Сделай Сам Свою Работу на 5

Орфографические нормы (2 часть)





Раздел 1. ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ

Занятие 1.3. Культура письменной речи:

Орфографические и пунктуационные нормы.

Практическая часть

Орфографические нормы (2 часть)

Задание 1. Прописная/строчная? Выберите правильное написание.

 

I. (Д,д)ревняя (Р,р)усь, (К,к)иевская (Рр)усь, (В,в)осточная (Е,е)вропа, (С,с)еверное (П,п)ричерноморье, (Ю,ю)го-(В,в)осточная (Е,е)вропа, (С,с)редняя (О,о)ка, (В,в)ерхний (Д,д)он, (Р,р)имская (И,и)мперия, (Б,б)алканский (П,п)олуостров, (Ф,ф)инский (З,з)алив, (Д,д)ревнерусское (Г,г)осударство, (С,с)ветлый (К,к)нязь, (В,в)еликий (К,к)князь, на берегах (Б,б)осфора, «(П,п)овесть (В,в)ременных лет», (Х,х)азарский (К,к)аганат, (Т,т)мутараканское (К,к)няжество, (В,в)осточное (П,п)риазовье, (П,п)ричерноморские (С,с)тепи, (Д,д)инастия (Р,р)юриковичей, (К,к)онстантинопольский (П,п)рестол, (В,в)ладимир (М,м)ономах, (Н,н)овгородская (З,з)нать, (Р,р)остово-(С,с)уздальская (З,з)емля, (В,в)севолод (Ю,ю)рьевич (Б,б)ольшое (Г,г)нездо, (Г,г)алицко-(В,в)олынские (К,к)нязья, (В,в)изантийская (И,и)мперия, «(С,с)лово о (З,з)аконе и (Б,б)лагодати» (М,м)итрополита (И,и)ллариона, (Ч,ч)ерниговщина, (О,о)рден (М,м)еченосцев, (Т,т)евтонский (О,о)рден, (В,в)осточная (П,п)руссия, (С,с)редневековая (Р,р)усь, (Н,н)овгород-(С,с)еверское (К,к)няжество, (Н,н)овгород-(С,с)еверский (К,к)нязь (И,и)горь (С,с)вятославич, «(С,с)лово о (П,п)олку (И,и)гореве», (П,п)ереяславль, (А,а)лександр (Н,н)евский, (З,з)олотая (О,о)рда, (М,м)итрополит (В,в)сея (Р,р)уси, (И,и)ван (К,к)алита, (Р,р)ечь (П,п)осполитая, (К,к)уликовская (Б,б)итва, (Т,т)роице-(С,с)ергиев (М,м)онастырь, (С,с)оборная (П,п)лощадь, (К,к)олокольня (И,и)вана (В,в)еликого, (У,у)спенский (С,с)обор, (М,м)осковский (К,к)ремль, (Н,н)ашествие (Т,т)охтамыша, (Б,б)оярская (Д,д)ума, (З,з)емский (С,с)обор, (С,с)удебник, (М,м)осковское (Г,г)осударство, (Л,л)ивонская (В,в)ойна, (С,с)тоглавый (С,с)обор, (А,а)таман (Е,е)рмак, (К,к)рымский (Х,х)ан (М,м)ухаммед-(Г,г)ирей, (О,о)сманская (И,и)мперия, (Л,л)обное (М,м)есто, (К,к)нязья (Г,г)олицыны, под селом (Т,т)ушином, (З,з)емский (С,с)тароста (К,к)узьма (М,м)инин-(С,с)ухорук, (С,с)мутное (В,в)ремя, (П,п)ротопоп (А,а)ввакум.



II. (В,в)еликая (О,о)течественная (В,в)ойна, (М,м)едаль «(З,з)а (О,о)борону (Л,л)енинграда», (О,о)рден (П,п)очетного (Л,л)егиона, (О,о)рден (С,с)вятого (Г,г)еоргия, (М,м)амаев (К,к)урган, (П,п)резидент (Р,р)оссии, (С,с)емилетняя (В,в)ойна, (Д,д)ревний (Р,р)им, (Д,д)ом (Р,р)омановых, (С,с)вященное (П,п)исание, (С,с)одружество (Н,н)езависимых (Г,г)осударств, (Б,б)ородинское (С,с)ражение, (Э,э)поха (Р,р)енессанса, (Э,э)поха (Р,р)омантизма, (К,к)расный (К,к)рест, (Д,д)ом (Р.р)ебенка, (Г,г)ринпис, (Г,г)ригорианский (К,к)алендарь, (Г,г)рановитая (П,п)алата, (П,п)етровские (Р,р)еформы, (К,к)убанский (Г,г)осударственный (У,у)ниверситет, (О,о)тдел (В,в)из и (Р,р)егистраций, (Е,е)вропейский (С,с)оюз.



 

 

Задание 2. Слитно/раздельно/через дефис?

(Д,д)ревне(русская) народность, (В,в)осточно)европейская равнина, племена (финно)угорского происхождения, (ирано)язычные кочевники, (военно)племенной союз, (крупно)масштабные передвижения, (территориально)политический характер, (двух)ступенчатая структура, (этно)политическое образование, (анти)норманисты, (обще)славянский титул, (военно)служилая знать, (поли)этничное объединение, (военно)дружинная знать, (ранне)феодальное государство, (наемники)варяги, (внешне)политическая деятельность, (южно)русские земли, (социально)политическое развитие страны, (шести)тысячный отряд, (трех)дневные бои, (русско)византийский договор, (ближнее)восточная культура, (древне)русская литература, (Киево)(П,п)ечерский монастырь, (междо)усобные войны, (статус)кво, (монголо)татарское нашествие, (западно)европейский романский стиль, (золото)ордынские правители, (государственно)правовая сфера, (социально)экономическое развитие, (сельско)хозяйственные орудия, (велико)русская народность, (велико)княжеские земли, (сословно)представительные учреждения, (поместно)вотчинное землевладение, (феодально)крепостнические порядки, (города)крепости, (социально)экономические предпосылки, (трех)месячная осада, (старо)обрядцы.



 

 

Задание 3. Раскройте скобки, определите, с чем связан выбор гласной в частицах НЕ и НИ, а также объясните слитное/раздельное написание.

 

 

I. (Не)нависть, (не)насытный, (не)навидеть, (не)льзя, (не)кий, (не)ймется, (не)долг, (не)сносные, (не)она, (не)сам, (не)досыпать, (не)строить, (не)видя, (не)хотя, (не)найду, (не)приятель, а друг; (не)брежность, (не)чисть, (не)дотрога.

II. Политика (н…) вмешательства, (н…) подчинение Орде, (н…) зависимые земли, (н…) стабильность верховной власти, народное (н…) довольство, (н…) праведная власть, (н…) сколько (н…) сомневаться в успехе, (н…) знатный дворянин, (н…) обузданный тиран, (н…) нуждаться (н…) в ком, (н…) удачные походы, национальная (н…) зависимость, (н…) равноправный договор, (н…) о чём (н…) жалеть.

III. Слово митрополита было далеко (н…) последним в решении политических вопросов. 2. Фактически у государства (н…) было (н…) таких денег, (н…) столько свободных земель. 3. Руководители (н…) всегда и (н…) во всем искренни перед народом. 4. Это был (...) кто иной, как бельгийский посол. 5.Орфография есть (...) что иное, как раздел науки о языке, устанавливающий правила правописания. 6. (Н...) кого иного, кроме друга, я не ожидал здесь встретить.

 

Задание 4.Раскрывая скобки, вставьте частицы НЕ и НИ. Рас­ставьте недостающие знаки препинания.

1.Как (н…) старался я отгонять от себя прочь воспоминание о (н…) знакомке, о ее спутнике, о моих встречах с ними, оно то и дело возвращалось и приставало ко мне...

2.Кто (н…) проклинал станционных смотрителей, кто с ними (н…) бранивался!

3. Кажись (н…) ведомая сила подхватила тебя на крыло к себе и сам летишь и все летит: ...летит вся дорога (н…) весть куда в пропадающую даль.

4. (Н…) так (ли) и ты Русь что бойкая (н…) обгонимая тройка (н…) сешься? ...летит мимо все что (н…) есть на земле и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и госу­дарства.

5. В его этюдах было много жизни и правды, но (н…) один из них (н…) закончен и рисунок показался мне (н…) брежен и (н…) верен.

6. (Н…) одна мать (н…) ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.

 

 

Задание 5.Данные словосочетания разделите на две группы: 1) словосочетания с сущ.+ предлог; 2) сло­восочетания с наречиями.

Идти (в)глубь леса; что-то виднеется (в)дали; (в)пору сшит кос­тюм; уходить (в)глубь; (во)время прийти; (в)пору испытаний; (на)зло не надо отвечать злом; (в)плотную массу воздуха; делать (в)тихую; идти след (в)след; (во)время семинара; (к)низу опустить голову; сделать (на)зло; (в)растяжку говорить; подойти (в)плотную; (на)утро выпал снег; (на)сколько можно судить; (на)кануне; (к)низу шкафа подставить; (в)высь подняться; (в)конец переулка уйти; (в)высь небесную взлететь; (по)доброму совету; расстаться (по)дружески; давным(давно) известный; увеличить (в)трое; (по)общему мнению.

 

Задание 6.Используя приведенные ниже прилагательные, составьте словосочетания со следующими словами: отнюдь (не), крайне (не), совершенно (не), нисколько (не), вовсе (не), далеко (не), абсолютно (не).

Веселый, добрый, интересный, знатный, смешной, интелли­гентный, толстый, молодой, богатый, известный.

 

Пунктуационные нормы

Нормы пунктуации определяют употребление знаков препинания. Нормы орфографии и пунктуации закреплены в "Правилах русской орфографии и пунктуации" (М., 1956), единственном наиболее полном и официально утвержденном своде правил правописания. На основе указанных правил составлены различные справочники по орфографии и пунктуации, наиболее авторитетными среди которых считается "Справочник по орфографии и пунктуации" Д.Э. Розенталя, неоднократно переиздававшийся, в отличие от официального свода правил, изданного дважды - в 1956 и 1962 гг.

 

 

Задание 7.Прочитайте отрывок из рассказа М. Горького, вставляя не­достающие знаки препинания и объясняя условия их поста­новки графически.

Солнце медленно сползает с неба на край степи и когда оно почти коснется земли то становится багровым. На степь ложит­ся красноватое освещение возбуждающее тоскливое чувство смутное влечение вдаль, вон из этой пустоты. Потом солнце при­касается краем к земле и лениво уходит в нее или за нее. В небе еще долго после него тихо играет музыка ярких цветов вечер­ней зари но она все бледнеет и наступают сумерки теплые и молчаливые. Вспыхивают звезды и трепещут точно испуганные скукой на земле.

В сумерках степь суживается; на станцию со всех сторон бес­шумно ползет тьма ночи. И вот приходит ночь черная угрюмая.

На станции зажигают огни; ярче и выше всех зеленоватый огонь семафора. Вокруг него тьма и молчание.

Порой раздается звонок — повестка к поезду; торопливый звук колокола несется в степь и быстро тонет в ней.

Вскоре после звонка из темной дали выбегает красный свер­кающий огонь и тишина в степи содрогается от глухого грохота поезда идущего к одинокой станции окруженной тьмой. (М. Горь­кий. Скуки ради)

 

Задание 8.Прочитайте отрывок из произведения В. Пелевина «Жизнь насекомых». Расставьте знаки препинания в предложениях с обособленными определениями.

 

Главный корпус пансионата наполовину скрытый старыми то­полями и кипарисами был мрачным серым зданием как бы повер­нувшимся к морю задом по команде безумного Иванушки. Его фасад с колоннами потрескавшимися звездами и навек согнуты­ми под гипсовым ветром снопами был обращен к узкому двору, где смешивались запахи кухни, прачечной и парикмахерской, а на набережную выходила массивная стена с двумя или тремя окна­ми. В нескольких метрах от колоннады поднимался бетонный за­бор, по которому вправо уходили поблескивающие в лучах заката трубы теплоцентрали. Высокие торжественные двери скрытые в тени опирающегося на колонны циклопического балкона (скорее даже террасы) были заперты так давно, что даже щель между ними исчезла под несколькими слоями спекшейся краски, и двор обыч­но пустовал—только иногда в него осторожно протискивался гру­зовик привозивший из Феодосии молоко и хлеб.

 

Задание 9.Раскройте скобки, делая выбор между НЕ и НИ и слитным или раздельным написанием. Расставьте недоста­ющие знаки препинания.

 

И тут случилось (н...) предвиденное. С вечностью которой Та­тарский решил посвятить свои труды и дни тоже стало что-то про­исходить. Этого Татарский (н...)мог понять совершенно. Ведь веч­ность — так, во всяком случае, он всегда думал — была чем-то (н...)изменным, (н...)разрушимым и (ни)как (н...)зависящим от ско­ротечных земных раскладов. Если например маленький томик Пастернака который изменил его жизнь уже попал в эту вечность то (не)было (н...)какой силы способной его оттуда выкинуть.

Оказалось что это (н...)совсем так. Оказалось что вечность су­ществовала только до тех пор пока Татарский искренне в нее ве­рил, и (н...)где за пределами этой веры ее, в сущности, (не)было. Для того чтобы искренне верить в вечность надо было чтобы эту веру разделяли другие, —потому что вера которую (не)разделяет (н...)кто называется шизофренией. А с другими — в том числе и теми кто учил Татарского держать равнение на вечность, — нача­ло твориться что-то странное.

(Н...)то чтобы они изменили свои прежние взгляды, нет. Само пространство куда были направлены эти прежние взгляды (взгляд ведь всегда куда-то направлен) стало сворачиваться и исчезать пока от него (не)осталось только микроскопическое пятнышко на вет­ровом стекле ума. Вокруг замелькали совсем другие ландшафты. Татарский пробовал бороться делая вид что (ни)чего на самом деле (н...)происходит. Сначала это получалось. Тесно общаясь с други­ми людьми которые тоже делали вид что (ни)чего (не)происходит можно было на (не) которое время в это поверить. Конец наступил (не)ожиданно. (В. Пелевин. GENERATION «П»)

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.