предложение. Равновесие на рынке товаров.

При анализе макроэкономических закономерностей функционирования рынка применяются категории совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS). AD и AS могут быть представлены как сумма соответственно индивидуальных спросов и предложений во всей экономике страны.

 
 

 


Пусть уровень цен в экономике представлен величиной P1. Кривая совокупного предложения показывает, что при данном уровне цен производство не превысит реальный объём национального продукта Q1. Однако уровень совокупного спроса в этом случае составит Q2. Конкуренция среди покупателей имеющегося реального объёма национального продукта повысит уровень цен до Pe, что как показывают стрелки, заставит производителей увеличить объём продукции с Q1 до Qe, а потребителей – уменьшить масштабы желаемых покупок с Q2 до Qe. Когда реальные объёмы произведённого и купленного продукта будут равны, в экономике наступит равновесие.

Кривая совокупного спроса – кривая, указывающая на реальный объём национального производства, который общество готово приобрести при различных уровнях цен. Нисходящий характер кривой совокупного спроса указывает: чем ниже уровень цен, тем больше объём реального продукта производства, который будет куплен.

Кривая совокупного предложения – кривая, показывающая реальный объём национального производства, который может быть достигнут при различных уровнях цен. Кривая совокупного предложения состоит из трёх отрезков:

1) Горизонтальный или кейнсианский отрезок – (Q2 обозначает потенциальный уровень реального объёма национального производства при полной занятости) включает реальный объём национального производства, который значительно меньше, чем объём национального производства при полной занятости. Следовательно, горизонтальный отрезок свидетельствует, что экономика находится в состоянии глубокого спада или депрессии, и что не используется большое количество ресурсов. Эти незадействованные ресурсы можно привести в действие и при этом не оказать никакого давления на уровень цен (рабочий, который 2-3 месяца был без работы, вряд ли будет рассчитывать на повышение зарплаты, когда вернётся на свою работу).

2) классический или вертикальный отрезок – экономика достигла полного (или естественного) уровня безработицы при данном объёме производства. Экономика находится в такой точке кривой своих возможностей, когда за короткий срок невозможно достичь дальнейшего увеличения производства. Это означает, что любое дальнейшее повышение цен не приведёт к увеличению его реального объёма, т.к. экономика уже работает на полную мощность. При полной занятости отдельные фирмы могут попытаться расширить производство, предложив более высокую цену на ресурсы чем другие фирмы. Но ресурсы и дополнительный объём продукта, который получит одна фирма, другая потеряет. В результате этого цены увеличатся, но реальный объём производства останется неизменным.

3) промежуточный или восходящий отрезок – увеличение реального объёма национального производства сопровождается ростом уровня цен, т.к. 1) вся экономика состоит из бесчисленного количества рынков Т, У и ресурсов и полная занятость возникает неравномерно и не одновременно во всех отраслях или секторах; 2) расширение производства означает, что, когда оно станет работать на полную мощность, некоторым фирмам придётся использовать более старое, менее эффективное оборудование, принимать на работу менее квалифицированных рабочих и, таким образом, увеличивать издержки на единицу выпускаемой продукции и цена на готовые изделия, чтобы производство было рентабельным. Поэтому на промежуточном отрезке увеличение реального объёма национального продукта сопровождается ростом цен.

 

 

  1. Либерализация и государственное регулирование ценообразования в российской рыночной реформе. Особенности консервативной модели экономического регулирования. (реферат)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.