|
График сдачи работ и заданий СРС по ОБЖ
Описание курса
- цель дисциплиныявляется ознакомление студентов с основами безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской) и основами защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях
- краткое содержание дисциплины
Состояние и негативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания, основы физиологии и рациональные условия его деятельности; анатомно-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации; исследования устойчивости функционирования объектов хозяйствования в ЧС и ликвидация их последствий; нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности. Полученные знания позволят будущим специалистам участвовать в проектировании новой техники и технологических процессов в соответствии с современным требованиям по безопасности их эксплуатации с учётом устойчивости функционирования объектов хозяйствования и технических систем, принимать грамотные решения в условиях чрезвычайных ситуаций по защите населения и производственного персонала от возможных последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и применения современных средств поражения, а также в ходе ликвидации их последствий.
Результаты обучения
после окончания изучения дисциплины студенты должны:
А. Иметь представление о: неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности техники и защищенности человека, которая гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его действиям в экстремальных ситуациях;
В. Знать и понимать законодательные акты Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций; теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»; основы взаимодействия человека со средой обитания и рациональными условиями деятельности; средства и методы повышения безопасности и устойчивости технических средств и технологических процессов; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях; методы мониторинга опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; нормативно-технические и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности.
С. Уметь: контролировать параметры негативных воздействий и оценивать их уровни; планировать и осуществлять мероприятия по повышению безопасности жизнедеятельности;
D. быть компетентым:в вопросах безопасности ижзнедеятельности
Е. Приобрести практические навыкипланирования и учачтия с спасательных работах; применения средств индивидуальной защиты, оказания доврачебной помощи пострадавшим;
Содержание курса.
6.1 Перечень лекционных занятий
№
| Наименование темы
| Объем, час
| Литература
| Текущий контроль, балл
|
| Введение.Предмет и задачи дисциплины. Ее место в системе естественных наук. Роль государства в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Эволюционное развитие защитной деятельности людей: техника безопасности, охрана труда, охрана окружающей среды. Гражданская оборона, защита в чрезвычайных ситуациях, безопасность жизнедеятельности.
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| -
|
| Законодательные и правовые акты в области безопасности жизнедеятельности.
Закон РК «О гражданской защите»: основные принципы защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; обязанности организаций в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; права и обязанности населения в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Постановления Правительства РК «Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Постановления Правительства РК «Правила расследования причин аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.»
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| -
|
| Классификация опасных и вредных факторов.
Опасные производственные и бытовые факторы. Классификация, агрегатное состояние, пути поступления в организм человека, распределение и превращение вредного вещества, действие вредных веществ и чувствительность к ним. Комбинированное действие вредных веществ. Нормирование содержания вредных веществ: предельно допустимые, максимально разовые, среднесменные, среднесуточные концентрации. Хронические отравления, профессиональные и бытовые заболевания при действии токсинов.
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| -
|
| Радиационная и химическая опасность.
Ионизирующее излучение. Внешнее и внутреннее облучение. Их действие на организм человека. Экспозиционная, поглощенная, эквивалентная дозы. Категории облучаемых лиц и групп критических органов. Нормы радиационной безопасности. Лучевая болезнь, другие заболевания. Отдаленные последствия. Воздействие ионизирующих излучений на среду обитания. Основные принципы радиационной безопасности – обоснование, оптимизация, нормирование. Классификация радиационных объектов по потенциальной опасности. Работа с закрытыми источниками излучения. Защитные мероприятия. Требования к помещению и оборудованию. Радиационный контроль. Системы и приборы. Приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля. Измеряемые параметры, контрольные уровни. Санитарно-профилактические мероприятия. Классификация химически опасных объектов и химических чрезвычайных ситуаций. Основные способы хранения и транспортировки химически опасных веществ. Методы и средства защиты. Оценка последствий химических аварий. Методы расчета распространения токсианта при аварийном выбросе химически опасных веществ. Приборы химической разведки.
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| -
|
| Современное состояние техносферы и техносферной безопасности.
Этапы развития системы. Техносфера. Закономерности и показатели развития. Структурная схема взаимодействия человека индустриального общества с биосферой, техносферой и социальной средой. Влияние на развитие техносферы демографического взрыва, урбанизации населения, роста энергетики, транспорта, промышленного производства и других отраслей экономики. Зоны техносферы с высокой совокупностью негативных факторов: окружающая среда регионов и крупных городов, производственная среда, зоны чрезвычайных ситуаций. Системы безопасности техносферы.
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| -
|
| Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения.
Понятия об опасных зонах и зонах деятельности, возможные варианты их взаимного расположения. Принципы снижения опасностей в зонах деятельности: совершенствование источников опасности; увеличение расстояния до источника опасности; применение экобиозащитной техники и защитных систем; применение средств индивидуальной защиты и защитных устройств. Методы реализации безопасности в зонах жизнедеятельности.
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| -
|
| Классификация чрезвычайных ситуаций различного характера.
Три основных классификационных признака чрезвычайных ситуаций: по сфере возникновения, по ведомственной принадлежности, по масштабу зоны чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| -
|
| Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.
Понятие устойчивости функционирования. Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Оценка готовности объекта экономики к быстрому восстановлению производства. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объекта экономики в чрезвычайных ситуациях. Способы повышения защищенности персонала. Мероприятия по повышению устойчивости инженерно-технического комплекса и системы управления объектом. Требования норм гражданской обороны к промышленным и гражданским объектам.
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| -
|
| Основные принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
Принципы защиты населения. Мероприятия по защиты от чрезвычайных ситуаций и современных средств поражения: заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий; планирование и проведение защитных мероприятий на всей территории республики; дифференцированный подход к определению характера и объема проведения защитных мероприятий; комплексный подход к определению способов и средств защиты. Инженерная защита населения в условиях мирного и военного времени. Организация мероприятий по эвакуации населения. Оказание доврачебной помощи при чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации социального характера. Психологические аспекты чрезвычайных ситуаций
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| -
|
| Защита от оружия массового поражения.
Общая характеристика оружия массового поражения, его особенностей и последствий применения. Чрезвычайные ситуации при применении ядерного оружия. Поражающие факторы наземного, подземного, воздушного и ядерного взрывов. Поражающие факторы, зоны разрушения и радиационного заражения. Воздействие радиации и электромагнитного импульса. Методы и средства защиты. Чрезвычайные ситуации при применении химического оружия. Классификация и токсилогические характеристики химического оружия. Зоны и очаги поражения. Методы и средства защиты. Чрезвычайные ситуации при применении бактериологического оружия. Классификация и медико-биологические характеристики биологического оружия. Методы и средства защиты. Новые виды оружия массового поражения, методы и средства защиты. Организация защиты населения и территорий. Способы защиты. Защитные сооружения, убежища. Укрытия. Организация укрытия персонала и населения в чрезвычайных ситуациях.
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| -
|
| Организационнопрактические меры безопасности при землетрясениях.
Землетрясения. Классификация землетрясений, шкалы измерения силы землетрясений. Разрушения зданий и объектов при землетрясениях. Поведение работающих и населения при землетрясениях.
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| -
|
| Защита населения при стихийных бедствиях, пожарах, авариях и взрывах на производственных объектах.
Классификация пожаров, их опасные факторы. Поведение людей при лесных и степных пожарах, при горении торфяников. Гидрологические чрезвычайные ситуации. Гидрологические аварии, наводнения, паводки, подтопления. Разрушение зданий и объектов при наводнениях и гидрологических авариях. Поведение людей при наводнениях. Геологические опасные явления. Метереологические, агрометеорологические опасные явления. Способы защиты. Инфекционная заболеваемость людей. Инфекционная заболеваемость сельхозживотных. Поражение сельхозрастений болезнями и вредителями. Общая характеристика внутренних и внешних пожаров. Воспламенение горючих газов, жидкостей, смесей и веществ. Классификация газов, жидкостей, смесей и материалов по пожароопасности. Категорирование помещений по взрывопожароопасности. Профилактика и способы защиты людей от пожаров. Классификация взрывчатых веществ, газовоздушных и пылевоздушных смесей. Особенности ударной волны при взрыве конденсированных взрывчатых веществ, газовоздушных и пылевоздушных смесей, сосудов с не реагирующим газом под давлением. Распространение ударных волн при наземном, воздушном и подземном взрывах. Методы и средства защиты от ударной волны. Безопасность эксплуатации систем повышенного давления.
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| -
|
| Основы организации и проведения аварийно-спасательных работ.
Цели, состав, назначение, организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работа. Способы и перечень спасательных и неотложных работ. Основы управления аварийно-спасательных и других неотложных работ. Особенности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при действии различных поражающих факторов ирного и военного времени. Разведка и оценка обстановки, сложившейся на производственном объекте (в населенном пункте) в результате чрезвычайной ситуации. Методики оценки инженерной обстановки, определение состава сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| -
|
6.2. Перечень семинарских занятий
№
| Наименование темы
| Объем
в часах
| Литература
| Текущий контроль
балл
|
| Организация жизнеобеспечения пострадавшего населения. Расчет надежности систем жизнеобеспечения.
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| 1,5
|
| Первая медицинская помощь пострадавшим при чрезвычайных ситуациях
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| 1,5
|
| Разработка плана мероприятий по развертыванию сборного эвакуационного пункта.
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| 1,5
|
| Правлиа поведения в условиях чрезвычайных стиуаций природного и техногенного характера
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| 1,5
|
| Оценка параметров селевых потоков и их разрушительное действие
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| 1,5
|
| Расчет основных параметров лавин
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| 1,5
|
| Расчет воздействия взрывов на городские и другие объекты
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| 2*1,5=3
|
| Расчет безопасных расстояний при проведении подрывных работ при разрушении зданий в городских условиях взрывом
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| 1,5
|
| Оценка опасных зон при производстве взрывных работ
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| 1,5
|
| Прогнозирование аварийного риска
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| 1,5
|
| Выбор средств индивидуальной защиты в зависимости от вида вредных и опасных производственных факторов
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| 1,5
|
| Правила расследования причин аварий, бедствий и катастроф природного и техногенного характера
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| 1,5
|
| Влияние ионизирующих излучений на организм человека. Нормы радиационной безопасности и расчет доз облучения
|
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| 2*1,5=3
|
График сдачи работ и заданий СРС по ОБЖ
№
| Тема занятий
| Задание СРС
| Цель и содержание занятия
| Рекомендуемая литература
| Форма контроля
| Срок сдачи
| Оценочные
баллы
|
| Организация основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Роль и задачи ГО
| 1. Структура и деятельность ЧС
2. Международная ликвидация ЧС
| Усвоение основных положений
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| Форма выполнения и отчетности
| 1-2 неделя
| 1,75
|
| ЧС мирного и военного времени
| Фитотоксиканты, высокоточные оружия, арбоциды
| Усвоение основных положений
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| Конспект,
схема
| 3 неделя
| 1,75
|
| Зоны чрезвычайных ситуаций
| 1.Описать зону ЧС- землетрясения
2.Наводнения
| Усвоение основных положений
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| Эссе
|
неделя
| 1,75
|
| Основные принципы и способы защиты населения
| 1 Рассредоточение и эвакуация
2. ПРУ
3.ИСЗ
| Усвоение основных положений
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| Конспект
| 5 неделя
| 1,75
|
| Санитарная обработка людей, обеззараживание
| Санобработка техники, транспорта, людей и фуража
| Усвоение основных положений
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| Конспект,
схема
| 6 неделя
| 1,75
|
| Организация и проведение спасательных и других неотложных работ
| Бытовые пожары в г. Астана
| Усвоение основных положений
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| Конспект
| 7-8
неделя
| 1,75
|
| Экологические требования к производству и формированию культуры здоровья у будущих специалистов РК
| Разработать вопросы культуры здоровья будущего специалиста РК
| Усвоение основных положений
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| Эссе
| 9-10
неделя
| 1,75
|
| Травмы. Первая медицинская помощь при ЧС
| Ожоги – причина, признаки, первая медицинская помощь
| Усвоение основных положений
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| Эссе
|
Неделя
| 1,75
|
| Понятие об инфекции. ООИ
| Сибирская язва
| Усвоение основных положений
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| Дополнить лекционный материал
| 12-13
Неделя
| 1,75
|
| Социально - значимые болезни. Инфекции, передающиеся половым путем.
| СПИД
| Усвоение основных положений
| ОЛ: 1-9
ДЛ: 1-7
| Дополнить лекционный материал
| 14-15
Неделя
| 1,75
|
Список литературы
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Законы Республика Казахстан. О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: закон РК: (принят парламентом 5 июля 1996 г.) //Ведомости Парламента РК.–1996.–№ 11-12 – ст. 263.
2. Республика Казахстан. Законы. О гражданской обороне: закон РК: (принят парламентом 7 мая 1997 г.) //Ведомости Парламента РК. –1997. –№ 9 – ст. 93.
3. Республика Казахстан. Законы. О промышленной безопасности на опасных производственных объектах: закон РК: (принят парламентом 3 апреля 2002 г.) //Ведомости Парламента РК.–2002.–№ 7-8 – ст. 77.
4. Безопасность жизнедеятельности /под ред. О.Н.Русака. – СПб.: Лань, М: Омега-Л, 2004. – 448 с.
5. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: учебник для населения / Н.А.Крючек, В.Н.Латчук, Мирнов С.К.; под общ. ред. Г.Н.Кириллова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 264 с.
6. 6. Гринин А.С. Безопасность жизнедеятельности: уч. пособие / А.С.Гринин, В.Н.Новиков. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2002. – 288 с.
7. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территории при ЧС: уч. пособие / В.В.Денисов, И.А.Денисова, В.В.Гутенев, О.И.Монтвилла. – М.: МарТ, Ростов н/Д: МарТ, 2003. – 608 с.
8. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: уч. пособие / В.А.Акимов, Ю.Л.Воробьев, М.И.Фадеев и др. – изд. 2-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 592 с.
9. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козьяков и др.; под общ. ред. С.В.Белова. – 4-е изд. – М.: Высшая школа, 2004. – 606 с.
Дополнительная:
10. Безопасность технических процессов и производств. Охрана труда: уч. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2002. – 320 с.
11. Безопасность жизнедеятельности: учебник / А.В.Забегаев. –М.: АСВ, 2001. – 140 с.
12. Зотов Б.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве / Б.И.Зотов, В.И.Курдюмов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КолосС, 2006. – 432 с.: ил.
13. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств: уч. пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л.Пономарев и др. – 4-е изд., перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с.: ил.
14. Балабас Л.Х. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник / Л.Х.Балабас, Ж.К.Аманжолов. – Астана: Фолиант, 2008. – 232 с.
15. Абдрахманов С.К. О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Казахстан. Информационно справочное пособие. – Алматы, 2008. – 375 с.
16. Сборник нормативных правовых актов о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Книга 1. Законы Республики Казахстан / сост. С.К. Абдрахманов; Республиканские курсы ЧС и ГО. – Алматы, 2008. –169 с.
Политика курса
1. Не опаздывать на занятия.
2. Не отвлекаться на посторонние разговоры, отключать мобильный телефон.
3. Не пропускать занятия, в случае пропуска представлять определенный документ.
4. Соблюдать правила внутреннего распорядка университета.
5. Активно участвовать в учебном процессе.
6. В случае не выполнения задания итоговая оценка снижается.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|