Сделай Сам Свою Работу на 5

Группа – «Литературоведы» - Творец Золотого века.





Урок истории в 8 классе «Декабристы после декабря»

 

Цель: познакомить учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.

Задачи:

1. Используя исторические документы и дополнительную литературу познакомить учащихся с жизнью и деятельностью декабристов, сосланных в Сибирь.

2. Показать «подвиг бескорыстной любви» (подвиг жен декабристов).

3. Проследить отношение А.С. Пушкина к декабристам.

4. Совершенствовать навыки работы с историческим текстом, литературными материалами, создать условия для овладения основными способами мыслительной деятельности (анализ, обобщение, сравнение, сопоставление).

5. Формирование общеучебных и предметных умений и навыков, применение их в практической деятельности учащихся.

Форма проведения мероприятия: рассказ учителя, работа учащихся в группах.

Материально-техническое оснащение: презентация «Декабристы после декабря», мультимедийный проектор, колонки.

Данный урок является заключительным по теме «Общественное движение в России (первая четверть XIX века)» в 8 классе.

На уроке используется материал сверх учебной программы. Он несет большую эмоциональную нагрузку.



 

Вступление

Здравствуйте, меня зовут Назаров Артур Маратович. Я учитель истории школы села Тимофеевка. Садитесь. Для начала давайте посмотрим небольшой видеоролик (слайд 1).

Тема нашего урока: «Декабристы после декабря» (слайд 2).

Что Вы знаете о декабристах?

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(слайд 3) Посмотрите на слайд и прочитайте текст, в конце урока, вы должны выбрать вариант ответа, то есть поставить необходимый знак препинания, и аргументировать свой выбор.

(слайд 4) В декабре 2015-го года исполнилось 190 лет со дня Восстания декабристов, одного из интереснейших, но спорных, событий нашей истории. Первыми выступили 14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади участники Северного общества, с целью свержения самодержавия и отмены крепостного права в России. Затем произошло восстание Черниговского полка на Украине. Оба восстания были подавлены царскими войсками, а их участники преданы суду. На мой взгляд, бескорыстие декабристов, имевших все и потерявших все ради перемен в Отечестве, рисует воображению нашему людей прекрасных и достойных. Но это мой взгляд, а вы можете думать по-другому.



Следствие длилось полгода. Объявили приговоры 12 июля (слайд 5). Пятерых самых опасных преступников - П.И. Пестеля, К.Ф. Рылеева, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина, П.Г. Каховского -приговорили к четвертованию, которое поменяли на казнь через повешение. Приговор привели в исполнение 13 июля 1826 года в Петропавловской крепости. У каждого на груди висела доска с надписью «Государственный преступник».

Более ста человек были приговорены к каторжным работам на разные сроки и вечное поселение в Сибири. Будущих каторжан выстроили во дворе крепости, лишили дворянства и чинов, сожгли в кострах сорванные с них мундиры, эполеты и ордена, сломали над их головами шпаги. В июле 1826 г. осужденных начали небольшими группами отправлять в Сибирь. Там, за горами и реками, там, за туманом расстояний должна развеется память о них - таков был умысел царя. Но мы до сих пор помним о них.

Тридцать лет провели они в Сибири и за ними поехали их жены Е.Трубецкая, М.Волконская, А.Муравьева и другие.

На ваш взгляд, как отнеслось остальное дворянство к таким жестоким наказаниям по отношению к восставшим?

Мой ответ: большинство дворян не одобрили поступок восставших, но последующее наказание ужаснуло их. Например, П. Вяземский писал «Для меня Россия теперь опоганена, окровавлена; мне в ней душно, нестерпимо… Я не могу жить спокойно на сцене казни!».



Работа в группах

Сейчас нам предстоит работа в группах. Вы разделены на 3 группы «Историки», «Моралисты» и «Литературоведы» (слайд 6). Посмотрите, над какой проблемой работает каждая группа. Как вы думаете, каким вопросом будут заниматься «Литературоведы». Вот материал с заданиями. (Раздача материалов). На работу над заданиями отведено вам 5 минут. Будут вопросы – обращайтесь.

1 группа – «Историки»- Жизнь декабристов на каторге (слайд 7)

Начнем с группы «Историки».

На ваш взгляд, сломала ли 10-летняя каторга Якушкина Ивана Дмитриевича?

Что из тягот каторжной жизни, по мнению Якушкина, вызывало наибольшее недовольство?

Что, по мнению автора, было спасением декабристов?

Вопрос для всех. Было ли для каторжан-декабристов удачей то, что большинство из них поселили в одном месте, а не разбросали по всей Сибири?

Давайте смоделируем ситуацию. Представим, что во время перерыва на руднике декабристы решили растопить снег, чтобы попить кипятка. У одного из них дрожали руки от холода, и что-то он обронил в ведро. Несмотря на мороз, он вытащил это из ведра. Кто из вас, сможет повторить это.

Лучше всего, между 2-мя группами. (Чтобы искали двое)

Скажите, что вы достали? (Ответ) Кстати это монета старше восстания.

Холодно было? Неприятно? (ответ детей)

А вы смогли бы 10 или 20 лет жить на каторге? (ответ детей)

А может и не так все плохо, особенно в сравнении со сталинскими лагерями? И не требовалось им постоянно снег топить, чтобы кипятком согреться, и доступ к книгам был, много свободного времени, всего 6 часов работы в день, возможность встретиться два раза в неделю с женами. Кстати о женах?

 

Вопрос ко всем группам. Что вы знаете о поступке жен декабристов? (Ответы)

Прежде чем перейдем к группе «Моралистов», давайте посмотрим видеоролик и ответим на вопрос. В Иркутске есть памятник, посвященный женам декабристов. Как вы думаете, символом чего он является? Ролик про жен декабристов (слайд 8).

Символом чего, на ваш взгляд, является памятник, посвященный женам декабристов?(Все ли согласны?)

Группа – «Моралисты» - Жены декабристов (слайд 9).

Теперь работаем с вами.На слайде представлены условия, поставленные Николаем I для жен, добивавшихся разрешения ехать в Сибирь.

Часть 1. Как вы думаете, что для женщин было наиболее страшным условием? В других группах есть иное мнение?

Почему Николай I ставил такие жесткие условия? Были ли у него мысли о том, что узнав условия, жены откажутся от поездки?

(слайд 10)Часть 2. Обратите внимание на следующий слайд. 11 женщин. Оцените поступок жен и невест, поехавшими за своими мужчинами в Сибирь.

К другим группам – есть несогласные с мнением группы «Моралисты»? Объясните почему?

(слайд 11) Часть 3. Вы прочитали текст о поступке Муравьевой А.Г. Она оставила троих малолетних детей на воспитание свекрови и уехала за мужем. Один из сыновей скоро умер. Уже в Сибири родила двух девочек, которые погибли в младенчестве. После этого сама недолго прожила. Как вы думаете, можно ли назвать декабристок героинями? Если да, то за какие качества? Если нет, то почему?

Вопрос только к девушкам, а вы бы, девушки, совершили бы такой подвиг, как декабристки, поехали, оставив сытую жизнь, за свои мужьями к местам их заключения?

 

группа – «Литературоведы» - Творец Золотого века.

Перейдем к группе «Литературоведы»

(слайд 12) Крепкая дружба – на всю жизнь связала Пушкина А.С. со многими декабристами.

Летом 1826 г. он узнал о судьбе декабристов: пятеро повешены, многие сосланы на каторгу в Сибирь. Пушкин не мог писать. Мысли были только об одном. На полях черновой рукописи «Евгения Онегина» профили казнённых декабристов, а между ними сам Пушкин. Кроме того, дважды нарисована виселица с пятью повешенными и написана фраза: «И я бы мог, как шут, вис…» («очевидно, висеть»!).

На следствии по делу декабристов несколько раз возникала фамилия Пушкина. Было показано, что стихи поэта иногда использовались для агитации членами тайных обществ.

(слайд 13) Часть 1. На основании отрывков из произведений А.С. Пушкина объясните, почему члены тайного общества использовали стихи Поэта для проведения агитации и поисков новых сторонников. Ответ аргументируйте, используйте строчки из произведений.

(слайд 14) Часть 2.В декабре 1826 – январе 1827 г. Пушкин А.С. пишет стихотворение-послание декабристам в Сибирь, а в конце 1827 г. каторжник Одоевский А.И. пишет ответ на пушкинское послание. На основании «Послания в Сибирь» сделайте вывод, каково было отношение Поэта к «государственным преступникам».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.