Сделай Сам Свою Работу на 5

Антимонопольная политика.





Тема 2 Особенности ценообразования при различных типах рыночных структур.

Понятие конкуренции и типов рыночных структур.

Теория монополии. Антимонопольная политика.

Теория монополистической конкуренции.

Олигополия.

Понятие конкуренции и типов рыночных структур.

 

Конкуренция- это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

Выделяют следующие виды конкуренции:

1.Внутриотрослевая конкуренция- это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции.

2.Межотраслевая конкуренция- это соперничество между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции.

3. Добросовестная конкуренция- это такая, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами.

4.Недобросовестная конкуренция предполагает технический шпионаж, переманивание специалистов, подкуп работников конкурента, ложная реклама, самовольное использование чужого товарного знака, копирование внешнего оформления товара другой фирмы и т.д.



Один вид конкуренции может отличаться от другого методами конкуренции. Различают конкуренцию ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция ведется путем маневрирования ценами в целях Наиболее выгодного использования рыночной конъюнктуры. Здесь выделяют следующие виды цен: монопольно высокую или низкую цены, цену «снятия сливок», цену внедрения, цену лидера, психологическую цену.

Неценовая конкуренция предполагает средства, не имеющие непосредственного отношения к ценам. Сюда можно отнести улучшение качества продукции, рекламу, послепродажное обслуживание, организацию ярмарок и выставок и т. д.

Типы рыночных структур.

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условиями входа и выхода из нее, доступность и информации.

Несмотря на многообразия рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка):



- совершенная конкуренция,

- монополистическая конкуренция,

- олигополия

- монополия.

Каждая из вышеперечисленных структур характеризуется степенью своей власти на рынке.

 

  типы критерии   Количество и Размеры фирм характер продукции, условия входа и выхода доступность информации
Совершенная конкуренция множество мелких фирм однородная продукция никаких затруднений равный доступ ко всем видам
Монополистическая конкуренция множество мелких фирм разнородная продукция никаких затруднений некоторые затруднения
Олигополия число фирм невелико, есть крупные фирмы разнородная или однородная продукция возможно отдельное препятствие некоторые ограничения
Чистая монополия одна фирма уникальная продукция практически неодолимые барьеры некоторые ограничения

 

Усиление рыночной власти

 

Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способности фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего на цены.

Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

Cопоставление с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция и монополия (чистая монополия), фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия описывают множество реально существенных рынков.

 

Теория монополии.

Монополией называют такой тип рынка, на котором только одна фирма является продавцом товара, на который не существует близких заменителей. Монополист может влиять на цену продаваемой продукции, изменяя объем производства в соответствии с убывающей функцией рыночного спроса. Чем неэластичнее спрос (и, соответственно, чем «круче» кривая спроса), тем сильнее это влияние и тем больше рыночная власть монополиста. Т.о., монополия ограничена в своих действиях условиями рыночного спроса.



Максимизирующий свою прибыль монополист следует тому же принципу, что и любая фирма: производить такое количество продукции, чтобы предельные издержки были равны предельной выручке, и прекращать производство, когда средние издержки выше средней выручки при любом объеме выпуска.

Если монополизированная отрасль имеет ту же функцию издержек, что с совершенной конкуренцией, то монополист будет иметь меньший объем производства при более высокой цене продукции.

 

На рис. объем производства монополиста равен Q mon; объем производства В аналитической отрасли с совершенной конкуренцией определялся линией D и MC. Заштрихованный прямоугольник показывает монопольную прибыль фирмы.

Как видно из рис. при существовании монопольной власти предельный доход меньше цены, кривая спроса на продукцию фирмы является наклонной, что позволяет фирме, обладающей монопольной властью, получать монопольную прибыль.

Используя критерии происхождения приведенных источников монопольной власти, выделяют не­сколько типов монополий.

Закрытая монополия имеет место тогда, когда монопольное положение фир­мы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими права­ми, ограждающими ее от конкуренции. В этом смысле закрытая монополия пред­ставляет собой наиболее устойчивую форму монопольной власти, которая, одна ко, чаще всего не обусловливает получения монопольно высоких прибылей, так как предоставление исключительных прав всегда сопровождается ограничениями как в отношении уровня цен, так и нормы прибыли.

Открытая монополия обнаруживает себя в том случае, когда обладание моно­польной властью является результатом авторских достижений самой фирмы (но­вый продукт, новая технология, достижения в маркетинге). Специфика этого типа монополии состоит в том, что она всегда имеет временный характер, поскольку связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть превзойдены или скопированы конкурентами. Тем не менее именно в условиях открытой моно­полии фирма может наиболее полно реализовать имеющуюся у нее рыночную власть и получить монопольно высокую прибыль.

Естественная монополия характерна для отраслей, в которых присутствие единственного производителя обусловливает минимальные средние издержки производства при обеспечении всего рыночного спроса. Поскольку причиной воз­никновения естественных монополий является проявляющаяся в положительном i эффекте масштаба корреляция между объемом рыночного спроса и эффективным размером предприятия, то такого рода монополии находятся под патронатом го­сударства, регулирующего их деятельность.

Монопсония представляет собой тип рыночной структуры, для которой ха­рактерна концентрация монопольной власти у покупателя. Монопсония возника­ет в том случае, когда одна фирма выступает единственным покупателем на отрас­левом рынке при отсутствии возможностей альтернативного сбыта для продавцов, Рыночная власть монопсонии состоит в том, что монопсонист способен оказы­вать влияние на цены закупаемых им благ. Причем если монополист употребляет свою рыночную власть, чтобы производить меньшее количество блага по более высокой цене, то монопсонист использует имеющуюся у него рыночную власть для того, чтобы меньше покупать по более низким ценам. Нечасто встречающие­ся случаи монопсонии можно наблюдать в сфере государственных закупок воору­жений и на локальных рынках труда, где отдельная фирма является единственным работодателем на данной территории.

Двусторонняя монополия имеет место в том случае, когда монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя. Особенность ситуации состоит в том, что, хотя продавец и обладает монопольной властью, монопольное положение покупателя позволяет ему рассматривать кривую предельных издер­жек продавца в качестве кривой отраслевого предложения, т.е. аналогично усло­виям совершенной конкуренции. Поэтому покупатель устанавливает цену ниже той, которую запрашивает продавец для каждого данного объема спроса со сторо­ны покупателя. Поскольку обе стороны обладают рыночной властью, договорные цена и количество будут находиться в пределах между предложениями покупателя и продавца, а конечный результат сделки будет функцией от степени информиро­ванности сторон друг о друге и способности каждой из них вести переговоры. Мо­дель двусторонней монополии часто встречается на рынках вооружений, когда речь идет о подрядах на закупку типов вооружения, техническими возможностями про­изводства которого располагает только одна-единственная фирма.

 

Антимонопольная политика.

 

Регулирование деятельности монополий направле­но на ограничение монопольных проявлений и осу­ществляется с целью снижения цен и увеличение выпуска продукции. Осуществляется оно посредством мер законодательного и экономического характера. Сведенные воедино, они образуют систему антимонопольного регулирования (схема 1).

 

 

 

Схема 1. Система антимонопольного регулирования

 

Законодательные меры регулирования деятельности монополий — это правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции. Чаще всего законодательные меры предполагают запрещение договоров о ценах и разделе рынка, установление контроля за разде­лом рынка и слияниями, регулирование наборов услуг, предоставляемых потреби­телям доминирующими продавцами. Направленность действия данных мер свя­зана с а) коррекцией поведения монополистов, чтобы сделать его более конкурен­тным, и б) проведением структурной политики, в ходе которой сама отрасль становится более конкурентной.

Экономические меры регулирования деятельности монополий — это набор эко­номических инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации рыночной власти продавцов. Важнейшими среди таких инструмен­тов являются прямое и косвенное регулирование цен и прибылей. Прямое регу­лирование цен и прибылей обычно реализуется в форме установления «потолка цен», т.е. верхнего или нижнего предела цены, и предельного уровня нормы прибыли.

Целью установления «потолка цены» является увеличение выпуска при бо­лее низкой цене. Однако подобное реагирование фирмы на введение «потолка цены» будет наблюдаться лишь при условии приемлемого для фирмы уровня такого «потолка», что составляет главную проблему при использовании этого метода регулирования. «Потолок» должен быть таким, чтобы, с одной стороны, лишить продавца монопольной прибыли, а с другой — обеспечить фирме по­крытие оперативных расходов и получение справедливого дохода на инвестиро­ванный капитал. Наиболее частый случай применения «потолка цен» имеет ме­сто при естественной монополии.

Для выявления отраслевых рынков, опасных с точки зрения монополизации производства, используют ряд индексов.

Индекс концентрации отраслевого объема продаж показывает, какой объем роизводства в отрасли (в процентах от всех продаж) приходится на долю крупнейших четырех, восьми и т.д. фирм. Индекс Герфиндаля - Хиршмана (ННI) учитывает как количество фирм на рынке, так и различие в разных фирм.

 

Формула индекса:

ННI = Σ Sj2,

 

где Sj,- доля j-й фирмы в продажах отрасли (в процентах). Максимальное значение индекса в условиях 100%-ной монополии равно 10000. Органы, проводящие антимонопольную политику, особое внимание уделяют отрасли, где значение индекса выше 1400.

  1. Теория монополистической конкуренции.

Рынок монополистической конкуренции— тип рыноч­ной структуры, при которой обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж. Отличительными особенностями этого типа рынка являются: дифференциация продукта, большое число продавцов, отсутствие отраслевых барьеров, отсутствие стратегического поведения.

Поставляя дифференцированный товар, фирма приобретает некоторую ры­ночную власть и сталкивается с убывающей кривой спроса на свою продукцию. С другой стороны, наличие товаров-заменителей делает кривую спроса на товар фирмы высокоэластичной (функция от числа конкурентов и степени дифферен­циации продукта) в каждом данном диапазоне цен, что придает взаимодействию фирм конкурентный характер. Таким образом, рынок дифференцированного то­вара обладает чертами как монополии, так и совершенной конкуренции. Эта двой­ственность приводит к тому, что фирмы конкурируют не только по цене, но и по неценовым параметрам (технические характеристики, качество, услуги), а содер­жательным моментом монополистической конкуренции становится конкуренция за объем продаж. Поэтому, допуская теоретически отсутствие на рынках с моно­полистической конкуренцией стратегического поведения фирм, следует учиты­вать, что на практике оно все же будет иметь место и проявится тем сильнее, чем меньше конкурентов имеет фирма.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.